Основные подходы к изучению проблемы коммуникативной компетентности руководителя территориального ОВД — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Основные подходы к изучению проблемы коммуникативной компетентности руководителя территориального ОВД

2017-06-19 941
Основные подходы к изучению проблемы коммуникативной компетентности руководителя территориального ОВД 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последнее десятилетие в России, как и во всем мире, требования к результату общего и в особенности высшего профессионального образования стали формулироваться исключительно в категориях «компетенция» / «компетентность», а сами «ключевые компетенции – как суть новая парадигма результата образования».

Важно заметить, что впервые понятие «ключевые компетенции» было использовано в 1992 г. в проекте Европейского союза «Среднее образование в Европе». В документе, в частности, отмечалось, что важнейшей задачей современного образования становится развитие у обучаемых не только способности адаптироваться к наличной ситуации, но и активно осваивать то, что порождается происходящими социальными переменами[1]. Практически одновременно и Международная организация труда включила понятие «ключевые компетенции» в квалификационные требования к специалистам, проходящим переподготовку в системе последипломного образования и повышения квалификации управленческих кадров.

Что же касается требований к подготовке специалистов в профессиональной школе, то ключевые компетенции фигурируют в их числе с середины 90-х годов XX в.

Поэтому при определении профессиональной квалификации стали выделяться два уровня или вида квалификаций (ключевые и предметные), которые можно рассматривать и как две составляющие профессионала, а термины «квалификация» и «компетенция» употребляться зачастую как синонимичные понятия.

По мнению А. Петрова, в 2002 г. развернутая характеристика роли и места ключевых компетенций в образовательном процессе была представлена в отечественной концепции модернизации общего образования, вместе с тем, и современный государственный образовательный стандарт ориентирует на реализацию в образовании компетентностного подхода, формирование у студентов определенного набора компетентностей[2].

Из всего поля компетентностей в особую группу выделяются ключевые, или базовые компетентности, носящие общий, надпредметный и надпрофессиональный характер. Обладание ими делает человека особенно ценным и эффективным сотрудником независимо от сферы его профессиональной деятельности.

Проблематика ключевых компетенций стала центром внимания исследователей еще и потому, что достаточно убедительным стал факт о том, что помимо профессиональных знаний хороший сотрудник должен обладать рядом дополнительных характеристик: способностью успешно применять знания в практической работе в самых различных ситуациях с реализацией разных функций, позиций индивидуально или в группе. Стоит подчеркнуть, что такие ключевые компетенции, как креативность, инициатива, умение работать в группе, способность к самостоятельному и инициативному решению проблем, жестко не связаны с профессиональной сферой и относятся, скорее, к общему развитию личности.

Современный анализ проблемы свидетельствует о многочисленных попытках исследователей дать перечень ключевых компетенций, выделить и систематизировать группы ключевых компетенций. Разделяя позицию И. А. Зимней[3], считаем, что все выявленные компетенции социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются и формируются в социуме, «социальны по своему содержанию и проявляются в этом социуме».

В логике данных рассуждений справедливо заметить, что в настоящий момент именно относительно социума делается акцент на ключевых компетентностях, их формировании и реализации. Между тем само понятие «ключевые компетентности» еще не устоялось и толкуется в научном сообществе крайне неоднозначно. Так, используя уже с 1992 г. понятие «профессиональная компетентность», многие авторы (И. В. Ильина, Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина, Н. В. Карнаух, Ю. В. Варданян и другие авторы, работающие по проблематике профессионального образования), подчеркивают разные стороны этого явления. Одни на первый план в исследовании компетентности выводят знания, опыт, другие – качества личности, третьи – аспект профессионализма. Вместе с тем единство позиций просматривается нами с опорой на мнение В. Н. Введенского, который характеризует проявление ключевой компетентности не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии[4].

Сегодня широко исследуется вопрос об уровнях ключевых компетенций. В системе сертифицирования компетенций, разработанной OCR (экзаменационной комиссией Оксфорда Кембриджа) выделяются ключевые компетентности следующих уровней, которые необходимо учитывать при подготовке компетентного высококвалифицированного специалиста независимо от профессиональной направленности: коммуникация; операция с числами; информационные технологии; работа с людьми; усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности; разрешение проблем; развитие личностных компетенций.

