Тема 9. Гештальт-терапия как творческий процесс, формы творческой активности в терапевтической сессии — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 9. Гештальт-терапия как творческий процесс, формы творческой активности в терапевтической сессии

2017-06-25 640
Тема 9. Гештальт-терапия как творческий процесс, формы творческой активности в терапевтической сессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 9. Гештальт-терапия как творческий процесс, формы творческой активности в терапевтической сессии

1. Гештальт-терапия как процесс-ориентированный творческий подход.

2. Восстановление игровой способности клиента в терапии.

3. Основные принципы интеграции арттерапевтических методов с гештальт-подходом.

4. Терапевтическая работа с рисунком в гештальт-терапии.

 

Творческое постижение реальности лучше,

чем что бы то ни было еще,

заставляет человека чувствовать,

что жизнь достойна того, чтобы жить.

Д. В. Винникотт

Лепка и скульптура

Глина и пластилин (тесто) не имеют определенной формы, обладают гибкостью, мягкостью и пластичностью. Благодаря своей пластичности эти материалы стимулируют тактильные и кинестетические ощущения и таким образом сближают людей с их чувствами, что особенно важно для клиентов, испытывающих трудности при выражении своих чувств. Рисунок в меньшей степени подвластен контролю, чем глина и пластилин, дающие возможность переделать, повлиять и изменить продукт творчества. Здесь сложнее сделать ошибку, и меньше выражен страх перед неудачей в работе. Кроме того, весь процесс работы очень нагляден и помогает терапевту фиксировать изменения состояния клиента через его позу и движения, мимику и дыхание.

Лепка также может стать способом для изучения межличностных отношений и особенностей самовосприятия. Отражая и глине и пластилине свой образ и образы других людей, клиент получает возможность посмотреть на них со стороны, отразить их взаимодействие и отношения друг с другом. Терапевтическая работа с полученными фигурками аналогична работе с рисунком, однако то, что эти фигурки можно перемещать, позволяет использовать в работе элементы игры и игровой идентификации с образами.

Движение, танец и импровизация

Движение, танец и импровизация достаточно сложны для терапевтического исследования клиента в связи с постоянным изменением значений художественного образа и способов его создания. Движение — это последовательность действий произвольного и непроизвольного характера. При этом «Я» становится движущимся и находится в процессе постоянных изменений и самообновления (FitzGerald, 2001), не имея фиксированного положения в пространстве. Оно выступает скорее в виде глагола, а не местоимения, изменения положения тела и особенности движения отражают психологические и физические трансформации в личности. В этом случае «Я» представлено в виде последовательности или процесса. Оно отражено в движениях, имеющих импровизационный характер, смена образов — это смена репрезентаций «Я».

Теория танцедвигательной терапии рассматривает тело на физическом и метафорическом уровнях как отражение «смысла в и движении» (Desmond, 1997), неустойчивой идентичности и «текущих» репрезентаций «Я». Создание условий в терапии для появления такого «мобильного «Я» позволяет клиенту, отслеживающему свои соматические и кинестетические ощущения, выйти за пределы представлений о себе, фиксированных функций личности. Танец в терапевтической сессии способствует осознаванию связи своих привычных движений с неразрешенными конфликтами в прошлом. Он также способствует пониманию того, каким образом происходит формирование «жестких» систем значений, связанных контролем над эмоциональными и телесными реакциями.

ЛИТЕРАТУРА

Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарные исследований, 2002.

Головкова М. Ремесло и творчество в гештальт-терапии. Терапия как творческий процесс // Гештальт-терапия и консультирование. Сб. материалов Московского института гештальт-терапии и консультирования, вып. 3. – М., 2003. – С. 76–79.

Захарян И. В поисках синего. – http://www.gestaltplus.narod.ru.

Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. – М.: Независимая фирм «Класс», 2000.

Келиш Э. В поисках смысла визуальных образов. – http:/arttherapyru/1 _02/meaning.html.

Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990.

Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Уайтекер П. (2002) Движение, импровизация и телесные ощущения в арттерапии. – http://arttherapy.ru/ l_02/movement. html..

Хломов Д. Использование рисунка в работе с психосоматическими расстройствами // Гештальт 97. Сб. материалов Московского гештальт-института. – М., 1997. – С. 85 –91.

Хломов Д. Анализ рисунка в гештальт-терапии // Гештальт 2002. Сб. материалов Московского гештальт-института. – М., 2002. – С. 38 –50.

Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. – С-Пб.: Изд-во Пирожкова, 2001.

Тема 9. Гештальт-терапия как творческий процесс, формы творческой активности в терапевтической сессии

1. Гештальт-терапия как процесс-ориентированный творческий подход.

2. Восстановление игровой способности клиента в терапии.

3. Основные принципы интеграции арттерапевтических методов с гештальт-подходом.

4. Терапевтическая работа с рисунком в гештальт-терапии.

 

Творческое постижение реальности лучше,

чем что бы то ни было еще,

заставляет человека чувствовать,

что жизнь достойна того, чтобы жить.

Д. В. Винникотт


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.