Искусство Беларуси XVIII века — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Искусство Беларуси XVIII века

2024-02-15 17
Искусство Беларуси XVIII века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие Беларуси XVIII века связано с политическим кризисом Речи Посполитой. В конце XVIII века земли Беларуси вошли в состав России.

До середины XVIII века для искусства Беларуси был характерен стиль барокко, с середины века – рококо, а с конца XVIII века – классицизм.

Белорусская архитектура XVIII века представлена гражданскими постройками, дворцово-усадебными и культовыми сооружениями:

РАТУША В ВИТЕБСКЕ (1775, 1911, барокко с элементами классицизма).

РАТУША В МИНСКЕ (конец XVIII в., реконструкция 2000х, классицизм).

 «ДОМ НА РЫНКЕ» В НЕСВИЖЕ (1721, барокко).

УСАДЕБНЫЙ ДОМ В МИНСКЕ (1795, классицизм).

«НОВЫЙ ЗАМОК» В ГРОДНО (королевский дворец, 1737-1751, 1952, немецкий архитектор Маттиас Даниель Пёппельман, классицизм с элементами барокко).

СВЯТСКИЙ ДВОРЕЦ (дворец Валовичей, д. Святск, Гродненская обл., 1779, итальянский архитектор Джузеппе де Сакко, классицизм с элементами барокко).

РУЖАНСКИЙ ДВОРЕЦ (дворец Сапег, г.п. Ружаны, Брестская обл., 1784-1786, немецкий архитектор Иоганн (Ян) Беккер, классицизм).

АРХИЕПИСКОПСКИЙ ДВОРЕЦ В МОГИЛЁВЕ (1762-1785, архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц, классицизм с элементами барокко).

Зрелое барокко в храмовой архитектуре Беларуси представлено:

КОСТЁЛ ИЕЗУИТОВ В МИНСКЕ (1700-1710, сейчас Кафедральный костёл Святого Имени Пресвятой Девы Марии).

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В ПИНСКЕ (1706-1730, 1766-1769).  

Позднее барокко в культовой архитектуре Беларуси середины – 2 половины XVIII века получила название «ВИЛЕНСКОЕ БАРОККО», для которого характерны сложные объемно-пространственные построения фасада, в котором главное значение имели башни. Расположенные по бокам здания, башни состояли с нескольких ярусов и постепенно сужались, что производила впечатление перспективного сокращения и высоты. В оформлении фасадов использовался декор, создающий особую пластичность: 

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В ГЛУБОКОМ (Витебская обл., 1639-1654, перестроен в 1735 по проекту Иоганна (Яна) Кристофа Глаубица).

СОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ (1738-1750, архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц).

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОСТЁЛ В МИНСКЕ (сейчас Кафедральный собор Сошествия Святого Духа, 1633-1687, 1741).

МИХАЙЛОВСКИЙ КОСТЁЛ В ИВЕНЦЕ (Минская обл., 1740-1749).

ТРОИЦКИЙ КОСТЁЛ В ГЛУБОКОМ (Витебская обл., 1764-1782, 1902-1908).

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВИТЕБСКЕ (1772, реконструкция 2000х).

КОСТЁЛ СВЯТОГО АНТОНИЯ В ВИТЕБСКЕ (1737-1755).

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В БУДСЛАВЕ (деревня Будслав, Минская обл., 1767-1783). 

В конце XVIII века в храмовой архитектуре распространяется стиль классицизм: прямолинейность линий, строгость объемов, использование ордера. Некоторые храмы XVIII века перестраиваются в стилистике классицизма:

КОСТЁЛ СВЯТОГО СТАНИСЛАВА В МОГИЛЕВЕ (1738-1752, 1773-1782).

УСПЕНСКИЙ СОБОР В ВИТЕБСКЕ (1743-1777, начало XIX в.).

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ (Витебская обл., 1761-1777, XIX в.).

