Этнические неправославные группы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Этнические неправославные группы

2017-06-09 241
Этнические неправославные группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее значительную из этнических групп, принимавших участие в колонизации, составили немцы. Манифестом Екатерины II 1763 года иностранцы на льготных условиях приглашались для освоения плодородных земель Юга России [1, с. 300]. В основном это были крестьяне из перенаселенных земель Южной Германии и Эльзаса, основывавшие колонии в Поволжье, с конца 18 века, после русско-турецких войн, – в Новороссии и Крыму, с начала 19 в. – в Бессарабии и Закавказье. С конца 18 века в Причерноморье, а с середины 19 века – в районе Самары появляются колонии меннонитов (гернгутеров) – выходцев из Пруссии [3, с. 107]. Немецкие поселенцы в России пользовались привилегиями, самоуправлением, имели национальные школы. Во 2-й половине 19 века эти привилегии были уничтожены, что вызвало отток немецкого населения из России в США. Потомки немецких поселенцев активно участвовали во всех крупных миграционных процессах пореформенной России: росло немецкое население в русских городах, с 1890-х гг. и особенно после столыпинских реформ началось массовое переселение немцев на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Активность немецких колонистов вызвала подозрение царской администрации. Миграцию немцев на границы империи стали сдерживать, многие колонии подверглись насильственному перемещению в глубь страны. В I мировую войну российские немцы были ограничены в правах – их выселяли из прифронтовых территорий.

Начиная со Смутного времени и особенно после восстаний конца 18 – 19 веков в Сибирь ссылались пленные и осуждённые из Польши (поляки, литовцы, белорусы, украинцы) [2, с. 32]. С середины 19 века в восстановленные регионы империи устремился поток добровольных поселенцев из Польши – вольнонаёмных работников из квалифицированных рабочих и технической интеллигенции. Выходцы из Польши составляли заметную долю среди работников сферы обслуживания, а также в регулярных войсках, расквартированных в востановленных районах. Не только в периферийных губерниях, но и в Европейской части страны возникали польские религиозные и культурно- просветительные организации.

Политика государства по отношению к иноверческой (неправославной) части населения также приобретала этнический и языковой аспекты. Так, отношение к мусульманскому населению Поволжья сказалось на этнокультурной политике в этом регионе. Вплоть до указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года пресекались попытки создания периодической печати на татарском языке [2, с. 37]. Большие препятствия встречало стремление татарской интеллигенции создать свою национальную школу. В то же время среди башкир к началу 20 века успешно действовали русско-башкирские школы.

Ещё более сложной была этно- конфессиональная ситуация на Кавказе. В 16– 17 вв., когда Российское государство начало распространять своё влияние на Кавказе, его политика часто находила поддержку среди горцев: многие роды и сельские общества вступали во взаимовыгодные договорные отношения с русскими. Однако, начиная с 18 века, отношения обострились. В конце 18 века на Кавказе распространяется идеология мюридизма, провозгласившая «священную войну» (газават) против России, которую при поддержке Османской империи возглавил в 1785 году чеченский пастух Ушурма, объявивший себя имамом под именем шейха Мансура [2, с. 35]. Часть местного населения («мирные» горцы), напротив, оказывала поддержку России. Противостояние привело к Кавказской войне (1817–64 годы), по окончании которой многие горцы эмигрировали в Османскую империю. Напряжение на Кавказе сохранялось и после войны, продолжались набеги на русские и мирные горские селения («абречество»), хотя правительством и предпринимались попытки примирения нелояльного населения [5, с. 52].

Конфессиональные проблемы также отражались на положе­нии российских евреев. После разделов Речи Посполитой в конце 18 века подданными России оказалась большая часть её еврейского населения (свыше 500 000 чел.) [7, с. 35]. Евреи России получили широкие права самоуправления, но были лишены возможности селиться вне черты оседлости, охватывавшей бывшие польские земли. Вместе с тем для хозяйственного освоения Северного Причерноморья им было позволено заселять Новороссию. В царствование Александра I политика в отношении еврейских подданных приобретает социальное содержание. Издаётся «Положение об устройстве евреев» (1804), в котором значительное внимание уделено вопросам их адаптации к жизни в Российском государстве [2, с. 52]. Предпринимаются действия по христианизации евреев, для них открывается доступ в русские учебные заведения, поощряется распространение в их среде русского языка.

По закону 1827 году вместо прежнего денежного налога был введён рекрутский набор малолетних детей в том числе солдатские школы кантонистов с последующим отбытием военной службы в специальных батальонах на восстановленных окраинах страны [1, с. 62]. Большинство кантонистов на военной службе принимало православие, их потомкам разрешалось жительство вне черты оседлости. Институт кантонистов просуществовал до 1856 года. В 1835 году была законодательно закреплена черта оседлости, в 1844 году было упразднено самоуправление еврейских общин [1, с. 52].

