Краткий исторический очерк изучения Ильменских гор (минералогия, петрография) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Краткий исторический очерк изучения Ильменских гор (минералогия, петрография)

2017-07-01 152
Краткий исторический очерк изучения Ильменских гор (минералогия, петрография) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

1. Цели и задачи практики……………………………………………….......4

2. Порядок проведения практики………………………………………........4

3. Техника безопасности: требования и рекомендации……………….......4.

4. Комплектование бригад……………………………………………….......5

5. Оснащение…………………………………………………………….........5

Теоретическая часть

  1. Выветривание. Элювий…………………………………………................6
  2. Гравитационные, водно–гравитационные процессы………….................7
  3. Плоскостной смыв. Делювий………………………………………….......9
  4. Линейная эрозия. Пролювий….. ……………………………….................9
  5. Речная эрозия. Аллювий……………………………………………….....11
  6. Заболачивание. Болотные отложения…………………………………....12

Полевые работы

1. Рекогносцировка……………………………………………......18

  1. Маршрутные наблюдения...........................................................................19

а) маршрутная съемка………………………….................................19

б) описание обнажений, их зарисовка и отбор проб грунта….......23

Камеральные работы

  1. Камеральная обработка документации…………....................41

Отчетный период

1. Оформление отчета……………………………………………...................43

Краткий исторический очерк изучения Ильменских гор (минералогия, петрография)

Лепешковское месторождение строительных песков (песчаный карьер)

2. Представление отчета…………………………………………...................44

3. Оценка практики……………………………………………………….......44

Список литературы ………………………………………………….................45

 

В В Е Д Е Н И Е

Цели и задачи практики

 

Учебная геологическая практика проводится в летнее время после изучения студентами курса «Инженерная геология». Кроме закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, преследуется цель наделить будущих инженеров–строителей практическими навыками проведения полевых исследований и составления геологической документации. К тому же, практика позволяет составить некоторое представление о целях и задачах предмета «Инженерные изыскания в строительстве», читаемого на старших курсах.

Значительное сокращение количества часов учебного курса «Инженерная геология» вызвало необходимость перенести на время летней практики рассмотрение ряда изучаемых тем. Соответственно, вышеназванные методические указания потребовали некоторой переработки и дополнения. Это позволит использовать данное пособие студентами специальностей АД и ВиВ, согласно стандарту обучения.

 

Порядок проведения практики

 

Учебная геологическая практика проводится в пределах г. Миасса или его пригородов. В этих условиях наиболее интересным участком, с точки зрения геологии, является долина р. Миасс.

Продолжительность практики составляет одну неделю при шестичасовом рабочем дне. Этот период разбивается на следующие этапы:

– подготовительные работы – 1 день;

– полевые работы – 4 дня;

– камеральные работы – 1 день;

– представление отчета – 1 день.

 

3. Техника безопасности: требования и рекомендации

 

Перед началом практики руководитель проводит со студентами инструктаж по технике безопасности.

При прохождении практики студенты обязаны:

· своевременно прибывать к месту практики и покидать его с разрешения руководителя;

· соблюдать осторожность при работе на склонах и проходке горных выработок;

· не купаться в р. Миасс и близлежащих водоемах;

· в конце каждого дня полевых работ осматриваться с целью обнаружения клещей;

· бережно обращаться с приборами и инструментами, утраченные - возместить.

Для более успешного проведения практики студенты должны быть хорошо экипированы. В жаркую погоду, во избежание солнечного удара, обязателен головной убор. Одежда должна быть удобной и, желательно, многослойной. Обувь необходима лёгкая, без каблуков и на рифлёной подошве (для более безопасного передвижения по склону). Рекомендуется иметь средства защиты от комаров и дождя, питьевую воду.

После прохождения инструктажа оформляется акт о его прослушивании с обязательной подписью каждого студента. Студенты, не прошедшие инструктаж, к полевым работам не допускаются.

 

Комплектование бригад

 

Каждый студент обязан освоить все виды работ, выполняемых на практике. Для более качественного их проведения учебная группа разбивается на подгруппы по 5 – 6 человек, называемые бригадами.

