А15 обмен веществ. Выделение. Покровы тела. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

А15 обмен веществ. Выделение. Покровы тела.

2017-06-11 627
А15 обмен веществ. Выделение. Покровы тела. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Название органа Строение Функции
1. НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ Образована костями лицевого черепа и хрящами, разделена на 2 половины, выстлана мерцательным (реснитчатым) эпителием Вход воздуха в организм через ноздри. Слизистая оболочка увлажняет воздух, обезвреживает бактерии. Реснички задерживают пыль. Кровь, протекая по капиллярам, согревает воздух. Через хоаны воздух попадает в носоглотку
2. ГОРТАНЬ Состоит из хрящей, соединенных суставами и связками Проводит воздух из носоглотки в трахею. Надгортанник прикрывает вход в гортань при глотании пищи. Голосовые связки на выдохе образуют звуки
3. ТРАХЕЯ Трубка из соединительной ткани. Хрящевые полукольца придают жесткость, не дают спадаться трахее. Внутри трахея выстлана мерцательным эпителием Проводит воздух в бронхи. Эластичная задняя стенка способствует прохождению пищи в пищеводе, лежащем позади трахеи
4. БРОНХИ Две трубки с хрящевыми колечками Проводят воздух к двум легким
5. ЛЕГКИЕ Парные губчатые органы конусовидной формы. Образованы бронхиолами и множеством легочных пузырьков — альвеол. Покрыты плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость. В ней нет воздуха, давление меньше атмосферного Происходит газообмен. В капилляры поступает кислород воздуха. Из крови в альвеолу поступает углекислый газ. Диффузия газов происходит вследствие разности концентрации этих газов в воздухе и крови

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Название органа Строение Функции
РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ Зубы ЗУБЫ состоят из коронки, шейки корня, образованы дентином. Коронка покрыта эмалью. Внутри полость зуба заполнена пульпой, пронизанной сосудами и нервными окончаниями Откусывание и пережевывание пищи
Язык ЯЗЫК – мышечный орган, покрытый слизистой, где располагаются вкусовые рецепторы Смешивает измельченную пищу со слюной, формирует пищевой комок, участвует в глотании пищи. Воспринимает вкус пищи. Вместе с зубами участвует в формировании звуков речи
Слюнные железы Парные околоушные, подъязычные надчелюстные железы, образованные железистым эпителием. Протоки их открываются в ротовую полость Слюна способствует образованию пищевого комка. Железы рефлекторно отделяют слюну, содержащую ферменты, расщепляющие углеводы (птиалин мальтаза). Белок муцин делает слюну клейкой. Лизоцим — убивает бактерии. В ротовой полости щелочная среда.
Пищевод Трубка длиной 25 см, образована соединительной мышечной и эпителиальной тканью Надгортанник загораживает вход в гортань, пища проглатывается в пищевод и передвигается за счет сокращения мышц
Желудок Состоит из соединительной ткани, гладкой мускулатуры, слизистой, образованной железистым эпителием. Железистый эпителий содержит 3 типа клеток: одни вырабатывают фермент пепсин, другие – соляную кислоту, третьи – слизь. Объем желудка 2,5 – 3 л Мышечные сокращения способствуют перемешиванию пищи с желудочным соком, который выделяется рефлекторно. Соляная кислота активизирует фермент пепсин, расщепляющий белки. Сычужный фермент (химозин) вызывает створаживание молока, липаза расщепляет жиры молока. Слизь защищает стенки желудка от механических и химических повреждений
Печень – самая крупная железа организма массой 1,5 кг. Образована железистой тканью. Между ними находится соединительная ткань, желчные протоки, кровеносные и лимфатические сосуды. Из желчных протоков в желчный пузырь и двенадцатиперстную кишку выделяется желчь Желчь эмульгирует жиры, активизирует ферменты поджелудочного сока, создает щелочную реакцию среды. В печени гибнут эритроциты, обезвреживаются вредные и ядовитые вещества. Под действием гормона инсулина в печени глюкоза преобразуется в гликоген, а гликоген превращается в глюкозу под действием гормона глюкагона. Желчь стимулирует всасывание жиров и перистальтику кишечника
Поджелудочная железа Образована железистой тканью нескольких видов, является одновременно пищеварительной железой и железой внутренней секрец Выделяет поджелудочный сок, содержащий ферменты: на жиры – липазу, на углеводы – амилазу и мальтазу, на белки – трипсин
Двенадцатиперстная кишка Длина 12–15 см; в нее впадают протоки печени и поджелудочной железы; железистый эпителий вырабатывает кишечный сок Среда щелочная. Происходит расщепление белков, жиров, углеводов.
Тонкий кишечник Самый длинный отдел пищеварительной системы состоит из соединительной ткани, мышечного слоя и железистого эпителия. Внутренняя поверхность кишечника увеличивается за счет ворсинок до 4–5 кв.м Перистальтические сокращения мышц вызывают передвижение пищи к толстому кишечнику. Ферменты кишечного сока завершают расщепление веществ. Микроворсинки обеспечивают пристеночное пищеварение и всасывание в кровь аминокислот, глюкозы а в лифу – собственных жиров
Толстый кишечник. Прямая кишка Длина 1,5–2 м, диаметр в 2–3 раза больше, чем у тонкого кишечника. Стенки образуют вздутия, складки, внутренний слой выделяет много слизи Бактерии, живущие в кишке, разрушают целлюлозу до глюкозы, вместе с водой она всасывается в кровь. Образуются ферменты, витамины. Перистальтические сокращения кишечника удаляют непереваренные остатки в виде кала из организма

