Финляндия и Нокиа: Создание самой конкурентной экономики в мире — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Финляндия и Нокиа: Создание самой конкурентной экономики в мире

2017-06-09 812
Финляндия и Нокиа: Создание самой конкурентной экономики в мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9-702-427

Обновление: 5 мая, 2006 г.

ОРДЖАЙН СОЛВЕЛЛ (ÖRJAN SÖLVELL)

МАЙКЛ Е. ПОРТЕР (MICHAEL E. PORTER)[1]

 

Таблица 1.

Расходы на НИОКР в Финляндии, 1989–1999 гг. (млн. евро)

 

               
Предприятия ? 924.8 ? 975.1 ? 1,048.5 ? 1,373.4 ? 1,916.7 ? 2,252.8 ? 2,643.9
Государственный сектор[4] 286.1 357.5 379.7 374.4 408.6 443.8 470.1
Университеты[5] 290.2 378.0 367.5 424.6 579.5 657.9 764.8
Итого 1,501.2 1,710.6 1,795.8 2,172.4 2,904.9 3,354.5 3,878.8
Процент от ВВП 1.8 2.0 2.2 2.3 2.7 2.9 3.2[6]
               
Предприятия 61.6% 57% 58.4% 63.2% 66% 67.2% 68.2%
Государственный сектора 19.1 20.9 21.1 17.2 14.1 13.2 12.1
Университетыb 19.3 22.1 20.5 19.6 20.0 19.6 19.7
Итого              

Источник: Статистика Финляндии, Наука и статистика в сфере технологий

Активизация НИОКР и технологически сложных видов производства повысили спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Вследствие этого правительство обращает внимание на повышение доступности высшего образования. С 1993 по 1998 гг. общее количество студентов в университетах увеличилось почти вдвое, а в политехнических университетах возросло в три раза. Однако, несмотря на растущее число обучающихся, Финляндия занимала 14-ое место по среднему показателю расходов на одного студента, значительно уступая многим странам ОЭСР. В начале 1998 г. правительство приняло программу на 1998-2001 гг. по расширению образования в информационной и коммуникационной сферах.

Продолжалась либерализация рынков капитала Финляндии, начавшаяся в 80-ых годах. В 1991 г., например, домашним хозяйствам разрешили брать кредиты в иностранной валюте. Сильная конкуренция на внутреннем банковском рынке и более легкий доступ к иностранному капиталу изменили традиционно тесные связи между компаниями и их банками. В 1993 г. были отменены ограничения на участие иностранного капитала в управлении финскими компаниями. В 90-ых гг. стали возникать венчурные компании, появление которых частично стимулировалось инкубаторами, финансируемыми правительством. Ряд успешных, потенциально прибыльных бизнес-планов к началу XXI столетия привлекли все больший объем венчурных капиталов, которые служили основным источником для создания новых компаний. В связи с увеличением числа фондов и инвестиционных компаний инвестиции становились специализированными. Доступность венчурного капитала изменила роль государственного финансирования, которое традиционно было главным источником капитала для рисковых предприятий. Были учреждены новые виды инвестиционных объединений, в которых государственный сектор участвовал наравне с частными компаниями.

В 1994 г. полномочия региональных органов власти были значительно расширены согласно Закону о региональном развитии. В регионах поощрялась разработка и реализация собственной политики, направленной на экономическое развитие.

Кроме того, проводилась политика, направленная на повышение конкурентоспособности. Однако темп роста цен во многих отраслях промышленности Финляндии оставался выше темпов Соединенных Штатов и других европейских стран. Механизм централизованного начисления заработной платы между профсоюзами и работодателями не изменился.

В международных отношениях внимание Финляндии переключилось с Востока на Запад: в 1993 г. Финляндия присоединилась к Европейскому Экономическому Пространству; это решение устранило многие торговые и инвестиционные барьеры по отношению к другим скандинавским и европейским странам. Германия, Швеция и Великобритания стали самыми важными экспортными рынками Финляндии. Соединенные Штаты удвоили долю финского экспорта, в то время как российская доля упала до 4,5 %.