В каждой бригаде назначается бригадир, ответственный за распределение обязанностей, сохранность оборудования, выполнение установленного графика работ и требований техники безопасности.

 

Оснащение

 

Каждая бригада получает почасовой график работ, а так же список необходимых материалов и оборудования (* - предоставляется кафедрой):

· планшет;

· горный компас*,

· рулетки, линейки;

· колышки;

· лопата и совок;

· коробочки для проб грунта*;

· этикетки*;

· канцелярские принадлежности;

Кроме того, каждый студент должен иметь при себе полевую книжку (тетрадь по геологии), в которую аккуратно простым карандашом заносятся записи и рисунки.

 

 

П О Л Е В Ы Е Р А Б О Т Ы

 

Полевые работы – наиболее ответственная часть инженерно-геологических исследований (а, значит, и учебной геологической практики). Успех всей работы зависит от правильно собранного и тщательно проверенного материала полевых наблюдений.

Для окончательного выяснения всех вопросов по практике, перед началом полевых работ проводится обзорная экскурсия. Вся учебная группа проходит по всему участку работ, где студенты видят результаты геологических и инженерно-геологических процессов и меры борьбы с ними, принятые строителями.

В ходе экскурсии руководитель практики отмечает точки наблюдения, на которые следует обратить особое внимание при обследовании участка. Это делается для того, чтобы полевые работы бригады осуществляли совершенно самостоятельно, в соответствии с настоящими методическими указаниями, с привлечением ранее полученных знаний и с учетом рекомендаций руководителя практики.

В тот же день участок разбивается на отрезки по количеству бригад. Протяженность отрезков зависит от сложности трассы и количества объектов, подлежащих исследованию. В учебных целях выбирается участок с максимальной обнаженностью грунтов.

Многолетний опыт проведения учебной геологической практики позволяет рекомендовать проведение полевых работ не в июне-июле (по плану практики), а в конце апреля – начале мая, до начала паводка и зарастания склонов.

 

Рекогносцировка

Инженерно-геологическая р е к о г н о с ц и р о в к а – это обследование местности с целью получения данных об основных чертах ее инженерно-геологических условий. В ходе рекогносцировки собирают сведения о геологических и геоморфологических особенностях территории, об основных типах грунтов и их физико-механических свойствах, об основных водоносных горизонтах, о развитии физико-геологических процессов и явлений и масштабах их проявления.

Инженерно-геологическая рекогносцировка осуществляется по маршрутам, намеченным после предварительного осмотра территории с господствующих высот или после ознакомления с нею при помощи воздушного, водного или наземного транспорта. Маршруты рекогносцировочного обследования располагают, по возможности, вкрест (поперек) простирания геологических контактов (см. практ. раб. «Работа с геологической картой»).

 

Равно 100 метрам.

Человек с нормальным зрением может четко видеть:

· лица людей – с расстояния 150 м,

· голову человека – с расстояния 400 м,

· отдельные деревья – с расстояния 2 км,

· отдельные дома – с расстояния 5 км,

· деревни и большие дома – с расстояния 9 км,

· ветряные мельницы – с расстояния 11 км,

· колокольни и башни – с расстояния 15 – 20 км.

Маршрутные наблюдения

а) м а р ш р у т н а я с ъ ё м к а заключается в визуальных и инструментальных исследованиях, измерении, нанесении на карту всех природных и искусственных факторов, определяющих инженерно-геологические условия на площадке.

Основной метод съёмки - глазомерный (см. рис. 11), проводимый, обычно, в полосе шириной от 200 до 1000 м (в учебных целях ширину полигона можно сократить до нескольких десятков метров). Маршрутная съёмка производится по ходовой линии. По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся слева и справа от маршрута, насколько видно на открытой местности. Расстояния могут измеряться мерной лентой (см. рис. 11в).

 

 
 

б)

 
 

а) в)

Рис. 11 Составление плана местности способом глазомерной съемки

а - планшет, готовый к работе; б - визирование; в – мерная лента со шпильками

 

Съёмка может производиться при наличии готовой топографической карты или без неё. Масштаб съёмки (от 1:200000 до 1:1000) зависит от вида строительства и стадии проектирования, а так же от изученности исследуемой территории и сложности условий.

