Морально – этический кодекс вожатого — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Морально – этический кодекс вожатого

2017-06-11 1138
Морально – этический кодекс вожатого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1.

МОРАЛЬНО – ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ВОЖАТОГО

  1. Главной ценностью для вожатого является жизнь ребёнка. Не ребёнок для вожатого, а вожатый для ребёнка.
  2. Справедливость – нравственная основа вожатской работы.
  3. Честность – это достоинство вожатого и его окружающих.
  4. Научись всё видеть и кое-чего не замечать.
  5. Истинный вожатый – добрый вожатый!
  6. Дал слово – держи.
  7. Будь вежлив!
  8. Самоуважение может быть только через уважение окружающих людей.
  9. Почитай и выполняй традиции своего отряда, уважай традиции других.
  10. Прислушивайся к совету другого человека. Уважая его мнение, помни о своём.
  11. Не согласен – отвергай, отвергая – предлагай, предлагая – действуй!
  12. Вожатый без воображения – ремесленник.
  13. Каждый человек талантлив по-своему. Раскрывая таланты в себе, помоги раскрыть их другим.
  14. Чужие идеи и мысли используй только с разрешения автора.
  15. Будь всегда весёлым и находчивым.
  16. Любой вожатый – это лидер. Прежде чем организовать кого-либо, организуй себя.
  17. Совершенствуй себя, не останавливайся на достигнутом.
  18. Будь требователен к себе и к окружающим.
  19. Не оскорбляй себя и окружающих появлением в Объединении в нетрезвом виде.
  20. Не допускай ненормативной лексики.
  21. В Объединении все вожатые равны.

Личный и моральный облик вожатого:

Помните, вы пример для детей. Вы безупречны в своем внешнем виде.

Вы постоянно в одежде вожатого (майке, бойцовке или галстуке или и то и другое).

На вашей футболке/бойцовке всегда должен быть бейдж с вашим Именем или Именем Отчеством.

Вас должны уважать и любить дети.

Ваш внешний вид не должен дать повод детям для насмешек. То есть: чистые волосы, опрятная одежда – без выпендрежа (туфель на шпильках, вечерних платьев, широких «рэперских» штанов и т.д.), без дырок, важно иметь чистые ноги (в шлепанцах весь день по лагерю побегаете – сами увидите, что будет с ногами) и т.д. Да, и одежда должна быть чистой. Если у Вас что-то порвалось, будьте добры – аккуратно зашейте. Особенно для девочек важно не одеваться вызывающе, подумайте как подействует на неокрепшую психику подростка излишне короткая юбка, излишне глубокое декольте, излишне откровенный купальник на пляже. (Вожатый – не проститутка!!!) То есть у Вас должен быть вид нормального, опрятного человека.

Появляйтесь перед детьми всегда с улыбкой и в хорошем настроении.

Не заигрывайте с мальчиками и девочками старших отрядов (нужное подчеркнуть). Всегда помните о поддержание личного авторитета и авторитета других вожатых. Для детей – вы образец для подражания.

2.3.

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Коллектив - в данном случае - группа совместно взаимодействующих детей, в которой они взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием. Отличительными признаками коллектива являются:

· совместная деятельность;

· наличие общих интересов, целей и задач;

· единая организация и управление;

· относительная устойчивость и длительность функционирования.

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ТЕЧЕНИЕ СМЕНЫ.

Основным участником смены в детском лагере является отряд - временный детский коллектив, п озволяющий в силу своих характерных особенностей решать многие вопросы эффективнее, чем в более стабильных, более постоянных детских коллективах (школьный класс, спортивная секция, дворовая компания и т. д.).

 

2.4.