В 1995 г. Финляндия одновременно со Швецией стала членом Европейского союза. Членство в ЕС привело к дальнейшей интеграции в европейский Общий рынок и к гармонизации многих законов и стандартов с другими странами ЕС. Интеграция с Западноевропейскими странами привела к увеличению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономике Финляндии. Крупные слияния шведских и финских компаний в различных отраслях экономики (например, в банковском деле (Nordea), инжиниринговой (АВВ), электронной (Нокиа) и целлюлозно-бумажной отраслях (Stora-Enso, UPM-Kymmene)) способствовали созданию крупных и узкоспециализированных финских фирм, имевших доступ на глобальный рынок. В 1998 г. на шведские фирмы приходилось порядка 50% ПИИ в Финляндии при 34 % финских ПИИ в Швецию. В 1985 году доля экспорта и импорта прямых инвестиций в ВВП Финляндии составила 1,3% и 1,8% соответственно. В 1998 г. это соотношение увеличилось до 18,3% и 33,8%.

В структуре экономики также наблюдалась трансформация финской промышленности: в 1999 г. производство электронного и телекоммуникационного оборудования стало ведущим сектором и составило 21% добавленной стоимости, за ним следовали целлюлозно-бумажная (15%), химическая (10%) отрасли, а также производство машин и оборудования (9,5%). Лидером на глобальных рынках считался целлюлозно-бумажный кластер, включавший множество компаний, в том числе специализированных производителей машинного оборудования и обслуживающих компаний.

В экспорте все больше доминировали три крупнейших сектора. В 1999 г. экспорт как целлюлозно-бумажной, так и электронной продукции составлял приблизительно 30%, а экспорт металлообрабатывающей отрасли составил еще 20%.

Во второй половине 90-ых гг. средний прирост валового внутреннего продукта Финляндии приблизился к 5%, 1% которого приходился на компанию Нокиа. Число безработных снизилось, но оставалось на уровне выше 10% на протяжении 90-ых годов. В 1999 г. безработица молодежи составила 20%, что было гораздо выше, чем в других европейских странах и в два раза превышало показатель десятилетней давности.

Политика Финляндии в области телекоммуникаций в 90-е гг.

Финский телекоммуникационный сектор был предметом регулирования антимонопольной политики и законодательства в области защиты прав потребителей. В отличие от большинства других стран ОЭСР руководители в сфере телекоммуникаций пытались добиться политики минимального вмешательства, кроме случаев недостаточной конкуренции. Некоторые обязательные требования ЕС были приняты Финляндией неохотно, поскольку они ограничивали рыночную свободу.

В 1987 г. новый Закон о телекоммуникационных услугах разграничил регулирующие функции и функции оператора ГТО, передав регулирующие полномочия ГТО независимому органу при Министерстве транспорта и связи. Закон также установил право частных компаний предлагать услуги мобильной связи. Этот документ завершил долголетний спор о монопольном праве ГТО, который начался еще в 60-х гг. (Действующий Имперский Телефонный Декрет от 1886 г. не обеспечивал однозначную интерпретацию установленных законом прав в отношении обеспечения новыми услугами сети, такими как передача данных, телефакс и телетекст.)

Частный оператор Радиолиния был первым в мире, который в 1991 г. запустил коммерческую сеть GSM. Либерализация означала фундаментальные организационные изменения для ГТО, который был превращен в общественную компанию. ГТО начал улучшать услуги и упорно трудился над запуском GSM вскоре после оператора Радиолиния, став одним из первых ГТО в Европе, сделавшим это. Правительство начало сокращать свою собственность в ГТО и потребовало дальнейшей приватизации. В 1998 году название компании было заменено на Sonera, что отражало новую стратегию, направленную на предоставление услуг стационарных телефонных линий, мобильной связи и медиа-услуг.

В конце 90-ых гг. парламент порекомендовал правительству не вмешиваться в деятельность компаний телекоммуникационного сектора. Позднее эти планы были сорваны большими расходами Сонеры на лицензии для получения стандарта UMTS (единая междугородная служба передачи сообщений) в Европе, что стало причиной образования крупных займов. В 2001 г. правительство решило спасти компанию за счет выпуска новых акций. Этот шаг был осуществлен, несмотря на решение правительства максимально ограничить вмешательство в сектор. Финляндия, например, решила не участвовать в прямых инвестициях для проведения скоростных сетей с большой пропускной способностью, несмотря на политическую цель обеспечения ведущей инфраструктуры. Это решение, отличное от действий соседней Швеции и больше соответствовавшее политике Великобритании и других континентальных европейских стран, было продиктовано желанием гарантировать технологический нейтралитет и свободное функционирование рынка. В соответствии с теми же либеральными политическими принципами лицензии на мобильные сети третьего поколения в Финляндии предоставлялись без ограничений.

