Хутба 27. Исполнение обязательного и отдаление от запретного — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Хутба 27. Исполнение обязательного и отдаление от запретного

2017-06-13 950
Хутба 27. Исполнение обязательного и отдаление от запретного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Хвала Аллаху, Господу миров. Который даровал нам религию Истины и наставил нас на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, Пророк, грудь которого Он расширил и упоминание о котором возвысил. Всевышний уготовал унижение тем, кто противоречит ему, и милость Всевышнего к Пророку и его общине была поистине великой. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ним.

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха и помните, что Он даровал вам то, придерживаясь чего, вы никогда не впадёте в заблуждение. У вас есть Книга Аллаха, к которой никогда не подберётся ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание Мудрого, Достойного хвалы. И у вас есть Сунна Его Пророка *, которая разъясняет Коран. Сунна — Откровение Всевышнего, внушённое Пророку *. Всевышний сказал:

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь Откровение, которое внушается» (53:3–4).

Сейчас вы услышите хадис, который поможет вам следовать прямым путём. Абу Са‘ляба аль-Хушани передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«إِنْ اللَّهَ فَرَضَ فَرَائِضَ فَلاَ تُضَيِّعُوهَا ، وَحَدَّ حُدُودًا فَلاَ تَعْتَدُوهَا ، وَنَهَى عَنْ أَشْيَاءَ فَلاَ تَنْتَهِكُوهَا ، وَسَكَتَ عَنْ أَشْيَاءَ رُخْصَةً لَكُمْ لَيْسَ بِنِسْيَانٍ ، فَلاَ تَبْحَثُوا عَنْهَا»

«Поистине, Аллах возложил на вас обязанности, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и создал запреты, так не нарушайте же их, и Он умолчал о некоторых вещах из милосердия к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же до них!» [Ад-Даракутни; ан-Навави назвал его хорошим].

Этот хадис состоит всего лишь из нескольких слов, однако в них вложено много смысла, и он разъясняет великие основы и ответвления религии. Всевышний Аллах разделил все Свои установления на четыре категории: обязательное, запретное, установленные Им границы и то, о чём Он умолчал. Один учёный сказал: «Кто будет поступать согласно этому хадису, тот получит награду и избежит наказания, потому что тот, кто совершает обязательное, отдаляется от запретного, не преступает границ и не докапывается до того, чего Аллах не дал нам знать; тот сделал всё, что только можно, из достойного и соблюдает права религии». А всё потому, что установления Всевышнего не выходят за пределы упомянутых в хадисе четырёх категорий!

Слова Пророка *: «Поистине, Аллах возложил на вас обязанности, так не пренебрегайте же ими…» означают, что каждый мусульманин должен исполнять свои обязанности перед Всевышним должным образом, как разъяснил Он Сам и Его Пророк *. В эти обязанности входят молитва, пост, закят, хадж и так далее. Молитву нельзя совершать без предварительного очищения, обращения в сторону киблы, наступления времени и смирения пред Господом. То же можно сказать и обо всех остальных обязанностях, которые возложил на нас Всевышний.

Слова Пророка *: «… не пренебрегайте же ими…» означают, что мусульманин не должен оставлять их, а иначе он окажется в убытке, и Всевышний подвергнет его заслуженному наказанию за ослушание.

Что же касается границ, установленных Всевышним, то имеются в виду самые серьёзные и самые опасные для человека и его религии грехи, за которые Аллах установил определённое наказание.

Всевышний Аллах запретил убивать человека или причинять ему вред и предписал карать за преднамеренное убийство смертной казнью:

«Мы предписали им в нём: душа — за душу, глаз — за глаз, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми» (5:45).

В общем, преступать границы, установленные Всевышним — значит, совершать что-то из того, что Он запретил. Всевышний сказал:

«Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (65:1).

Всевышний также сказал:

«Таковы ограничения Аллаха. Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введёт в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние» (4:13).

Пока человек делает дозволенное, он не преступает границ Всевышнего, но когда речь идёт о запретном, он не должен даже приближаться к эти границам.

