Монополия и конкуренция. Причины появления монополий. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Монополия и конкуренция. Причины появления монополий.

2017-07-01 504
Монополия и конкуренция. Причины появления монополий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Монопо́лия -это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм.

Причины возникновения монополий:

1. Желание получать монополистическую прибыль — прибыль выше средней, возможную в результате того, что потребитель лишен альтернативы;

2. Высокая доля постоянных издержек, которые требуют одномоментных крупных вложений создания бизнеса и в случае появления конкуренции не окупаются;

3. Законодательные барьеры для осуществления деятельности; (лицензирование, сертификация)

4. Внешнеэкономическая политика. Она направлена на защиту рынка от иностранной конкуренции с целью поддержать отечественные субъекты. Включает: (обложение пошлинами иностранных товаров, ограничение ввоза или запрет).

5. Поглощение и слияние фирм (когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя конкуренцию на рынке).

6. Запугивание конкурентов. Угрожая, например, физической расправой или физически воздействуя на персонал (руководство) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и ухода её с рынка.

 

26. Типы рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, в которую вмешивается монополия.

1. Чистая монополия: продавец является единственным производителем данной продукции, реализуемая продукция уникальна, ей нет заменителя, монополист диктует цену, объём поставок на рынок, на пути к рынку для потенциальных конкурентов устанавливаются непреодолимые барьеры

2. Олигополия: цены достаточно фиксированные, их диктует ведущая фирма, остальные следуют за лидером, доступ на рынок продавцам затруднён

3. Монополистическая конкуренция: наличие на рынке значительного количества фирм, производящих дифференцированную по качеству продукцию, послепродажному обслуживанию, по интенсивности рекламы и т.д.

Основные виды входных барьеров.

1. правительственные лицензии,

2. собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы,

3. авторские права и патенты,

4. эффект масштаба (преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки при увеличении объема выпуска продукции),

5. нелегальные методы борьбы.

 

 

27. Предпринимательство как экономическая категория. Центральной проблемой здесь является установление субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, коллектив и государство. Таким образом, в рыночной экономике существует частное, коллективное и государственное предпринимательство. Объектом предпринимательства является наиболее эффективная комбинация факторов производства с целью максимизации дохода.

А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идей и получения прибыли.

В российском законодательстве предпринимательство трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.
Деловые отношения, возникающие в этих сферах, называют бизнесом. Т.е. бизнес - это система взаимоотно­шений, возникающих между людьми по поводу обмена благами на взаимовыгодной основе.
Любой человек или группа людей являются владельцами оп­ределенных материальных или нематериальных благ. Блага, в дан­ном понимании, - это все, в чем может нуждаться человек для удов­летворения своих потребностей. К ним относятся не только вещи, но и разного рода услуги.

Бизнес и экономика подразумевают наличие деловых отноше­ний. Но экономика - это более общее понятие, охватывающее макро- и микроуровни производства, обмена, потребления. Она от­ражает законы и закономерности развития деловых отношений ме­жду людьми. Бизнес - конкретная характеристика отношений меж­ду совершенно определенными субъектами в определенных услови­ях и на основе определенного законодательства. Другими словами, термин «экономика» употребляют применительно к странам и группам стран, а «бизнес» характеризует отношения между отдель­ными фирмами и людьми.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятель­ность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в ус­тановленном законом порядке.
Фактически это и есть бизнес, т.е. с законодательной точки зрения бизнес и предпринимательство синонимичны.

 

28. Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности - совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:

 

· хозяйственные товарищества (полные и коммандитные),

· хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, акционерные публичные и непубличные),

· производственные кооперативы,

· государственные и муниципальные унитарные предприятия


Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими. Помимо коммерческих, действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих.

В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распределяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

 

29. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике.
Согласно наиболее известному методу классификации фирм - количественному, - предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).

Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса. В большинстве развитых стран мира крупный бизнес занимает ведущее место в экономике. Как правило, на него приходится более 50% (а нередко — более 60%) ВВП. В то же время крупные компании вносят большой вклад в производство многих товаров.

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес - основа рыночной экономики. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости. В этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Каждая фирма является уникальной и неповторимой, но все же имеет общие черты. Классификация фирм позволяет выделить крупные, средние и мелкие фирмы. Это значит, что они отличаются не только штатом сотрудников и размером активов, но и валовой выручкой за год. 1. Исходя из возможности использования эффекта масштаба крупная фирма имеет меньшие средние издержки на единицу продукции по сравнению с мелкими конкурентами. 2. Крупные фирмы способны осилить технологические нововведения, достижения науки и техники, осуществить прогресс в производстве. Они в состоянии оплачивать труд целого круга ученых и разработчиков новых технологий. 3. Крупные фирмы имеют влияние на экономическую динамику в наукоемких и капиталоемких отраслях производства. Дело в том, что они способны оплатить высокую стоимость научных исследований, разработок и технологий и могут позволить себе длительные сроки окупаемости без ущерба потери прибыли и доли рынка.