Таблица 2

Мобильные телекоммуникационные стандарты

 

  Первое поколение Второе поколение Третье поколение
Сфера применения · Национальные/ местные системы · Портативные телефоны · Автомобильные телефоны · Региональные системы · Карманные телефоны · Цифровые голосовые услуги · Цифровой текст: СМС (услуга коротких сообщений) · Первое поколение WAP (протокол приложений для беспроводной связи) · Глобальные системы · Интегрированные высококачественные звукозапись и передача данных · Музыка и видео · Узкополный и широкополный каналы · Услуги мильтимедиа
Тип системы · Аналоговые мобильные технологии · Макросотовые системы · Цифровые сотовые технологии · Микросотовые и пикосотовые · Улучшенные беспроводные технологии · Цифровые широкополные каналы · Сжатие информации · Высокочастотный диапазон · Устройства для карманных компьютеров
Стандарты · РМТС/AMPS, ETACS, NMT 450 (Федеральная сеть сотовой связи), NMT 900, TACS, Radiocom 2000, C-450, RTMS, Comvik · GSM, CDMA, TDMA, PDC, GPRS · WCDMA, CDMA 2000, TDMA 136, UMTS

Источник: Составитель кейса.

Вследствие этого среди стандартов третьего поколения существовала жесткая конкуренция. Стандарт GPRS, который иногда относят к промежуточному поколению между вторым и третьим, был разработан в Европе. Явным лидером среди систем третьего поколения стал европейский стандарт WCDMA. Совместно со стандартом CDMA 2000 компании Кьюлкомм (Qualcomm) и ведущими японскими компаниями WCDMA сформировал «глобальную семью», позволяющую использовать телефоны по всему миру. Американские разработчики системы TDMA также представили стандарт третьего поколения TDMA 136. Переход к стандартам третьего поколения оказался достаточно медленным и в 2001/2002 гг. многие страны приостановили вложение инвестиций. Япония и Корея были первыми, кто двинулся дальше.

Первоначально мобильные телекоммуникационные системы были обособлены от Интернета. Первым стандартом, позволяющим получать доступ к определенным Интернет-услугам, оказался протокол WAP (Wireless Application Protocol – протокол беспроводного доступа), представленный в конце 90-х гг. в телефонах с широкими функциональными возможностями. Увеличение пропускной способности расширило возможности использования Интернета в телефонах и мобильных системах третьего поколения.

Цепочка ценности мобильных коммуникаций

Услуги мобильной связи предоставлялись сетью операторов (Рисунок 1). Будучи ранее монополиями во многих странах, провайдеры мобильной связи столкнулись с жесткой конкуренцией в 2001 г. Три и более операторов мобильной связи конкурировало на каждом местном рынке. В 2001 г. компания Веризон Вайэлес (Verizon Wireless) – крупнейший оператор мобильной связи в Соединенных Штатах имела около 30 млн. абонентов. Операторы становились международными, уже появилось несколько мировых фирм или «объединений» компаний. Операторы начали сегментировать предоставляемые услуги для удовлетворения различных потребностей корпоративных и индивидуальных клиентов. Производители телефонов также стали разрабатывать новые аппараты, исходя из потребностей различных сегментов рынка.

Рис. 1 Цепочка ценности мобильной связи

Пользователи

       
   
 
 


Источник: составитель кейса

В развитых странах системы со стационарными телефонными линиями использовались все реже, так же как и пейджинговые услуги. Ведущие компании-производители пейджеров в США, такие как Моторола (Motorola) и Гленайр (Glenayre) усовершенствовали пейджеры, делая их более функциональными, например двухполосными или голосовыми. Спутниковые телефоны представляли долгосрочную угрозу для мобильных телефонов, но в 2001 году их стоимость оставалась довольно высокой.

Оборудование для мобильных телефонов подразделялось на инфраструктуру и телефонные аппараты. Инфраструктура, состоящая из базовой станции и коммутационного оборудования, выпускалась крупными производителями телекоммуникационного оборудования, такими как Эриксон, Моторола и Нокиа. Телефонные трубки или мобильные телефоны, производились многими новыми компаниями, особенно в то время как устанавливались стандарты.

