Тема 2. Образ ребенка в искусстве и художественной литературе — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 2. Образ ребенка в искусстве и художественной литературе

2017-06-26 130
Тема 2. Образ ребенка в искусстве и художественной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинарские занятия

«Психологическая антропология детства»

Тема 1. Феномен детства

1. Этимология и значения слов «ребенок», «чадо», «детство», «дети» в русском языке.

2. Появление детства в истории человечества. Детство как эволюционное приобретение человечества.

3. Положение ребенка в первобытном обществе и в обществах с традиционной культурой.

4. Статус ребенка в различные исторические периоды (от античности до современности).

5. Основные положения конвенции о правах ребенка (Генеральная Ассамблея ООН).

6. Феномен «исчезновение детства» как характеристика современного общества (Н. Постман).

Письменные задания:

1. Выписать словарные статьи: «ребенок», «чадо», «детство», «дети» из этимологического и толкового словарей русского языка.

2. Записать и проанализировать пословицы, поговорки, фразеологизмы о ребенке, детях и детстве.

3. Эссе на тему «Человек – это существо, имеющее бабушек и дедушек» (К.К.Платонов).

4. Заполнить таблицу №1 и указать литературные источники, которые были использованы в работе по таблице.

 

Таблица №1.

Особенности изучения ребенка различными отраслями антропологии

 

Отрасль Персоналии Особенности изучения ребенка и детства
Эволюционная    
Возрастная    
Философская    
Педагогическая    
Психологическая    
Социальная    
Культурная    

 

Реферирование первоисточников:

  1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. с фр. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
  2. Демоз Л. «Психоистория», «История детства» (коллективный труд).
  3. Конвенция о правах ребенка (необходимо иметь полный текст, ксерокопию).

 

Литература:

1. Белик А.А.Культурная (социальная) антропология. - Москва.- 2009

2. Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. 2-е изд. М., 2009.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.. 2003

4. Культура, личность, этнос: Современная психологическая антропология / Отв. ред. А.А. Белик. - М., 2001.

5. Лурье С. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. - М.: Академический Проект, Деловая книга, 2003. — 624 с.

6. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В.С.Мухина. – Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 2000.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Уч. пособие для ВУЗОВ. — М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.

9. Хомутов А.Е. Антропология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 c.

10. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. - М.: Изд-во МГУ, 2005. — 400 с.

 

Тема 4. «Детоцентризм» педагогической антропологии

1. Ребенок как предмет педагогической антропологии.

2. Вклад Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского в становление и развитие педагогической антропологии в России.

3. Развитие педагогической антропологии за рубежом.

4. История и современное состояние отечественной педагогической антропологии.

5. Детская субкультура.

6. Антропологические модели и технологии образования.

Литература:

1. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. – М., 1994.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. – М., 1998.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1996.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 287 с.

5. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

6. Миллер А. Воспитание, насилие и покаяние. – М.: Класс, 2010. – 296 с.

7. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб, 2000. – 278 с.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995.

9. Сляднева Л.Н. (ред.-сост.) Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 160 с.

10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990, – Т. 5, 6.

 

Семинарские занятия

«Психологическая антропология детства»

Тема 1. Феномен детства

1. Этимология и значения слов «ребенок», «чадо», «детство», «дети» в русском языке.

2. Появление детства в истории человечества. Детство как эволюционное приобретение человечества.

3. Положение ребенка в первобытном обществе и в обществах с традиционной культурой.

4. Статус ребенка в различные исторические периоды (от античности до современности).

5. Основные положения конвенции о правах ребенка (Генеральная Ассамблея ООН).

6. Феномен «исчезновение детства» как характеристика современного общества (Н. Постман).

Письменные задания:

1. Выписать словарные статьи: «ребенок», «чадо», «детство», «дети» из этимологического и толкового словарей русского языка.

2. Записать и проанализировать пословицы, поговорки, фразеологизмы о ребенке, детях и детстве.

3. Эссе на тему «Человек – это существо, имеющее бабушек и дедушек» (К.К.Платонов).

4. Заполнить таблицу №1 и указать литературные источники, которые были использованы в работе по таблице.

 

Таблица №1.

Особенности изучения ребенка различными отраслями антропологии

 

Отрасль Персоналии Особенности изучения ребенка и детства
Эволюционная    
Возрастная    
Философская    
Педагогическая    
Психологическая    
Социальная    
Культурная    

 

Реферирование первоисточников:

  1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. с фр. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
  2. Демоз Л. «Психоистория», «История детства» (коллективный труд).
  3. Конвенция о правах ребенка (необходимо иметь полный текст, ксерокопию).

 

Литература:

1. Белик А.А.Культурная (социальная) антропология. - Москва.- 2009

2. Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. 2-е изд. М., 2009.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.. 2003

4. Культура, личность, этнос: Современная психологическая антропология / Отв. ред. А.А. Белик. - М., 2001.

5. Лурье С. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. - М.: Академический Проект, Деловая книга, 2003. — 624 с.

6. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В.С.Мухина. – Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 2000.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Уч. пособие для ВУЗОВ. — М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.

9. Хомутов А.Е. Антропология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 c.

10. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. - М.: Изд-во МГУ, 2005. — 400 с.

 

Тема 2. Образ ребенка в искусстве и художественной литературе

1. Достоинства и недостатки познания ребенка средствами искусства.

2. Подобрать и проанализировать репродукции изображения ребенка (детей) в картинах художников разных стран, разных исторических периодов, разных направлений.

3. Подобрать и проанализировать отрывки с описанием жизни детей, отношением к ним взрослых в художественной литературе (при этом необходимо учесть социальные, половые и возрастные характеристики ребенка, а также время написания произведения, позицию автора и пр.).

4. Анализ фразеологизмов о детстве и детях.

5. Анализ анекдотов о детстве и детях.

6. Современная масскультура и детство. Образ ребенка в маскультуре. Влияние масскультуры на детей.

7. Образ ребенка в рекламе: анализ отечественных и зарубежных рекламных роликов. Дети как целевая аудитория рекламы.

Письменные задания:

1. Составить список художественных произведений, в которых описываются дети – их положение, жизненная ситуация, развитие личности и пр. (Минимум по 5 произведений отечественной и зарубежной художественной литературы).

2. Проанализировать содержание книг, написанных для детей (минимум 5 произведений отечественных и зарубежных авторов): тематика, образ ребенка, отношений «ребенок – взрослый (родитель, воспитатель), нравственный аспект и др.

3. Разработать критерии и схему анализа художественного произведения о детях. Проанализировать по самостоятельно разработанной схеме одно произведение.

4. Просмотр и обсуждение современных художественных фильмов по различным проблемам детства (какие проблемы детства поднимаются, отношение к ним режиссера, ваше отношение к ним и др.):

· Проблема детской агрессивности: х/ф «Что-то не так с Кевиным», 2011 (реж. Л. Рэмзи) или х/ф «Крысолов» (реж. Л. Рэмзи).

· Эротическое и сексуальное воспитание детей, аморальность родителей, вседозволенность искусства: х/ф «Моя маленькая принцесса» (реж. Е. Йонеско).

· Детско-родительские отношение, семейные сценарии, социальное наследование: х/ф «Похороните меня за плинтусом», 2010.

 

Литература:

1. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. – М., 1994.

2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999.

3. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В.С.Мухина. – Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. – 1072 с.

4. Мухина В.С. Таинство детства: В 2 т. – Екатеринбург, 2005.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995.

6. Произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Аксакова, Достоевского, Толстого, Бунина, О. де Бальзак Аксаков и др.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.