Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Как может быть использован каждый из основных методов сбора первичных социологических данных при решении каких задач правоохранительной деятельности?

2024-02-15 69
Как может быть использован каждый из основных методов сбора первичных социологических данных при решении каких задач правоохранительной деятельности? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

                                 КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель начальника Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя

Генерал-майор полиции                               О. В. Зиборов

«____» ___________2019 г.

 

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

Для обучающихся по специальности правовое обеспечение

Национальной безопасности - 40.05.01

 

Специализация: уголовно-правовая

Узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел

 

На 2021/2022 учеб. г.

 

 

Сведения об обсуждении и одобрении на заседании кафедры

«31» августа 2021 года, протокол №1.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ

В.Я.КИКОТЯ

__________________________________________________

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИОЛОГИЯ»

(для курсантов очной формы обучения, обучающихся по всем специальностям)

Выполнил:

БОГДАНОВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ, рядовой полиции

(ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, специальное звание)

ИПСОПР
ФАКУЛЬТЕТ

__________________________________________

304
УЧЕБНЫЙ ВЗВОД

__________________________________________

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2021 – 2022

Проверил:

ТУМИН АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ , старший преподаватель кафедры философии                                     

                                     (ФИО, должность)

полковник полиции

(ученая степень, ученое звание, специальное звание)

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

__________________________________________________________

(«ЗАЧТЕНО» или «НЕ ЗАЧТЕНО», дата проверки, подпись)  

СОДЕРЖАНИЕ

 

№ п/п Раздел практикума Страница
1 График контроля выполнения заданий 2
2 Организационно-методический раздел 3

3

ЗАДАНИЯ 4
3.1. Предмет социологии. Общество как система  4
3.2. Социальная структура общества и социальные изменения 11
4 Литература и электронные ресурсы 16

 

ГРАФИК КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

 

№№ п\п раздела прак.зад. и упр. Наименование раздела практических задач и упражнений Срок выполнения Оценка Подпись преподавателя Примечания
1 Предмет социологии. Общество как система         
2 Социальная структура общества и социальные изменения          
  Практикум        

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Заполнение практикума является обязательным условием допуска к зачету по дисциплине «Социология» для курсантов всех направлений подготовки.

ЦЕЛЬЮ практикума является закрепление компетенций, приобретенных в результате изучения социологии в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и федеральным государственным образовательным стандартом, применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел. 

ЗАДАЧАМИ практикума являются:

• закрепление базовых знаний в области социологии под углом зрения задач поддержания социальной стабильности и безопасности общества и места в этом процессе правоохранительных органов;

• выработка умения видеть связь социологических знаний с различными сферами и направлениями профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

• овладение первичными навыками социологического подхода к анализу и оценке различных сторон деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Практикум состоит из двух разделов, включающих задания по всем темам учебного курса. По каждому разделу практикума, по результатам его проверки в установленные сроки выставляется дифференцированная оценка по четырехбалльной системе («ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» или «НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»). 

По результатам проверки заполненного практикума (всех разделов), в установленные сроки, выставляется оценка «ЗАЧТЕНО» либо «НЕ ЗАЧТЕНО» (при наличии неудовлетворительной оценки хотя бы по одному из трех разделов).

При получении оценки «НЕ ЗАЧТЕНО» практикум должен быть переработан с учетом замечаний и представлен на проверку повторно в установленный срок.

                              

ЗАДАНИЯ

РАЗДЕЛ 1 ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.

В чем видели первопричину экономических, политических и иных кризисных явлений в индустриальном обществе представители позитивистской школы социологии ХIХ века?

   

Влияния на экономические, политические и иные кризисные явления в индустриальном обществе проявлялась в разделение общества на классы, вызванная разделение труда, накопления собственного богатства, что приводило к конфликтам угнетенной и угнетающей сторон.

Также влияние кризисных явлений зависит от воспитательских, демографических, метеорологических, культурологических климатических, этнических, профессиональных наследственных и семейных влияний, политических и иных явлений. Теория социальной дезорганизации дает объяснение преступности на социальном уровне, ставит психологию преступника в зависимость от процессов функционирования общества в целом. Индивид испытывает влияние «социальных факторов», к которым, в частности, относятся внешние по отношению к нему образы мыслей, действий и чувствований. «число и свойство преступлений зависят не столько от географических, климатических влияний, сколько от непорядка и неустройства в экономической, социальной жизни народа. Все сводится к отсутствию прочного материального обеспечения, нищете и бедности, ненормальным общественным отношениям, которые развращают людей, порождают праздность, злобу, зависть, лицемерие». Преступность порождается разрушением социальных связей между людьми, которое, в свою очередь, вызывается либо кризисными явлениями, либо слишком внезапными (пусть и позитивными) социальными преобразованиями. В этих условиях нарушаются привычные нормы поведения, возникает состояние аномии (т. е. отсутствия норм, безразличия к требованиям права и морали), господствует принцип «все дозволено». Это состояние, писал Дюркгейм, «усугубляется тем фактором, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее».