С момента возникновения отрасли мобильных коммуникаций еще в 80-х гг., появилось два явных лидера: Моторола из Соединенных Штатов и Нокиа-Мобира из Финляндии (см. Таблицу 3). Поставщики аналоговых инфраструктур первого поколения (такие как Эриксон, Сименс, Филипс, Алкатель, НЕК) также разработали телефоны для собственных систем, а некоторые разработали телефоны еще и для открытых систем, таких как NMT. Быстрый рост отрасли привлек многих новых конкурентов в производство телефонных аппаратов, многие из которых до этого выпускали бытовую электронику (например, компании Самсунг, Панасоник, Мицубиши, Сони). Компании Эриксон и Самсунг захватили значительную долю рынка в 90-х гг., в то время как НЕК, Мицубиши и Тошиба потерпели неудачу. В 2002 г. распределение позиций значительно изменилось, так как Сони-Эриксон (две компании объединили производство мобильных телефонов в 2000 г.) оставила далеко позади компании Нокиа, Моторола, Самсунг и Сименс.

Таблица 3.

Доля ведущих производителей мобильного оборудования на мировом рынке

Компания Страна базирования Мобильные телефоны Инфраструктура
     
Нокиа (Nokia) Финляндия 14% 31% 10%
Моторола (Motorola) Соединенные Штаты Америки      
Эриксон (Ericsson) Швеция      
Самсунг (Samsung) Корея --   --
Сименс (Siemens) Германия      
Панасоник (Panasonic) Япония     --
Алкатель (Alcatel) Франция      
Филипс (Philips) Нидерланды     --
Сейдж (Sage) Франция --   --
НЕК (NEC) Япония      
Митцубиши (Mitsubishi) Япония     --
Кьюлкомм (Qualcomm) Соединенные Штаты Америки --   --
Тошиба (Toshiba) Япония     --
ЭлДжи (LG) Корея --   --
Лусент (Lucent) Соединенные Штаты Америки -- --  
Нортел (Nortel) Канада -- --  
Фуджитсу (Fujitsu) Япония -- --  
ОКАЙ (OKI) Япония   -- --
Другие        

Источник: «Нокиа мобира ОУ», Гарвардская Школа Бизнеса, кейс № 589-112; Гарднер Датаквест

Примечание: -- = не активна или доля менее 1%

Мобильные телефоны продавались как через операторов услуг, так и через независимых дилеров. Некоторые операторы продавали телефоны непосредственно клиентам (иногда продвигая торговые марки телефонов самостоятельно или совместно с поставщиками комплектующих), в то время как другие концентрировались исключительно на организации продаж телефонов через независимых дилеров, с которыми они обычно имели эксклюзивные взаимоотношения.

К комплектующим для мобильных телефонов относились корпус, ЖКД (жидкокристаллический дисплей), микросхемы, батарея и антенна. Производители телефонов выпускали некоторые детали самостоятельно, но для получения большей части комплектующих заключали контракты с внешними поставщиками. Некоторые производители телефонов, такие как Моторола, Нокиа и Самсунг вернулись к полупроводникам, с целью снижения издержек и сокращения цикла производства нового продукта. Кроме того, все большая доля в стоимости мобильного телефона стала приходиться на программное обеспечение.

Конкуренция

В 2001 г. все производители мобильных телефонов столкнулись с жесткой конкуренцией. Темпы роста на основных потребительских рынках замедлялись, поэтому «старожилы» рынка, так же как и новые компании, ранее производившие бытовую электронику, предлагали услуги, опережавшие спрос на рынке. Телефонные компании также испытывали финансовые трудности и не желали снижать цены на телефоны, чтобы стимулировать спрос. В 2001 г. компании Нокиа, Моторола и Сони Эриксон являлись крупнейшими конкурентами.

Моторола (Motorola) Основанная в Соединенных Штатах, компания Моторола долго оставалась лидером в производстве радиоприемников, пейджеров, мобильных телефонов и мобильной инфраструктуры. Учрежденная Паулем В. Гальвином (Paul V. Galvin), компания Моторола успешно начала бизнес в 30-е гг. с производства автомагнитол под фирменным знаком "Motorola". В 60-ых годах компания становится лидером в разработке военных, космических и промышленных систем связи, а также производстве полупроводников и бытовой электроники. Постепенно она начинает вести свою деятельность на мировых рынках.