Документирование маршрута начинается с его номера, даты, направления и назначения. Все точки наблюдения нумеруются, ориентируются на местности при помощи компаса или каким-либо другим способом и наносятся на карту.

Общие приёмы работы:

1. Подготовить планшет (см. рис. 11а).

2. Определить участок, объекты, исходную точку.

3. Ориентировать планшет. Стрелка компаса и стрелка С–Ю на планшете показывает одно направление – на север.

4. Произвести визирование на предмет и определить расстояния до него (см. рис. 11б, в).

5. Обозначить объекты условными знаками.

6. Окончательно оформить план (см. рис. 12):

 


Рис. 12 План маршрутной съёмки местности

Часто при проведении инженерно-геологической съемки пользуются не обычным, а более универсальным - г о р н ы м к о м п а с о м. Он, в отличии от обычного, имеет лимб с градуировкой, нанесенной против часовой стрелки, при этом стороны света (восток и запад) переставлены. Кроме того, горный компас снабжен отвесом со специальной шкалой (см. рис. 13):


При замере азимута горным компасом направляют компас «севером» (С) на визируемый предмет, совмещают длинную сторону основания компаса (С-Ю) с направлением измеряемой линии и на лимбе непосредственно берут отсчет по северному концу.

Все наблюдения фиксируют в пикетажных книжках, записи производят аккуратно простым карандашом на правой стороне разворота, а левую оставляют для зарисовок.

 

Наибольшее внимание уделяют участкам с наличием опасных геологических и инженерно-геологических процессов, слабоустойчивых и других специфических грунтов, участкам с близким залеганием подземных вод, пёстрым литологическим составом грунтов, высоким расчленением рельефа и т.п. В последнем случае обязательно приводится характеристика склона:

· по крутизне:

- крутые (α=35);

- средней крутизны (α=35-15);

- отлогие (α=15-5);

- очень отлогие (α=5-1);

- почти горизонтальная поверхность (α=1-0);

· по длине:

- длинные (l >500м);

- средней длины (l <50м);

- короткие (l <50м);

· по форме:

- прямые;

- выпуклые;

- вогнутые;

- выпукло-вогнутые (изменяют форму сверху вниз);

- ступенчатые;

· по происхождению:

- тектонические(возникают в результате складчатых и разрывных дислокаций);

- вулканические (образуются при застывании лавовых потоков, грязевых масс и т.п.);

- экзогенные;

· по особенностям склоноформирующих процессов.

 

Дополнительно выявляют дефекты планировки территорий, развитие заболоченности, подтопления, просадочности, степень полива газонов и древесных насаждений.

Анализ всех данных инженерно-геологической съемки позволяет выделить в пределах исследуемого района и показать на карте:

- участки, благоприятные для предполагаемого вида строительства;

- участки, условно благоприятные, где необходимо проведение тех или иных простейших защитных мероприятий;

- участки неблагоприятные, требующие сложных предварительных мероприятий.

По результатам вышеперечисленных работ намечают размещение ключевых участков для более детального исследования, составления опорных разрезов, определения состава, состояния и свойств грунтов, гидрогеологических параметров водоносных горизонтов с выполнением горнопроходческих, геофизических и лабораторных работ.

б) описание обнажений, их зарисовка и отбор проб грунта.

Первую задачу при работе в поле составляет описание о б н а ж е н и й (выходов на земную поверхность) горных пород.

Обнажения бывают естественные и искусственные. Естественные обнажения возникают без вмешательства человека и бывают весьма многообразны. Чаще всего это выходы коренных и рыхлых пород в обрывах склонов речных долин, в руслах рек, ручьев, в промоинах, в кастовых воронках, провалах и оползневых обвалах, каменные россыпи и т.д. Искусственными обнажениями называют всякие следы деятельности человека, приводящие к вскрытию горных пород - шурфы, канавы, штольни, шахты, карьеры, колодцы, котлованы, траншеи и т. д.