В живописи Беларуси XVIII века преобладающим был стиль барокко, который проявляется в монументальной росписи, алтарной картине, иконописи, портрете:

РОСПИСЬ КОСТЁЛА СВЯТОГО СТАНИСЛАВА В МОГИЛЕВЕ (1765-1767, 1780е, 1860е, под рук. Антония Гловатского (?), Павла Пиотровского (?)).

 «ПЕРЕДАЧА КЛЮЧЕЙ АПОСТОЛУ ПЕТРУ». ФРЕСКА КОСТЁЛА СВЯТОГО СТАНИСЛАВА В МОГИЛЕВЕ (1765-1767).

РОСПИСЬ КОСТЁЛА ИЕЗУИТОВ (Святого Франциска Ксаверия) В ГРОДНО (1752).

РОСПИСЬ КОСТЁЛА ИЕЗУИТОВ (Тела Господня) В НЕСВИЖЕ (1751-1753, под руководством Франтишка Ксаверия Доминика Геского).

ФРАНТИШЕК КСАВЕРИЙ ДОМИНИК ГЕСКИЙ. «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ». Алтарь костёла иезуитов (Тела Господня) в Несвиже (1753).

АЛТАРНАЯ КАРТИНА «БОГОРОДИЦА СО СВЯТЫМИ ФРАНЦИСКОМ И БЕРНАРДОМ СИЕНСКИМ» («Мадонна Сапегов») (середина XVIII в.).

АЛТАРНАЯ КАРТИНА «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» (XVIII в.).

БАСТЕНОВИЧСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «ЦЕЛОВАНИЕ ИОАКИМА И АННЫ» (1723-1728, из деревни Бастеновичи, Могилевская обл.).

БАСТЕНОВИЧСКИЙ МАСТЕР. ИКОНА «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» (1723-1728, из д. Бастеновичи, Могилевская обл.).

 «ПОРТРЕТ АНДРЕЯ УКОЛЬСКОГО» (конец XVIII в.).

 «ПОРТРЕТ ЯНУША АНТОНИЯ ВИШНЕВЕЦКОГО» (середина XVIII в.).

«ПОРТРЕТ АННЫ ЛЮДОВИКИ РАДЗИВИЛЛ» (середина XVIII в.).

АННА РОЗИНА ЛИШЕВСКА. «ПОРТРЕТ МИХАИЛА КАЗИМИРА ОГИНСКОГО» (1755).

ЮЗЕФ КСАВЕРИЙ ГЕСКИЙ (МЛАДШИЙ). «ПОРТРЕТ СТАНИСЛАВА АВГУСТА ПАНЯТО́ВСКОГО» (1783).

 

В развитии скульптуры Беларуси центральное место занимали алтарные статуи и декоративный рельеф, выполненные в барочном стиле для католических и униатских храмов:

АЛТАРИ КОСТЁЛА ВОЗНЕСЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ В ПИНСКЕ (1730е).

АЛТАРИ КОСТЁЛА ИЕЗУИТОВ (Святого Франциска Ксаверия) В ГРОДНО (1736-1737, под руководством Яна Шмидта).

 

В декоративно-прикладном искусстве особую известность имели так называемые «СЛУЦКИЕ ПОЯСА» – широкие ткацкие пояса для костюмов магнатов и шляхты, изготовляемые ткацкими мастерскими в Несвиже, а затем в Слуцке.


ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ XIX ВЕКА

В XIX веке Беларусь была частью Российской империи. В Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. 

Для архитектуры Беларуси 1 половины XIX века был характерен стиль классицизм. Для стиля классицизм характерны: строгость объемов, чёткость линий и прямолинейность форм, плоскостность фасада, использование ордера и античных традиций, сдержанность декора и цвета, статичность и  симметричность композиции.

К ранним образцам дворцово-парковой архитектуры в стиле классицизм относятся:

ДВОРЕЦ БУТРИМОВИЧА В ПИНСКЕ (1784-1794).

ГУБЕРНАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ В ВИТЕБСКЕ (1772, 1806 и 1811).

Наиболее развитый вариант классицизма представляет:

ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ РУМЯНЦЕВЫХ-ПАСКЕВИЧЕЙ В ГОМЕЛЕ (1777-1796, 1800-1805, 1837-1848, арх. Я.Алексеев, К. Бланк, Дж. Кларк, А. Идьковский).

ДВОРЕЦ В ДЕРЕВНЕ ЖИЛИЧИ (Могилевская обл., 1830).

Памятниками гражданской архитектуры в стиле классицизма являются многие жилые городские здания и усадебные дома. Классицизм был характерен и для военных сооружений: БОБРУЙСКАЯ КРЕПОСТЬ (1807-1836).

Классицизм становится официальным стилем православной культовой архитектуры 1 половины XIX века.

Некоторые храмы XVIII века в стиле барокко были перестроены в начале XIX века в стилистике классицизма:

УСПЕНСКИЙ СОБОР В ВИТЕБСКЕ (1743-1777, начало XIX в.)

ПОКРОВСКИЙ СОБОР В ВИТЕБСКЕ (1806-1821, 1858)

УСПЕНСКИЙ СОБОР УСПЕНСКОГО ЖИРОВИЧСКОГО МОНАСТЫРЯ (Гродненская обл.).

Наилучшими образцами классицизма в культовой архитектуре Беларуси являются:

СОБОР СВЯТОГО ИОСИФА ОБРУЧНИКА В МОГИЛЕВЕ (1781-1798) 

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР В ГОМЕЛЕ (1809-1819, по проекту Дж. Кларка)

СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПРУЖАНАХ (Брестская обл., 1866).

КОСТЕЛ СВЯТОГО ИОСИФА В ЛИДЕ (Гродненская обл., 1797-1825).

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЧЕЧЕРСКЕ (Гомельская обл., 1783).

В середине XIX века классицизм теряет актуальность, архитекторы проявляют интерес к стилям прошлых эпох. Со 2 половины XIX века в архитектуре Беларуси господствует эклектика – использование и смешение стилей прошлых эпох: готического стиля,  русско-византийского стиля, ренессанса, барокко, классицизма. В этом случае в названии стилистического решения прибавляется «нео» или «псевдо».

Неоготический (псевдоготический) стиль в архитектуре Беларуси XIX века имеют:

ЧЕЧЕРСКАЯ РАТУША (Гомельская обл., конец XVIII в.).

ДВОРЕЦ ПУСЛОВСКОГО В КОССОВО (Брестская обл., 1838).

ДВОРЕЦ В РОССОНАХ (Витебская обл., кон. XIX – нач. XX в.).

ДВОРЕЦ В ДЕРЕВНЕ КРАСКИ (Гродненская обл., 1905).

КОСТЁЛ В ДЕРЕВНЕ САРЬЯ (Витебская обл., 1852-1857).

ТРОИЦКИЙ КОСТЁЛ В ВИДЗАХ (Витебская обл., 1914).

КОСТЁЛ СВЯТОЙ ВАРВАРЫ В ВИТЕБСКЕ (1884-1885).

КОСТЁЛ РОЖДЕСТВА ДЕВЫ МАРИИ В БРАСЛАВЕ (1824, 1897).

КОСТЁЛ СЕРДЦА ИИСУСА В СТОЛОВИЧАХ (Брестская обл., 1907-11).

ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ В ГЕРВЯТАХ (Гродненская обл., 1899-1903).

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ КОСТЕЛ В ВИЛЕЙКЕ (Минская обл., 1906-13).

КИРХА В ПОЛОЦКЕ (лютеранская церковь, конец XIX в.).

ТРОИЦКИЙ ЗОЛОТОГОРСКИЙ КОСТЁЛ В МИНСКЕ (1861-1864).

 

Строительство православных храмов часто происходила в русско-византийском стиле – неорусский (псевдорусский) стиль:

ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В БОРИСОВЕ (1874).