Приведем несколько примеров, которые характеризуют именно такой собирательно-наборный подход к пониманию ключевых компетенций. Так, В. В. Нестеров, А. С. Белкин[5] выделяют несколько ключевых компетенций, являющихся слагаемыми профессионально-педагогической компетентности:

– когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция);

– психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость);

– коммуникативная (культура общения и педагогический такт);

– риторическая (профессиональная культура речи);

– профессионально-техническая;

– профессионально-информационная (мониторинговая культура).

Разработчики проекта «Модернизация образования: перспективные разработки» выделили в качестве ключевых компетентностей следующие:

– коммуникативную компетентность;

– компетентность в решении проблем (выявление причин проблемы, предложение идеи ее решения с подбором адекватных средств) (А. Каспржак).

Несколько шире, на наш взгляд, И. А. Зимняя[6] в контексте поиска, определения набора (перечня) ключевых компетентностей предложила следующую номенклатуру: здоровье-сбережение, саморазвитие, интеграция знаний, социальное, предметно-деятельностное и информационно-технологическое взаимодействие, общение, решение задач.

Относительно взаимосвязи основных элементов ключевых компетентностей выделяются:

«core» (центральные, основные) key skills:

– Communication (приемы переписки, способы общения, интервью, журналистика);

– Application of Number (прикладная статистика);

– информационные технологии и компьютеры;

«wider» (широкие) key skills:

– Problem Solving (способы решения проблем, изобретать);

– Improving Own Learning (как достигать результатов в учебе);

– Working with Others (умение индивидуума эффективно работать в команде).

Именно к первой группе основных элементов можно отнести определение И. А. Зимней: «Ключевые компетентности – это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме»[7].

Успешное достижение целей в профессиональном общении зависит от многих факторов объективного и субъективного порядка. Однако главным условием этого является наличии е у сотрудника органов внутренних дел такого личностного качества, как коммуникативная компетентность.

Коммуникация (лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно всегда имеет и коммуникативный аспект. Коммуникативная компетентность понимается как определенная готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции с различными людьми. Коммуникативная компетентность является интегративным и относительно стабильным психологическим образованием, включающим личностный (личностные качества) и технологический (знания, навыки, умения) потенциалы1. Коммуникативная компетентность обеспечивает эффективное общение, реализуя гибкие коммуникативные стратегии за счет вербальных и невербальных действий.

Коммуникативная компетентность – это сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими.

В структуре коммуникативной компетентности выделяют мотивационно-эмоциональные компоненты (ценностно-смысловые ориентиры, эмпатия, сензитивность, ответственность), когнитивные (расширение профессионального опыта, знания о механизмах и барьерах профессионального общения) и поведенческие (владение психотехниками общения)[8].

Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, являются коммуникативными действиями.

Различают процесс коммуникации, составляющие его акты и функции.

Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

В отдельных актах коммуникации реализуются различные коммуникативные функции: управленческая, информативная, эмотивная, связанная с установкой контактов и т. д. По смысловому наполнению эти функции условно подразделяются на: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фактические (установление и поддержание контакта). Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям.

Эффективное построение коммуникационного процесса зависит от некоторой совокупности знаний, умений и навыков, которые можно обозначить как коммуникативные способности. Под коммуникативными способностями понимается возможность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми1.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что хорошо развитые коммуникативные способности положительно влияют на социальное взаимодействие в целом, т.е. на общение.

Изучение технологий общения людей, по праву считающихся эффективными коммуникаторами (известных публичных политиков, деятелей искусства и культуры, педагогов, социальных работников, психологов и др.), показывает, что, при всем разнообразии используемых ими приемов влияния на окружающих, в их стратегиях действий есть немало общего. Это общее и составляет их способность эффективно социально функционировать.

Коммуникативная компетентность, по мнению специалистов в области человеческих отношений, состоит из четырех основных компонентов:

- самооценка

- прецептивные возможности (социальная чувствительность)

- навыки владения коммуникативными техниками

- опыт осуществления ролевого поведения

Самооценка, как известно, относится к числу важнейших характеристик личности и является наиболее мощным регулятором ее поведения. Она представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Иногда самооценку рассматривают в виде дроби, в знаменателе которой уровень притязаний человека, а в числителе – реальные возможности реализации этих притязаний:

Самооценка = успехи + уровень притязаний

От уровня самооценки делового человека зависит его требовательность к себе и окружающим, активность в установлении контактов с другими людьми, эффективность взаимодействия и характер общения с ними.