Смена в лагере длится 18-24 дней. Независимо от содержания, профиля она делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно - досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Закончился организационный период и, кажется, самое сложное уже позади: сделано всё, чтобы обеспечить успех последующей работы. Но это только начало, теперь-то придётся действительно постараться. Собственно, основной период – это и есть настоящая работа и настоящая жизнь отряда.
Как и организационный, основной период ставит перед тобой свои задачи:
• Сформировать дружный временный коллектив
• Создать благоприятный психологический климат в отряде
• Создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой
• Реализовать запланированную на сезон программу
• Способствовать развитию творческих способностей, любознательности, коммуникативных и морально-нравственных качеств.
От этих задач и следует отталкиваться, планируя сезон. И в соответствии с ними подбирать методы и формы проводимой работы. Они могут быть самыми разнообразными, направленными в большей или меньшей мере на решение тех или иных задач:
• Коллективные Творческие Дела
• Ролевые игры
• Психологические тренинги, игры и диагностики
• Спортивные игры
• Беседы
• Огоньки
• Дежурства
• Походы
• Тематические дни
• Лагерное самоуправление.
Каждая форма работы имеет свою методику проведения, и более подробное их рассмотрение последует отдельно. Важно помнить, что необходимо не только правильно организовать отдельное мероприятие, но и заранее спланировать их логическую последовательность и необходимость в соответствии с задачами и особенностями коллектива.
Приложение 1. Что важно для ребёнка и вожатого в основной период.

Для ребенка важно
Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
Бодро пересечь 'экватор смены'.
Участие в межотрядных и дружинных делах.
Реализация собственных идей.
Самореализоваться, как личность.
Чему-то научиться.
Отдых.
Дышать свежим воздухом.
Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
Проявление своей самостоятельности.
Возможность проявить себя лидером. Мотивация детей на активное участие в смене.

Для вожатого важно:

