Сущность контроля и его место в учебном процессе. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сущность контроля и его место в учебном процессе.

2017-06-12 552
Сущность контроля и его место в учебном процессе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации зависят эффективность управления учебно – воспитательным процессом и качество обучения учащихся. Проверка знаний должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценить получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

В рамках «Программы развития в ГБОУ Аграрный-лицее РТ на период с 11 февраля по 13марта 2017годы» принята программа «Управление качеством образования», в которой предусматривается усиление контроля качества знаний учащихся. Исходя из этого, контроль знаний учащихся на уроке приобретает новое качественное значение.

Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Данная система применена при обучении биологии.

Итак, темой моего исследования является контроль знаний учащихся.

Объект исследования – процесс обучения.

Предмет исследования – различные формы контроля знаний учащихся при обучении биологии.

Гипотеза: использование определенной системы контроля знаний учащихся положительно сказывается на повышении знаний и умений по биологии.

Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.

Задачи:

1. Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.

2. Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.

3. Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.

Критерии:

1. уровень обученности

2. качество обучения

3. познавательная активность.

Ожидаемый результат:

1. возросла познавательная активность учащихся

2. уровень обученности составляет 100%

3. качество обучения выросло на 10%

4. увеличилась доля учащихся, занимающихся учебно-

исследовательской деятельностью.

Рейтинг учебных достижений.

Рейтинг – это бальная система оценки учебной деятельности, при изучении конкретной темы. Учебная деятельность может включать:

- ответы на вопросы;

- выступление по обязательной или дополнительной литературе;

- постановку вопросов;

- решение задачи;

- выполнение теста;

- терминологический диктант;

- изготовление карточек и заданий;

- дополнения к ответу;

- ассестирование учителю и другие приемы.

Каждый вид деятельности оценивается определенным количеством баллов. В сумме все эти баллы образуют рейтинг по учебной теме, в журнал выставляется единственная итоговая оценка по теме. Данная система способствует активизации индивидуальной работы школьника, делает учебный процесс открытым. В этом видится большой плюс использования данной системы контроля знаний учащихся.

Результаты.

Использование систематического контроля знаний учащихся способствует повышению познавательной активности школьников, если в начале 5 класса только 30 – 35% учащихся систематически и качественно готовятся к занятиям, выполняют творческие домашние задания, готовят небольшие сообщения, то к концу этого года обучения таких учащихся уже 50 – 60 %, а к 9 классу - 85 – 90%.

Уровень обученности всегда стабилен и составляет 100%, качество обучения значительно выше среднего по школе и составляет по классам: 5 класс – 75 %

6 класс – 64%, 7 класс – 55,5%, 8 класс – 61,4%, 9 класс – 72,5%.

Ежегодно учащиеся при промежуточной аттестации выбирают в качестве экзамена по выбору биологию и показывают 75 – 90% качество при 100% -ной обученности.

Выпускники 9 класса в качестве муниципального экзамена также выбирают биологию и показывают 100%- ное качество.

20% учащихся занимаются исследовательской работой по предмету, ежегодно становятся победителями школьных конкурсов и дважды призерами районных конкурсов учебно – исследовательских работ.

По результатам анкетирования учащихся:

- ситуативный интерес к предмету сформирован у 35 %

- интерес к предмету у 54 %

- повышенный познавательный интерес у 9 % учащихся.

 

Список использованной литературы.

1. Галкина Е.А.Контроль знаний по биологии. //Биология в школе. -2006.-№6.- с. 20-27.

2. Гин А. Приемы педагогической техники. М.Вита, 2002 г.132 с.

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М. Просвещение,

1984 г., 143 с.

4. Казанина С.М. Контрольная работа как способ обучения и развития мышления. //Биология в школе.-2006 г.- №1.-с. 26-30.

5. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. М. Просвещение.- 1989 г.-224 с.

6. Кузнецова В.И. Уроки биологии, 6-7 класс. М. Просвещение, 1991 г.-190 с.

7. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения

Биологии. Животные. М. Просвещение.- 1988 г.-189 с.

8. Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т. Организация учебной деятельности

школьников на уроках биологии. М. Просвещение.- 1988 г.-191 с.

9. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.Просвещение.-1988 г-

158 с.

10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания прородоведения. М. Просвещение.- 1989 г.-256 с.

11. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии, 6-8 класс. М. Дрофа.-1997 г.- 158 с.

12. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. М.Академия.- 1999 г.-287 с

13. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников. Пособие для учащихся.

М. Мнемозина.-1998 г.-159 с.

14. Яковлев В.А., Спирин П.Ф. Активные формы и методы обучения биологии. М. Просвещение.- 1992 г.-159 с.

15. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М. Просвещение.- 1985 г.-206 с.

 

Введение.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации зависят эффективность управления учебно – воспитательным процессом и качество обучения учащихся. Проверка знаний должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценить получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

В рамках «Программы развития в ГБОУ Аграрный-лицее РТ на период с 11 февраля по 13марта 2017годы» принята программа «Управление качеством образования», в которой предусматривается усиление контроля качества знаний учащихся. Исходя из этого, контроль знаний учащихся на уроке приобретает новое качественное значение.

Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Данная система применена при обучении биологии.

Итак, темой моего исследования является контроль знаний учащихся.

Объект исследования – процесс обучения.

Предмет исследования – различные формы контроля знаний учащихся при обучении биологии.

Гипотеза: использование определенной системы контроля знаний учащихся положительно сказывается на повышении знаний и умений по биологии.

Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.

Задачи:

1. Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.

2. Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.

3. Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.

Критерии:

1. уровень обученности

2. качество обучения

3. познавательная активность.

Ожидаемый результат:

1. возросла познавательная активность учащихся

2. уровень обученности составляет 100%

3. качество обучения выросло на 10%

4. увеличилась доля учащихся, занимающихся учебно-

исследовательской деятельностью.

Сущность контроля и его место в учебном процессе.

Педагогическая культура учителя наиболее ярко выражается не в изучении нового материала, а в проверке знаний, умений и навыков учащихся.

Контроль качества знаний - одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса.

Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний, сформированности умений и навыков, выявлять нравственно- ценностные ориентации личности учащегося.

Что же такое контроль знаний?

Контроль (фр.) – 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин;

2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.(12)

Контроль (в узком понимании) – изучение состояния процесса в данный момент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогический срез и др.;

Контроль (в широком значении) – оценка состояния процесса в соответствии с нормативными характеристиками и разработка рекомендаций на будущее, коррекция процесса, помощь ученику.(12)

В разных источниках литературы и на практике используются различные понятия, такие как «контроль», «учет», «опрос», «проверка знаний». Эти понятия взаимосвязаны, они обогащают и дополняют друг друга, но каждое из этих понятий имеет свои специфические особенности.

Проверка знаний – это структурный компонент контроля, обеспечивающий внешнюю обратную и внутреннюю связь участников педагогического взаимодействия; он направлен на выявление, изменение качества, уровня и объема усвоения учебного материала учащимися и степени достижения целей обучения. Проверка не всегда сопровождается обязательной отметкой. Тем не менее, понятия «контроль» и «проверка» очень часто отождествляются.

По мнению Галкиной Е.А.термин «учет знаний, умений, навыков» плохо отражает суть тех явлений, которые он призван обозначать в педагогике. Учет успеваемости – принятие во внимание, фиксация, наполнение и хранение информации о результатах проверки знаний учащихся по усвоению соответствующего учебного материала. Иначе говоря, в содержании понятия «учет» определяющим признаком является количественный подсчет, а в оценивании результатов важна и качественная сторона усвоения знаний.

Слово «опрос» в русском языке имеет лишь одно значение – действие по задаванию вопросов, притом в устной форме.

Таким образом, контроль знаний предполагает единство всех его компонентов (проверки, оценки и учета) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний учащихся, их качества, так и процесс исправления ошибок в области содержания, речи, логики ответа, ведущий к коррекции результатов обучения.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.