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГРОДНО (начало XX века).

НИКОЛАЕВСКАЯ БРАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БРЕСТЕ (1904-1906).

ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ОРШЕ (1880).

ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В МИНСКЕ (1898).

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЛУЖЕСНО (под Витебском, 1908).

СИМЕОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КАМЕНЦЕ (1914).

СОБОР ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ В МОГИЛЕВЕ (1909-1911).

БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МОГИЛЕВЕ (1869).

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЛОВЕ (нач. XX в.).

НИКОЛАЕВСКИЙ СОБОР В ВИТЕБСКЕ (костёл иезуитов, 1716-1751, перестройка 1843, 1872).

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР СПАСО-ЕВФРОСИНИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ В ПОЛОЦКЕ (1893-1897).

НИКОЛАЕВСКИЙ (ГАРНИЗОННЫЙ) СОБОР В БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ (1856-1876).

МЕМОРИАЛЬНАЯ КАПЛИЦА В ГОМЕЛЕ (часовня-усыпальница Паскевичей, 1870-1889).

МЕМОРИАЛЬНАЯ КАПЛИЦА В ДЕРЕВНЕ ЛЕСНАЯ (Могилевская обл., 1908-1912).

УСАДЕБНЫЙ ДОМ ИЛЬИ РЕПИНА В «ЗДРАВНЁВО» (Витебский р-он, 1892).

ЗДАНИЕ ГОРОДСКОГО ТЕАТРА В МОГИЛЕВЕ (1886-1888).

 

Стилистику необарокко имеет:

ЗДАНИЕ ГОРОДСКОГО ТЕАТРА В МИНСКЕ (театр Янки Купалы, 1890). 

 

В конце XIX – начало XX вв. в архитектуре распространяется неоклассицизм:

ЗДАНИЕ ОКРУЖНОГО СУДА В ВИТЕБСКЕ (1883).

ЗДАНИЕ ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА В ВИТЕБСКЕ (1890).

ЗДАНИЕ ЖЕНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УЧИЛИЩА В ВИТЕБСКЕ (1902).

ПОКРОВСКИЙ СОБОР В БАРАНОВИЧАХ (1924-31). 

ГОРОДСКОЙ УСАДЕБНЫЙ ДОМ В ВИТЕБСКЕ (ул. Пушкина, 2; XIX в.)

ЗАСТРОЙКА УЛИЦ ТОЛСТОГО, СУВОРОВА, КРЫЛОВА В ВИТЕБСКЕ (XIX – начало XX в.).

 

В конце XIX – начала XX века в архитектуре Беларуси распространяется стиль модерн (арт нуво), с характерным для него эстетизмом, преобразованием окружающего мира посредством красоты. Архитекторов также интересовали функциональность и удобство архитектуры, новым технологии и материалы, эстетичная значимость и прикладной характер полихромного декора. Стиль модерн использовал плавные, извилистые линии,  текучие формы, природные, растительные мотивы.

В архитекторе Беларуси стиль модерн оказался скромным и осторожным. Архитекторы использовали в качестве образа разнообразные геометрические формы, интересные цветовые и декоративные материалы в виде инкрустаций, по новому, непривычно компоновали архитектурные объемы. Основными чертами белорусского модерна являются: подчеркивание сущностных качеств строительных материалов, которые использовали как цветовые и композиционные акценты формы, асимметричные композиции, слитность основных объемов сооружения, стилизация, вытягивание и искажение форм декора, его расположение не в традиционных схемах, а для формирования динамичных ракурсов.

Также в Беларуси модерн чаще всего сосуществовал с ретроспективными (историческими) течениями в архитектуре. Для одного направления было характерно ориентация на готику, другое направление использовало национальные традиции средневековья.

