Экстенсивная драма: «Гамлет» У. Шекспира — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Экстенсивная драма: «Гамлет» У. Шекспира

2017-06-05 273
Экстенсивная драма: «Гамлет» У. Шекспира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

«Теория драмы»

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

1. Семинары в виде устных ответов на заранее предложенные вопросы;

2. Написание контрольной работы на заданную педагогом тему;

3. Терминологический диктант.

I.

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРОВ:

Ответы на многие вопросы найдёте в пособии:

Л.Шатина О поэтике драмы. Учебно-методическое пособие по курсу «Теория драмы» - Новосибирск, 2013

Экстенсивная драма: «Гамлет» У. Шекспира

Вопросы:

1) Исторический генезис экстенсивной драмы – городская народная драма, «кровавая драма» Марло.

2) Эстетическая форма драмы Шекспира – принципы экстенсивности: расширение хронотопа, нарушение аристотелевских правил 3-х единств, максимальное раздвижение представленного действия борьбы героя, умножение сюжетных линий, «потеря» единой кульминации в пьесе.

3) Композиция «Гамлета»: выделение сюжетных линий; роль множественности действующих лиц; определение кульминации.

4) Событии в действии «Гамлета»

5) Персонажный рисунок трагедии, связи между героями, тип главного героя в трагедии Шекспира.

Письменные задания ( из упражнений Роберта Уилсона )

для режиссеров:

Определите события в «Гамлете». Прочтите «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» Т.Стоппарда, попробуйте определить события в его пьесе. Одинаков ли принцип определении событий в обеих пьесах, можно ли среди событий обеих пьес обнаружить одинаковые. Аргументируйте ответ.

Для актеров-мальчиков:

Выберите один акт из Гамлета и внимательно прочтите его, чтобы увидеть, как ваш текст мог бы сосредоточиться на Гамлете. Выберите строки, наиболее ясно показывающие гамлетовское восприятие и отношение к другим персонажам. Это позволит вам сократить количество обращений к ним. Также эта операция поможет вам определить, какие персонажи могут быть исключены из действия, чтобы Гамлет все время оставался в центре внимания.

Для актеров-девочек:

Составьте монолог для Офелии из различных строк, произносимых ею на протяжении всей пьесы. Ваша цель – проследить связь Офелии с Гамлетом и Полонием и показать последовательность событий, которые привели девушку к смерти. Убедитесь в том, что вы составляете эту последовательность из её слов, с её точки зрения.

 

2. «Ревизор» Н.В. Гоголя.

Вопросы:

1) Вспомните и дайте определение терминам: действие, интриги, мотивы, актант.

2) Выделите интриги в «Ревизоре».

3) Что такое демультипликация? Найдите её примеры в тексте; почему она охватывает все уровни комедии, вплоть до имен собственных; какую роль прием демультипликации играет в образовании интриг?

4) О каких двух «стилевых модальностях» говорил Мейерхольд актерам и как он ввёл эти модальности в спектакль «Ревизор», связав с понятиями абсурд и алогизм.

5) Какие актанты выделяет в спектакле Мейерхольда А.Гвоздев в статье «Ревизия Ревизора»? Как они связаны с мотивами комедии Гоголя?

 

Письменные задания

для режиссеров:

На чем строится «глубинное действие» «Ревизора»? Как его актуализировать в спектакле?

Для актеров:

Почему постановки времен Гоголя не удовлетворяли автора? Какими способами актер в постановке Мейерхольда изменил персонажа? Чем Хлестаков М.Чехова отличается от Хлестакова Э.Гарина?

 

Вишневый сад» А.П.Чехова.

Вопросы:

1) Назовите типы драматического действия, к какому из них относятся пьесы Чехова.

2) Как тип действия определяет чеховский диалог и мизансцену? Каков принципы организации диалога, его название.

3) Попробуйте определить конфликт в «Вишневом саде», сохраняется ли его энергия до финала и почему критики считали пьесу бессобытийной, а жанр комедия считали ошибкой Чехова.

4) Чем и за счет чего отличаются смыслы в спектаклях «Вишневый сад» С.Афанасьева и Г. Фильштинского?

Письменные задания

для режиссеров:

Опишите одну из мизансцен вашего спектакля «Вишневый сад».

Для актеров:

Опишите персонажа, которого хотели сыграть в «Вишневом саде».