Пророк * также сказал: «…и создал запреты, так не нарушайте же их…». Пророк * сказал это намеренно, чтобы у человека не было поводов считать, что запретным является только то, за что Всевышний установил наказание в этом мире, и чтобы Шайтан и его собственная душа, побуждающая к дурному, не подталкивали его к этому. Это запретное упомянуто во многих аятах и хадисах. Мы знаем, что Всевышний запретил злословие, сплетни, притеснение, несправедливость, нанесение вреда другим, а также мошенничество, обман, обвешивание и так далее.

О рабы Аллаха! Этот хадис — всеобъемлющее наставление Пророка *. Он упомянул об обязательном и велел не пренебрегать им, и упомянул о границах, и велел не преступать их, и упомянул о запретах, и велел не нарушать их, и он упомянул о том, о чём умолчал Аллах, и велел не доискиваться до него.

И мы должны следовать завету Посланника Аллаха *. Очень часто люди не соблюдают свою религию должным образом из-за своего небрежного отношения к его заветам, а ведь мусульмане обязаны исполнять обязанности, возложенные на них Всевышним, должным образом. Особенно это касается обязательной пятикратной молитвы, закята, поста в рамадан и хаджа к Заповедному Дому Аллаха. Всевышний сказал:

«Оберегайте молитвы, и особенно, среднюю [послеполуденную] молитву. И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238).

Всевышний Аллах обещал суровое наказание тому, кто не совершает обязательную молитву. Всевышний сказал:

«После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Все они встретят зло» (19:59).

Под этим понятием подразумевается долина в Аду, от которой веет нестерпимым жаром. Она глубока, и дно её далеко. Кто не совершает молитву, тот обычно относится к остальным своим обязанностям ещё небрежнее. Всевышний сказал:

«Поистине, молитва оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите» (29:45).

Многие люди уделяют внимание дополнительному и желательному, но при этом небрежно относятся к обязательному. Можно встретить человека, который делает много дополнительного и при этом даже не совершает обязательную молитву или не посещает коллективную молитву, хотя у него есть возможность. Или же он тратит деньги на разные проекты, в том числе благотворительные, и при этом не выплачивает закят. А некоторые ищут приближения к Аллаху посредством различных нововведений, оставляя поклонение, предписанное Всевышним.

Многим людям ничего не стоить нарушить запрет, установленный Всевышним или преступить установленные Им границы, если это совпадает с их желаниями и пристрастиями. Они обожествили свою прихоть и впали в заблуждение, хотя им было даровано знание.

Истинное же благо, о раб Аллаха — в исполнении предписаний Всевышнего и оставлении того, что Он запретил. Поистине, если Аллах предписал Своим рабам делать нечто, значит, в этом благо для них в их религии и мирской жизни, и если они откажутся исполнять возложенное на них Всевышним, они поступят во вред себе. И если Всевышний запретил что-то — значит, в этом есть вред для нас, и если мы будем нарушать запреты, мы принесём вред себе. А Всевышний Аллах лучше всех знает, что приносит нам пользу, а что — вредит в этой и в вечной жизни. Всевышний сказал: «…объявит дозволенным благое и запрещённым скверное» (7:157).

Иногда Всевышний Аллах умалчивает о чём-то из милосердия к Своим рабам, а не потому, что Он забыл — ибо Аллах никогда ничего не забывает, и если Он не сообщил нам о чём-то, значит, в этом есть смысл. Всевышний сказал: «Господь твой не забывчив» (19:64). И кто спрашивает о подобных вещах, тот проявляет излишнюю строгость и щепетильность и стремится создать затруднения людям. Пророк * сказал:

«هَلَكَ المُتَنَطِّعُون – قَالَهَا: ثَلاَثَاً»

«Погибли излишне щепетильные!» — повторив это трижды [Муслим].

А Ибн Мас‘уд ** сказал: «Остерегайтесь щепетильности, остерегайтесь чрезмерно углубляться (в вопросы религии) и придерживайтесь старого» — то есть того, чего придерживались сподвижники Пророка *. Сюда же относятся попытки узнать сокровенное. Всевышний Аллах повелел нам верить в сокровенное, однако Он не пожелал открыть нам истинную суть сокровенного и запретил нам докапываться до неё, потому что это может привести нас к растерянности и сомнениям.