 

Стилистику модерна в архитектуре Беларуси XIX начала XX века имеют:

ЗДАНИЕ ПОЗЕМЕЛЬНО-КРЕСТЬЯНСКОГО БАНКА В ВИТЕБСКЕ (1917, сейчас корпус Белорусской ветеринарной академии).

ЗДАНИЕ ПОЗЕМЕЛЬНО-КРЕСТЬЯНСКОГО БАНКА В МОГИЛЕВЕ (1903-1914).

ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ «ЕВРОПА» В МИНСКЕ (1906-1909, восстановлено).

ДОХОДНЫЙ ДОМ В ВИТЕБСКЕ НА УЛИЦЕ СУВОРОВА (нач. XX в.).

ДОМ ВРАЧЕЙ В ГРОДНО (дом врача Тальгейма, 1911).

ДОХОДНЫЕ ДОМА В МИНСКЕ НА ПЛОЩАДИ НЕЗАВИСИМОСТИ (дома № 17, 19).

«КРАСНЫЙ КОСТЕЛ» В МИНСКЕ (костёл Святых Симеона и Елены, 1910).

КАПЛИЦА-УСЫПАЛЬНИЦА СВЯТОПОЛК-МИРСКИХ В МИРЕ (1904).

КОСТЕЛ БОГОМАТЕРИ РУЖЕНЦОВОЙ В ДЕРЕВНЕ СОЛЫ (Гродненская обл., 1926-34).

 


Для изобразительного искусства Беларуси 1 половины XIX века характерны стилистические решения классицизма, романтизма, академизма.

В жанровом диапазоне изобразительного искусства 1 половине XIX века главное место занимали исторический жанр и портрет, во 2 половине XIX века развитие получает бытовой жанр, пейзаж и натюрморт.

Изобразительное искусство Беларуси XIX века чаще имела светский характер, однако продолжало существовать и иконопись, в пластическом решении которой заметно влияние академической школы. 

Главную роль в развитии классицизма в живописи Беларуси 1 половины XIX века сыграли воспитанники Виленской школы живописи – отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета.

Характерные черты классицизма: рационализм образного мышления / тематическая и образная иерархия / идеализация и героизация образов / пластическая ясность и лаконичность / светотеневая моделировка формы и локальность цвета / симметричность, статичность и театральность композиции.

Первый профессор живописи Виленской школы – ФРАНЦИ́СК  СМУГЛЕ́ВИЧ (1745-1807), художник классицизма, создал многофигурные композиций на исторические и религиозные темы, портреты, жанровые картины:

«ПЕРСИДСКИЕ ПОСЛЫ У КОРОЛЯ МАРОККО» (1785), «СКИФСКИЕ ПОСЛЫ У ДАРИЯ» (1785), «ПРИСЯГА ТАДЕУША КОСТЮШКО НА КРАКОВСКОМ РЫНКЕ» (1797), «КРЕСТЬЯНЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ» (1800е).

Крупнейший исторический художник в искусстве Беларуси 1 половины XIX века – ЯН  ДА́МЕЛЬ (1780-1840), также формировался под влиянием классицизма:

 «ПАВЕЛ I ОСВОБОЖДАЕТ ТАДЕУША КОСТЮШКО ИЗ ПЛЕНА».

В развитии портрета 1 половины XIX века можно выделить 2 направления: классицизм и романтизм.

Один из первых портретистов в белорусском искусстве XIX века – ЯН  РУ́СТЕМ (1762-1835), для которого характерно сочетание классицизма и романтизма:

«АВТОПОРТРЕТ В ФЕСКЕ» (1800е), «АВТОПОРТРЕТ С ПАЛИТРОЙ» (1810е), ПОРТРЕТ КРИСТИНЫ ФРАНК  (1819), «МАРИЯ МИРСКАЯ, АДАМ НАПОЛЕОН МИРСКИЙ И БАРБАРА ШУМСКАЯ» (1808), ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА МОНЮШКО (1816).

