Модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста

2017-06-09 345
Модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В целях повышения эффективности ценностного отношения к своему здоровью был создан рабочий вариант модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

В толковых словарях «модель» рассматривается как изображение, схема, описание какого-либо объекта, отражающее в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта и облегчающие процесс получения информации об интересующем нас объекте.

Модель предполагает, прежде всего, воплощение заложенных в ней идей. Вместе с тем модель является также и прогнозом, и средством реализации авторской идеи, средством достижения целей и задач программы, так как отвечает на вопросы, что и как нужно для этого делать [13, 22].

Модель воспитания ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста рассматривается нами как целостная система, под которой мы понимаем некоторое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, причем порядок связи этих элементов образует внутреннюю структуру системы, а характер её взаимодействия с окружающими условиями - её функционирование.

Обратимся к рассмотрению модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста (схема).

Модель воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
Результат: ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому; способный получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.
Низкий
Средний
Высокий
Уровни
Активность в решении проблемных ситуаций
Значимость ЗОЖ, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью
Способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками
Наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье
Показатели
Позитивные действия, как в реальной так и в вербальной ситуации
Критерий отношений
Сформированность эмоциональных проявлений
Критерий достаточности знаний о физическом, психическом, социальном здоровье
Критерии
Педагогические условия воспитания ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников
Воспитание здоровьесберегающего поведения и практическое использование в повседневной жизни знаний о сохранении и укреплении здоровья
Формирование на основе знаний отношений
Овладение системой знаний о физическом, психическом, социальном здоровье
Задачи

Схема

Цель: создание условий, способствующих воспитанию ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников

 

 

 

Включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье
 
 
Использование активных методов обучения: ролевых игр, мозгового штурма, беседы, элементов дискуссии

 

 

 


Модель воспитания ценностного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов:

целевой (цель, задачи, принципы); содержательный, отражающий смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; процессуальный (педагогические условия, этапы, методы); оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) и системообразующие связи между ними).

Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, условиям воспитания ценностного отношения к здоровью в период дошкольного детства, к которым мы отнесли:

· включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

· использование активных методов обучения (мозгового штурма, проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и т.п.);

· широкое применение методов эмоционального воздействия.

В дидактике понятие «знания» следует рассматривать в двух основных аспектах: знания – то, что должен усвоить ребенок, и знания – то, что уже

усвоено им, применено или соответствующим образом использовано в практической деятельности, получило объективное подтверждение и стало свойством его личности [3, 8, 23].

Знания в психолого-педагогическом понимании представляет собой адекватно-запечатленную в памяти человека в языковой форме познаваемую действительность, в том числе способы (правила) деятельности [43].

Важной характеристикой знаний является их систематичность. Такие знания должны в определённой логической последовательности охватывать всё основное в изучаемой области действительности, быть взаимосвязанными и раскрывать все существенное в каждом изучаемом понятии.

Неотъемлемое качество приобретаемых знаний – их осмысленность, осознанность, которые проявляются в умении ребенка не только познавать и описывать предметы и явления, но и объяснять и обосновывать изучаемые факты, отношения, делать из них выводы.

Знания должны отличаться полнотой, которая означает глубину проникновения в сущность и широту охвата изучаемых предметов и явлений данной области действительности [3,14].

Круг знаний о физическом, психическом, социальном здоровье мы определили в соответствии с концепцией Розмари Тиш, Линдой, Дэвидом Сибли, Джулией Скал, согласно которой каждая тема преподаётся по четырем уровням: физический, психический, социальный, духовный [30].

В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста мы внесли ряд изменений и дополнений в формат занятий, структуру и содержание заданий. Это, на наш взгляд, позволит сделать более оптимальным достижения каждого занятия и учесть специфику российского дошкольного образования. Кроме того, мы полагаем, что некоторые аспекты духовного уровня в период дошкольного детства целесообразно рассматривать в рамках физического, психического, социального.