Самооценка может быть адекватной, завышенной или заниженной. Адекватная самооценка свидетельствует о том, что человек живет в реальном мире, верно отражает свое место в нем, точно оценивает свои возможности и ставит перед собой достижимые цели. Для человека с завышенной самооценкой характерна переоценка своих возможностей и недооценка качеств, способностей окружающих. Как правило, такие люди склонны игнорировать или принижать интересы других людей, относиться к ним свысока, демонстрировать свое превосходство и т.п[9]. Люди с таким личностным дефектом могут опаздывать на встречи, назначать их в удобное для себя время. Общения с такими людьми окружающие стремятся избегать или, насколько возможно, минимизировать. Завышенная самооценка является наиболее слабым местом сотрудника органов внутренних дел. Противники стремятся использовать ее для управления поведением (лесть, подарки, подкуп, женщины, шантаж и др.). Заниженная самооценка делает человека нерешительным в отношениях с людьми, сомневающимся в успехе любого дела, ведет к снижению его коммуникативной активности.

Перцептивные возможности (социальная чувствительность) представляют собой совокупность способностей человека правильно определять чувства, мысли, мотивы, намерения, возможные модели поведения других людей, оценивать их отношение ко всем элементам ситуации общения. Такая способность формируется в процессе всей жизни человека методом «проб и ошибок», путем усвоения чужого коммуникативного опыта в результате наблюдения за реальным общением, просмотра кинофильмов, чтения художественной литературы, а также посредством специального обучения.

Техники эффективного общения, как элемент коммуникативной компетентности, есть совокупность приемов восприятия, интерпретации и влияния на элементы ситуации общения, обеспечивающих достижение конкретных целей взаимодействия (построение точного образа партнера, установление контакта, понимание другого, передача информации и эмоций, воздействие и изменение поведения участников взаимодействия и др.)[10].

Чем более обширен репертуар приемов и способов взаимодействия сотрудника органов внутренних дел, тем более вариативным, гибким, адаптивным и, в конечном счете, эффективным является его общение с различными категориями граждан.

Коммуникативные техники применяются в процессе общения с учетом конкретной ролевой ситуации. Каждый человек, в том числе и сотрудник органов внутренних дел, в течение суток с большим или меньшим успехом играет множество социальных ролей, например роли супруга, отца, руководителя подразделения, водителя автомобиля, покупателя, подчиненного и др. Окружающие, в соответствии с выработанными в обществе социальными нормами, ожидают от каждого человека, выполняющего ту или иную роль, вполне конкретного поведения. Если это поведение не соответствует их ожиданиям, люди применяют к нарушителям социальные санкции (выражают неодобрение, требуют выполнения, прекращают контакты и др.).

Возросшие требования к коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел (в первую очередь, руководителей) предполагают, чтобы они владели не только традиционными формами коммуникации (деловые ситуативные контакты, беседы, совещания, конференции, собрания), но и навыками организации и проведения интерактивных форм делового взаимодействия (переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, «круглые столы» и др.)[11]. В структуре практикоориентированной модели профессионально-коммуникативной компетентности руководителя ОВД следует выделять три составляющих:

- личностная (специфика ценностно-смысловой сферы и профмотивации субъекта, когнитивно-прогностические способности и аффективно-регулятивные особенности), которая предопределяет направленность и стилевое своеобразие потенциала руководителя в профобщении;

- теоретико-методическая (ориентированность в теории и методике построения профессионального общении, в том числе основанная на знаниях о закономерностях, механизмах, трудностях (барьерах) профессионального общения, а также о процедурных аспектах построения различных видов взаимодействия и отношений), которая характеризует «репертуарный» потенциал руководителя в профобщении;

- практическая (владение психотехнологией, психотехниками и приемами профессионального общения в обычных и экстремальных условиях), которая выражает «инструментальный» потенциал руководителя в профобщении.

Для того чтобы раскрыть в целом влияние личности на конструктивность (деструктивность) делового общения, введено и разнопланово изучено такое интегральное образование личности, как стиль общения. Он выражает наличие у человека определенных коммуникативных установок, характеризующих особенности построения взаимодействия с людьми и предопределяющих выбор средств общения.

На формирование стиля влияют как имеющиеся у человека индивидуальные черты (психофизиологические, психологические, социально-психологические свойства), так и факторы, связанные с социокультурной и профессиональной средой, в которой проходила его социализация, в совокупности способствовавшие усвоению им определенных образцов поведения. В отличие от других интегральных образований личности (направленности, характера и др.) ключевой психологической особенностью стиля общения является инструментальность, т. е. исполнительское своеобразие, выраженное в индивидуально неповторимом способе построения общения.

