Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Психоакустические особенности восприятия речи

2017-06-02 418
Психоакустические особенности восприятия речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Мозг крайне чувствителен к тому, какого рода звуковые волны получают разные уши человека, к фазовому соотношению звуковых волн (мозг рефлекторно пытается обнаружить расположение источника звука), к динамическому диапазону слышимой речи (разница между громкими и тихими звуками речи, скорость затухания взрывных согласных). По этой причине речь человека по рации не всегда понятно, а речь человека стоящего рядом прекрасно различима. Слова друзей и знакомых детям прекрасно понятны, а умение достоверно и устойчиво от ситуации к ситуации понимать слова песен ко многим приходит лишь в позднем подростковом возрасте.

Данные явления имеют место не только благодаря тому, что (например, в песнях) фонемы источника речи отличаются от эталонных (в памяти слушателя), но и по другим причинам, среди которых:

- Фазовые нарушения. При звукозаписи, разговоре по телефону, обработке вокала для песни звукозапись с голосовым материалом подвергается фильтрации (удалению определенных частот из голосового материала, искусственному усилению определенных частотных регионов). Одним из побочных эффектов фильтрации является нарушение исходной фазовой составляющей звука. Отдельные частотные регионы стереозаписи могут оказываться в противофазе между собой и гасить друг друга, что приводит к повышению усилий направленных на восприятие текста, а также (в крайних случаях) полной неразборчивости речи в определенных точках помещения. Необходимо проверять звучание данной записи перед уроком непосредственно на той акустической системе, на которой она будет воспроизведена на уроке.

- Динамические нарушения. Гласные звуки в нормальной речи длинные, громкие. Взрывные согласные представляют собой щелчки, короткие, почти мгновенные звуки с быстрым «затуханием». Свистящие и шипящие звуки – самые громкие в речи, обладают открытым звуком. На звукозаписи эти хрупкие взаимосвязи между звуками нарушаются с целью поднять общую громкость звучания, либо скомпенсировать недостатки носителя (виниловая пластинка, аудиокассета и их цифровые копии)

Данные обстоятельства не столько нарушают восприятие речи, сколько мешают использованию аудиозаписи как эталона для тренировки произношения учащихся, поскольку «так реальные люди не говорят». Многие учащиеся в этом убеждаются, встретившись с носителями языка в реальной жизни – по их мнению, они говорят «слишком тихо». Необходимо из всех доступных вариантов звукозаписи выбрать имеющую наибольшие перепады между громкими и тихими звуками, не сглаженные искусственно на студии при записи.

- Неполнота частотного спектра.

Иногда звукозаписи звучат будто бы «из под подушки», что в достаточно высокой мере затрудняет восприятие речи – сибилянты практически отсутствуют, низкие частоты преобладают, делая звук неразборчивым. Обратное также является проблемой – слишком яркий звук, без низких частот, со слабыми несущими гармониками голоса и громкими сибилянтами «режет уши», вызывает напряжение. Учителю необходимо убедиться, что слышны как низкие частоты голоса, так и высокие частоты, причем в пропорциях, максимально близких к натуральным.

Акустические факторы.

Среди них можно выделить несколько подфакторов, таких как:

- Параметры помещения. Любое помещение в учреждении образования будет, скорее всего, иметь тенденцию к образованию эха и реверберации (переотражений звука). В определенных точках помещения громкость этих переотражений может достигать уровня основного «сухого» сигнала, и даже превышать его, что многократно усложняет не только разделение речевого потока на смысловые фрагменты, но даже идентификацию отдельных лексем и фонем. Естественно, данный фактор можно до определённой степени компенсировать опорами. Однако рациональнее выбрать другое помещение (как можно меньшего размера), и/или временно (на время прослушивания) размесить всех учеников как можно ближе к источнику звука таким образом, чтобы тело одного из них не перекрывало прямого доступа звука из динамиков акустической системы в уши другого. В противном случае необъективно будет считать неполное понимание речевого фрагмента только лишь виной ученика.

- Параметры акустической системы (АС)

Имея самую натурально звучащую аудиозапись на самом совершенном носителе из всех возможных, учитель все еще может осложнить восприятие речи учениками и не раскрыть потенциал звукозаписи и носителя. В случае подключения высококачественного воспроизводящего устройства к низкокачественной АС жертвуется динамический диапазон, фазовая целостность звуковой картины, частотный диапазон (важность этих факторов уже была рассмотрена). Так, используя стереозапись на близко расположенных колонках можно получить неразборчивый сигнал (затухание звука из-за противофазы). Либо, маленькая портативная колонка может крайне сильно вибрировать при воспроизведении низкого мужского голоса, делая его фактически неразборчивым за собственными призвуками. Таким образом, очень важно выбрать АС, воспроизводящую максимально широкий спектр частот без искажений, достаточной мощности для исключения «хрипов», и отдавать предпочтение моно системам, либо стерео системам в режиме моно.

- Параметры воспроизводящего устройства

В качестве устройства воспроизведения рекомендуется компьютер, как устройство, обладающее компенсировать недостатки АС через эквализацию (подробно об этом в предыдущей статье об акустике и аудировании)

 

Для удобства применения сделанных выводов на практике доступны памятки о техническом оснащении урока аудирования и памятка по выбору аудиоматериалов к уроку аудирования (приложение 1 и приложение 2)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование показало, что проблема условий аудирования является очень глубокой и комплексной, а акустические и психоакустические факторы оказывают влияние как на эффективность работы, так и на адекватность оценивания труда учащихся.

Нами были выделены основные проблемы акустического и психоакустического характера, а также предложены соответствующие пути решения, наиболее рациональные с позиции изученной литературы по проблеме. Решения были предложены в контексте примеров реальных ситуаций встречающихся в педагогической практике.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПАМЯТКА


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.