Перечень тем занятий может быть представлен следующим образом: «Здоровый образ жизни», «Общение», «Чувства», «Защита чувств», «Управление гневом», «Здоровый выбор», «Личные границы», «Дружба», «Собственная уникальность».

Тема «Здоровой образ жизни» включает круг знаний: о здоровом образе жизни; о пользе физического здоровья; о пользе психического здоровья; о пользе социального здоровья.

Тема «Общение» включает круг знаний: о физическом способе общения; о социальном способе общения.

Тема «Чувства» включает круг знаний: о сигналах своего тела; о собственных чувствах (гнев, страх, радость, удивление, недоумение, обида, одиночество, печаль); о способах защиты от чувств; о пользе чувств.

Тема «Защита от чувств» включает круг знаний о том, что может быть опасным в общении; о физическом способе защиты от чувств; о психическом способе защиты от чувств.

Тема «Управление гневом» включает круг знаний: о физических способах контроля над гневом; о психически безопасных способах выражения гнева; о социально безопасных способах выражения гнева.

Тема «Здоровый выбор» включает круг знаний: о пользе здорового выбора; о правилах решения проблем.

Тема «Личные границы» включает круг знаний: о способах установления собственных физических границ; о способах контролирования прикосновений к себе.

Тема «Дружба» включает круг знаний: о возможностях выбора надежных и заслуживающих доверия друзей; о том, что дети физически и психически могут иметь друзей, которые помогут им вести ЗОЖ.

Тема «Уникальность» включает круг знаний: о своей уникальности; о том, что значит быть особенным; о физических качествах и способностях; об умственных психических качествах и способностях; о социальных качествах и способностях; об уникальных качествах и способностях других людей.

Известно, что из всех возможных форм организации усвоения знаний наиболее целесообразным является занятие.

Занятия – регламентированная деятельность, направленная на решение задач умственного развития детей. Основные характеристики занятия – наличие дидактических принципов, присутствие всех компонентов учебной деятельности, обязательный (регламентированный) характер, взаимообучаемость и т.п. [46].

Занятия служат основной формой обучения в силу следующих причин:

- они проводятся на основе определённого программного содержания, что обеспечивает систематичность и последовательность образовательной работы, формирование системы знаний;

- строятся на основе принципов дидактики, что способствует формированию полноты, прочности, осознанности, системности знаний дошкольников, их умственных способностей;

- педагог использует разнообразные методы и приёмы;

-регламентируют деятельность, что позволяет проводить образовательную работу с детьми систематично и планомерно [3, 8, 14].

Цель занятий по воспитанию ценностного отношения к здоровью – овладение детьми старшего дошкольного возраста знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье (знания о духовном здоровье даются в рамках трех названных уровней).

Мы опирались на структуру занятий, предложенную Розмари Тиш, Линдой, Дэвидом Сибли, Джулией Скал, которую рассмотрим с позиций возможного переноса [30].

· Повторение основных положений прошлого занятия.

· Введение в тему (объяснение актуальности темы, введение основных терминов – понятий; обоснование преемственности темы).

· Работа по теме: раскрытие темы на четырех уровнях физическом, психическом, социальном (духовном).

· Заключение (рефлексия полученного опыта).

· Домашнее задание (практическое применение усвоенных навыков).

Одним из условий воспитания ценностного отношения к своему здоровью является использование активных методов обучения. Большая педагогическая энциклопедия трактует активные методы обучения как методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др. [22].

Преимущества использования активных методов обучения состоят в следующем. Во-первых, основу содержания обучения составляют базовые знания. Во-вторых, в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базовыми знаниями. Усвоение того и другого открывает перед ребенком огромные возможности для самостоятельного движения в данной области. В-третьих, процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение. На всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, ребенок одновременно усваивает и знания, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время обеспечивает прочное запоминание. В-четвертых, важное значение имеют коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества и с воспитателем и со сверстниками [10, 19].

Основными путями такого обучения являются диалогический тип общения взрослых и детей; рефлексивное взаимодействие, при которых дети ведут самостоятельный поиск, творчески приме­няют и добывают знания [40,41,42,43].