В качестве типичных стилей построения делового общения (прежде всего по таким социально значимым функциям, как взаимодействие и воздействие) выступают следующие:авторитарный, ритуальный, манипулятивный, официально-канцелярский и гуманистический.

Авторитарный стиль общения. Его узловой особенностью является полное игнорирование личности партнера по общению, когда тот является более низкостатусным лицом. Поэтому при деловом взаимодействии демонстрируется позиция «сверху», для которой характерны следующие моменты:

во-первых, нетерпимость к чужому самостоятельному мнению и повышенная аффективность (или прямая агрессивность) при возражениях партнера по общению;

во-вторых, некритичность к себе и построение общения лишь в аспекте собственных симпатий и антипатий к собеседнику;

в-третьих, «глухота» к просьбам со стороны другого человека при одновременной широкой демагогии, т.е. замене практических действий «дешевой риторикой», заверениями и т.п.

Ритуальный стиль общения избирается в тех случаях, когда имеется намерение демонстрировать преимущественно поведение, соответствующее сложившейся в подразделении организационной культуре. При этом личностные особенности партнера мало учитываются, т.к. общающимися ожидается друг от друга поведение, соответствующее формам фаз в ситуации делового общения (ритуальным нормам при деловом приветствии, обмене общей информацией о ходе дел и т.п.) и исполнение в ней определенной роли (социально-статусной и профессионально-деловой).

В отношении использования ритуального стиля можно отметить две особенности:

во-первых, он позволяет показать окружающим свою приверженность традициям и обычаям организации и ориентирует на «принятие как своего»;

во-вторых, является достаточно экономным, т.к. в практике повседневного взаимодействия много ситуаций, где требуется лишь свернутое, не диалогическое общение. Однако часто использование ритуального стиля выступает лишь прологом к последующему манипулятивному обращению с деловым партнером.

Манипулятивный стиль общения – это построение делового взаимодействия, при котором к партнеру относятся лишь как к средству достижения собственных целей[12]. Данный стиль базируется на различных «отвлекающих» способах воздействия или «пристроечных» приемах (например, в позиции «снизу»), которые побуждают собеседника к высказываниям и действиям, которые бы он не совершил, если бы не был «введен» другой стороной в соответствующий тип реагирования. В связи с тем, что успех в применении стиля зависит от опоры на психологические особенности собеседника или группы, чтобы в итоге на основе учета интересов, состояния и динамики развития межличностных отношений изменить их позицию и подтолкнуть к совершению определенного действия (поступка), здесь крайне важна психологическая наблюдательность лица, его применяющего, умелое владение им всем арсеналом техник и приемов внушающего (суггестивного) воздействия.

Однако при восприятии человеком манипулятивного стиля как единственно правильного и переносе его на все ситуации общения с людьми у его сторонника может происходит серьезная профессиональная деформация личности[13].

Официально-канцелярский стиль – это построение общения на основе лишь служебно-бюрократических канонов поведения и административно-канцелярского языка, т.е. с опорой на объективность информации или какого-либо официального документа, а не на личностные особенности партнера по общению. Недостатком данного стиля является блокирование конструктивного характера взаимодействия и отношений с деловыми партнерами, так как даже при ситуативном общении последние испытывают негативные чувства от дистанцированности, пренебрежения, показа зависимости. Сотрудники, взаимодействующие с лицом, применяющим официально-канцелярский стиль, вынуждены к нему подстраиваться с позиции «снизу» и проявлять конформизм, чтобы решить возникшую проблему.

Гуманистический стиль общения – это построение диалогического общения, где в полной мере может быть удовлетворена человеческая потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Доверительные отношения, возникающие между партнерами, во многом предопределяются целостностью их восприятия и реагирования друг на друга. Поэтому особенностью данного стиля является то, что главным результатом взаимодействия здесь является не поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение поведения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной их диалогического общения. Благодаря построению взаимодействия партнеров «на равных» и особой атмосфере взаимопонимания создается больше возможностей, чем при других стилях общения, для раскрытия их позитивного личностного потенциала и профессионального роста.