Таким образом, перейдя к выводу, что первопричиной экономических, политических и иных кризисных явлений в индустриальном обществе является социальное неравенство в обществе.

2. В чем состоит первопричина всех экономических, политических и иных кризисных явлений социальных явлений буржуазного общества с точки зрения марксистского социологического учения ХIХ века?

Фридрих Энгельс и Карл Маркс соединяли правонарушения с пороками буржуазного общества: неравенством, частной собственностью, обнищанием трудящихся и утверждавшие что она исчезнет в коммунистическом обществе.

Какие из этого     следовали     практические выводы?
Из этого следуют следующие существенные положения социологической теории марксизма, которые подводят к данным выводам:

· Понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли, в конечном счете, экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;

· Интерпретация социальной истории как естественноисторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций — первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства, и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим, в конечном счете, определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;

· Объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт — это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии;

· В рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами;

· Важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность — это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер.

3. Какой метод изучения общественных явлений, предложенный создателем антипозитивистской социологии Максом Вебером, также широко используется в следственной практике и оперативно-розыскной деятельности?

По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.

Раскройте суть этого метода:

В раскрытии сути данного метода Макса Вебера заключалась в введении концепции понижающей социологии, где он предложил использование не чисто эмпирического, но объясняющего метода. Вебер пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов. Он выделяет типы социального действия - иррациональное, ценностно-рациональное, традиционное эффективное. Данная Теория Вебера используется в следственной практике и следственно-розыскной деятельности для осознания цели, мотива, действия и факторов, повлиявших на состояние лица, совершавшего правонарушения.

4. Раскройте, что дает сотрудникам ОВД социология посредством своих основных функций!

Функции социологии Возможности использования в деятельности ОВД
  Теоретико-познавательная функция Познавательная, познание законов и закономерностей становления, развития и функционирования социальных явлений и процессов. Применяется в деятельности сотрудников ОВД для получения всех необходимых знаний об объекте, выявления закономерностей в обществе, тенденций его развития.
    Мировоззренческая функция Проявляется в том, что социология вооружает человека и общество знанием законов, закономерностей развития социальных систем, формирует взгляды на общественные процессы, дает теоретическое обобщение социальной практики в этом и заключается данная функция в деятельности сотрудников ОВД.
  Методологическая функция   Социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе. Формирует определенные методы к исходным знаниям об обществе.
  Прогностическая функция   Данная функция обеспечивает выработку общих социально значимых образцов поведения. Теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля. ОВД получает также возможность прогнозировать тенденции криминогенной обстановки, состояние общественного порядка и разрабатывать профилактические меры воздействия на определенные ситуации.
  Регулятивная функция   Конкретные социологические исследования дают информацию о скрытых социальных процессах, назревающих конфликтах и изменении общественных настроений. ОВД используют эту информацию в процессе выработки управленческих решений для эффективного контроля над социальными процессами в обществе.

 

Как может быть использован каждый из основных методов сбора первичных социологических данных при решении каких задач правоохранительной деятельности?

   

 