Крупнейший портретист 1 половины XIX века – ИОСИФ  ОЛЕШКЕ́ВИЧ (1777-1830), представитель  классицизма:

ПОРТРЕТ АДАМА ЧАРТОРЫЙСКОГО (1810), ПОРТРЕТ ПРОФЕССОРА ВИЛЕНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МАРТИНА ПОЧОБУТА (1810), ПОРТРЕТ МИХАИЛА КУТУЗОВА (1830е), ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ (1810е), ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ С РЕБЁНКОМ (1824). К известным историческим картинам художника относятся: «ПРОЩАНИЕ ХОДКЕВИЧА С ЖЕНОЙ ПЕРЕД ХОТИНСКИМ СРАЖЕНИЕМ» (1808), «АНТИОХ И СТРАТОНИКА» (1810).

Художник Ю́ЗЕФ ПЕ́ШКА (1767-1831) – не только портретист, но и автор исторических и аллегорических композиций, пейзажей с видами городов и местечек:

«ТРИ ГРАЦИИ» (1800е), ПОРТРЕТ ФРАНТИШКА СМУГЛЕВИЧА (1810), ПОРТРЕТ АНТОНИЯ ЛЕНСКОГО (1831), ВИД НА ФАРНЫЙ КОСТЁЛ В ВИТЕБСКЕ.

Характерные черты романтизма: обращение к индивидуальности человека / психологизм и эмоциональность образов / экспрессия художественного языка / живописность цветового решения / динамизм композиции.

Художник романтизма в белорусской живописи 1 половины XIX века – ВАЛЕНТИЙ  ВАНЬКО́ВИЧ (1800-1842), известен чаще всего как портретист:

«АДАМ  МИЦКЕВИЧ  НА  СКАЛЕ  АЮ-ДАГ» (1828), ПОРТРЕТ А. ТОВЯ́НЬСКОГО (1837), ПОРТРЕТ В. ПУСЛОВСКОГО (1830), ПОРТРЕТ К. ЛИПИНСКОГО, (1830-1840е), ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ В ЖЁЛТОЙ ЖИЛЕТКЕ (1836), ПОРТРЕТ ПИАНИСТКИ МАРИИ ШИМАНОВСКОЙ (1832), АВТОПОРТРЕТ (1830).

 

С середины XIX века в искусстве Беларуси официальным направлением был академизм.

Характерные черты академизма: превращение классических традиций в систему «вечных» канонов красоты / тематическая и образная иерархия / идеализация и героизация образов / ясность, рациональность композиции / тщательная, гладкая манера письма / светотеневая моделировка формы и локальность цвета / статичность и уравновешенность композиции.

Представитель академизмаЯНУА́РИЙ СУХОДО́ЛЬСКИЙ (1797-1875) продолжил развитие исторической живописи Беларуси середины – 2 половины XIX века:

«ШТУРМ КРЕПОСТИ АХАЛЦЫХ» (1830-1840), «ОБОРОНА ЧЕНСТОХОВА» («ОБОРОНА ЯСНОЙ ГОРЫ В 1655 ГОДУ», 1854), «ПЕРЕХОД АРМИИ НАПОЛЕОНА ЧЕРЕЗ БЕРЕЗИНУ» (1866), «ЮЗЕФ ПОНЯТОВСКИЙ НА КОНЕ ПЕРЕД ВОЙСКОМ» (1857).

Художник академизма белорусской живописи середины – 2 половины XIX века – ИВА́Н  ХРУ́ЦКИЙ (1810 - 1885), мастер портрета и натюрморта:

ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ С КОРЗИНОЙ В РУКАХ (1835), ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ С ЦВЕТАМИ И ФРУКТАМИ (1838), «ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ» (1830е) «ФРУКТЫ» (1940е), «СТАРУХА, ВЯЖУЩАЯ ЧУЛОК» (1838), ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ (1840е), ПОРТРЕТ МИТРОПОЛИТА ИОСОФАТА БУЛГАКА (1838), ПОРТРЕТ ВИКЕНТИЯ ЛИСОВСКОГО (1847), «В КОМНАТАХ УСАДЬБЫ ХУДОЖНИКА. ДЕТИ ПЕРЕД МОЛЬБЕРТОМ» (1854-1855), «В КОМНАТАХ УСАДЬБЫ ХУДОЖНИКА И.Ф. ХРУЦКОГО ЗАХАРНИЧИ» (1855),  «СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ» (1854).