Конечно, самое оптимальное состояние бизнеса заключается в наличии как крупных, так и мелких фирм, поскольку каждая из них имеет особенное значение для развития экономики.

30. Теория издержек производства и виды издержек.

В экономической теории существуют разные подходы к определению издержек производства. Так, сторонники теории трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) считали, что воплощенный в товаре труд составляет содержание издержек производства.

Австрийский теоретик Р. Визер разработал субъективную теорию издержек альтернативных возможностей, соответственно согласно которой действительные издержки производства данного товара равны наивысшей полезности тех благ, которые общество смогло бы получить, если бы по-другому использовало затраченные производственные ресурсы.

Институционалистская теория расходов представлена ​​в работах Дж.К.Кларка, который тщательно исследовал различные типы затрат: индивидуальные и общественные, абсолютные, дополнительные, финансовые, производственные, долгосрочные и краткосрочные.

Неоклассические концепции издержек производства рассматривают их как сумму затрат (постоянных и переменных) на приобретение факторов производства.

В странах, где существовала командно-административная система, в основе теории издержек производства лежали постулаты трудовой теории стоимости. При этом различались расходы отдельного товаропроизводителя, которые получили название «себестоимость», и общественные расходы, которые были количественно больше на величину прибавочного продукта, составлял материальную основу прибыли производителя.

В последнее десятилетие широко известной стала теория транзакционных издержек, разработанной представителями неоинституционализма. Сюда относят главным образом издержки обращения, т.е. затраты на реализацию товара (реклама, обслуживание рынков и др.). Понятие трансакционных расходов ввел американский экономист Р. Коуз. Неоинституционалисты считают, что функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек, а главным его преимуществом выступает тенденция к минимизации затрат каждого участника обмена на получение информации.

В современной западной экономической теории лежат постулаты неоклассической и транзакционной теории издержек производства, при этом отправными являются два момента. Во-первых, издержки производства в их интерпретации является оплату приобретенных факторов производства. Издержки производства рассматриваются здесь с точки зрения хозяйственника, предпринимателя, пытающегося обосновать оптимальную стратегию фирмы и достичь цели получения равного дохода на каждую денежную единицу, затрачиваемую на покупку факторов производства.

 

Экономические (вмененные) издержки - это хозяйственные затраты, понесенные, по мнению предпринимателя, им в процессе производства. Именно экономические издержки предприниматель вменяет себе в обязанность возместить в первую очередь через цену, и, если ему это не удается, он вынужден уйти с рынка в другую сферу деятельности.

Бухгалтерские издержки -денежные расходы, платежи, осуществляемые фирмой с целью приобретения на стороне необходимых факторов производства. Бухгалтерские издержки всегда меньше экономических, так как они учитывают только реальные затраты на приобретение ресурсов у внешних поставщиков, юридически оформленные, существующие в явном виде, что и является основанием для бухгалтерского учета.

Бухгалтерские издержки в своем составе имеют прямые и косвенные издержки. Первые состоят из расходов непосредственно на производство, а вторые включают затраты, без которых фирма не может нормально работать: накладные расходы, амортизационные отчисления, выплату процентов банкам и т.д.

Разницу между экономическими и бухгалтерскими издержками составляют альтернативные издержки.

Альтернативные издержки -это затраты на производство продукции, которую фирма производить не будет, так как использует ресурсы при производстве данного товара. По существу, альтернативные издержки - это издержки упущенных возможностей. Их величина определяется каждым предпринимателем самостоятельно исходя из его личных представлений о желательной доходности бизнеса.

Постоянные издержки -затраты фирмы, которые она несет вне зависимости от объема своей производственной деятельности. К ним относятся: плата за аренду помещений, затраты на оборудование, амортизация, налоги на имущество, займы, оплата труда управленческого и административного аппарата.

Переменные издержки -затраты фирмы, которые зависят от величины производства продукции. К ним относят: затраты на сырье, рекламу, оплату наемных рабочих, транспортные услуги, налог на добавленную стоимость и др. При расширении производства переменные издержки увеличиваются, а при сокращении - снижаются.

Валовые издержки -это сумма постоянных и переменных издержек. Они представляют собой денежные расходы фирмы на производство продукции.

 

31. Теории прибыли и ее виды.