В царствование Александра II некоторым категориям еврейского населения (купцам 1-й гильдии, обладателям учёных званий и др.) было разрешено проживание вне черты оседлости. Эти меры привели к увеличению численности евреев в городах, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве, к появлению еврейских предпринимателей, финансистов и интеллигенции. В 1860-е годы возникла еврейская литература на русском языке, появились общественные и культурные еврейские организации [4, с. 17].

Таким образом, в 1870-е годы и особенно после убийства Александра II антисемитизм начинает доминировать в государственной политике. На Юге России прокатилась волна еврейских погромов. Ухудшение положения евреев вызвало их массовую эмиграцию из России. Во время I мировой войны около 500 000 евреев были принудительно выселены из прифронтовых территорий во внутренние губернии России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп.

Когда же предки человека принадлежат не к одному, а к разным этносам, то нередко и он сам и иные, знающие об этом люди занимаются подсчетами, сколько в нем разных кровей и какова доля каждой из них. Говорят о долях русской, польской, еврейской и прочих кровей.

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации, как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности, можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.

Вопрос о слиянии финнов и славян должен решаться в другой плоскости, а именно, должен рассматриваться вопрос о славянском компоненте у финнов Восточной Европы. Изначальные финские черты: скуластость, смуглый цвет лица, широкий нос и темные волосы встречаются у угро-финнов не так уже часто благодаря славянскому влиянию — преобладают светлоокрашенные типы.

В 1870-е годы и особенно после убийства Александра II антисемитизм начинает доминировать в государственной политике. На Юге России прокатилась волна еврейских погромов. Ухудшение положения евреев вызвало их массовую эмиграцию из России. Во время I мировой войны около 500 000 евреев были принудительно выселены из прифронтовых территорий во внутренние губернии России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Губогло, М.Н. Языки этнической мобилизации / М.Н. Губогло.- М.: Просвещение, 2013.- 328 с.

2. Дробижева, Л.М., Гузенкова, Т.С. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика / Л.М. Дробижева, Т.С. Гузенкова.- М.: История, 2015.- 199 с.

3. Зорин, В.Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы / В.Ю. Зорин.- М.: Империя, 2013.- 103 с.

4. Зорин, В.Ю., Кулешов, С.В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: Опыт законотворчества / В.Ю. Зорин, С.В. Кулешов.- М.: Просвещение, 2009.- 199 с.

5. Зорин, В.Ю., Степанов, В.В., Тишков В.А., Большая Российская энциклопедия / В.Ю. Зорин, В.В. Степанов, В.А. Тишков. – М.: Высшая школа, 2015. – 545 с.

6. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М: Академия, 2010. – 176 с.

7. Королев, С.А. Поволжье. / С.А. Королев.- М.: Дело, 2012.- 263 с.

8. Малов, Е.А. История мусульманства в России: Курсовое сочинение студента Казанской духовной семинарии / Е.А. Малов.- Казань: Искра, 2010.- 226 с.

9. Миллер, Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков / Г.Ф. Миллер. СПб.: Искра, 2011.- 101 с.

10. Михайлов, В.А. Национальная политика России: история и современность / В.А. Михайлов.- М.: Академия, 2014.- 197 с.

11. Михайлов, В.А. Что нужно знать о народах России: Справочник для государственных служащих / В.А. Михайлов.- М.: Академия, 2014.- 325 с.

12. Никольский, Н.В. Влияние культуры русского народа на культуру народов / Н.В. Никольский.- СПб.: Орск, 2005. – 107 с.

13. Никольский, Н.В. Марийские авторы и писатели о мари / Н.В. Никольский.- СПб.: Орск, 2017. –25 с.

14. Никольский, Н.В. Старые заимствования из русского в татарском / Н.В. Никольский.- СПб: Орск, 2015. – 122 с.

15. Паллас, П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи / П.С. Паллас. -СПб.: Искра, 2013. – 657 с.

16. Татищев, В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах / В.Н. Татищев. -М.: Отношения, 2014.- 133 с.

17. Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков.- М.: Языкъ, 2017.- 207 с.

18. Тишков, В.А. Пути мира на Северном Кавказе / В.А. Тишков.- М.Политиздат, 2009.- 344 с.

19. Тишков, В.А. Этничность и власть в полиэтничных государствах / В.А. Тишков.- М.: Академия, 2014.- 254 с.

20.Ильичёв,Л. Ф. Философский энциклопедический словарь/ Л. Ф. Ильичёв.- М.: Советская энциклопедия, 1983.-478 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.