Какой-либо из вышеприведенных пяти типов стилей общения не должен восприниматься как единственно присущий конкретному человеку и реализуемый им во всех ситуациях. Более правильным представляется вести речь о наличии у человека доминанты в индивидуально-стилевой структуре общения, где наблюдается определенное соотношение проявлений из всех приведенных стилей общения. Поэтому более целесообразно говорить о манере общения, присущей человеку, которая представляет собой презентуемый человеком другим людям «образ собеседника», который стереотипно оценивается последними со знаком «плюс» или «минус». Манера общения зависит не только от сложившегося индивидуального стиля, но и от ряда других факторов:

- статуса коммуникатора (должностного и неформального);

- существующих в организации требованиях к культуре делового общения;

- целей, задач и коммуникативных намерений при конкретном профессиональном взаимодействии с партнером;

- особенностей ситуаций, на фоне которых развертывается профобщение;

- индивидуально-психологических особенностей партнеров по взаимодействия.

Таким образом, каждая социальная роль накладывает заметный отпечаток на самоощущение, самооценку, поведение и стиль общения человека, на набор используемых коммуникативных техник. Таким образом, от того, насколько стиль общения будет гармонировать с ролевым поведением, зависит эффективность решения задач правоохранительной деятельности.

Руководитель органов внутренних дел должен вырабатывать у себя прочные навыки ролевого поведения, представляющие собой способность выявлять и оценивать ролевые ожидания окружающих, строить процесс взаимодействия с учетом этих ожиданий, собственных целей и самооценки.

1.2. Понятие, содержание, характеристика и основные приемы коммуникативной компетентности руководителя ОВД

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает

способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

В 1980 году М. Кэнэл и М. Свейн предложили структуру коммуникативной компетентности, состоящую из четырех компонентов (видов компетенции)[14]:

1. дискурсивная компетентность — способность объединять отдельные предложения в связное устное или письменное сообщение – дискурс, используя для этого различные синтаксические и семантические средства;

2. социолингвистическая компетентность — способность понимать и продуцировать словосочетания и предложения в такой форме и таком значение, которые соответствуют определенному социолингвистическиму контексту иллокутивного акта коммуникации; (иллокутивний акт — воплощение в высказывании, порождаемого в ходе речи, определенной коммуникативной цели, целеустремленность, функция влияния на собеседника);

3. стратегическая компетентность — способность эффективно участвовать в общении, выбирая для этого верную стратегию дискурса, если коммуникации грозит разрыв из-за шума, недостаточной компетентности и др., а также адекватную стратегию для повышения эффективности коммуникации;

4. лингвистическая компетентность — способность понимать и продуцировать изученные или аналогичные им высказывания, а также потенциальная способность понимать новые, неизученные высказывания.

Н. И. Гез считает, что составляющими коммуникативной компетентности являются:

· вербально-коммуникативная компетентность;

· лингвистическая компетентность;

· вербально-когнитивная компетентность;

· метакоммуникативная компетентность.

В. М. Топалова предлагает такую модель коммуникативной компетентности:

· страноведческая компетентность;

· социолингвистическая компетентность;

· лингвистическая компетентность;

· дискурсивная компетентность;

· стратегическая компетентность;

· иллокутивная компетентность (речевая)[15].

Анализ приведённых моделей коммуникативной компетентности свидетельствует о том, что все они построены на основе системного подхода, который предусматривает исследование коммуникативной компетентности как системы, определение ее внутренних качеств, связей и отношений. На системном принципе построена модель коммуникативной компетентности, представленная в «Проекте государственного образовательного стандарта», где отмечается, что «коммуникативная компетентность» состоит из трех главных видов компетенции: речевой, языковой и социокультурной, которые, в свою очередь, также включают целый ряд компетенций. Эта модель коммуникативной компетентности, как и большинство существующих моделей, построенная на основе двухуровневого подхода, который можно свести к взаимодополнению «знания – реализация».

Коммуникативная компетентность может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетентностей. Коммуникативную компетентность сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников).

Таким образом, коммуникативная компетентность – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению; ее необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.

Единицами коммуникативной компетенции являются:

- сферы коммуникативной деятельности;

- темы, ситуации общения и программы их развертывания;

- речевые действия;

- социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарии их коммуникативного поведения);

- тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;

- типы текстов и правила их построения;

- языковые минимумы.

При формировании коммуникативной компетенции необходимо воспитывать коммуникативно активную личность, способную обеспечить адекватное межкультурное общение, диалог культур[16].