Прибыль – превышение доходов фирмы над ее издержками.

Когда говорят о прибыли фирмы (предприятия), подразумевают прибыль в широком значении. Это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы.

Теории прибыли:

1. Теория прибыли как дохода от экономических ресурсов (факторов производства).

2. Компенсаторная и инновационная теории прибыли сводят прибыль к предпринимательскому доходу и поэтому рассматривают ее как плату (компенсацию) предпринимателю за его предпринимательскую деятельность.

3. Теория монопольной прибыли объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии.

В зависимости от условий ее формирования различают следующие виды прибыли.
1) По объему издержек обращения выделяют экономическую и бухгалтерскую прибыль.

§ Бухгалтерская прибыль – это простая разница между доходами от реализации (доходами с продаж) и расходами (текущими издержками).

§ Экономическая (чистая) прибыль – это сумма, которая получается в результате вычета из бухгалтерской прибыли дополнительных расходов. В числе таких расходов могут быть некомпенсированные собственные траты, которые не были учтены в себестоимости продукта, дополнительные премиальные работникам, затраты на чиновников и т.д.

То есть чистая прибыль – это доход за вычетом абсолютно всех издержек.
2) По значению конечного результата прибыль может быть:

§ нормативной или предусмотренной,

§ максимально возможной или минимально допустимой,

§ недополученной (упущенная выгода), с отрицательным результатом (убыток).

3) По характеру налогообложения можно выделить:

§ облагаемую налогом прибыль,

§ и не облагаемую.

4) В зависимости от видов осуществляемой деятельности прибыль может быть:

§ От финансовой деятельности. Это эффект, который получен от привлечения капитала в иные источники на выгодных условиях.

§ От производственной деятельности. Это результат производства и сбыта.

§ От инвестиционной деятельности. Это доходы от размещения депозитных вкладов и владения ценными бумагами, доходы, полученные от участия в совместной деятельности с другими компаниями или реализации имущества по завершению инвестиционного проекта.

5) По регулярности формирования прибыль может быть:

§ сезонная,

§ нормированная

§ чрезмерная.

§ Предельная прибыль — добавочная прибыль, получаемая от продажи дополнительной единицы продукции.


32. Рынок труда. Сущность и формы заработной платы.

Рынок трудаэто сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Заработная плата – важнейшая и наиболее массовая форма дохода в любой рыночной экономике, она составляет примерно 3/4 национального дохода страны. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы.

Рассматривая величину заработной платы, необходимо различать: номинальную заработную плату – денежное вознаграждение, которое работник получает за предоставленные им услуги труда; реальную заработную плату – то количество товаров и услуг (в натуральном выражении), которые работник может купить на свою номинальную заработную плату.

Очевидно, что реальная заработная плата находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной зависимости от уровня цен товаров. Реальная заработная плата может падать даже при росте номинальной заработной платы (если цены растут быстрее, чем номинальная заработная плата).

Сущность заработной платы: заработная плата выступает как вознаграждение за труд и является ценой труда при его купле-продаже.

Заработная плата в современной теории рассматривается двояко:

1) как общий заработок человека, в который включаются гонорары, премии, различные вознаграждения за труд;

2) как ставка или цена, выплачиваемая за использование единицы труда в фиксированный период времени (час, день, неделя, месяц, год).

Уровень заработной платы находится под одновременным воздействием всей социальной среды общества и рыночного механизма. Поэтому названное разграничение позволяет избежать смешения их воздействия на зарплату.

Формы заработной платы: Цена труда может быть выражена в категориях времени и продукта. Соответственно зарплата бывает повременной и поштучной (сдельной). Повременная зарплата выступает в виде часовой, дневной, недельной, месячной и годовой. Повременная зарплата используется там, где имеется принудительный машинный ритм или невозможно точно учесть результаты труда работника.

Поштучная (сдельная) зарплата реализуется в количестве произведенных за определенный период времени продуктов, поэтому является вторичной, производной от повременной формы зарплаты. Эта форма заработной платы применяется там, где можно полностью учесть результаты труда работников. Она стимулирует роль производительности и интенсивности труда, создает мотивацию к соревновательности, где победитель получает более высокую зарплату.


33. Рынок капитала и процентный доход. Номинальная и реальная ставки процента.

Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Понятие “капитал” как ресурс в экономической теории включает в себя средства производства, созданные людьми. Использование капитала приносит доход его владельцам.

Процентный доходдоход, получаемый владельцем денежных средств, от предоставления их на время другим экономическим субъектам. Представляет собой компенсацию, выплачиваемую за пользование финансовыми средствами. Обычно выражается в форме годовой процентной ставки.