Название метода Возможности использования
Метод наблюдения  Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируется с помощью наблюдения. Сотрудники ОВД применяют данный метод, например, в оперативно-розыскных мероприятиях с целью наблюдения за подозреваемым в совершении преступления, т.е. фиксация его действий, встреч и т.д.
Метод изучения документов Данный метод позволяет на основе объективных материалов (писем, дневников и других личных письменных источников; архивных документов; продуктов трудовой, учебной, творческой или преступной деятельности) раскрыть индивидуальные особенности человеческой психики, развитость конкретных умений и навыков, индивидуальные стилевые особенности, черты личности, выражающие отношение к себе, другим людям, труду и т. п. Большое значение имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности сотрудника или правонарушителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом правонарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности
Метод опроса Данный метод реализуется через следующие методически специфичные формы: беседа, интервью, анкетирование. Психолого-практические аспекты беседы актуальны для продуктивности профессиональной деятельности следователя, оперативных, пенитенциарных и прокурорских работников (например, психологически грамотное построение беседы при допросах позволяет определить лживость в показаниях). Анкетирование и интервьюирование широко используются для изучения механизма преступного замысла; выяснения причин преступности; исследования особенностей профессиональной деятельности различных категорий сотрудников правоохранительных органов; при разработке профессиограмм, изучении общественного мнения по изменениям в правовом регулировании и т.д.
Социальный эксперимент  Проведение специальных опытов для исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В наиболее полном виде метод эксперимента может применяться в оперативно-розыскной работе, в деятельности исправительно-трудовых учреждений. Здесь личность ставится в заранее заданные условия, а результаты ее деятельности, ход действий тщательно анализируются. Метод психолого-педагогического эксперимента характерен тем, что обязательно включает в себя элементы обучения и воспитания. Такая особенность этого метода предполагает возможность наиболее полного его использования в деятельности исправительных учреждений. При помощи этого метода лицам, подлежащим исправлению, прививаются навыки к труду, дисциплина, новое отношение к коллективу, обществу, поступкам, действиям и т. д. При мыслительном эксперименте предполагается, что все изменения происходят в воображении человека, который экспериментирует с воображаемыми образами (например, сотрудник правоохранительных органов может мысленно реконструировать событие преступления, составить психологический портрет лица, подозреваемого в совершении преступного деяния).

 

6. Раскройте содержание правовых отношений с позиций основных элементов социального взаимодействия:

   

Субъекты социального взаимодействия — это его участников, выполняющих определенные роли и вступающие в связи по поводу определенных объектов. К субъектам социального взаимодействия относят: отдельную личность, социальные группы, социальные классы, нации.

Их взаимные ожидания поведение субъектов правовых отношений, которое ожидают обе стороны правоотношений. Ожидания складываются из представлений субъектов о должном поведении.

Действия субъектов субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, эта связь и есть правоотношения, в рамках которого праву одной стороны не респондирует обязанность другой и, наоборот, их можно назвать встречными. Государство участвует в правоотношениях как гарант. В случае необходимости, государство использует принудительные меры государственно-властного характера.

Проводники социального взаимодействия право выступает организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Степень податливости трансформирующим влияниям.

 

Опишите институт охраны правопорядка с точки зрения основных признаков социального института: установки и образцы поведения

Установки и образцы поведения: Создание законов и нормативных актов, при помощи которых можно преодолеть противоправные действия; осуществление повседневной деятельности со стороны уполномоченных государственных органов по активному использованию юридической ответственности и восстановлению прав и свобод каждого человека. Сотрудник правоохранительных органов обязан служить обществу; обязан являться образцом поведения на службе и дома; должен уважительно относиться к любому гражданину, быть честным и справедливым.

Набор социальных статусов и ролей: Определяет обозначенные права, полномочия и обязанности, будучи призванным служить государству и народу, сотрудник ОВД должен соответствовать статусу.

Система санкций: Административная и уголовная ответственность за совершения преступления и правонарушения.

Культурные символы: Символика каждого подразделения, а также герб и «девиз»

Идеология: Охрана правопорядка включает в себя целый комплекс мер, которые призваны упорядочить общественные отношения, а именно добиться правопорядка, который будет полностью соответствовать правовым предписания, которые действуют

Органы управления: следственный комитет РФ, структура МВД РФ, Правительство РФ, ведомственные органы, главные управления, территориальные органы управления.

 

8. Приведите примеры правонарушений, которые возникают в связи с дисфункцией социальных институтов:

   

Приведу пример из области политических отношений — деятельность Совета в условиях командно-административной системы. Совет в до перестроечный период не решал тех вопросов государственной и общественной жизни, ради которых он был создан. Он не играл роли представительного органа, который выражал бы волю трудящихся масс. Эти его функции были парализованы. Вместо органа власти Совет превратился в декоративное учреждение, которое по сути дела выполняло две функции: одобрение решений, принятых партийными и отчасти государственными (исполнительными) органами, и поддержание «престижа» государства, якобы обладающего демократическими институтами власти. Последняя функция распространялась и на депутатов: быть ими представлялось не столько ответственной обязанностью, сколько престижным правом, почетной привилегией. Заметим попутно, что Советы, избавившись от тормозящих их деятельность партийных и государственных оков, так и не смогли восстановить свои властные функции.
  Из приведенного примера видно, что деформация социального института состоит не только в прекращении выполнения им своих основных функций, но также и в замене их другими функциями (назовем их ложными), которые маскируют или даже пародируют основную функцию, плюс еще обеспечивают сохранение статуса группы людей, которые ответственны за данный институт.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.