Дать возможность каждому ребенку реализоваться.
Сплоченный отряд.
Не переутомлять детей.
Обсуждение проведенных дел с детьми.
Анализ прожитого дня.
Заложить основы самоуправления.
Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.
Больше времени на природе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Вот и подошел к концу наш сезон. До его закрытия остается несколько дней (обычно – 3 дня). Сейчас, когда так хочется отдохнуть, начинается самое главное. Ведь вы должны не только сохранить у ребят ощущение радости от пребывания в лагере, но и параллельно начать готовиться к заезду новой смены.
В этот период вожатому необходимо сосредоточиться на следующих задачах:
• Осуществить подведение итогов жизни отряда и оценку личностного роста его членов;
• Проанализировать результаты деятельности отрядных органов самоуправления;
• Оформить совместно с ребятами отрядные ритуалы;
• Оказать детям индивидуальную помощь в преодолении кризиса расставания и предстоящего возвращения домой;
• Проанализировать с различных позиций свою работу: отметить лучшее; выявить сложности; определить пути их устранения в будущем; зафиксировать и подумать, как использовать в дальнейшем творческие находки сезона, приобретенные профессиональные умения и др.;
• Подготовиться к заезду новой смены.
Рассмотрим все по порядку.
За несколько дней до закрытия сезона отряд подводит итоги сделанного. Было бы прекрасно отметить личностный рост у всех ваших воспитанников. Это можно достаточно просто выяснить, так как вы в течение сезона фиксировали, что хорошо сделал каждый, какие у него достижения и успехи. Об этом стоит поговорить на Прощальном вечере или на Прощальном огоньке.
Будет просто замечательно, если во время его проведения каждый ребенок получит на память небольшие, но оригинальные вещицы – самоделки, которые будут подбираться и накапливаться вами в самого начала сезона. Эти сувениры могут изготовить ребята на занятиях в кружках вместе с вожатым во время плохой погоды и т.д.
Самое время подумать над тем, чтобы подготовить каждому члену отряда именные грамоты или дипломы.
За два дня до отъезда начинайте постепенно сдавать и/или подготавливать к сдаче инвентарь, который получили ранее для отряда. Дайте задание командиру отряда, чтобы все ребята сдали в пункт проката игрушки, спортинвентарь, книги в библиотеку, собрали и проверили все свои личные вещи. В жилых корпусах остается только самое необходимое. Особое внимание нужно обратить на мелкие, но достаточно ценные вещи: часы, наушники, плееры и т.д., а также предметы одежды, чтобы в последний день не было лихорадочных поисков утерянного.
Особо следует обратить внимание на оформление традиций, возникающих в отряде. Ритуалы необходимо точно описать, красочно оформить и оставить на память следующей смене. Лучше с какими-нибудь добрыми пожеланиями, напутствиями.
Главное в этот период уследить за «желающими поднять себе настроение другими способами» и не допустить этого. На передний план у детей в этот период выходит неформальное общение. Близость расставания с новыми друзьями требует более интенсивного общения.
Желательно, чтобы дети сами поняли, что они узнали, чему научились, с каким багажом уезжают домой. Это, так называемое, самоутверждение позволяет понять самого себя лучше, поверить в себя. Вожатые же могут проанализировать детей, зафиксировав те изменения, которые произошли с каждым ребенком в течение сезона, увидеть и сравнить результаты своей деятельности.
Также надо не забыть от лица отряда написать благодарность, своевременно подготовить и торжественно вручить самодельные сувениры представителям обслуживающего и административного персонала лагеря (поварам, директору и т.д.).
Самое грустное – это час расставания. Поэтому заранее необходимо организовать обмен адресами, телефонами, узнать, кого из детей можно найти «в контакте».
Для ребят, которые желают встретиться в городе, необходимо помочь определиться с возможным местом встречи и временем.
В последние два-три дня всё направлено на завершение сезона. Подводятся итоги пребывания детей в лагере, проводится концерт – закрытие (гала – концерт сезона). Прощальный костёр, Последний Огонёк настраивают на лирический тон, если отряд по-настоящему сплотился, впрочем, дискотека может вновь поднять настроение. Главное в этот период уследить за «желающими поднять себе настроение другими способами» и не допустить этого. На передний план у детей в этот период выходит неформальное общение. Близость расставания с новыми друзьями требует более интенсивного общения.
Желательно, чтобы дети сами поняли, что они узнали, чему научились, с каким багажом уезжают домой.
Проанализируйте непосредственно и свою работу, вожатые: что вы планировали на сезон и что реализовали, какие цели ставили и чего добились, получилось ли из ребят сделать коллектив (сплотить отряд) и т.д.
В предпоследний день обязательно проводится генеральная уборка: приводятся в порядок стены, двери, балконы, уличная территория. С вечера дети должны собрать сумки и найти полный комплект выданного белья.
Последний день.
Выезд. Зарядки нет. На завтрак накрывают физруки и вожатый подмены. С утра после завтрака дети идут к своим автобусам, на которые физруки уже прикрепили таблички с № отрядов.
Постарайтесь сделать так, чтобы дети вспомнили веселые моменты сезона, попели веселые песенки, поиграли и игры в автобусе, главное – чтобы не было слез.
При приезде в город, дети сдаются на руки взрослым (родителям), а тех детей, за которыми родители не смогли приехать, развозят по домам.

2.5.

Общение– это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева).

Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:

1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.

2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.

3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.

4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.

5. Владение чувством юмора.

6. Владение словом.

Перечислим основные барьеры общения и прокомментируем их.

Компетентность

Собеседники или слушатели могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Это весьма существенный фактор: он подрывает «общность» в коммуникации, общение имеет тенденции к разрушению.

 

Можно говорить с партнером на одном языке и при этом не понимать его («Послушай, скажи по-русски!») В сходной ситуации сообщение входит в конфликт со способом, которым получатель «расшифровывает» его. Эффективное общение возможно в том случае, когда собеседников объединяет общее поле опыта, общее пространство, в противном случае оно становится невозможным или искаженным. Коммуникаторы кодируют сообщение, исходя из своего видения, а получатели — декодируют его только на основании своего опыта.

 

Избирательное слушание

Эта форма избирательного восприятия человека имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. Так, в информации о вреде курения ее получатель (курящий человек) замечает только то, что подтверждает его суждение («мол, все курят и ничего»). Сообщение, которое противоречит уже сложившимся представлениям личности, либо игнорируется, либо искажается так, чтобы оно соответствовало ее представлениям. Иными словами, если мы слышим только то, что хотим услышать, наша реальность не будет нарушена.

