Упражнение в распространении предложений — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Упражнение в распространении предложений



Занятие №1

Цель:подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ц]; постановка звука [ц]; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистить зубы»; «Качелька».

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами (переключать).

3. Постановка звука [ц].

Игра «Качелька» - поднимать кончик языка за верхние резцы, произносить [т]; опускать кончик языка за нижние резцы, произносить [с]. (Начинать от 1 до 5 раз, затем до 10 раз сначала медленно, затем темп ускорять, добиваясь слитного перехода от звука [т] к [с] ([ТС-Ц]).

(Чёткое понятие о том, что звук [ц] является составным и при этом единым, спаянным, получен при произнесении обратных слогов).

Т, С; Т, С;... - (постепенно ускоряя темп и уменьшая интервал между звуками [т] и [с]) - Т-С, Т-С,... ТС, ТС,..., Ц, Ц.

4. Развитие фонематического слуха (хлопнуть в ладоши, услышав слог со звуком [ц]):

АС, АЦ, ИЗ, ИТ, ИЦ.

Подведение итогов занятия.

Занятие № 2

Цель:автоматизация звука [ц] в обратных слогах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки, фишки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистить зубы»; «Качелька».

3. Автоматизация звука [ц] в обратных слогах.

а) Отражённое повторение за логопедом слоговых рядов:

ац-ац- ац ац-ац-оц ац-ыц

оц-оц-оц ац-ац-ец ац-ёц

ец-ец-ец ац-ац-иц ац-яц

иц-иц-иц ац-ац-яц ац-оц

яц-яц-яц ац-ац-ец ац-уц

б) Игра «Здравствуй, пальчик!»

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, Ы, О, У, И).


Инструкция логопеда:

- Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог АЦ и т.д.

в) Игра «Закончи слово»:

певе - ц оте - ц ледене - ц бегле - ц

зая - ц птене - ц пале - ц индее - ц

меся - ц тане - ц наконе - ц японе - ц

коне - ц китае - ц кузне - ц глянет - ц

бое - ц дворе - ц огуре - ц коне - ц


4. Введение звука [ц] в слова с обратными слогами:

ац - ац - ац - бац ец - ец - ец - удалец

ец - ец - ец - танец ец - ец - ец - боец

ец - ец - ец - наконец ец - ец - ец - певец


5. Упражнение на развитие фонематического слуха: поднять синюю фишку, услышав слог со звуком [ц].



Ац, ас, ать, ат, уц, ус, оц, оть, от, иц, ит, ить, ац.

Подведение итогов занятия.


Занятие № 3

Цель: автоматизация звука [ц] в прямых слогах и словах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки.


Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.


2. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистим зубы»; «Качелька»

3. Автоматизация звука [ц] в прямых слогах.

а) Отражённое повторение за логопедом.

ца - цо ца - ца - ца аца аца - оца

ца - цу ца - ца - цо ацо аца - уца


ца - цы ца - ца - цы ацу аца - ыца

ца - це ца- ца - ца аце аца - еца


б) Игра с мячом. Ребёнок добавляет слог: ЦА


пти-ца

води - ца

куни - ца

страни - ца

пугови - ца

медведи - ца


мыльни - ца

ули - ца

больни - ца

кури - ца

ов - ца

певи - ца

мельни - ца

любуется

тепли - ца

стани - ца

спи - ца

умни - ца


колесни - ца

сини - ца

купае - тся

умывае - тся

катае - тся

смеё - тся

надее - тся


-ЦЫ:


больни - цы

умни - цы

пугови - цы

сини - цы

деви - цы

спи - цы


колесни - цы


пти - цы

куни - цы

лиси - цы

ули - цы

мельни - цы


мыльни - цы

певи - цы

тепли - цы



-ЦО:


яй - цо

коль - цо

крыль - цо

письме – цо


4. Запомни и повтори ряд слов:

птица - водица, птица - водица - куница.


5. Подведение итогов занятия.


Занятие №4


Цель:автоматизация звука [ц] в словах; развитие фонематического слуха и линейной памяти; согласование числительных с существительными.

Оборудование: предметные картинки, зеркало, фишки.

Ход занятия:


1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.


2. Артикуляционная гимнастика.


«Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язык», «Почистим зубы», «Качелька»

3. Автоматизация звука [ц] в словах.