А останавливаясь у границ, установленных Всевышним Аллахом, и совершая обязательное, человек обретает счастье в обоих мирах. Джабир ** передаёт:

«اَنَّ رَجُلاًً سَأَلَ رَسُوُلُ اللهَ صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: أَرَأَيْتَ إِذَاَ صَلَّيْتَ الْمَكْتُوبَاتْ ، وَصُمْتَ رَمَضَانَ ، وَأَحْلَلَتُ الْحَلاَلَ ، وَحَرَّمْتُ الْحَرَامَ ، وَلَمْ أَزِدْ عَلىَ ذَلِكَ شَيْئَاً ، أَدْخُلُ الْجَنَّةَ ؟ قَالَ: نَعَمْ»

«Один человек спросил Посланника Аллаха *: “Скажи, если я буду совершать обязательную молитву, поститься в рамадан, считать дозволенное дозволенным, а запретное — запретным, и ничего не прибавлю к этому, войду ли я в Рай?” Он ответил: “Да”» [Муслим]. Этот хадис указывает на то, что человек, совершающий обязательное и оставляющий запретное, войдёт в Рай.

Хадисы с похожим смыслом передаются множеством людей. Например, в прощальном хадже Пророк * сказал:

«اتَّقُوا الله ، وَصلُّوا خَمْسَكُمْ ، وَصُومُوا شَهْرَكُمْ ، وَأَدُّوا زَكاةَ أَمْوَالِكُمْ ، وَأَطِيعُوا ذَا أَمْرِكُمْ تَدْخُلُوا جَنَّةَ رَبِّكُمْ»

«Бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, повинуйтесь вашим правителям, и вы войдёте в Рай вашего Господа» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].

Совершение обязательного помогает человеку войти в Рай, а совершение запретного, наоборот, мешает ему войти туда. Кто делает всё необходимое для того, чтобы попасть в Рай, и избегает того, что может помешать ему попасть туда, тот заслуживает войти в Рай по милости Всевышнего, ведь обещание Всевышнего — истина, и человек не сотворён без смысла и не оставлен просто так. Он сотворён для поклонения Всевышнему, и Всевышний запретил ему ослушиваться Его, и для него приготовлена обитель воздаяния, в которую он попадёт. Это — либо обитель блаженства, либо обитель наказания. Рай уготован верующим, а Огонь — неверующим. Воздаяние соответствует делу. Всевышний сказал:

«Сегодня ни одной душе не будет причинено никакой несправедливости, и вам воздастся только за то, что вы совершали» (36:54).

Всевышний также сказал:

«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад» (79:37–39).

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран и Сунну благословенными для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из знамений и мудрости, в них заключённых. (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани ва-с-суннати ва нафа‘ана бима фихима мина-ль-айати ва-ль-хикма).

Я прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (АстагфируЛлаха фа-стагфируху. Иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Милостивому, Милосердному и благословения и приветствия лучшему из творений, а также членам его семьи и его благородным сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ними и шёл их путём до самого Дня воздаяния.

Поистине, Шариат Всевышнего лёгок для исполнения, а предписания его — мудры. Он вменил нам в обязанность лишь немногое, и кто захочет исполнять обязательное, не столкнётся ни с какими трудностями. Пророк * сказал:

«إِنَّ الدِّينَ يُسْرٌ ، وَلَنْ يُشَادَّ الدِّينَ أَحَدٌ إِلاَّ غَلَبَهُ»

«Поистине, религия — лёгкость, и кто бы ни взялся тягаться с ней, она непременно одолеет его» [Аль-Бухари].

Всевышний, возлагая на нас эти обязанности, вовсе не стремился создать нам трудности или нанести вред. Всевышний сказал: «…и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22:78). Возложив на нас эти обязанности, Аллах почтил нас и превознёс нас над другими живыми существами.

Если среди этих обязанностей и есть такие, исполнение которых может представлять трудность для человека, то очень скоро приходит облегчение: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286). Всевышний также сказал:

«Поистине, за каждой тяготой наступает облегчение. За каждой тяготой наступает облегчение» (94:5–6).