После ликвидации бизнеса по производству бытовой электроники к концу 80-ых годов компания Моторола становится ведущим мировым поставщиком мобильных телефонов и мобильной инфраструктуры. В 90-ых годах компания Моторола инвестировала несколько сотен миллионов долларов в новую спутниковую систему глобальной сотовой связи Иридиум (Iridium), которая не дала соответствующей отдачи.

Маленькие и легкие мобильные телефоны Моторола имели большое будущее. В 1989 г. телефон МикроТАК (MicroTAC) был самым небольшим по размеру и легким телефоном на рынке. В 1996 г. был выпущен телефон СтарТАК (StarTAC), весивший всего 3,1 унции (87,88 гр.). В 90-ых гг. компания контролировала почти 25 % мирового рынка. Однако Моторола слишком поздно перешла с аналоговых на цифровые стандарты телефонов, в связи с чем потеряла свои лидирующие позиции на рынке в конце 90-ых годов. В 2001 г. Моторола удерживала второе место и в обеспечении мобильной связью (13%) и в производстве мобильных телефонов (15%). Компания была вертикально интегрирована в производство полупроводников и других компонентов.

Эрикссон (Ericsson) Основанная Ларсом Магнусом Эрикссоном (Lars Magnus Ericsson) в 1876 г. как телеграфная ремонтная мастерская, компания Эрикссон скопировала недавно изобретенный телефонный аппарат Белла (Bell), который не был запатентован автором в Швеции. Когда Белл вышел на шведский рынок в 1880 году, началась активная конкуренция. Эрикссон первым ввел полуавтоматический коммутатор в 1883 г. Поскольку шведский ГТО начал производить собственное телефонное оборудование, в конце XIX века компания Эрикссон вышла на международные рынки. Уже в 1890-ые гг. компания Эрикссон проводила производственные операции в России и имела сеть дочерних компаний, занимавшихся продажами, в Китае и Мексике. В 1919 г. компания Эрикссон начинает деятельность в радио-отрасли. К 2001 г. Эрикссон обслуживала более чем 130 рынков во всем мире.

В 1977 году, когда был принят стандарт СMT, компания Эрикссон разработала мобильный телефон и мобильную инфраструктуру. Поскольку бизнес, связанный с мобильными телефонами считался второстепенным, руководство компании Эрикссон несколько раз задумывалось о продаже этого подразделения. В течение 80-ых и 90-ых годов компания Эрикссон становится мировым лидером в сетевых технологиях, особенно благодаря цифровым коммутаторам, как для мобильных, так и для стационарных телекоммуникационных систем. Компания Эрикссон была известна своей технологической направленностью и инвестировала 16% доходов на НИОКР.

В 2000 и 2001 годах компания Эрикссон распродала или закрыла большое количество подразделений, занимающихся в сфере мобильной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой она считалась мировым лидером. На рынке мобильных телефонов доля компании упала: в 1998 г. она составляла 15%, тогда как через несколько лет – 10%. В 2000 г. компании Эрикссон и Сони приняли решение о слиянии, договорившись о равноправном управлении компанией Сони-Эрикссон, головной офис которой находился в Лондоне. С введением мобильных систем третьего поколения на японском рынке компания Эрикссон захватила лидерство и имела более чем 40% мирового рынка инфраструктуры.

Приложение 3 представляет сравнительные данные по продажам, доходности и занятости основных производителей в течение 90-ых годов.

Телекоммуникационный кластер Финляндии в 2001 г.

Финны довольно рано стали использовать мобильные телефоны. В результате достижения международного успеха компанией Нокиа, финны стали рассматривать мобильный телефон как «национальный символ». Финляндия находилась в числе мировых лидеров по уровню распространения мобильной связи. В 1998 г. число абонентов мобильных сетей превзошло численность абонентов стационарных телефонов, и 20% домашних хозяйств отказались от услуг стационарных телефонных линии, полагаясь исключительно на мобильную связь.