 

Оценочные суждения

В каждой ситуации общения собеседник совершает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Например, у сплоченной рабочей группы могут сформироваться негативные ценностные суждения относительно всех действий администрации. Оценочные суждения базируются на оценке коммуникатора получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

Достоверность источника информации

Достоверность источника означает доверие словам и действиям говорящего со стороны собеседника. Уровень достоверности непосредственно связан с тем, как партнер реагирует на слова, идеи и действия говорящего. Таким образом, оценка человека человеком влияет на их отношение к сообщениям. Во многом она зависит от прежнего опыта общения партнеров.

 

Понятия «затраты — выгоды», например, близки и значимы для людей, занятых организацией платных услуг, но мало что говорят учителям. Фактически для них эти слова могут нести даже негативное значение. Следовательно, так как слова означают не одинаковые вещи для разных говорящих и слушающих, они могут не понять друг друга, хотя и говорят на одном языке.

2.6.

Конфликтология — это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликт – это (от лат. conflictus — столкновение)

столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие,

острый спор, приводящий к борьбе.

 

Виды конфликтов в лагере

Вожатый – вожатый

Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.

Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях!!!

Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.

Вожатый – ребенок

Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания.

Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его.

 

Вожатый – родитель

Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта.

При разговоре с родителями необходимо:

§ Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением

§ Ни в коем случае по-детски не оправдываться

§ Стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, и желаете детям только добра


5. Ребенок – ребенок

Причины: бытовые ресурсы, ревность.

В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе.

Возможные варианты решения:

§ Если один ребенок явно более слабый, помогать ему.

§ Если стороны конфликта примерно равны, придерживаться нейтральной позиции

§ Показать уважение двум сторонам

§ Учить разрешать конфликты

§ Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта – не участник)

§ Дать совместную работу под присмотром

§ Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое

§ Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные

3.1.
КТД Суть КТД: Дети сами ищут дела по душе, сами делают (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого как воодушевителя, подсказчика, помощника, советчика. Вожатый подводит ребят к пониманию задач, передает им свой опыт по ходу дела. Он ищет место в деле каждому, опираясь на микрогруппы ребят, которые на разных этапах подготовки, проведения и анализа могут быть в разных микрогруппах, т.к. в разных микрогруппах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения (соответственно, разные приемы «разбивки»).

Дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся роли, когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, романтические новинки и т.п.

Стадии КТД:

1) Предварительная работа коллектива. Стартовая беседа, на которой вожатые увлекают ребят радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения нескольких важных задач-вопросов: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

Методы побуждения (увлечения) подкрепляются методами убеждения: рассказом-размышлением, разъяснением и, особенно, беседой-размышлением.

2) Коллективное планирование, которое начинается в микроколлективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

На сборе-старте выступают представители микроколлективов. Ведущий сбор-старт сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику и т.п.

3) Коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создаются или сводный отряд добровольцев, или специальный орган - совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. Сводный отряд выбирает командира, а совет дела - председателя. (Оба эти объединения действуют только во время подготовки и проведения данного КТД). Проект КТД уточняется, конкретизируется сначала советом дела с участием вожатых, затем в микроколлективах.

Если некоторые из ребят пассивны или не желают участвовать в КТД, то возможно творческое использование следующих приемов побуждения к участию:

- увлечение добрым сюрпризом (подготовка микроколлективами отдельных частей общего проекта «по секрету» от других участников);

- помощь товарищеским советом, напр., предложением нескольких вариантов, способов выполнения «на выбор»;

- увлечение «трудного» воспитанника «секретным договором» с ним («Давай подготовим это вместе по секрету от всех!»);

- доверие ответственным поручением («Только ты это можешь сделать!»);

- обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой показать, научить («Покажи мне, пожалуйста, как это лучше сделать?»);

- товарищеское требование от имени коллектива («Раз решили все вместе, то надо...»);

- товарищеский контроль и товарищеское напоминание («Ты ведь помнишь, как мы договорились...»);

- товарищеское поощрение (особо важно!) всеми формами одобрения, а также похвалой и моральной наградой от имени коллектива (напр., за преодоление наибольших трудностей).