Различают номинальную и реальную ставки процента. Номинальная — это процентная ставка, рассчитанная на основании текущего курса денежной единицы. Реальная — это ставка процента с учетом уровня инфляции, т. е. прироста общего уровня цен за данный период. Реальная ставка процента равна номинальной ставке за вычетом уровня инфляции. Размеры процентных ставок в коммерческих банках зависят от следующих основных факторов: величина учетной процентной ставки (ставки рефинансирования) Центрального банка, по которой он кредитует коммерческие банки; степень риска от предоставления ссуды; срочность ссуды; размер ссуды; размер налогов на доходы кредиторов; уровень инфляции; степень монополизации ссудного рынка. Следует показать влияние этих факторов на ставку процента.

Отличие номинальной ставки от реальной имеет смысл только лишь в условиях инфляции или дефляции. Американский экономист Ирвинг Фишер выдвинул предположение о связи между номинальной, реальной ставкой процента и инфляцией, получившее название эффект Фишера, который гласит: номинальная ставка процента изменяется на величину, при которой реальная ставка процента остается неизменной. В виде формулы эффект Фишера выглядит следующим образом:

i = r + πe

где i — номинальная ставка процента;
r — реальная ставка процента;
πe — ожидаемый темп инфляции.

 


34.
Рынок земли. Рента и рентные отношения. Цена земли.

Одним из главных факторов производства является земля. Под землей как ресурсом понимается не только сама земля, но и все природные богатства, находящиеся на ней. Особенностью этого рынка является ограниченность воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности. Экономическая реализация данного вида собственности чаще всего производится не путем ее продажи, а через сдачу в аренду и получение дохода в виде ренты. Рента – это плата за пользование землей.

Существует так называемый налог на землю. Чем выше стоимость земли, тем больше сумма налога на нее. Именно из этого налога, поступающего в местный бюджет, оплачивается строительство дорог, создание инфраструктур и многое другое.

Рентные отношения – отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли как фактора производства, ее ископаемых ресурсов называются рентными. В более узком смысле под земельной рентой подразумевается цена земли, уплачиваемая арендатором ее собственнику за возможность производительного использования и получения прибыли. Рента является частью этой прибыли и уплачивается путем ее распределения в пользу собственника земли. Земельная рента представлена двумя основными формами: чистая или абсолютная рента и дифференциальная рента.

Цена земли зависит от многих факторов:

Размера земельного участка.

Плодородия.

Местоположения.

Размера экономической ренты, которая определяется плодородием и местоположение участка.

Ссудного процента. Покупая землю покупатель всегда делает выбор — купить земельный участок или положить деньги в банк чтобы иметь ссудный процент. Землю имеет смысл покупать только тогда, когда она приносит ренту не меньше чем ссудный процент.

По своей экономической сути, цена земли — это дисконтированая рента.

Уравнение для расчёта цены земли:

Ц.з. = (R / %сс) *100

, где Ц.з. — цена земли
R — рента
%сс — ссудный процент


35. Особенности макроэкономического анализа.

Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей.

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность.

Выделяют 4 типа макроэкономических агента:

домохозяйства,

фирмы,

государство,

иностранный сектор (зарубежье)

Домохозяйства – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности.

Домохозяйства выступают в роли: собственников экономических ресурсов, основным покупателем товаров и услуг, основным сберегателем или кредитором.

Фирмы - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли.

Фирмы выступают: покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются основным производителем товаров и услуг в экономике и инвесторами, а поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают основным заемщиком в экономике.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

Государство - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния.

Государство выступает:

а) производителем общественных благ;

б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;

в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);

г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке.

д) регулятором и организатором функционирования рыночной экономики.

Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики, т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:

структурную, обеспечивающую экономический рост; политику, направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия. Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.


36. Характеристика макроэкономических показателей. Методы расчета.

Одним из важнейших макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, является валовой продукт (ВП). Различают валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Валовой внутренний продукт (ВВП) - совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны за год и только с использованием факторов производства данной страны. При расчете ВВП используют три основных метода.

По доходам (распределительный метод) - суммируются факторные доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны.

По расходам (производственный метод) - суммируются расходы всех субъектов на приобретение конечных продуктов.

По добавленной стоимости (разница между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм) - суммируются добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, что позволяет учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного (двойного) счета.

Валовой национальный продукт (ВНП) - совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны за год не только в рамках национальной территории, но и за рубежом. Он рассчитывается аналогично ВВП, но отличается на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами.

Национальный доход (НД) - сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов, за вычетом косвенных налогов. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.