Финское население также рано – в конце 80-ых гг. – начало использовать Интернет, основными пользователями которого были студенты. Первый всемирный графический Интернет-браузер был разработан на курсе Информационных Технологий в Хельсинском Университете Технологии в 1992 г., за год до появления браузеров Мозаик (Mosaic) и Нетскэейп (Netscape). Студенты не интересовались извлечением прибыли от продажи программного обеспечения, однако другие финские студенты, Тату Йолонен (Tatu Ylonen) (программа шифрования SSH) и Линус Торвальдс (Linus Torvalds) (операционная система Linux) стали легендами своего времени. К 1999 г. Финляндия занимала первое место по числу пользователей Интернета. Быстрое увеличение числа пользователей сетью ISDN (Integrated Services Digital Network - цифровая сеть с комплексными услугами) из-за распространения Интернета, привело к возобновлению спроса на стационарные телефонные линии в Финляндии.

Финский телекоммуникационный кластер начал активно развиваться в начале 90-х гг. К 2000 г. в кластере было занято приблизительно 83 000 человек (чуть меньше 4% национальной занятости) в более чем 4 000 фирм, приносящих 6,9 % ВВП (см. Таблицу 4). Общая стоимость продаж равнялась 21,4 млрд. евро (EUR), включая производство оборудования и электронных частей, составляющих 70% доходов. Средние годовые темпы роста кластера были около 20 % (производственные – 32 % и услуги – 12 %). См. Таблицу 4.

Таблица 4

Ключевые экономические показатели телекоммуникационного кластера (2000 г)

 

      Телекоммуникационные услуги    
  Производство инфраструктуры Производство телефонов Сопутствующие услуги в области программного обеспечения и ИТ Кластер в целом
  Млн.? Доля в произво-дстве Млн.? Доля в произво-дстве Млн.? Доля в произ-водстве Млн.? Доля в произ-водстве
Доходы 14,805   3,678   2,947   21,431  
Экспорт 12,125 82%   3% 1,009 34% 13,252 62%
Импорт 4,185 28%   4%   21% 4,941 23%
Кол-во фирм         3,463   4,093  
Кол-во служащих 38,385   19,294   25,284   82,963  

Источник: Адаптировано из материалов Л. Пайиа (L. Paija), «Финский ICT кластер в цифровой экономике», Хельсинки: ELTA – Институт исследования экономики Финляндии.

Примечание: в данные включено лишь некоторое количество не телекоммуникационных услуг программного обеспечения и информационных технологий.

Операторы В 2001 г. в Финляндии существовало свыше 100 операторов связи, хотя большинство из них использовали арендованные сети. Сонера (Sonera) (прежде Телеком Финланд, ГТО) и Группа финские телесети (Finnet Group) (переименованная Ассоциация Телефонных Компаний) вместе получали 95% дохода. Компания Сонера (Sonera) реструктурировалась в течение 90-ых гг. и повысила уровень квалификации служащих. В сфере мобильных услуг главным конкурентом компании Сонера считалась компания Радиолиния (Radiolinja), принадлежавшая крупнейшему частному оператору Элиза Коммуникации (Elisa Communications). Шведский оператор Телия (Telia) не пользовался популярностью и не смог завоевать какой-либо существенной доли финского рынка с момента появления на нем в 1997 году. В начале 2001 г. группа частных инвесторов учредила новую компанию – четвертого мобильного оператора, ДиЭнЭй Финланд (DNA Finland). Финляндия предоставила лицензии для систем третьего поколения (называвшихся UMTS – универсальная система мобильной связи) всем четырем операторам GSM, став первой страной в мире, сделавшей это.

Поставщики онлайновой информации (Контент-провайдеры) В Финляндии оперировали свыше 300 компаний, занимающихся предоставлением цифровой онлайновой информации, в том числе в медиа-сфере, в сфере услуг (например, банки и туристические агентства) и на Интернет-порталах. Постоянно расширявшееся число предоставляемых услуг было нацелено на целевые группы (например, в здравоохранении и образовании). На открытом виртуальном форуме компания Нокиа предложила инструменты и специальную поддержку поставщикам развлекательных Интернет-услуг. Национальное Агентство по технологиям, Текес (Tekes), взяло на себя роль лидера в зарождающейся цифровой медиа-отрасли, стимулируя взаимодействие между фирмами, венчурными инвесторами, университетами и научно-исследовательскими институтами.