а) Отражённое повторение за логопедом:


ец - ец - боец:


боец

певец

отец

танец

китаец

индеец

кузнец

палец

наконец

ца-ца-птица:

птица

водица


куница

медведица

больница

девица


умница

улица

певица

цы - цы - птицы:



птицы

куницы

пуговицы

мельницы

улицы

медведицы

овцы

птенцы

пальцы



б) Упражнение в согласовании числительных с существительными:


1 танец - 2 танца - 5 танцев

(овца, пуговица, мельница, куница, кольцо, цапля).


в) «Звуковая дорожка».

Птица - пуговицы - куница - мыльницы - медведица - птенцы - пуговица - овцы.

4. Запомни и повтори ряд слов:

танец - палец

танец - палец - китаец

танец - палец - китаец - индеец


5. Подведение итогов занятия.


Занятие №5

Цель: автоматизация звука [ц] в словах и предложениях; развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки, фишки, зеркало.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистить зубы»; «Качелька».

3. Автоматизация звука [ц] в словах.

Отражённое повторение за логопедом:

лицо цех целина цепной оконце цыган

яйцо цель целебный ценный блюдце циновка

кольцо цепь цедить цемент дельце цитата

письмецо цена целиком цепкий донце цинния

Игра «И я тоже».

Упражнение в словообразовании существительных женского рода по образцу:

умник - умница; воспитатель - воспитательница.

(Писатель, охотник, садовник, модник, затейник.)

5. Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях и предложениях.

а) В словосочетаниях (отражённое повторение за логопедом):

цветной фильм темное оконце

цокот копыт птенцы птицы

ценное кольцо плетёная циновка

легкая пыльца медведица - любимица

б) Составить предложения со звуком [ц] по картинкам.

Кузнец куёт цепь. На пальце кольцо. В цветнике цветут цветы. На блюдце леденцы. Цыплята клюют яйцо. У дома цветет акация. На улице больница. Цапля - это птица. У кольца нет конца.

Спряжение глаголов.

Я поливаю циннии и цикламены. (Ты, он, она, мы, вы, они.)

Подведение итогов занятия.

Занятие №6

Цель: автоматизация звука [ц] в словах, стихах, потешках; обогащение лексики родственными словами; развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки, зеркало.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Автоматизация звука [ц] в стихах.

Цыплятки

Цып-цып-цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Убегут цыплятки.

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце.

Все они напьются.

3. Автоматизация звука [ц] в потешках

В Ницце ценят пиццу. У нанайца отец - нанаец.

Оцените гиацинты. У китайца отец - китаец.

Птенец у птицы - умница.

Птенец - у птицы, Танцуют, танцуют певица и певец.

юнец - у отца Танцуют, танцуют девица и купец.

В колодце - водица,

а мыльнице - мыльце.

4. Упражнение в образовании существительных с помощью суффикса

хлеб - хлебница; конфеты - конфетница; мыло - мыльница; салфетка - салфетница; суп - супница.

5. Автоматизация звука [ц] в словах.

Обогащение лексики родственными словами:

цветы - цвет, цветок, цветник, цветик, цветение, цветовод, цветной, семицветик.

Назови лишнюю картинку.

Цапля, птица, куница, санки,

Сапоги, цыплёнок, цепь, цветок.

Овца, медведица, коза, куница.

Подведение итогов занятия.

Занятие №7

Цель:автоматизация звука [ц] в тексте; развитие фонематического слуха; согласование числительных с существительными.

Оборудование: зеркало, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия. -

Подведение итогов занятия.

Дифференциация звуков [с] - [ц]

Цель: различение звуков [с] и [ц] в слогах, словах и предложениях; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.


Постановка цели занятия.

2. Различение звуков [с] и [ц] в слогах.

Отражённое повторение за логопедом слоговых рядов:

ца-са ца - ца - са са - са - ца

цо-со цо - цо - со со - со - цо

цу - су цу - цу - су су - су - цу

цы - сы цы - цы - сы сы - сы - цы

це - сэ це - це - сэ сэ - сэ - це

3. Различение звуков [с] и [ц] в словах.

а) Отражённое повторение за логопедом:


спица ситец песец месяц станция

семнадцать водица снится смеётся садится

кусается спускается спасается синица
лисица

гусеница лестница столица
светится свалится

сгибается сдается стыдится оступается


б) Упражнение в образовании множественного числа именительного и родительного падежей существительных.

Игра «Один и много».

Лицо - лица - много? лиц;

кольцо - кольца - много? колец;

(Блюдце, цыплёнок, колёса, стакан, полотенце.)

4. Различение звуков [с] и [ц] в словах и предложениях.