Да, о рабы Аллаха, эти обязанности легки и немногочисленны. Запреты Аллаха также немногочисленны, и их так же легко соблюдать. К тому же, Аллах запретил лишь то, что скверно и вызывает отвращение у любого нормального человека, либо то, что причиняет вред. Кроме того, Всевышний запретил некоторые вещи для того, чтобы испытать нас и увидеть искренность нашей веры: будем ли мы соблюдать запреты своего Господа или же нарушим их?

А всё, кроме запрещённого Всевышним, человек может делать со спокойной совестью. Когда дело касается разрешённого, человеку предоставлена полная свобода действий.

Это — величайшая милость Всевышнего, за которую нам следует благодарить Его, нашего щедрого Господа, Который осыпает человека Своими милостями, наделяет его слухом, зрением, сердцем и другими необходимыми органами. Он ниспослал людям самое благородное Писание, Слова Высочайшего Господа, и направил к ним лучших представителей рода человеческого, а потом почтил их ещё больше, сделав их Своими верующими рабами, исповедующими Единобожие. Затем Всевышний почтил людей ещё больше, предоставив им возможность стоять пред Ним, исполняя Его веления и соблюдая Его запреты. Венчает этот почёт вход в Рай и созерцание Лика Господа. Можно ли представить себе больший почёт, чем этот?

О мусульмане, исполняйте же обязанности, возложенные на вас Всевышним.

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, защити нас и избавь нас от страха! (Аллахумма-хфаз ‘ауратина ва амин рав‘атина).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам! (Аллахумма-нсури-ль-Исляма ва-ль-муслимин).

О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни были! (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кули макан).

О Аллах! Нет Божества, кроме Тебя, ниспошли нам дождь и не давай нам отчаиваться! (Аллахумма АнтаЛлаху ля иляха илля Анта анзиль ‘аляйна-ль-гайса ва ля тадж‘альна мина-ль-канитин).

О Аллах, помоги Своим рабам! (Аллахумма агыс ‘ибадака ва билядака).

О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).

О Аллах, раскрой сердца наши, облегчи нам дела наши и приведи нас к благонравию, ибо, поистине, не приводит к нему никто, кроме Тебя! (Аллахумма-шрах судурана ва кулюбана ва йассир умурана ва-хдина ли-салихи-ль-ахляк фа-иннаху ля йахди ли-салихиха илля Анта).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи Рабби-ль-‘алямин).

Хутба 28. Болезнь Пророка * и его кончина

Часть первая

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил [по земле] много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70–71).

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, ты смертен, и они смертны. А потом, в День воскресения, вы будете препираться у своего Господа» (39:30–31). В этом аяте Всевышний разъяснил людям, что все они рано или поздно умрут, в том числе и лучший из людей — Пророк Мухаммад *. Всевышний сказал: «Поистине, ты смертен, и они смертны» (39:30).

Мои братья в исламе! Посланник Аллаха * действительно скончался после того, как донёс до людей послание Всевышнего, отдал все силы ради Его религии и выполнил свою миссию наилучшим образом. Какова же история его кончины?

Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней хутбе, если будет на то воля Аллаха. Просим Всевышнего, чтобы Он благословлял и приветствовал Своего Посланника *, и чтобы Он даровал ему великую награду и собрал нас вместе с ним в День воскресения, и чтобы на нас распространилось его заступничество, и мы смогли напиться из его водоёма и никогда уже не испытывали жажды.

Мои братья по вере! Посланник Аллаха * был обычным человеком, только Аллах почтил его, направив его к людям со Своим посланием:

«Скажи: “Поистине, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”» (18:110).