4) Проведение КТД. Увлечение воспитанников личным примером бодрого настроя, бодрой шуткой («Представим себе, что мы сейчас...» или «Объявляется чрезвычайное положение!»), радостной перспективой близкого успеха, победы в борьбе с собственными слабостями («Нет, мы не сдадимся!..»), а в необходимых случаях - решительным требованием от имени коллектива, полностью серьезным или с оттенком юмора («Слушай приказ: носы поднять!»).

5) Коллективное подведение итогов КТД. Организуется конструктивный анализ проведенного КТД. Участники отвечают на следующие основные вопросы: Что понравилось (не понравилось)? Что удалось (не удалось)? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше? Кого особенно хотелось бы поблагодарить и за что? Что нового я (мы) получили, проведя это КТД? и другие вопросы.

6) Стадия ближайшего последействия КТД. На этой стадии определяется необходимость, актуальность, направленность и желаемый результат следующего возможного КТД.

Эта форма может проводиться как на отрядном, так и на общелагерном уровне.

3.2.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Поэтому, в организации жизнедеятельности ребенка игре должно уделяться особое место, причем самой разнообразной: творческой, ролевой, познавательной, развивающей мыслительную и физическую активность ребенка.

Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, создает хорошее настроение, являясь «школой радости» для каждого ребенка.

Игра помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.

Игра - универсальный способ воспитания. Познавательные игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности, дидактические игры обучают, подвижные игры развивают физические возможности, а творческие — способности детей.

Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей об­щению между собой и с взрослыми. Наконец, игра - важнейшая потребность детей, которую мож­но реализовать в условиях детского оздоровительного лагеря.

Игра- это пример универсальной деятельности детей, она включает в себя различные виды деятельности: ум, чувства, воображение, волю, способствует развитию кругозора и внимательности.

Вопросы, на которые должна отвечать любая игра: Где? Когда? С кем? Чем? И зачем?

Необходимо помнить! Участие в игре, по желанию, без принуждения!

ЦЕЛИ ИГР:

  • Развитие ребенка
  • Самовыражение ребенка
  • Способ выплеснуть энергию
  • Живое общение детей и вожатого
  • Развитие фантазии
  • Способ организации
  • Утверждение лидерства вожатого
  • Выявление способных и замкнутых детей
  • Способ смены деятельности

ТРЕБОВАНИЯ:

1. соответствие возрастным особенностям

2. игры должны быть интересными

3. чередование подвижных и интеллектуальных

4. должны быть цели и результаты

5. безопасность:

  • если ребенок болен - в мед.пункт
  • не должно быть прутьев, осколков…
  • не должно быть конфликтов
  • соответствующая одежда
  • маленькие дети не должны носиться

6. заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается - назначить ведущим)

3.3.

Отрядный уголок.
Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.
Отрядный уголок — это и место, где постоянно работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.
В различных лагерях и отрядах различные требования к срокам оформления отрядного уголка. Максимальный срок, к которому отрядный уголок должен быть полностью готов – пятый день сезона.

Отрядный уголок должен обязательно содержать:
1. Название отряда
2. Девиз отряда
3. Список детей
4. Распорядок дня
5. План-сетка
6. Стену почета, где располагаются достижения отряда


Возможные рубрики отрядного уголка:
1. План на день (сегодня…)
2. Новости лагеря
3. Отрядная песня, песня сезона
4. Законы отряда
5. Рубрики: я люблю…, я хочу…, мне нравится… и т.п.
6. Список именинников и рубрика «Поздравляем!»
7. Расписание кружков, библиотеки, душа и т.п.
8. Отрядная почта
9. График дежурства
Отрядный уголок – это лицо отряда. Он должен обязательно привлекать внимание и вызывать восхищение. Если вы не умеете рисовать – не беда, за вас это должны сделать дети. Должны быть использованы яркие и светлые тона, вызывающие позитивное настроение. Ни в коем случае не стоит использовать основным цветом отрядного уголка черный, коричневый. Нельзя, чтобы отрядный уголок содержал отрицательных персонажей (чертей, вампиров и пр.), оружия. Отрядный уголок должен быть добрым.