Производители оборудования Компания Нокиа была основным производителем оборудования в Финляндии, занимаясь как телефонами, так и инфраструктурой. На рынке участвовали также и другие компании, такие как компания Бенефон (Benefon), основанная бывшими менеджерами Нокиа. Кроме того, большая часть производства компании Нокиа была передана на аутсорсинг[7] другим компаниям, таким как, например, компания Элкотэк (Elcoteq).

Поставщики Большое количество специализированных поставщиков и предприятий-субподрядчиков появились в Финляндии отчасти из-за бурного роста компании Нокиа. Финские поставщики делали упор на производство высокотехнологичных компонентов, например, ASIC (Application-Specific Integrated Circuit – специализированная интегральная микросхема), высокочастотных фильтров, печатных плат, гибридных микросхем, в то время как стандартные компоненты импортировались. Другие финские компании специализировались на выпуске оборудования для производства мобильных телефонов. Возросшие объемы аутсорсинга объяснялись расширением сотрудничества и долгосрочными обязательствами между изготовителями и поставщиками. Увеличивающаяся технологическая сложность и сокращение циклов жизни товара подтолкнули фирмы к более тесному взаимодействию и распределению рисков. Финские поставщики, такие как компании Перлоз Лимитед (Perlos Ltd), Йимо Лимитед (Eimo Ltd) и Элкотек Нетверкс Лимитед (Elcoteq Networks Ltd) последовали примеру компании Нокиа, открывая новые или приобретая производственные подразделения в таких странах как Китай и Соединенные Штаты.

Собственный капитал В 90-ых гг. появился рынок венчурных капиталов как новый и очень важный источник финансирования. В 1999 г. 285 миллионов евро из венчурных фондов были инвестированы в новые финские компании. В 2001 г. была сформирована Финская Ассоциация венчурного капитала, включавшая 36 членов. Около 30% всего венчурного капитала в Финляндии направлялись в сферу телекоммуникаций.

Частично благодаря компании Нокиа инвесторы и владельцы венчурных капиталов со всего мира искали другие компании с передовыми технологиями в Финляндии. Как следствие этого множество малых финских компаний, занимающихся высокими технологиями, получили финансирование из-за границы. Большинство капитала, аккумулированного и размещенного в новых частных компаниях типа Солид (Solid), Диджиа (Digia), Риот (Riot), ЭйВиЭс (AVS), и ЭлПиДжи (LPG) поступило от международных венчурных предприятий. С начала 90-ых гг. все большее число иностранных портфельных инвесторов, приобретали акции компании Нокиа. В 1993 г. 46% активов компании Нокиа находилось в руках иностранных инвесторов, а к июлю 2001 г. эта доля достигла 90%. Доля компании Нокиа в общей рыночной капитализации Хельсинской Фондовой биржи (ХЕКС - HEX) достигла максимального значения – 71% – в ноябре 2000 г. Хотя большая часть акций компании Нокиа продавалась на Хельсинской бирже, акции компании также были размещены и на некоторых других биржах.

Образование и исследования В Финляндии осуществляли свою деятельность в области информационных технологий, а также предоставляли образовательные услуги и проводили исследования 12 колледжей и университетов. Финляндия была признана центром скопления высококвалифицированных кадров в сфере информационных технологий.

Значительное увеличение объема инвестиций в сферу информационных технологий и научные исследования, связанные с телекоммуникациями, главным образом было вызвано огромным ростом НИОКР в частном секторе. Расходы университетов и других организаций общественного сектора на НИОКР также существенно увеличились, однако, они росли не так быстро, как инвестиции, осуществляемые компаниями. Увеличение числа научных исследований привело к тому, что среднегодовые темпы роста патентования в данных областях составили 42% в период с 1992 по 1998 гг. Почти 30% всех патентов, выданных в США финским изобретателям, приходилось на сферу ИТ и телекоммуникаций. В течение 90-ых гг. некоторые международные компании, такие как АйСиЭл (ICL), АйБиЭм (IBM), Сименс (Siemens), Хьюлетт Паккард (Hewlett Packard) и Эриксон (Ericsson) организовали исследовательские подразделения в Финляндии. Компания Нокиа проводила порядка 60% всех своих исследований в Финляндии, и на эту компанию приходилось около 45% расходов на НИОКР, осуществляемых частными компаниями в данной стране.