Детальному изучению обнажения часто мешают рыхлые массы, перекрывающие слои горных пород. Поэтому необходимо тщательно расчистить поверхность обнажения лопатой. Рациональнее будет расчистка уступами (см. рис. 14), т. к. во-первых, это позволяет определить истинную мощность слоёв, а во-вторых, уступы могут использоваться для передвижения по склону.

 
 

Рис. 14 Расчистка обнажения уступами

1 – аргиллит; 2 – глина; 3 – супесь; 4 – суглинок; 5 – осыпи и

оплывины; 6 – контур расчистки

 

Документация обнажения начинается с его порядкового номера и указания точного местоположения (привязка ведется по отношению к элементам рельефа и приметному объекту). Указывается тип обнажения (естественное или искусственное; скала, обрыв берега, выемка у дороги и т.д.). Размер обнажения измеряется рулеткой.

После внимательного осмотра обнажения определяют общий характер залегания горных пород. С течением времени под влиянием геологических и гидрогеологических процессов изначально горизонтальные пласты горных пород могут менять свое положение в пространстве. В строительной практике часто бывает важно установить и нанести на карту действительное положение слоёв. Для этого надо знать элементы залегания пластов и уметь пользоваться горным компасом (см. рис. 15):

 


 
 

Рис. 15 Измерение горным компасом элементов залегания слоя

Пластинка компаса в горизонтальном (Г) и вертикальном (В) положениях (угол наклона отсчитывается по отвесу)


 

Л и н и я п а д е н и я - это линия, лежащая на поверхности слоя и направленная в сторону его падения. В полевых условиях эту линию легко обнаружить, проследив за движением дробины или круглой гальки по поверхности пласта или за струёй воды, текущей сверху.

У г о л п а д е н и я - это угол между линией падения и ее проекцией на горизонтальную плоскость. Для определения его величины горный компас в вертикальном положении прикладывают длинной стороной основания к линии падения. Затем нажимают кнопку фиксирования отвеса - освобождают, и снова фиксируют его. Значение, указанное стрелкой на шкале, и будет величиной угла падения пласта. Оно не превышает 90 градусов.

А з и м у т п а д е н и я - угол между линией падения пласта и северным направлением. Короткую сторону основания компаса, находящегося в горизонтальном положении, совмещают с направлением линии падения (северный сектор лимба направлен в сторону падения) и производят отсчет по северному концу стрелки.

Л и н и я п р о с т и р а н и я - любая горизонтальная линия на поверхности пласта. Она перпендикулярна линии падения.

А з и м у т п р о с т и р а н и я - угол между линией простирания и северным направлением. Он измеряется обязательно при вертикальном залегании пород и в случае, когда падение не ясно, а простирание заметно. В остальных случаях на практике нередко измеряют лишь азимут и угол падения, а азимут простирания находят прибавлением или вычитанием 90 градусов из значения азимута падения.

Записи элементов залегания в пикетажную книжку производят в магнитных азимутах (так, как было обозначено на лимбе горного компаса), а во время камеральной обработки для получения истинного азимута необходимо вводить поправку на величину магнитного склонения. Оно обусловлено несовпадением магнитного и географического полюсов и указывается на географических картах. В случае восточного магнитного склонения поправки к значению магнитного азимута прибавляются, а в случае западного - вычитаются из него.

Запись в пикетажной книжке, характеризующая пласт с азимутом простирания 25° в северо-восточном направлении и азимутом падения 115° в юго-восточном направлении, расположенный под углом 35° к горизонтальной плоскости, выглядит так: Аз. прост. СВ 25; аз. пад. ЮВ 115 < 35 (значки градусов не ставятся, так как могут быть спутаны с нулями).

 

Даётся общая характеристика разреза в обнажении, при этом указывается порядок описания пород: сверху вниз или снизу вверх (приемлемы оба варианта, но второй правильнее).