Работа с предметными картинками. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Соня и Циля: прилагательные - Сонина, Сонино, Сонин; Цилина, Цилино, Цилин.

У Сони косынка. Это Сонина косынка.


У Цили цветок. Это Цилин цветок.


(Пуговица, гиацинт, цель, маска, кольцо, сумка, блюдце, самокат, суфле.)

Подведение итогов занятия.

Дифференциация звуков [с] - [з] - [ц]

Цель: различение звуков [с] - [з] - [ц] в связных текстах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, сюжетные картинки.

Ход занятие:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Различение звуков [с] - [з] - [ц] в стихах и предложениях.

Отражённое повторение за логопедом.

Над сосной летит синица.

Под сосной сидит лисица.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Светит месяц, светит ясный.

Есть в зоосаде и звери и птицы:

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Не спи, Мазай! Зайцев спасай!

Кто смел, тот и цел.

Кузя Зайцев боится зайцев,

а Сева Судаков не боится судаков.

Подведение итогов занятия.

 

Занятие №1

Цель:подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ц]; постановка звука [ц]; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистить зубы»; «Качелька».

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами (переключать).

3. Постановка звука [ц].

Игра «Качелька» - поднимать кончик языка за верхние резцы, произносить [т]; опускать кончик языка за нижние резцы, произносить [с]. (Начинать от 1 до 5 раз, затем до 10 раз сначала медленно, затем темп ускорять, добиваясь слитного перехода от звука [т] к [с] ([ТС-Ц]).

(Чёткое понятие о том, что звук [ц] является составным и при этом единым, спаянным, получен при произнесении обратных слогов).

Т, С; Т, С;... - (постепенно ускоряя темп и уменьшая интервал между звуками [т] и [с]) - Т-С, Т-С,... ТС, ТС,..., Ц, Ц.

4. Развитие фонематического слуха (хлопнуть в ладоши, услышав слог со звуком [ц]):

АС, АЦ, ИЗ, ИТ, ИЦ.

Подведение итогов занятия.

Занятие № 2

Цель:автоматизация звука [ц] в обратных слогах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки, фишки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистить зубы»; «Качелька».

3. Автоматизация звука [ц] в обратных слогах.

а) Отражённое повторение за логопедом слоговых рядов:

ац-ац- ац ац-ац-оц ац-ыц

оц-оц-оц ац-ац-ец ац-ёц

ец-ец-ец ац-ац-иц ац-яц

иц-иц-иц ац-ац-яц ац-оц

яц-яц-яц ац-ац-ец ац-уц

б) Игра «Здравствуй, пальчик!»

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, Ы, О, У, И).


Инструкция логопеда:

- Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог АЦ и т.д.

в) Игра «Закончи слово»:

певе - ц оте - ц ледене - ц бегле - ц

зая - ц птене - ц пале - ц индее - ц

меся - ц тане - ц наконе - ц японе - ц

коне - ц китае - ц кузне - ц глянет - ц

бое - ц дворе - ц огуре - ц коне - ц


4. Введение звука [ц] в слова с обратными слогами:

ац - ац - ац - бац ец - ец - ец - удалец

ец - ец - ец - танец ец - ец - ец - боец

ец - ец - ец - наконец ец - ец - ец - певец


5. Упражнение на развитие фонематического слуха: поднять синюю фишку, услышав слог со звуком [ц].

Ац, ас, ать, ат, уц, ус, оц, оть, от, иц, ит, ить, ац.

Подведение итогов занятия.


Занятие № 3

Цель: автоматизация звука [ц] в прямых слогах и словах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки.


Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.


2. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистим зубы»; «Качелька»

3. Автоматизация звука [ц] в прямых слогах.

а) Отражённое повторение за логопедом.

ца - цо ца - ца - ца аца аца - оца

ца - цу ца - ца - цо ацо аца - уца


ца - цы ца - ца - цы ацу аца - ыца

ца - це ца- ца - ца аце аца - еца


б) Игра с мячом. Ребёнок добавляет слог: ЦА


пти-ца

води - ца

куни - ца

страни - ца

пугови - ца

медведи - ца


мыльни - ца

ули - ца

больни - ца

кури - ца

ов - ца

певи - ца

мельни - ца

любуется

тепли - ца

стани - ца

спи - ца

умни - ца


колесни - ца

сини - ца

купае - тся

умывае - тся

катае - тся

смеё - тся

надее - тся


-ЦЫ:


больни - цы

умни - цы

пугови - цы

сини - цы

деви - цы

спи - цы


колесни - цы


пти - цы

куни - цы

лиси - цы

ули - цы

мельни - цы


мыльни - цы

певи - цы

тепли - цы



-ЦО:


яй - цо

коль - цо

крыль - цо

письме – цо


4. Запомни и повтори ряд слов:

птица - водица, птица - водица - куница.