Располагаемый доход (РД) или личный располагаемый доход - доход, полученный домашними хозяйствами. Он находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств.


37. ВВП и ВНП, общие черты и различия. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.

Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:
По определению: валовый внутренний продукт - ВВП есть совокупная стоимость продукции сфер материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. ВВП подсчитывается по, так называемому, территориальному признаку.
Валовый национальный продукт — ВНП есть совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в стране или за рубежом). ВНП подсчитывается по национальному признаку.
Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.
При расчете ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с другой стороны.
Главное требование при расчете показателей ВВП и ВНП — это чтобы все товары и услуги, произведенные за год, учитывались только один раз, т.е. чтобы при расчете учитывалась только конечная продукция и не учитывались промежуточные продукты, которые могут покупаться и перепродаваться много раз.
Конечная продукция — это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция — это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

Разность между ВНП и ВВП находится в пределах ± 1% от ВВП.

Номинальный ВНП является денежным показателем, оценивающим стоимость выпущенных товаров и услуг. На его величину влияет не только изменение физического объема национального производства, но и динамика цен. Поэтому при сравнении номинальных ВНП в различные годы (особенно при отсутствии ценовой стабильности) невозможно определить, в какой мере его рост обусловлен увеличением физического объема конечных благ, в какой - инфляционными процессами. Отсюда вытекает необходимость расчета реального ВНП, характеризующего количество реально произведенной продукции, т.е. физический объем выпущенных товаров и услуг, измеренный в сопоставимых ценах (ценах базисного года). Иначе говоря, реальный ВНП представляет собой номинальный ВНП, скорректированный с учетом темпов инфляции.

Дефлятор ВНП - отношение номинального ВНП к реальному ВНП, выраженное в виде индекса. Так, если номинальный ВНП равен 500 млрд. руб., а реальный ВНП -250 млрд. руб., то дефлятор ВНП = 2,0. Дефлятор ВНП, который используется в качестве всеобъемлющего показателя инфляции, может, однако, быть и ниже 1,0 - в случае, если цены за год упали. В таком случае требуется корректировка показателя ВНП в сторону повышения.

Дефлятор ВНП не следует отождествлять с индексом потребительских цен - другим показателем инфляции, используемым при индексации доходов населения. Индекс потребительских цен измеряет затраты домохозяйств на приобретение фиксированного набора товаров и услуг, называемого потребительской корзиной, типичного для покупок городских потребителей.

Разницу между реальными и номинальными показателями ВНП

На показатель ВНП значительное влияние оказывает изменение уровня цен. Различают номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП отражает физический объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах.

Реальный ВНП - это номинальный ВНП, скорректированный с учетом изменения цеп, или выраженный в ценах базового года. За базовый принимается тот год, с которого начинается измерение или по отношению к которому производится сопоставление ВНП.


38. Система национальных счетов.

Для анализа макроэкономики необходима система показателей, дающих полноценную картину хозяйственной жизни.

Система национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) начала реально создаваться в 1991 г. с разработки соответствующей национальной методологии и проведения сначала экспериментальных, а затем регулярных расчётов основных счетов. В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Евро­пейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). Национальные счета представляют собой систему взаимо­связанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.

Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов — резидентов от момента Производства до момента ко­нечного потребления или создания разных видов накопления.

Система национальных счетов методологически и инфор­мационно связана с другими разделами социально-экономи­ческой статистики. Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

• исчисление обобщающих статистических показателей, ха­рактеризующих результаты экономической деятельности;

• исследование динамики макроэкономических показате­лей

• анализ макроэкономических пропорций.

Взаимосвязь показателей СНС составляет основу моделиро­вания макроэкономических процессов.

Данные системы национальных счетов и построенные на их основе модели применяются для обоснования управленческих и финансовых решений на всех уровнях экономики: макро-, мезо- и микроуровне.


39. Национальное богатство и его структура.

Национальное богатство – совокупность материальных благ, которыми располагает общество на данный момент.

Отдельные блага существуют лишь мгновенно (услуги, энергия) и поэтому учесть их в национальном богатстве невозможно. Для подсчета национального богатства используются понятия «активы» и «пассивы».

Активы – собственность субъектов в различной форме (деньги, товарные запасы, земля, здания, оборудование и т.д.).

Пассивы – часть бухгалтерского баланса, отражающая превышение расходов над доходами (задолженность).

Совокупная величина активов за вычетом пассивов образует собственный капитал субъекта. На уровне национальной экономики понятию «собственный капитал» соответствует понятие «чистые активы». Чистые активы экономики характеризуют величину национального богатства страны.

Национальное богатс


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.