Какое влияние на развитие педагогики оказывают ее связи с другими науками? — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Какое влияние на развитие педагогики оказывают ее связи с другими науками?

2017-07-01 636
Какое влияние на развитие педагогики оказывают ее связи с другими науками? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эти связи имеют два основных аспекта. Первый – использование идей других наук для разработки воспитательной теории, второй – заимствование отдельных методов и методик исследования.

Она имеет множество наук-партнеров, чьими данными она пользуется, с кем она сотрудничает. Это - психология и социология, физиология и медицина, философия и культурология и другие науки. Какую бы из сфер бытия мы не анализировали, мы обязательно отметим в ней педагогический аспект: будь то деятельность политиков, воззрения ученых, произведения деятелей культуры, или пособия для начинающих бизнесменов. Именно поэтому педагогику можно рассматривать как отрасль культуры. Становление педагогической науки тесно связано с становлением культуры развития общества.

Философские науки (диалектический и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика и др.) помогают определить педагогике смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания. Большое значение для уяснения сущности воспитания имеют, например, философские идеи о деятельности как факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на формирование ее сознания и др.

Логика и психология широко используются при разработке принципов организации познавательной деятельности учащихся в процессе воспитания и обучения. Психология изучает закономерности развития психики человека. Психологию в основном интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Интеграция этих наук привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физиологическая теория условнорефлекторной деятельности помогает раскрывать научные основы формирования у воспитуемых практических умений, навыков и привычек поведения, а также развития способностей и творческих задатков.

Положения этики используются при раскрытии процесса нравственного воспитания, эстетики – при освещении вопросов художественно-эстетического развития растущей личности и т.д. В то же время педагогика развивается благодаря творческому использованию методов исследования других наук. В частности, расширению методов экспериментальных исследований в педагогике способствовали такие науки, как физиология человека, психология, социология и др.

Математика обогащает педагогику методами статистической обработки опытно-экспериментального материала.

Таким образом, идеи различных наук о человеке помогают глубже и всесторонне исследовать сущность и закономерности его личностного развития. Указывая на это положение, К.Д.Ушинский в предисловии к первому тому своего труда «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

В этом плане не менее важную мысль высказал и известный российский психолог Б.Г.Ананьев. Он отмечал, что, будучи связанной с другими науками, только педагогика может и должна интегрировать поток крайне разнородной, информации этих наук о человеке в приложении к воспитанию и сделать содержащиеся в них идеи органической частью воспитательной теории.

Нельзя не указать также на то, что педагогика в свою очередь обогащает другие науки. Например, разработанные в ней теоретические идеи о роли воспитательного коллектива в формировании личности (В.А.Лай, Н.К.Крупская, А.С.Мaкаренко) восприняты в философии, социологии, психологии и других науках. Более того, хотя другие науки и накопили немало полезного материала, относящегося к развитию личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает закономерностей воспитания. Эту сложнейшую проблему решает только педагогика и переводит ее в область практического осуществления. Вот почему предметом особой гордости каждого педагога должно служить то, что среди представителей других наук о человеке только он, владея педагогической теорией и соответствующими методиками или, как иногда говорят, технологиями, в состоянии действенно воспитывать и формировать личность, развивая ее интеллектуально-творческие способности, высокую духовность и нравственно-эстетическую культуру.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией.

Какие дисциплины входят в систему педагогических наук?

B систему педагогических наук входят:

Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов.

В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

· общие основы;

· дидактику (теория обучения);

· теорию воспитания;

· школоведение.

Преддошкольная, дошкольная и школьная педагогика – подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Также это: школоведение; частные методики; история педагогики; сравнительная педагогика; педагогика семейного воспитания; педагогика детских и юношеских организаций; военная педагогика; педагогика профтехобразования; этнопедагогика; педагогическая инноватика и др.

Особую группу педагогических наук составляют науки, исследующие особенности обучения, воспитания и подготовки к трудовой деятельности детей с серьезными нарушениями зрения, слуха, речи, а также с психическими расстройствами, мешающими им заниматься в обычной школе. Эти специальные отрасли педагогики объединены в группу носящую общее название специальной педагогики, или дефектологии. Дефектологические науки в свою очередь подразделяются на отдельные самостоятельные отрасли:

Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.

Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых.

Олигофренопедагогика – умственно отсталых.

К отраслям педагогической науки относятся и так называемые частные или предметные методики — науки о закономерностях преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.