5. Подведение итогов занятия.


Занятие №4


Цель:автоматизация звука [ц] в словах; развитие фонематического слуха и линейной памяти; согласование числительных с существительными.

Оборудование: предметные картинки, зеркало, фишки.

Ход занятия:


1. Оргмомент.

Постановка цели занятия.


2. Артикуляционная гимнастика.


«Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язык», «Почистим зубы», «Качелька»

3. Автоматизация звука [ц] в словах.


а) Отражённое повторение за логопедом:


ец - ец - боец:


боец

певец

отец

танец

китаец

индеец

кузнец

палец

наконец

ца-ца-птица:

птица

водица


куница

медведица

больница

девица


умница

улица

певица

цы - цы - птицы:

птицы

куницы

пуговицы

мельницы

улицы

медведицы

овцы

птенцы

пальцы



б) Упражнение в согласовании числительных с существительными:


1 танец - 2 танца - 5 танцев

(овца, пуговица, мельница, куница, кольцо, цапля).


в) «Звуковая дорожка».

Птица - пуговицы - куница - мыльницы - медведица - птенцы - пуговица - овцы.

4. Запомни и повтори ряд слов:

танец - палец

танец - палец - китаец

танец - палец - китаец - индеец


5. Подведение итогов занятия.


Занятие №5

Цель: автоматизация звука [ц] в словах и предложениях; развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки, фишки, зеркало.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»; «Заборчик»; «Наказать непослушный язык»; «Почистить зубы»; «Качелька».

3. Автоматизация звука [ц] в словах.

Отражённое повторение за логопедом:

лицо цех целина цепной оконце цыган

яйцо цель целебный ценный блюдце циновка

кольцо цепь цедить цемент дельце цитата

письмецо цена целиком цепкий донце цинния

Игра «И я тоже».

Упражнение в словообразовании существительных женского рода по образцу:

умник - умница; воспитатель - воспитательница.

(Писатель, охотник, садовник, модник, затейник.)

5. Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях и предложениях.

а) В словосочетаниях (отражённое повторение за логопедом):

цветной фильм темное оконце

цокот копыт птенцы птицы

ценное кольцо плетёная циновка

легкая пыльца медведица - любимица

б) Составить предложения со звуком [ц] по картинкам.

Кузнец куёт цепь. На пальце кольцо. В цветнике цветут цветы. На блюдце леденцы. Цыплята клюют яйцо. У дома цветет акация. На улице больница. Цапля - это птица. У кольца нет конца.

Упражнение в распространении предложений

Спряжение глаголов.

Я поливаю циннии и цикламены. (Ты, он, она, мы, вы, они.)

Подведение итогов занятия.

Занятие №6

Цель: автоматизация звука [ц] в словах, стихах, потешках; обогащение лексики родственными словами; развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки, зеркало.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Автоматизация звука [ц] в стихах.

Цыплятки

Цып-цып-цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Убегут цыплятки.

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце.

Все они напьются.

3. Автоматизация звука [ц] в потешках

В Ницце ценят пиццу. У нанайца отец - нанаец.

Оцените гиацинты. У китайца отец - китаец.

Птенец у птицы - умница.

Птенец - у птицы, Танцуют, танцуют певица и певец.

юнец - у отца Танцуют, танцуют девица и купец.

В колодце - водица,

а мыльнице - мыльце.

4. Упражнение в образовании существительных с помощью суффикса

хлеб - хлебница; конфеты - конфетница; мыло - мыльница; салфетка - салфетница; суп - супница.

5. Автоматизация звука [ц] в словах.

Обогащение лексики родственными словами:

цветы - цвет, цветок, цветник, цветик, цветение, цветовод, цветной, семицветик.

Назови лишнюю картинку.

Цапля, птица, куница, санки,

Сапоги, цыплёнок, цепь, цветок.

Овца, медведица, коза, куница.

Подведение итогов занятия.

Занятие №7

Цель:автоматизация звука [ц] в тексте; развитие фонематического слуха; согласование числительных с существительными.

Оборудование: зеркало, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия. -






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.048 с.