Рис. 2 Финский кластер мобильных телекоммуникаций

Пользователи

       
   
 


Мировые лидеры

 

       
 
   
Конкурирующие последователи
 
 
 
   
Ограничивающая позиция
 

 


Источник: составитель кейса.

Нокиа в 2001 г.

В 2000 г. продажи компании Нокиа составили 30,4 млрд. евро, в том числе операционная прибыль[8] – 5,8 млрд. евро. Число служащих компании достигло 60 289 человек, причем 24 000 из них работали в Финляндии. Компания имела производственные подразделения в 10 странах, научно-исследовательские – в 15 странах, и отделы продаж – в более чем 130 странах мира.

Компания Нокиа пережила кризис в конце 80-ых гг., поскольку она пыталась одновременно расти и диверсифицировать производство. Новый исполнительный директор компании сокращает число служащих, но спад продолжается. Самые крупные убытки приходятся на 1992 г. Кризис был настолько серьезным, что владельцы компании даже рассматривали возможность ее продажи компании Эриксон (Ericsson). В 1992 г. генеральным директором компании становится 41-летний Джорма Олилла (Jorma Olilla). Компания увеличивает капитал за счет привлечения в 1993 г. частного капитала из Соединенных Штатов, а уже в следующем году акции компании Нокиа начинают продаваться на нью-йоркской Фондовой бирже. В 1994 г. Олилла получил широкое одобрение (со стороны совета директоров) распродать все виды коммерческой деятельности компании Нокиа, не связанные с телекоммуникациями.

Совместно со своей командой Олилла начал формировать новую корпоративную культуру. В 1992 г. были представлены четыре основополагающие ценности компании Нокиа «Путь Нокиа»: удовлетворение клиента, уважение к индивидуальности, достижения, и непрерывное изучение. Культура Нокиа, существовавшая среди команды менеджеров в Финляндии, распространилась на большинство подразделений по всему миру. Компанию Нокиа воспринимали как отражение финского национального характера: прагматичного, честного, спокойного и серьезного. Деловые издания часто называли компанию Нокиа "аполитичной" и неформальной организацией, построенной на доверии.

В 2001 г., Нокиа была реорганизована и разделена на три бизнес-группы: Нокиа Нетвекс (Nokia Networks) (стандарт GSM и мобильные системы третьего поколения), Мобильные телефоны Нокиа (Нокиа Мобил Фонс) (Nokia Mobile Phones), и Нокиа Венчурс (Nokia Ventures). Самой прибыльной из трех стала группа Мобильные телефоны, доходы которой в 2000 г. составили 72% совокупных. Она продавала телефоны под каждый стандарт и практически на всех рынках мира. Доходы Nokia Networks составляли 25% доходов в 2000 г. Доходы группы Nokia Ventures, созданной в 1998 г., для поиска новых видов бизнеса, исчислялись 3%.

В начале 90-ых гг. компания Нокиа контролировала приблизительно 12% мирового рынка сотовых телефонов, в то же время компания ставила своей целью достичь 25%. Новый плоский телефон Нокиа-2100 был разработан внештатным проектировщиком Франком Нуово (Frank Nuovo) из Лос-Анджелеса (который позднее становится ведущим проектировщиком компании Нокиа). Новый телефон имел больший экран и меню с прокруткой, которое позже стало стандартом отрасли. Nokia-2100 был первой моделью Нокиа, созданной специально для потребителя. Выпуск телефона начали в 1994 г., реализуя 20 миллионов штук по сравнению с целевыми 400 000. Компания Нокиа рассматривала мобильный телефон как модный атрибут и потребительский товар, а не как продукт технологий. Стратегия Нокиа состояла в том, чтобы удовлетворять разные сегменты потребителей с различными потребностями, используя технологию, совместимую с любыми стандартами, которые использовались на отдельных региональных рынках.

В 90-ых гг. компания Нокиа становится мировым лидером в области цифровых телефонов; рыночная доля в 2000 г. равняется 31%. Компания имела широчайшую географию, предлагая самую разнообразную линию телефонов и охватывая каждый сегмент рынка. В 1998 г. компания Нокиа объявила о том, что "мобильный Интернет" станет ведущим проектом компании в будущем. В 2000 г. иностранные


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.