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЧЕЛОВЕК (дыхательная система)

1. Дыхание обеспечивает организм энергией за счет

1) синтеза органических веществ 2) окисления органических веществ

3) поглощения солнечной энергии 4) круговорота веществ

2. Значение дыхания состоит в обеспечении организма

1) энергией 2) строительным материалом 3) витаминами 4) запасными веществами

3. Что происходит в процессе дыхания в клетках растений, животных и человека

2) образование органических веществ из неорганических

3) передвижение органических и неорганических веществ

4) окисление органических веществ с освобождением энергии

5) выделение из организма кислорода

4. Установи соответствие

Процесс жизнедеятельности система органов

1) согревание воздуха А) дыхательная

2) поступление воздуха в легкие Б) кровеносная

3) поступление кислорода в клетки

4) транспорт угл.газа от клеток к легким

5) удаление угл.газа из легких в окр.среду

5. Вдыхаемый воздух в полости носа благодаря движению ресничек эпителиальной ткани

1) насыщается СО2 2) освобождается от пылевых частиц и микроорганизмов

3) увлажняется 4) согревается

6. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что

1) их стенки выстланы ресничных эпителием

2) в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь

3) в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды

4) у человека в легкие воздух поступает очень медленно.

7. Случайно попавшие в дыхательные пути кусочки пищи могут стать причиной кашля, т.к. раздражают рецепторы, расположенные в

1) гортани 2) носоглотке 3) носовой полости 4) ротовой полости

8. При выдохе диафрагма

1) расслабляется и прогибается в сторону грудной полости

2) сокращается и становится более плоской

3) прогибается в сторону брюшной полости

4) не изменяет своего положения

9. Какой орган препятствует попаданию пищи в дыхательные пути

1) мягкое небо 2) надгортанник 3) трахея 4) щитовидный хрящ

10. Какое заболевание распространяется воздушно-капельным путем

1) дизентерия 2) малярия 3) грипп 4) СПИД

11. Если человек курит, то у него

2) увеличивается кол-во активных веществ в легочных пузырьках

3) легочные пузырьки слипаются 3) гемоглобин больше присоединяет кислород

4) легочные пузырьки теряют эластичность и способность очищатьс

12. В какой последовательности следует делать искусственное дыхание и массаж сердца