Горные породы визуально подразделяются на слои с использованием различных признаков (состав, окраска и др.). Осуществляется описание выделенных слоёв по плану:

1) определяют название слоя по преобладанию в нем того или иного материала;

2) указывают основные особенности внешнего вида породы (грубозернистость, разнозернистость, наличие пόлостей и т. д.);

3) определяют мощность, форму, размеры, элементы залегания слоя (если они отличаются от элементов залегания всего обнажения);

4) отмечают цвет горной породы на свежем сколе, на выветрелой поверхности, в сухом и влажном состоянии, изменение цвета породы в пределах пласта;

5) устанавливается крепость породы: слабые разламываются рукой; породы средней крепости рукой не разламываются, но легко разбиваются молотком; очень крепкие - с трудом разбиваются молотком;

6) выясняют структуру породы: форма, размеры, степень окатанности зёрен, состав и тип цемента;

7) устанавливают текстуру породы: массивная, пористая, слоистая;

8) изучают органические и неорганические включения: их состав, величина, форма, сохранность, обильность, закономерность расположения в слое;

9) жилы и прожилки осматривают, измеряют и ориентируют;

10) исследуют сланцеватость, трещиноватость: расположение трещин, их длину и глубину, степень зияния или ширину (закрытые едва видны, только угадываются; открытые шириной менее 0,25мм являются капиллярными, при ширине более 0,25мм - некапиллярные), характер трещин, их густота или частота, характер заполнения трещин (полностью или частично заполнены, в каких частях), состав заполнителя (гипсовый, глинистый, железистый и др.), свойства заполнителя (твердость, пластичность, пористость, комковатость и т.д.);

11) изучают характер контакта с другими слоями: постепенный или резкий переход, согласное или несогласное залегание, наличие следов размыва, изменения цвета, минералогического состава и зернистости по сравнению с выше- и нижележащими слоями.

 

Каждое обнажение обязательно зарисовывают.

Полевые зарисовки представляют собой эскизы, на которых второстепенные детали не вырисовываются, зато подчеркиваются основные. Зарисовку обнажения производят при помощи нескольких условных вертикальных линий, а при сложном строении его делят на квадраты, используя мел, верёвочную сеть и т.д. (см. рис. 16):

 
 

Рис. 16 Зарисовка обнажения с помощью вертикальных

Разметочных линий

 

На зарисовке указываются:

· номер обнажения;

· его ориентировка по сторонам света;

· точки замера элементов залегания;

· места отбора и номера образцов;

· места находок флоры и фауны;

· участки минерализации; выходы подземных вод.

 
 

Задернованные участки оставляют пустыми.

 

 
 

Рис. 17 Зарисовка стенки и дна канавы

Зарисовка является неотъемлемой частью работы, а по возможности обнажение или его фрагменты фотографируют. Как при зарисовке все детали воспроизводятся в определённом масштабе, так и при фотографировании необходимо к объектам прикладывать предметы, размер которых известен (рейка, линейка, кайло с градуированной ручкой, горный компас и т.д.)

 

Одновременно с изучением обнажения отбирают образцы пород и, особенно тщательно, остатки флоры и фауны, позволяющие определить возраст пород. В качестве образцов выбирают свежую, неизмененную выветриванием породу и отделяют куски размером 4×6, 9×12 см и более. Взятые образцы сразу на месте отбора снабжают этикетками со следующим текстом:

 

 
 

 

 


Упаковку образцов обычно производили в мешочки из плотной ткани или в обёрточную бумагу. Но практика подтвердила целесообразность использования пластиковых коробочек из-под пищевых продуктов. Это позволяет избежать необходимости шить мешочки, а главное - даёт возможность сохранить природное залегание и влажность грунта.

Для сохранения естественной влажности, отобранные монолиты и пробы подлежат немедленной консервации способом п а р а ф и н и р о в а н и я. Для этого готовится специальная паста: 20-25% технического воска, 5-10% канифоли, 3-5% минерального масла, остальное - парафин. Смесь кипятят на водяной бане, тщательно перемешивают и доводят до однородного состояния при температуре 60º С.

Монолит обматывают двумя слоями марли, крупнозернистые и пористые грунты заворачивают в полиэтилен. Первый слой пасты наносят кистью, потом монолит погружают в пасту до образования слоя толщиной 2-3 миллиметра. Сверху наклеивают второй экземпляр этикетки и еще раз смачивают пастой.