 

Во 2 половине XIX века в изобразительном искусстве Беларуси возрастает роль реалистического отображения действительности, часто с критической направленностью, с иллюстрированием социальных противоречий.

Характерные черты реализма: точность (правдивость) в изображении реального мира / типизация и индивидуализация образа / многообразие образных решений / психологизм и национальный характер образов / обращение к социальным темам и их критическая направленность / героизация в отражении жизни трудового человека.

Представитель реализма, художник исторического и бытового жанра в искусстве Беларуси 2 половины XIX века – КАЗИМИР АЛЬХИМО́ВИЧ (1840-1916):

 «ПОХОРОНЫ ГЕДЕМИНА» (1888), «ОБОРОНА ОЛЬШТЫНА» (1880- 1890), «НА ЭТАПЕ» (1894).

 

Портретист реалистической живописи Беларуси 2 половины XIX – начала XX века ЛЕВ АЛЬПЕРО́ВИЧ (1874–1913):

ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ В БЕЛОМ (1913), ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ БОНЧ-ОСМОЛОВСКОГО (1910).

ЯКОВ КРУ́ГЕР (1869-1940) – художник-портретист конца XIX – начала XX века, его творчество явилось переходным этапом от реализма к социалистическому реализму советского периода:

АВТОПОРТРЕТ В МАЛИНОВОМ БЕРЕТЕ (1889), ПОРТРЕТ БРАТА (1896), ПОРТРЕТ СКРИПАЧА Ю. ЖУХОВИЦКОГО (1897), «ДЕВОЧКА В КРАСНОМ» («ПОРТРЕТ ДОЧЕРИ», 1910е), ПОРТРЕТ Я. КУПАЛЫ (1923).

 

В искусстве Беларуси 2 половины XIX века возрастает интерес на отображение повседневной жизни человека, окружающей среды, поэтому в живописи получает развитие бытовой жанр и пейзаж.

КАНУ́Т РУСЕЦКИЙ (1800-1860) – живописец в искусстве Беларуси 1 половины XIX века, в творчестве которого бытовой жанр приобрел самостоятельность, хотя имел некоторую портретную направленность романтического характера:

«ЖНЕЯ» (1844), «ВЕРБНАЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ» («Литовка с вербой», 1847).

Во 2 половине XIX века народные образы и бытовой жанр использует в творчестве НИКАДИМ СИЛИВАНО́ВИЧ (1834-1919), художник-реалист:

«СОЛДАТ С МАЛЬЧИКОМ» (1866), «ПАСТУХ ИЗ СВЕНТЯНЩИНЫ» (1891).

Крупный представитель бытового и портретного жанров в искусстве конца XIX – начало XX века – ЮРИЙ  ПЭН (1854 - 1937). В своих жанровых портретах и бытовых композициях Ю. Пэн изображал черты еврейского быта и религиозных традиций, человеческие характеры и национальные типажи:

«СТАРЫЙ ПОРТНОЙ» (1910е), «ЧАСОВЩИК» (1914), «РАЗВОД» (1910), «САПОЖНИК-КОМСОМОЛЕЦ» (1925), ПОРТРЕТ МАРКА ШАГАЛА (1914), ПОРТРЕТ И. А. ТУРЖАНСКОГО (1920е), АВТОПОРТРЕТ (1922).

В 1891 (1897 (?)) году Ю. Пэн поселился в Витебске и открыл частную Школу рисования и живописи, которая в 1919 году была преобразована Марком Шагалом в Витебское художественное училище.