 

II.

Контрольные работы

1) «Гамлет» (или «Король Лир») Шекспира: Главный герой в Событиях трагедии.

2) «Ревизор» Н.В.Гоголя — Композиция и интриги в пьесе и на сцене: спектакль любого режиссера.

3) «Бесприданница» А.Н. Островского. Герой пьесы, зависимость его театрального воплощения от понимания актером.

4) «Вишневый сад» А.П. Чехова: проблема литературного диалога и театральной мизансцены..

5) «Добрый человек из Сычуани» Б.Брехта: эффект очуждения в пьесе и возможности его театрального воплощения.

6) События в «Гамлете» Шекспира и в пьесе Стоппарда «Розенкранц и Гильдестерн мертвы».

7) Организация драматического сюжета в новом типе современной драмы, возможности театральной интерпретации (Пьесы О.Мухиной, И.Вырыпаева, Дурненковых или др.)

 

Требования к письменным работам:

 

1. Самостоятельность высказывания (отсутствие плагиата и неоформленных цитат).

2. Последовательное и полное раскрытие темы в решении точно и самостоятельно сформулированных проблем.

3. Ясность, адекватность в изложении, хорошее владение русским языком.

 

III.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Экзамен.

2. Терминологический диктант.

3. Контрольная работа.

Вопросы к экзамену

1. Литературные роды. Основные характеристики драматического рода.

2. Жанры драмы (трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, трагифарс и т.д.). Типы драматического действия. Приведите пример и назовите признаки жанра и действия.

3. Сюжет, фабула, композиция драмы: исходная ситуация, экспозиция или завязка, перипетии, коллизии, кульминация (наличие или отсутствие), развязка, финал. (На примере любой пьесы)

4. Действие и типы действия: хроникальный, концентрический, монтажный, ризоматический (с примером на каждый тип действия).

5. Драма и спектакль. Проблема интерпретации. (Любые примеры)

6. Интриги, действие, события и стилевые модальности комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Разница в их понимании как решающий фактор в спектаклях В.Э.Мейерхольда и В. Бебутова.

Конфликт; интрига и контринтрига. Их связь со сценическим действием и театральным языком эпохи (на примере «Ревизора Н.В.Гоголя»)

7. Конфликтная коллизия. Выделение конфликтных коллизий в действенном анализе пьесы. Взаимозависимость избранной коллизии и сценической интерпретации (на примере «Бесприданницы» А.Н.Островского).

8. Драматический диалог (тип диалога в пьесах А.Островского, А.П.Чехова, Э.Ионеско или Беккета, Т.Стоппарда). Мизансцена в узком и широком смысле слова. Связь драматического диалога с мизансценой в действии.

9. Время и пространство в драме. Их интерпретация в спектакле благодаря трактовке пьесы (на примере комедии Чехова «Вишневый сад»).

10. Эпический театр и драма Б.Брехта. Эффект очуждения в пьесе Боехта «Добрый человек из Сычуане».

12. Действие и событие в экстенсивной драме Шекспира («Король Лир» или «Гамлет»)

13. Действие и событие в постмодернистской драме «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» Т.Стоппарда. Отличие действии в «Гамлете» Шекспира от действия в пьесе Стоппарда

15. Действие и событие в «новой драме» (на примере пьес О.Мухиной, В. и М. Дурненковых, И.Вырыпаева и др.).

 

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ

№ 1

1. Литературные роды. Основные характеристики драматического рода.

2. Мизансцена в узком и широком смысле слова. Связь драматического диалога с мизансценой в действии.

________________________________________________________________

№ 2

1. Жанры драмы (трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, трагифарс и т.д.). Приведите пример и назовите признаки жанра.

2. Действие и событие в экстенсивной драме Шекспира.

______________________________________________________________

№ 3

1. Сюжет, фабула, композиция драмы: исходная ситуация, экспозиция или завязка, перипетии, коллизии, кульминация (наличие или отсутствие), развязка – финал.

2. Время и пространство в драме. Их интерпретация в спектакле благодаря трактовке пьесы (на примере комедии Чехова «Вишневый сад»).

_______________________________________________________________

№ 4

1. Действие и типы действия: хроникальный, концентрический, монтажный, ризоматический (с примером на каждый тип действия).