И он болел, подобно всем остальным людям, только страдал он от болезни намного больше, чем другие люди. ‘Абдуллах ибн Мас’уд ** передаёт: «Однажды я зашёл к Пророку *, страдавшему от сильной лихорадки. Я коснулся его рукой и сказал ему: «О Посланник Аллаха, какая у тебя сильная лихорадка!» Он сказал:

«أَجَلْ ، إِنِّي أُوعَكُ كَمَا يُوعَكُ رجُلاَنِ مِنْكُمْ. قُلْتُ: ذالِكَ أَنَّ لَكَ أَجْرَيْنِ. قَالَ: أَجَلْ. ذالِكَ كَذالِكَ. مَا مِنْ مُسْلِمٍ يُصِيبُهُ أَذًى ، شَوْكَةٌ فَمَا فَوْقَهَا ، إِلاَّ كَفَّرَ الله بِهَا سَيِّئَاتِهِ ، كَمَا تَحُطُّ الشَّجَرَةُ وَرَقَهَا»

«Да, моя лихорадка приносит мне вдвое больше страданий, чем любому из вас». Я спросил: «Это потому, что тебе предназначена двойная награда?» Он сказал: «Да, это так». А потом он сказал: «Любому мусульманину, которого уколола колючка или постигло что-нибудь хуже этого, Аллах обязательно прощает за это его дурные дела, и он освобождается от своих грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев» [Аль-Бухари; Муслим].

И Всевышний Аллах предопределил Своему Посланнику * смерть, как и всем остальным людям. Всевышний сказал: «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрёшь, они будут жить вечно?» (21:34).

Всевышний также сказал: «Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (3:144). Всевышний также сказал: «Поистине, ты смертен, и они смертны» (39:30).

Посланник Аллаха * заболел спустя два с небольшим месяца после прощального хаджа. Во время болезни, от которой он умер, он говорил ‘Аише (да будет доволен ею Аллах):

«يَا عَائِشَةُ! مَا أَزَالُ أَجِدُ أَلَمَ الطَّعَامِ الَّذِى أَكَلْتُ بِخَيْبَرَ ، فَهَذَا أَوَانُ انْقِطَاعِ أَبْهَرِى مِنْ ذَلِكَ السُّمِّ»

«О ‘Аиша! Меня до сих пор преследует боль от еды, которую я поел в Хайбаре. Пришло время, и отпущенный мне срок подошёл к концу из-за этого яда» [Аль-Бухари].

После завоевания Хайбара Посланнику Аллаха * подарили зажаренную овцу, положив в неё яд, и попробовав её, он сказал: «Вы положили яд в эту овцу?» Они сказали: «Да». Пророк * спросил: «Что заставило вас сделать это?» Они ответили: «Если ты лжец, мы избавились бы от тебя, а если ты истинный пророк, то отрава не повредила бы тебе» [Аль-Бухари].

Когда болезнь Пророка * усилилась и его состояние ухудшилось, он попросил у своих жён разрешение на то, чтобы за ним ухаживали в доме ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), и они согласились. Сподвижников встревожила и опечалила его болезнь, и они готовы были пожертвовать жизнью, семьёй и имуществом, лишь бы только он жил.

Они постоянно справлялись о его здоровье и радовались, узнав, что ему стало немного лучше. Анас ибн Малик ** передаёт, что во время болезни Пророка *, от которой он умер, с ними проводил молитвы Абу Бакр **, и это продолжалось вплоть до понедельника. Когда в этот день люди выстроились рядами для молитвы, Пророк *, лицо которого было подобно листу с аятами Корана, поднял занавеску своей комнаты и стал смотреть на них, стоя у дверей. А потом он улыбнулся, и при виде Пророка * люди были готовы вскочить со своих мест от радости. Абу Бакр отошёл назад, чтобы совершить молитву в общем ряду, решив, что Пророк *, выйдет на молитву. Однако Пророк *, сделал присутствующим знак, давая понять, что они должны закончить молитву, после чего опустил занавеску. В тот же день он скончался» [Аль-Бухари; Муслим]. Мусульмане едва не оставили молитву, радуясь появлению Посланника Аллаха *.