1) один выдох – 4 нажатия на грудину 2) одно нажатие на грудину – 4 выдоха

3) 2 выдоха – 5 нажатий на грудину 4) 3 выдоха – 3 нажатия на грудин

13. Какой метод используют для диагностики заболевания легких

1) флюорография 2) электрокардиография 3) электроэнцефалография

4) ультразвуковое исследование (УЗИ)

 

ЧЕЛОВЕК (пищеварительная система, обмен веществ)

1. В ротовой полости ферменты слюны расщепляют

1) белки 2) клетчатку 3) жиры 4) крахмал

2. Из ротовой полости пища попадает в

1) пищевод 2) гортань 3) желудок 4) носовую полость

3. Какие вещества начинают активно расщепляться в желудке человека

1) клетчатка 2) белки 3) углеводы 4) жиры

4. Расщепление белков до аминокислот завершается в

1) тонкой кишке 2) ротовой полости 3) пищеводе 4) желудке

5. В организме человека поджелудочная железа

1) участвует в иммунных реакциях 2) образует антитела

3) соединена с тонким кишечником 4) образует гормоны

5) выделяет желчь 6) выделяет пищеварительный сок

6. Определите последовательность прохождения пищи у человека, начиная с ротовой полости

А) ротовая полость Б) желудок В) пищевод Г) толстая кишка Д) тонкая кишка

7. Какие вещества начинают активно расщепляться в желудке человека

1) клетчатка 2) белки 3) углеводы 4) жиры

8. Железы желудка вырабатывают желудочный сок, под влиянием которого перевариваются

1) белки и жиры молока 2) углеводы и растительные жиры

3) минеральные соли 4) жиры животного происхождения

9. Какой орган выделяет пищеварительный сок в двенадцатиперстную кишку

1) поджелудочная железа 2) аппендикс 3) печень 4) пищевод

10. Поджелудочная железа вырабатывает не только поджелудочный сок, но и гормоны, участвующие в обмене

1) белков 2) жиров 3) углеводов 4) минеральных веществ

11. Соляная кислота – составная часть

1) ферментов слюны 2) желудочного сока 3) межтканевой жидкости 4) поджелудочного сока

12. Соляная кислота в процессе пищеварения

1) подавляет ферменты и расщепляет жиры

2) поражает бактерии, активизирует ферменты желудочного сока

3) расщепляет органические вещества до неорганических

4) влияет на интенсивность всасывания углеводов и белков.

13. Пища передвигается по кишечнику, т.к.

1) внутренняя стенка кишечника скользкая и гладкая

2) мышцы стенок кишечника сокращаются и расслабляются

3) пища переходит в растворимое состояние

4) пища смачивается пищеварительными соками.

14. В каком отделе пищеварительного канала у человека происходит всасывание питательных веществ

1) тонкая кишка 2) ротовая полость 3) толстая кишка 4) желудке

15. Основная функция толстой кишки

1) удаление из организма соединений, образующихся в результате обмена веществ

2) всасывание питательных веществ

3) всасывание воды в кровь из пищеварительного канала

4) образование органических веществ.

16. Питательные вещества из кишечника в кровь попадают в

1) растворенном виде 2) форме мельчайших пылевидных частиц

3) виде капелек эмульсии 4) виде кашицы

17. Углеводы и жиры не могут заменить в пищевом рационе белки, т.к. они не содержат атомы

1) углерода 2) азота 3) кислорода 4) водорода

18. В качестве источника энергии используются

1) углеводы 2) жиры 3) белки 4) нуклеиновые кислоты

19. Основным строительным материалом в клетке

1) жиры 2) белки 3) углеводы 4) витамины

20. Конечные продукты обмена веществ образуются

1) почках 2) легких 3) клетках и тканях 4) органах пищеварения

21. Конечными продуктами обмена углеводов являются

1) аминокислоты 2) нуклеиновые кислоты 3) аммиак и кислород 4) углекислый газ и вода

22. Конечные продукты обмена веществ должны быть удалены из организма человека, т.к.

1) могут замедлить процесс пищеварения 2) накапливаясь в тканях, вызывают отравление организма

3) вызывают торможение в нервных клетках 4) влияют на кислотность желудочного сока.

