Лекция 1. Происхождение государства — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Лекция 1. Происхождение государства

2017-06-11 259
Лекция 1. Происхождение государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Введение

 

Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — систему полученных к данному моменту знаний. Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух блоков: теории государства и теории права. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается некая целостность, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки — есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Объектом теории государства и права выступают государство и право, которые в тоже время исследуются другими науками. Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, система основных понятий юридической науки и практики.

Теории государства и права выступает и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. Теория государства и права как учебная дисциплина, представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

Под методом науки понимается совокупность приемов, принци­пов и правил, с помощью которых постигается предмет, формируется система новых знаний.

Многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в сле­дующую систему.

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм).

Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный подход функциональный подход, метод социального эксперимента

Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят: конкретно-социологический, статистический, кибернетический и другие методы.

Частноправовые методы — это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно—правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими: формально-юридический, сравнительно-правовой.

Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (то есть применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. ТГиП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы, она играет методологическую роль в юриспруденции. Однако, ТГиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.

Взаимодействие же ТГиП с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности теории государства и права как нау­ки состоят в том, что она является: гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук). Современная российская наука теории государства развивается на основе демократических и гуманистических традиций. Она выступает мощным средством формирования нового юридического мировоззрения профессионалов-правоведов, российского общества в целом, столь необходимого ему в условиях политических, экономических и правовых реформ.

РАЗДЕЛ 1.

ЧАСТЬ1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА.

Лекция 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства: форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим. Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышена­званных составляющих.

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с насе­лением.

Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно;не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики: выборность власти; срочность; зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Ин­дия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Фин­ляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируетсяпарламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственностьза свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарла­ментских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Ва­вилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики; для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического ти­па имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия — принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, то есть и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов: уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил; национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п. Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет естественно содержание (то есть тип государства).

Форма государственного устройства — это элемент формы госу­дарства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий оп­ределенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы:

¾ унитарную (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства.

¾ федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.

¾ конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры:

¾ степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

¾ соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

¾ гарантированность прав и свобод личности;

¾ характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

¾ степень реализации политической власти непосредственно народом;

¾ положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

¾ место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

¾ соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

¾ характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

¾ тип политического поведения;

¾ характер политического лидерства;

¾ учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

¾ доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

¾ степень верховенства закона в во всех сферах общественной жизни;

¾ принципы взаимоотношения общества и власти;

¾ политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

¾ мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

¾ существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Различают две основные разновидностиполитических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды. К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный. Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю. Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем. Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть. Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой. Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть. Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализмво всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

 

Лекция 11 НОРМЫ ПРАВА

Норма права -это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный эле­мент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относят:

1. общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3. связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5. микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. В соответствии с поставленными вопросами в логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе"). Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три:

1. гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяют­ся путем закрепления юридических фактов;

2. диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3. санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей — гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, со­стоящей из вышерассмотренных элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не­редко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Норма права может изложить:

¾ все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

¾ в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

¾ может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

¾ может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

¾ прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосред­ственно излагается в статье нормативного акта;

¾ отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

¾ бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

Классификация правовых норм состоит в делении их на отдельные виды по таким существенным признакам, которые определяют специфическую роль и назначение каждого вида норм в регулировании общественных отношений. Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1. в зависимости от функциональной роли они подразделяются на: исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.); общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2. в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3. в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4. в зависимости от методов правового регулирования — на: императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5. в зависимости от времени действия — на постоянные (содер­жащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием).

6. по способу воздействия на поведение лиц, по способу регулирования нормы права можно подразделить на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (диспозитивные).

7. По объему и сфере действия нормы права могут подразделяться на нормы общего действия (действующие на территории всей страны, распространяющиеся на все население), местные (действующие на части территории, например, в субъекте федерации), локальные (отражающие местные особенности и имеющие особый субъектный состав, например, коллективный договор на отдельном предприятии), исключительные (действующие в определенном месте и для определенной категории субъектов и заменяющие для них действие общих норм. Например, законы о чрезвычайном или военном положении).

Всякая научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность лучше понять их природу и назначение в жизни общества, место в правовой системе в целом, способствует профессиональному овладению нормативно-правовым материалом, охране прав и свобод человека и гражданина.

Лекция 12 ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Формы права — это способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источ­ником права 3 фактора:

1. источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2. источник в идеологическом смысле (различные правовые уче­ния и доктрины, правосознание и т.д.);

3. источник в формально-юридическом смысле — это и есть фор­ма права.

Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы права: нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений; правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым послед­ствиям; юридический прецедент — это судебное или административ­ное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1. Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;

2. существует особый порядок их принятия;

3. используется писаная форма и оформление в специальном виде;

4. иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;

5. содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых ак­тов. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: Конституция (закон законов); федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы субъектов федерации

К видам подзаконных актов относятся: указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; приказы, инструкции, положения министерств; решения и постановления местных органов государственной власти; решения, распоряжения, постановления местных органов го­сударственного управления; нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; локальные нормативные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур; нормативные акты совместного характера; нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: общефедеральные; нормативные акты субъектов РФ; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно-длительного действия; временные нормативные акты.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

¾ принимается только органом законодательной власти или референдумом;

¾ порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

¾ должен выражать волю и интересы народа;

¾ обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

¾ регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);

— по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­рендума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); — по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно статьи 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Нормативные правовые акты вступают в силу, как правило, с момента его принятия, с момента, установленного в самом нормативном правовом акте (в этих двух случаях момент вступления в силу определяется в одной из статей акта) и по истечении общего для всех нормативных правовых актов заранее установленного срока (как правило, через десять дней после официального опубликования. В этом случае в самом акте дата его вступления в силу не указывается).

Отсчет времени вступления в силу нормативного правового акта важно для соблюдения такого правила, как презумпция знания закона. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности. Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют только на будущее. Однако из этого правила есть исключения.

Нормативные правовые акты прекращают действие во времени в следующих случаях:

¾ истечение заранее установленного срока действия, если был принят на определенный срок;

¾ отмена специальным актом правотворческого органа;

¾ если по предмету данного акта принят новый, в котором содержатся специальные статьи об отмене предыдущего акта.
Иногда происходит фактическая отмена полностью или частично путем издания нового акта по данному вопросу без указания в его тексте об отмене старого.

Закон обратной силы не имеет, то есть он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях: если в самом законе об этом сказано; если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу на следующих основаниях:

¾ по истечении срока действия акта, на который он был принят;

¾ в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий;

¾ на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

В пространстве нормативные правовые акты действую по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего Севера России).

Но территориальный принцип действия нормативных правовых актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной единицы на территории другой. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений, либо принятием национального законодательства, регулирующего вопросы коллизий между нормами различных частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта. Из этого общего правила есть исключения:

1. лица, пользующиеся правом экстерриториальности, должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;

2. иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений.

Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже есл


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.