 

3.4. Вечерний «огонек» – это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Само название «огонек» связано с вечерними кострами, но слово «Огонек» означает не только костер. Это искорка заинтересованности каждого делами всех и судьбой каждого, теплоты взаимоотношений и свет дружбы. Главное в нем - содержание и тональность разговора, обсуждения. Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний «огонек».

Вечерний «огонек» – это почти семейное, домашнее дело, на «огоньке» должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается. Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на «огоньки»! Здесь идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

Существует ряд необходимых условий для удачного проведения «вечернего огонька»:

1. Огонек готовится заранее ведущими (в организационный и итоговый период это делают вожатые, в основной период смены ведущими могут быть сами ребята). Ведущие определяют цель, форму проведения, время и место с учетом возраста отряда.

2. Ребята должны быть заранее эмоционально настроены и готовы к огоньку.

3. Все участники располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

4. Необходимо поддерживать добрую атмосферу, избегать повышенного тона.

5. Тема огонька должна быть актуальна для большинства участников.

6. Всем участникам необходимо соблюдать законы проведения «Огонька»:

• Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова.

• Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. Когда говорит один – все молчат.

• Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

• Критика должна быть конструктивной: критикуешь - предлагай.

• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

• Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «Огоньке» или запретить кому-то говорить.

• На «Огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует. Все сказанное на «Огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.

• Береги время, дай возможность высказаться другому.

• Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.


«Огонек» может включать в себя следующие элементы:

1. Песню. Сбор начинается и завершается песней. Песни поют для настроения, иногда в середине разговора, чтобы снять напряжение, направить разговор в нужное русло.

2. Разбор прожитого дня. Если мы хотим прожить день с пользой, не напрасно, то необходимо учиться анализировать, вырабатывать свое отношение к этому дню, к себе, к отряду. Главное - научить ребят думать о работе, о товарищах, о жизни, о себе. «Огонек» дисциплинирует, так как каждый день приходится оценивать то, что вокруг тебя, а значит - думать.

3. Откровенный разговор. Темы для обсуждения могут быть самые разные, более подробно см. далее.

4. Время для творчества - любой член отряда может подготовить номер самодеятельности, продемонстрировать свои способности, умения.

5. Гость на огоньке. Им может быть приглашенный актер, художник, поэт, представитель администрации лагеря, вожатый или член другого отряда, ветеран. Все зависит от мнения ответственного за проведение «Огонька». Его чествуют и радушно принимают.

6. Сюрприз для огонька. Сюрприз готовит ответственный дежурный. Это может быть и новая песня, и веселая игра, фокус, «живая» картинка, печеная картошка. Главное - неожиданно и с любовью.

 

3.5.

«Методика организации летнего отдыха детей и подростков»:
Тема 1. Методическое обеспечение деятельности вожатого

Задание: Составить методическую копилку вожатого с применением литературы по досуговой деятельности и других источников.

Методические указания.
При составлении метод. копилки необходимо ориентироваться на следующие показатели:
1. вид ДОУ, в котором предполагается деятельность вожатого (пришкольный лагерь, загородный детский оздоровительный центр, лагерь санаторного типа, клубы по микрорайонам, спортплощадки, лагеря с дневным пребыванием детей и т.д.). Данные учреждения различаются по месту расположения (загородная или городская зона), контингенту детей, преобладающему виду их деятельности и др.;
2. тематику смены;
3. возрастную группу детей, с которой будущему вожатому предпочтительней или предстоит в решенном варианте работать.
В том случае, если студент еще не знает, какое учреждение послужит базой прохождения практики, его методическая копилка должна содержать материал «универсального» плана, т.е. он может быть использован (в готовом, первоначальном виде или в варьированном) во всех видах ДОУ на смене любой тематики при работе с детьми разных возрастных групп.