 

Художником-пейзажистом в искусстве Беларуси 1 половины XIX века был  ВИКЕНТИЙ  ДМОХО́ВСКИЙ (1807 - 1862). Художника называли «Клодом Лорреном виленских околиц», его пейзажи поэтичны и величественны, в них преобладает как стилистика классицизма, так и романтизма:

«ПОЖАР В ЛЕСУ» (1850), «НАПАДЕНИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ НА ЗАМОК» (1837).

На  развитие пейзажной живописи 2 половины XIX века значительную роль оказал НАПОЛЕО́Н О́РДА (1807-1883), автор альбомов с видами Беларуси, материал для которых художник собрал во время своих ежегодных путешествий, начиная с 1872 года:

«МИРСКИЙ ЗАМОК» (1860-1870е).

Крупнейший пейзажист 2 половины XIX века – АПОЛЛИНА ́ РИЙ ГОРА ́ ВСКИЙ (1833-1900), для творчества которого характерно сочетание романтизма и реализма:

«ПЕЙЗАЖ С РЕКОЙ И ДОРОГОЙ» (1853), «КУПАЛЬЩИЦЫ» (1858), «ВЕЧЕР В МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ» (1870е).

В конце XIX – начале XX века в искусстве Беларуси получают распространение импрессионизм, модерн, символизм.

Характерные черты импрессионизм: изображение впечатления от окружающего мира / изображение изменчивости реального мира, мгновенных ситуаций и движений, света и воздуха / фрагментарность композиции, срезы фигур, неожиданные точки зрения / этюдность (незаконченность) решения / техника раздельного рельефного мазка

Художник-импрессионист СТАНИСЛАВ ЖУКОВСКИЙ (1875-1944), автор многочисленных пейзажей и интерьеров:

«МАРТОВСКИЙ ВЕЧЕР» (1904), «СТАРАЯ УСАДЬБА. МАЙ» (1910), «В СТАРОМ ДОМЕ» (1912).

 

Характерные черты модерна: эстетизм, преобразования окружающего мира посредством красоты / использование плавных, изогнутых линий и природных форм / интерес к новым технологиям и материалам / декоративность, прикладной характер

Характерные черты символизма: знаковость в изображении мира / интуитивность в познании мира / интерес к миру видений и грез, особых психических состояний / игра метафор и ассоциаций / зашифрованность содержания («тайнопись»)

 

Белорусский живописец, график, театральный декоратор ФЕРДИНАНД  РУ́ЩИЦ (1870-1936), для творчества которого характерно влияние реализма и символизма:

«ЗЕМЛЯ» (1898), «У КОСТЕЛА» (1899), «ПУСТОТА» («СТАРОЕ ГНЕЗДО», 1901), «БЕЖЕНЦЫ» (1902), «ВЕСНА» (1907), «ОН НЕ ТОНЕТ» (1904-1905).

Художник-пейзажист ВИТО́ЛЬД  БЯЛЫНИ́ЦКИЙ-БИРУЛЯ́ (1872-1957) в раннем творчестве использовал символизм, а в зрелые годы проявил интерес к реализму:

«ЗИМНИЙ СОН» (1911), «ЧАС ТИШИНЫ. ОЗЕРО УДОМЛЯ» (1911), «БЫСТРАЯ РЕКА» (1908).

 

В начале XX века в искусстве Беларуси получают распространение идеи модернизма (авангардизма), для которого характерно отрицание художественных традиций и поиск нового образно-пластического языка.

Крупнейший художник-авангардист – МАРК  ШАГАЛ (1887-1985):

«Я И ДЕРЕВНЯ» (1911), «СКРИПАЧ» (1912-1913), «АВТОПОРТРЕТ» (1914), «ЧАСЫ» (1914),  «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» (1915), «ОКНО НА ДАЧЕ» (1915), «НАД ГОРОДОМ» (1914-1918), «ВЕНЧАНИЕ» (1918), «ПРОГУЛКА» (1917).

 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.