Посланник Аллаха * предпочёл встречу со Всевышним дальнейшему пребыванию в этом мире. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Когда Посланник Аллаха * был здоров, он часто говорил:

«لَمْ يُقْبَضْ نَبِيٌّ قَطُّ حَتَّى يَرَى مَقْعَدَهُ مِنْ الْجَنَّةِ ، ثُمَّ يُحَيَّا أَوْ يُخَيَّرَ ، فَلَمَّا اشْتَكَى وَحَضَرَهُ الْقَبْضُ ، وَرَأْسُهُ عَلَى فَخِذِ عَائِشَةَ ، غُشِيَ عَلَيْهِ ، فَلَمَّا أَفَاقَ ، شَخَصَ بَصَرُهُ نَحْوَ سَقْفِ الْبَيْتِ ، ثُمَّ قَالَ: اللَّهُمَّ فِي الرَّفِيقِ الأَعْلَىَ. فَقُلْتُ: إِذاً لاَ يَخْتَارُنَا. فَعَرِفْتُ أَنَّهُ حَدِيثَهُ الَّذِيِ: اللَّهُمَّ الرَّفِيقَ الْأَعْلَى»

“Поистине, ни один пророк никогда не умирал, не увидев своё место в Раю, а потом к нему либо обращались с приветствием, либо ему предоставлялся выбор”». А когда он заболел, и смерть его была уже близка, и голова его лежала на ноге ‘Аиши, он потерял сознание; очнувшись же, он стал смотреть в потолок, а потом сказал: «О Аллах, (позволь мне оказаться) в высшем обществе!» ‘Аиша передаёт: «Тогда я сказала: “Значит, он не останется с нами!” — а потом поняла, что эти его слова подтверждают то, что он говорил нам, когда был здоров» [Аль-Бухари; Муслим].

‘Аиша также передаёт «Я часто слышала (от Посланника Аллаха *), что ни один пророк не умирал, пока ему не предлагалось сделать выбор между миром этим и миром вечным. Кроме того, я слышала, как во время той болезни, от которой Пророк * умер, он говорил хриплым голосом:

«مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ مِنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَئِكَ رَفِيقًا. قَالَتْ فَظَنَنْتُهُ خُيِّرَ حِينَئِذٍ»

“…с теми, кого Аллах облагодетельствовал, из числа пророков, искренне верующих, павших за веру и праведников. Прекрасные это товарищи!” — и я подумала, что ему был предоставлен такой выбор» [Аль-Бухари; Муслим].

Пророк * также говорил:

«اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ، وَارْحَمْنِي ، وَأَلْحِقْنِي بِالرَّفِيقِ الأَعْلَى»

«О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и присоедини меня к высшему обществу![24]» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].

Когда у Посланника Аллаха * началась агония, он очень сильно мучился. Около него стоял сосуд с водой и перед самой смертью он стал опускать в него руки и протирать водой лицо со словами:

«لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ إِنَّ للْمَوْتِ لَسَكَرَآتٍ. ثُمَّ نَصَبَ يَدَهُ»

«Нет божества, кроме Аллаха… Поистине, смерть причиняет мучения!» — а потом он опустил руку [Аль-Бухари].

А Анас ** передаёт: «Когда Пророку * стало совсем тяжко, и он начал терять сознание, Фатыма (да будет доволен ею Аллах) воскликнула: “О, как мучается мой отец!” — и тогда он сказал:

«لَيْسَ عَلَى أَبِيكِ كَرْبٌ بَعْدَ الْيَوْمِ»

“После этого дня твой отец уже не будет страдать!”» [Аль-Бухари]. А когда он умер, она сказала: «О отец мой! Он ответил Господу, призвавшему Его! О отец мой! Обитель его в садах Фирдауса! О отец мой, мы извещаем Джибриля о его смерти!» А когда его предали земле, Фатыма (да будет доволен ею Аллах) сказала: «О Анас, как чувствовали вы себя, засыпая землёй Посланника Аллаха?!».

Несмотря на причиняемые болезнью страдания, Пророк * продолжал давать добрые советы своей общине и предупреждать мусульман о том, чего он опасался для них. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Пророк *, уже болевший той болезнью, от которой он умер, сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения». ‘Аиша также сказала: «И если бы не это, то могилу его обязательно сделали бы заметной, однако он боялся, что её могут сделать местом поклонения» [Аль-Бухари; Муслим].

‘Аиша и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах) передают, что перед самой своей смертью Посланник Аллаха * стал накидывать на лицо покрывало, а когда ему стало трудно дышать, он убрал его с лица и сказал: «Да проклянёт Аллах тех иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для совершения молитв!», предостерегая мусульман от повторения того, что делали эти люди [Аль-Бухари; Муслим].