2. Драма и спектакль. Проблема интерпретации.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

№ 5

1. Конфликт; интрига и контринтрига. Их связь со сценическим действием и театральным языком эпохи.

2. Драматический диалог (тип диалога в пьесах А.Островского, А.П.Чехова, Э.Ионеско или Беккета, Т.Стоппарда).

­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

№ 6

1. Конфликтная коллизия. Выделение конфликтных коллизий в действенном анализе пьесы. Взаимозависимость избранной коллизии и сценической интерпретации (на примере «Бесприданницы» А.Н.Островского).

2. Действие и событие в «новой драме» (на примере пьес О.Мухиной, В. и М. Дурненковых, И.Вырыпаева и др.).

_____________________________________________________________

№ 7

1. Событие в пьесе и спектакле. Выделение события в литературном и сценическом тексте. Возможность их несовпадения в спектакле и её причины. Ваши примеры.

2. Интриги, действие и событие в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Разница в их понимании как решающий фактор в спектаклях В.Э.Мейерхольда и В. Бебутова.

_____________________________________________________________

№ 8

1. Жанры драмы (трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, трагифарс и т.д.). Приведите пример и назовите признаки жанра.

2. Действие и событие в «новой драме» (на примере пьес О.Мухиной, В. и М. Дурненковых, И.Вырыпаева

_______________________________________________________________

№ 9

1. Действие и событие в экстенсивной драме Шекспира.

2. Драма и спектакль. Проблема интерпретации.

______________________________________________________________

№ 10

1. Действие и событие в постмодернистской драме (на примере пьесы Т.Стоппарда).

2. Мизансцена в узком и широком смысле слова. Связь драматического диалога с мизансценой в действии.

Терминология (по номеру билета)

№ 1 АКТ — ВОДЕВИЛЬ — КОМПОЗИЦИЯ — № 2 АМПЛУА — ДЕКОРАЦИЯ — ГРОТЕСК—  
№ 3 АКТЕР — ГЭГ— ЖЕСТ —   № 4 ДЕЙСТВИЕ — ИМИТАЦИЯ — БУФФОН (ШУТ) —  
№5 ИНТРИГА — ЗОНГ — ЛАЦЦИ —   № 6 ДРАМАТИЧЕСКОЕ И ЭПИЧЕСКОЕ — РЕКВИЗИТ –
№ 7 ИЛЛЮЗИЯ — КАТАРСИС — ФАТ – № 9 МИЗАНСЦЕНА – КОНТРАПУНКТ — АПАРТЕ —  
№ 8 КВИПРОКВО — МИМЕСИС – ПАРОДИЯ – № 11 МЕЛОДРАМА – ПЕРИПЕТИЯ – ФИГЛЯР –  
№ 10 МИСТЕРИЯ – ЛЕЙТМОТИВ – РЕЗОНЕР – № 12 ТРАГЕДИЯ – ИНЖЕНЮ — ЯЗЫК ЖЕСТОВ –
№ 14 ФАРС – НАПЕРСНИК – ХОР – № 15 ПЕРФОРМАНС — СЦЕНОГРАФИЯ – КЛАКА —
№ 16 МОРАЛИТЭ – ЭКСПРОМТ – ДИВЕРТИСМЕНТ — № 17 ХЭППЕНИНГ – КОЛЛАЖ — МОНТАЖ –
№ 18 БИОМЕХАНИКА – ФЕЕРИЯ – DEUS EX MACHINA — № 13 ТРАГИКОМЕДИЯ – БУРЛЕСК— ЭПИЛОГ –

 

Требования к ответу на вопросы:

Максимально полное раскрытие темы в соответствии с предложенными для подготовки учебными и учебно-методическими материалами, фактологическая точность, способность привести примеры, иллюстрирующие те или иные положения ответа. Преподаватель вправе задавать любые вопросы по теме билета в рамках пройденного материала. В случае, если ответ на вопрос билета не соответствует требованиям, преподаватель вправе задать вопросы по темам других билетов, но не более трех.

 

Система оценки ответа:

 

При ответе, полностью соответствующем требованиям, выставляется оценка «отлично»; при полном ответе при помощи дополнительных вопросов преподавателя, либо при ответе, соответствующем требованиям на 80-90% – «хорошо», при ответе, соответствующем требованиям на 60-70% и неспособности ответить на большую часть дополнительных вопросов – «удовлетворительн о», в остальных случаях – «неудовлетворительно». При выставлении оценки на итоговом экзамене результаты текущего контроля не учитываются.