Нарушенные образцы отправляют в лабораторию в тех же жёстких обоймах (металлических или пластмассовых банках), в которые они были отобраны. Открытые грани образцов закрывают герметичными крышками, положив внутрь этикетку в кальке. Второй экземпляр этикетки прикрепляют на поверхность и горловину банки парафинируют.

Вес ящика с отобранными пробами не должен превышать 30 кг, укладка плотная, свободное пространство заполняют стружкой и т.п. Ящики нумеруют, подписывают «верх» и «не кантовать». В ящик кладут регистрационный журнал отбора проб, второй экземпляр журнала остается у руководителя.

 

О Т Ч ё Т Н Ы Й П Е Р И О Д

 

 

Оформление отчёта

 

Результаты всех полевых и лабораторных исследований излагаются в отчёте, который должен давать чёткое представление об инженерно-геологических условиях участка. Отчёт по учебной геологической практике составляется один на бригаду и содержит следующие главы:

 

В качестве приложений к отчету должны быть представлены:

зарисовки обнажений и грунтовых колонок;

образцы пород и пробы воды с участка наблюдений;

полевые книжки всех членов бригады.

Работа по оформлению отчёта должна проводиться ежедневно по мере выполнения полевых и камеральных работ и соответствовать требованиям методических указаний.

Полностью законченный отчёт должен быть сдан руководителю практики в день её окончания.

Представление отчета

 

Представление отчёта производится бригадой в день окончания практики. Оно заключается в кратком изложении содержания отчёта с демонстрацией графических приложений и проб.

В представлении отчёта принимают участие все члены бригады. Каждый студент описывает ход тех работ, за производство которых он отвечал лично.

Оценка практики

Оценка практики производится по защите отчёта бригадой перед руководителем практики и учебной группой. После представления отчёта могут быть заданы вопросы, касающиеся недостаточно освещённых этапов работ. При оценке учитываются добросовестность и качество выполнения заданий практики каждым студентом. Студент, не выполнивший программу практики, направляется для её прохождения повторно или получает дополнительное индивидуальное задание по курсу инженерной геологии.

Оценка заносится в зачётную книжку и ведомость, которая сдается в деканат руководителем практики в день её окончания.

Список литературы

 

1. Ананьев В. П., Передельский Л. В. Инженерная геология и гидро-геология: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1980. – 271 с. илл.

 

2. Войлошников В. Д. Полевая геология для техника-геолога. Справочное пособие. – М.: Недра, 1984. – 184 с., илл.

 

3. Денисов Н. Я. Инженерная геология: Учебник для вузов. – М.: Гос. изд-во литер. по стр-ву, архитект. и стр. матер., 1964. – 404 с., илл.

 

4. Кейльман Г. А., Болтыров В. Б. Основы геологии: Учебник для геологоразведочных техникумов. – М.: Недра, 1985. – 264 с., илл.

 

5. Мамина С. Е., Терехина Г. М., Паушкин Г. А. Руководство к практическим занятиям по инженерной геологии. – М.: Высшая школа, 1965. – 118 с., илл.

 

6. Маслов Н. Н., Котов М. Ф. Инженерная геология: Учебник для вузов. – М.: Изд-во литер. по стр-ву, 1971. – 341 с., илл.

 

7. Пешковский Л. М., Перескокова Т. М. Инженерная геология: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1971. – 368 с., илл.

 

8. Справочник по инженерной геологии. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. В. Чуринова. – М.: Недра, 1981. – 325 с.

 

9. СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ / Госстрой России. – М.: ПНИИС Госстроя России, 1997. – 47 с.

 

10. Справочное руководство гидрогеолога. 3-е изд., перераб. и доп. Т.2 В. М. Максимов и др. Л., Недра, 1979. 295 с.

 

11. Фролов А. Ф., Коротких И. В. Инженерная геология. Учеб. пособие. М., Недра, 1983. 333 с.

Содержание

Введение

1. Цели и задачи практики……………………………………………….......4

2. Порядок проведения практики………………………………………........4

3. Техника безопасности: требования и рекомендации……………….......4.