Примерный перечень содержания методической копилки вожатого
1. Материалы по организации оргпериода:
1) варианты знакомства с лагерем, с сотрудниками;
2) 5 творческих дел - экспромтов разнообразного характера для знакомства;
3) проект сбора (другой формы) коллективного планирования;
4) заготовки для концерта воспитателей (вожатых) к празднику открытия смены, праздника «Рождения» отряда;
5) творческий вариант оформления режима дня.
2. Материалы под названием «Лицо отряда»:
- названия, девизы;
- заповеди, законы, традиции;
- знаки, эмблемы;
- речевки, речевки-кричалки.
3. Материалы по организации вечерних огоньков.
4. Материалы для исследования личности ребенка и коллектива.
5. Материалы к проведению отрядных дел (для детей разного возраста):
1) творческие конкурсы;
2) материалы к познавательным викторинам (лесная, морская, географическая, зоологическая и на другие темы);
3) материалы к праздникам;
4) отрядные соревнования;
5) творческие отрядные дела.
6. Материалы к проведению отрядных и общелагерных тематических дней.
7. Материалы по организации деятельности профильного ВДК.
8. Материалы по организации работы кружка (клуба, мастерской).
9. Различная экологическая информация (лесной, цветочный календари, природный лечебник, погодная копилка, «народные приметы», сведения о травах, цветах, деревьях и их полезных свойствах, сведения о «лесных» жителях, экологические советы и т.д.).
10. Материалы по старинному народному календарю (летние народные праздники, игры, забавы, приметы и др.).
11. Копилка игр, игровых программ:
1) 10 игр с целью знакомства в оргпериоде смены;
2) 20 коммуникативных игр для круга общения (вечерний огонек, костер, спонтанное общение);
3) 5-10 игр - тестов с целью самопознания;
4) 5-10 игр - розыгрышей, забав, аттракционов;
5) 5 познавательных игровых программ;
6) 5 творческих игровых программ;
7) 5 развлекательных игровых программ;
8) 10 музыкальных, музыкально-речевых игр для большой аудитории ребят с эстрады;
9) 20 подвижных, спортивных, туристических игр, спортивно-игровых программ;
10) 5 вариантов творческой зарядки;
11) 10 игр на воде, на берегу во время купания;
12) 10 экологических игр;
13) 10 познавательно-развивающих, творческих игр спокойного характера в дождливую погоду (игры со спичками, головоломки, кроссворды, игры с монетами, фишками, фокусы и т.д.);
14) загадки и шуточные истории, «да-нетки»;
15) игры, блиц - игры для выявления лидеров-организаторов;
12. 10 рассказов о необычном, сенсационном, проблемном (для бесед, вечеров разгаданных и неразгаданных тайн).
13. Тексты стихов для использования на «огоньках», в творческих делах.
14. Тексты речевок (варианты для различных ситуаций)
15. Тексты песен (для костра, «огонька», детских, эстрадных, спортивных, туристических, народных, шуточных, песен-повторялок).
16. Оформительские материалы:
1) варианты, образцы оформления уголка, отрядного помещения;
2) варианты шрифтов;
3) различные газетные, журнальные вырезки иллюстраций, заголовков, эмблем, открытки и др.;
4) образцы поощрительных призов: медальки, грамоты.
17. Легенды для использования на «огоньках».

4.2. Работа вожатого - процесс творческий, разноплановый, где не все сразу можно предугадать, - от организации коллективной деятельности сотен ребят до тонкого индивидуального педагогического воздействия на личность подростка, от ведущего концерта до спортивного судейства или психологического анализа короткой беседы. Хороший план - добрая половина успеха задуманного. Поэтому опытный вожатый уделяет много времени планированию своей деятельности и деятельности вверенного ему отряда детей.

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.