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

«Теория драмы»

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

1. Семинары в виде устных ответов на заранее предложенные вопросы;

2. Написание контрольной работы на заданную педагогом тему;

3. Терминологический диктант.

I.

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРОВ:

Ответы на многие вопросы найдёте в пособии:

Л.Шатина О поэтике драмы. Учебно-методическое пособие по курсу «Теория драмы» - Новосибирск, 2013

Экстенсивная драма: «Гамлет» У. Шекспира

Вопросы:

1) Исторический генезис экстенсивной драмы – городская народная драма, «кровавая драма» Марло.

2) Эстетическая форма драмы Шекспира – принципы экстенсивности: расширение хронотопа, нарушение аристотелевских правил 3-х единств, максимальное раздвижение представленного действия борьбы героя, умножение сюжетных линий, «потеря» единой кульминации в пьесе.

3) Композиция «Гамлета»: выделение сюжетных линий; роль множественности действующих лиц; определение кульминации.

4) Событии в действии «Гамлета»

5) Персонажный рисунок трагедии, связи между героями, тип главного героя в трагедии Шекспира.

Письменные задания ( из упражнений Роберта Уилсона )

для режиссеров:

Определите события в «Гамлете». Прочтите «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» Т.Стоппарда, попробуйте определить события в его пьесе. Одинаков ли принцип определении событий в обеих пьесах, можно ли среди событий обеих пьес обнаружить одинаковые. Аргументируйте ответ.

Для актеров-мальчиков:

Выберите один акт из Гамлета и внимательно прочтите его, чтобы увидеть, как ваш текст мог бы сосредоточиться на Гамлете. Выберите строки, наиболее ясно показывающие гамлетовское восприятие и отношение к другим персонажам. Это позволит вам сократить количество обращений к ним. Также эта операция поможет вам определить, какие персонажи могут быть исключены из действия, чтобы Гамлет все время оставался в центре внимания.

Для актеров-девочек:

Составьте монолог для Офелии из различных строк, произносимых ею на протяжении всей пьесы. Ваша цель – проследить связь Офелии с Гамлетом и Полонием и показать последовательность событий, которые привели девушку к смерти. Убедитесь в том, что вы составляете эту последовательность из её слов, с её точки зрения.

 

2. «Ревизор» Н.В. Гоголя.

Вопросы:

1) Вспомните и дайте определение терминам: действие, интриги, мотивы, актант.

2) Выделите интриги в «Ревизоре».

3) Что такое демультипликация? Найдите её примеры в тексте; почему она охватывает все уровни комедии, вплоть до имен собственных; какую роль прием демультипликации играет в образовании интриг?

4) О каких двух «стилевых модальностях» говорил Мейерхольд актерам и как он ввёл эти модальности в спектакль «Ревизор», связав с понятиями абсурд и алогизм.

5) Какие актанты выделяет в спектакле Мейерхольда А.Гвоздев в статье «Ревизия Ревизора»? Как они связаны с мотивами комедии Гоголя?

 

Письменные задания

для режиссеров:

На чем строится «глубинное действие» «Ревизора»? Как его актуализировать в спектакле?

Для актеров:

Почему постановки времен Гоголя не удовлетворяли автора? Какими способами актер в постановке Мейерхольда изменил персонажа? Чем Хлестаков М.Чехова отличается от Хлестакова Э.Гарина?

 

Вишневый сад» А.П.Чехова.

Вопросы:

1) Назовите типы драматического действия, к какому из них относятся пьесы Чехова.

2) Как тип действия определяет чеховский диалог и мизансцену? Каков принципы организации диалога, его название.

3) Попробуйте определить конфликт в «Вишневом саде», сохраняется ли его энергия до финала и почему критики считали пьесу бессобытийной, а жанр комедия считали ошибкой Чехова.

4) Чем и за счет чего отличаются смыслы в спектаклях «Вишневый сад» С.Афанасьева и Г. Фильштинского?

Письменные задания

для режиссеров:

Опишите одну из мизансцен вашего спектакля «Вишневый сад».

Для актеров:

Опишите персонажа, которого хотели сыграть в «Вишневом саде».

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.