4. Комплектование бригад……………………………………………….......5

5. Оснащение…………………………………………………………….........5

Теоретическая часть

  1. Выветривание. Элювий…………………………………………................6
  2. Гравитационные, водно–гравитационные процессы………….................7
  3. Плоскостной смыв. Делювий………………………………………….......9
  4. Линейная эрозия. Пролювий….. ……………………………….................9
  5. Речная эрозия. Аллювий……………………………………………….....11
  6. Заболачивание. Болотные отложения…………………………………....12

Полевые работы

1. Рекогносцировка……………………………………………......18

  1. Маршрутные наблюдения...........................................................................19

а) маршрутная съемка………………………….................................19

б) описание обнажений, их зарисовка и отбор проб грунта….......23

Камеральные работы

  1. Камеральная обработка документации…………....................41

Отчетный период

1. Оформление отчета……………………………………………...................43

Краткий исторический очерк изучения Ильменских гор (минералогия, петрография)

Лепешковское месторождение строительных песков (песчаный карьер)

2. Представление отчета…………………………………………...................44

3. Оценка практики……………………………………………………….......44

Список литературы ………………………………………………….................45

 

В В Е Д Е Н И Е

Цели и задачи практики

 

Учебная геологическая практика проводится в летнее время после изучения студентами курса «Инженерная геология». Кроме закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, преследуется цель наделить будущих инженеров–строителей практическими навыками проведения полевых исследований и составления геологической документации. К тому же, практика позволяет составить некоторое представление о целях и задачах предмета «Инженерные изыскания в строительстве», читаемого на старших курсах.

Значительное сокращение количества часов учебного курса «Инженерная геология» вызвало необходимость перенести на время летней практики рассмотрение ряда изучаемых тем. Соответственно, вышеназванные методические указания потребовали некоторой переработки и дополнения. Это позволит использовать данное пособие студентами специальностей АД и ВиВ, согласно стандарту обучения.

 

Порядок проведения практики

 

Учебная геологическая практика проводится в пределах г. Миасса или его пригородов. В этих условиях наиболее интересным участком, с точки зрения геологии, является долина р. Миасс.

Продолжительность практики составляет одну неделю при шестичасовом рабочем дне. Этот период разбивается на следующие этапы:

– подготовительные работы – 1 день;

– полевые работы – 4 дня;

– камеральные работы – 1 день;

– представление отчета – 1 день.

 

3. Техника безопасности: требования и рекомендации

 

Перед началом практики руководитель проводит со студентами инструктаж по технике безопасности.

При прохождении практики студенты обязаны:

· своевременно прибывать к месту практики и покидать его с разрешения руководителя;

· соблюдать осторожность при работе на склонах и проходке горных выработок;

· не купаться в р. Миасс и близлежащих водоемах;

· в конце каждого дня полевых работ осматриваться с целью обнаружения клещей;

· бережно обращаться с приборами и инструментами, утраченные - возместить.

Для более успешного проведения практики студенты должны быть хорошо экипированы. В жаркую погоду, во избежание солнечного удара, обязателен головной убор. Одежда должна быть удобной и, желательно, многослойной. Обувь необходима лёгкая, без каблуков и на рифлёной подошве (для более безопасного передвижения по склону). Рекомендуется иметь средства защиты от комаров и дождя, питьевую воду.

После прохождения инструктажа оформляется акт о его прослушивании с обязательной подписью каждого студента. Студенты, не прошедшие инструктаж, к полевым работам не допускаются.

 

Комплектование бригад

 

Каждый студент обязан освоить все виды работ, выполняемых на практике. Для более качественного их проведения учебная группа разбивается на подгруппы по 5 – 6 человек, называемые бригадами.

В каждой бригаде назначается бригадир, ответственный за распределение обязанностей, сохранность оборудования, выполнение установленного графика работ и требований техники безопасности.

 

Оснащение

 

Каждая бригада получает почасовой график работ, а так же список необходимых материалов и оборудования (* - предоставляется кафедрой):

· планшет;

· горный компас*,

· рулетки, линейки;

· колышки;

· лопата и совок;

· коробочки для проб грунта*;

· этикетки*;

· канцелярские принадлежности;

Кроме того, каждый студент должен иметь при себе полевую книжку (тетрадь по геологии), в которую аккуратно простым карандашом заносятся записи и рисунки.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.