Джундуб ** передаёт, что за пять дней до смерти Пророк * сказал:

«إِنِّي أَبْرَأُ إِلَى اللَّه أَنْ يَكُون لِي مِنْكُمْ خَلِيل. فَإِنَّ اللَّه عَزَّ وَجَلَّ قَدْ اِتَّخَذَنِي خَلِيلاً ، كَمَا اِتَّخَذَ إِبْرَاهِيم خَلِيلاً. وَلَوْ كُنْت مُتَّخِذًا خَلِيلاً لاتَّخَذْتُ أَبَا بَكْرٍ خَلِيلاً. وَإِنَّ مَنْ كَانَ قَبْلكُمْ كَانُوا يَتَّخِذُونَ قُبُور أَنْبِيَائِهِمْ وَصَالِحِيهِمْ مَسَاجِد ، أَلاَ فَلاَ تَتَّخِذُوا الْقُبُورَ مَسَاجِد ، إِنِّي أَنْهَاكُمْ عَنْ ذَلِكَ»

«Поистине, я не могу избрать себе возлюбленного друга из вас, потому что Аллах сделал меня Своим возлюбленным другом подобно тому, как сделал Он Своим возлюбленным другом Ибрахима. Однако если бы я решил выбрать из моей общины возлюбленного друга, я выбрал бы Абу Бакра… Поистине, жившие до вас превращали могилы своих пророков и праведников в места поклонения. Вы же не должны превращать могилы в места поклонения. Я запрещаю вам это!» [Аль-Бухари; Муслим].

Да благословит Аллах и приветствует нашего благородного Пророка *, который заботился о своей общине и думал о ней даже в предсмертные мгновения: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (9:128).

Да сделает Аллах Коран благословенным для меня и для вас! (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Единственному, Самодостаточному, Живому, Который не умирает — при том, что люди и джинны смертны: «Все на ней [земле] смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (55:26–27).

Я восхваляю Его и благодарю, и свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и всех его сподвижников!

Веление не превращать могилы в места поклонения не было единственным предсмертным заветом Посланника Аллаха *. Он также завещал своей общине неуклонно совершать обязательную молитву и хорошо обращаться с невольниками. Анас ибн Малик ** передаёт: «Посланник Аллаха * оставил нам перед самой смертью завет, сказав:

«الصَّلاةَُ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ»

“Молитва и те, кем овладели ваши десницы!”, — и он повторял эти слова до тех пор, пока голос его не перешёл в хрип, так что грудь его вздымалась, но с языка его не слетало ни слова» [Ахмад; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

А ‘Али ибн Абу Талиб ** передаёт:

«كَانَ آخِرُ كَلاَمُ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم: الصَّلاَةَُ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ»

«Последними словами Пророка * были слова: “Молитва… и те, кем овладели ваши десницы!” [Ахмад; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

А в версии Ахмада говорится: Последними словами Пророка * были слова: “Молитва! Молитва! И бойтесь Аллаха в отношении тех, кем овладели ваши десницы!”».

Последние часы своей жизни Посланник Аллаха * провёл, прислонившись спиной к ‘Аише (да будет доволен ею Аллах). ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «К числу благодеяний, оказанных мне Аллахом, относится то, что Посланник Аллаха * скончался в моём доме и в мой день, причём голова его покоилась у меня на груди, и то, что по воле Аллаха моя слюна смешалась с его слюной, когда он умирал. Дело в том, что, когда ко мне зашёл ‘Абду-р-Рахман[25], державший в руке зубочистку (сивак), я поддерживала Посланника Аллаха *. Увидев, что Пророк * смотрит на эту зубочистку, я поняла, что он хочет воспользоваться ею, и спросила: “Взять её для тебя?” — и он кивнул головой в знак согласия. Тогда я взяла её, но оказалось, что пользоваться ею для него трудно[26], и я спросила: “Размягчить её для тебя?” — и он снова кивнул головой. Тогда я разжевала её, а Пророк * стал водить ею по зубам…». А в другой версии этого хадиса говорится: «Он почистил ею зубы лучше, чем когда-либо, а потом отдал её мне, и рука его упала (или: она упала из его руки). Так Аллах соединил мою слюну с его в последний день земной


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.