Обозначим структуру коммуникативной компетенции: лингвистическая компетенция понимается как знание лексики, грамматики и фонетики языка и умение использовать их в языковом контексте устно и письменно; социолингвистическая компетенция, понимаемая как способность использовать и преобразовать языковые формы, исходя из ситуации общения; социокультурная компетенция, предполагающая знание национально-культурных особенностей стран, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями; дискурсивная компетенция – как способность пользоваться нормами речи для построения собственного высказывания, логичного по форме и содержанию; стратегическая компетенция предполагает способность отбирать и использовать наиболее эффективные стратегии для решения разных коммуникативных задач. В структуре личности они существуют в виде различных форм коммуникативной компетенции и играют важную роль в индивидуальном, личностном и социальном развитии человека.

Таким образом, в центре исследовательского поля оказываются:

- интерпретирующая способность личности как психологическое качество человека, обеспечивающее процессы интерпретации и проявляющееся во взаимодействии с другими людьми; - коммуникативная компетенция как одна из внутренних движущих сил, управляющих развитием интерпретирующей способности личности. Коммуникативная компетенция как психологический феномен находится «на пересечении» биологических и социальных факторов психического отражения; в этом проявляется ее биосоциальная природа. К биологическим факторам могут быть отнесены сенсорные модальности – визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая), кинестетическая (тактильно-двигательная) и ольфакторная (обонятельно-вкусовая); к социальным факторам – «языки культуры», символические коммуникативные системы, обеспечивающие кодирование, сохранение и трансляцию совокупного человеческого опыта.

Таким образом, коммуникативная компетенция представляет собой сложное единство, в котором могут быть выделены области, виды и формы. Областям коммуникативной компетенции в самом широком плане будут, по-видимому, соответствовать вербальный и невербальный планы мышления; видам – рационально-логическая (условно научная) и эмоционально-образная (условно художественная) мыслительные стратегии; формам – конкретные символические системы кодирования информации. В процессе превращения информации во внутреннее содержание человеческого сознания происходят сложные и многоуровневые преобразования, в целом направленные на повышение эффективности полученной информации. Если эта общая стратегия преобразования информации в сознании человека объективно (в том числе и социально) задана, то вряд ли приемы, способы и целостные модели преобразования информации каждый раз изобретаются заново каждым отдельным человеком.

Как социально-психологический феномен, коммуникативная компетенция оказывается важным фактором, задействованным в процессах психического отражения, – поскольку от владения информационными кодами зависят качественные характеристики мышления, представления и восприятия информации, выражающиеся в их объеме, организации, степени обобщенности, степени дифференцированности и т. д. Коммуникативная компетенция оказывается также фактором, управляющим когнитивными и мнемическими процессами, в том числе процессом воображения, – поскольку от уровня владения информационными кодами зависит создание мысленных эталонов, служащих не только смысловыми ориентирами для опознания, но и прообразами, «эскизными моделями» нового знания. Кроме того, коммуникативная компетенция оказывается фактором, участвующим в процессах антиципации, – поскольку уровень владения информационными кодами выполняет в психическом отражении прогностическую функцию, то есть, позволяет в той или иной мере предвидеть, предсказывать дальнейшее развитие воспринимаемого явления культуры.

Можно предположить, что различные формы коммуникативной компетенции, усвоенные человеком «внутри» социального опыта, принадлежащего различным областям знания, образуют в целом некий «сверхъязык» сознания. Данный феномен гипотетически может быть охарактеризован по следующим параметрам:

- по сенсорно-модальной опосредованности (одномодальный, полимодальный, с доминированием того или иного вида модальности);

- по особенностям взаимодействия составляющих коммуникативной компетенции: ее областей (вербальной и невербальной), видов (логической и художественной) и конкретных форм (например, сочетание вербальной поэтической и музыкально-языковой форм коммуникативной компетенции).

Роль коммуникативной компетенции как внутренней детерминанты в развитии интерпретирующей способности личности реализуется, благодаря системному (целостному) принципу организации. Он проявляется в том, что конкретные характеристики процессов сенсорно-перцептивного уровня (доминирующие типы модальностей, степень дифференцированности ощущений и восприятия и т. д.) определяются смысловыми потенциями представлений, которые выстраиваются в соответствии со смысловыми целями и задачами мышления и речи. Поэтому коммуникативная компетенция, будучи индивидуально-личностным «слепком» социально заданных «языков» культуры, может быть представлена как феномен мышления, «задающий» смысловые цели и задачи всему психическому отражению в целом. Системность (целостность) коммуникативной компетенции воплощается в знаковом способе ее организации, «унаследованном» этим психологическим конструктом от его социальных прототипов – «языков» культуры.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.