23. При активной физической работе в первую очередь расходуются запасы

1) мышечных белков 2) гликогена печени 3) подкожного жира 4) минеральных солей

24. Что полезно съесть спортсмену перед соревнованием

1) ломтик сыра 2) сырое яйцо 3) бутерброд с колбасой 4) плитку шоколада

25. Предохраняет от рахита, участвует в образовании костной ткани витамин

1) А 2) В 3) Д 4) Е

26. При недостатке витамина А наступает

1) резкое ухудшение зрения 2) кровоточивость десен

3) искривление костей конечностей 4) нарушение процессов обмена веществ

27. Чтобы сохранить при кулинарной обработке витамин С, который легко окисляется воздухом, надо

1) опускать овощи в кипящую воду, а кастрюлю закрывать крышкой

2) опускать овощи в холодную воду, а кастрюлю не закрывать

3) долго кипятить овощи в открытой кастрюле

4) перед тем, как варить овощи, долго вымачивать их в воде

28. Раны и царапины слизистой оболочки ротовой полости заживают быстрее, т.к.

1) фермент, участвующий в переваривании углеводов

2) белок, делающий слюну клейкой

3) белковое вещество, обладающее обеззараживающими свойствами

4) вещество, обеспечивающее слабощелочную реакцию

29. Метод, позволяющий изучить состояние органов пищеварения с помощью современных приборов

1) рентгенография 2) эндоскопия 3) энцефалография 4) флюорография

 

А16 ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

ТЕОРИЯ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Глаз человека от пыли и соринок защищен

1) хрусталиком 2) бровями 3) веками и ресницами 4) радужной оболочкой

2. Зрительные рецепторы у человека расположены в

1) хрусталике 2) стекловидном теле 3) сетчатке 4) зрительном нерве

3. Цвет глаз человека определяется наличием пигментов в

1) сетчатке 2) хрусталике 3) радужной оболочке 4) стекловидном теле

4. В органе зрения при ярком освещении процесс нервного возбуждения возникает в

1) хрусталике 2) колбочках 3) белочной оболочке 4) зрительном нерве

5. Приспособленность хрусталика глаза человека к близкому и дальнему видению предметов состоит в

1) способности передвигаться в глазной камере

2) эластичности и способности изменять форму благодаря ресничной мышце

3) том, что он имеет форму двояковыпуклой линзы

4) расположении перед стекловидным телом

6. Какова причина возникновения близорукости

1) помутнение хрусталика 2) повреждение зрительного нерва

3)нарушение в зрительной зоне бол.полушарий 4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну

7. К возникновению близорукости может привести

1) повышение уровня обмена веществ 2) чтение текста лежа

3) повышенная возбудимость нервной системы

4) чтение текста на расстоянии 30-35 см от гла

8. Возникновению близорукости способствует чтение

1) черно-белого текста 2) текста в движущемся транспорте

3) текста на расстоянии 30-35 см 4) сложного текста

9. Нервные импульсы в органе слуха человека возникают

1) в улитке 2) в среднем ухе 3) на барабанной перепонке 4) на перепонке овального окна

10. Почему воспаление среднего уха может возникнуть как осложнение при ангине, гриппе

1) это случайное совпадение

2) эти заболевания усиливают восприимчивость организма к инфекциям

3) инфекция может попасть в среднее ухо через слуховую трубу

4) больному человеку трудно следить за чистотой органов слуха.

11. Установите соответствие

Особенности строения отдел органа слуха

А) заканчивается барабанной перепонкой 1) наружное ухо

Б) включает спирально закрученный канал – улитку 2) среднее ухо

В) имеет железы, образующие «ушную серу» 3) внутреннее ухо

Г) расположен орган равновесия

Д) имеются слуховые косточки

Е) соединяется отверстием с носоглоткой.

12. Нервные окончания, воспринимающие информацию из внешней и внутренней среды, расположены в

А) коже Б) желудке В) продолговатом мозге Г) спинном мозге

Д) исполнительном органе Е) органах чувств

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.