Так основанная особенность метода «мозгового штурма» состоит в том, что он позволяет детям в поисках решения научиться проявлять творческий потенциал в большей степени, чем обычно. Его несомненное достоинство в том, что самооценка творческого участия ребенка высока, независимо от реального вклада в общее решение.

Метод активизирует мышление благодаря введению четырех правил: можно высказывать любую мысль, никто не назовет ее плохой; можно комбинировать, модифицировать, улучшать высказывание других идей; чем больше идей, тем лучше [3,8].

Эффективность данного метода связана с наличием творческой среды. При этом творческая среда, характеризуется:

- доброжелательностью взрослого, отказом от критики ребенка и его идей;

- новизной и разнообразием окружающей предметной среды

- постоянным поощрением творческой инициативы, оригинальности идей;

- принятием любого творческого продукта независимо от его качества;

- поощрением любых вопросов со стороны ребенка;

- использованием вопросов, предполагающих несколько ответов;

-личным творческим подходом взрослого к решению проблем [3,19,46].

Ролевая игра — способ расширения опыта детей посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выбрать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойно­му завершению [3, 8, 30].

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Е.И.Радина, Э.П.Короткова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. Беседа будет педагогически ценной, если она пробудит активную работу мысли и поможет выработать у ребёнка определённое отношение к обсуждаемым явлениям [35].

Для понимания специфики предлагаемых нами занятий существенное значение имеет обращение к рассмотрению методов эмоционального воздействия.

Метод эмоционально-сенсорного воздействия строится на механизме кратковременных эмоциональных реакций. Этот метод является начальным во всей совокупности методов, направленных на актуализацию кратких эмоциональных реакций в процессе образования, и используется с младшего дошкольного возраста.

Метод контрастного сопоставления строится на механизме эмоциональной дифференциации – пробуждении противоположных эмоций с целью развития эмоционально – ценностного отношения к познаваемым объектам, явлениям и процессам. Вводится в практику образования, начиная со среднего дошкольного возраста.

Метод побуждения к сопереживанию строится на механизме идентификации, побуждающей эстетические, нравственные эмоции. Вводится в практику начиная со среднего дошкольного возраста.

Метод эмоционально-образного воздействия строится на механизме эмоционального обособления. Он направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении. Актуализации субъективного содержания испытываемой ребёнком эмоции.

Сущность метода эмоционально – сенсорного воздействия заключается в побуждении детей к эмоциональному реагированию путём воздействия на сенсорику – процессы ощущения и восприятия.

Метод контрастного сопоставления заключается в постижении содержания образования посредством сопоставления противоположных образов, способов действий, пробуждения к ним адекватных эмоций и на этой основе формирования эмоционально-ценностного отношения к познаваемым объектам, явлениям и процессам.

Сущность метода побуждения к сопереживанию заключается в пробуждении у ребёнка – дошкольника эмоциональных реакций через репрезентацию субъекту эмоциональных состояний другого, идентификацию себя с другим.

Метод эмоционально – образного воздействия направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством отожествления себя с природным объектом, сказочным персонажем и прочим. Метод успешно реализуется через «погружение» детей в воображаемую ситуацию, обеспечение актуализации эмоциональных переживаний в образном воплощении. Эмоциональные проявления детей связаны с продуктивным воображением, которое выступает «механизмом появления эмоций», «клеточкой, из которой развивается всё богатство субъективного мира ребёнка» [9].

Предполагаемые результаты:

· поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;

· изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными и самостоятельными);

· главный результат – овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность, уменьшение факторов риска употребления ПАВ), то есть ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому.

Если говорить об общих направлениях развития дошкольника (развития культуры познания, культуры чувств, волевой культуры, освоении различных сфер действительности и формировании отношения к ним – к природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений – как это обозначено в «Концепции дошкольного воспитания»), то понятно, что все они могут быть реализованы через внедрение модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.