Градация трудоспособного населения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Градация трудоспособного населения

2023-01-16 38
Градация трудоспособного населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ход занятия

1. Освоение теоретического материала: прочитать, выписать в тетрадь основные термины и понятия, схемы, сделать краткий конспект.

2.  Выполнить домашнее задание

 

Теоретический материал

Учеными указываются следующие важнейшие проблемы, от решения которых зависитдальнейшая жизнь человечества:

1 Рост народонаселения.

2 Потребности в энергетических ресурсах.

3 Потребности в промышленном сырье.

4 Рост загрязнения окружающей среды.

Быстрый рост народонаселения ограничивают болезни, войны, а так же рост культурынаселения, сознательно регулирующего свою рождаемость. По прогнозам, в 2100 годуожидается стабилизация численности населения на уровне 10,5 миллиарда человек.

Ученые подсчитали, что на Земле могут свободно прокормиться 45миллиардов человек,но эти данные основаны на нормальной эффективности хозяйствования в развитыхстранах.

Для достаточного обеспечения человечества пищевыми ресурсами есть следующие пути:

1 Регуляция роста населения.

2 Увеличение площади сельхозугодий, интенсификация сельского хозяйства и

одновременный переход к более здоровой пище.

З. Рост отдачи от посевов и от животноводства на базе развития науки, использованияпродукции пресных и морских вод.

4 Рост культуры населения, в том числе экологической.

 

Еще один резерв улучшения питания - борьба с вредителями и болезнями растений.

Подсчитано, что в год по этой причине исчезает столько же пищи, сколько необходимодля пропитания 150 миллионов человек. Очень велик ущерб от саранчи.

По России можно привести следующие данные: в последние годы потребителя мяса у насна половину меньше чем в США, Франции и Германии; фруктов и ягод - на 2/3 меньше;дефицит белков - 25%, аскорбиновой кислоты - 70% на душу населения.

Ученые установили, что состояние окружающей среды определяет здоровье населения неменее чем на 20-30%. Остальное зависит от генных факторов (наследственность) - на 20%;от уровня развития здравоохранения - на 15%, от степени удовлетворения потребностейлюдей и их образа жизни - на 45%.

Во всем мире очень велик разрыв в уровне материально - технической оснащенностисельского хозяйства в разных странах мира. В мировом хозяйстве существует парадокс:

В экономически развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия(люди часто вынуждены бороться с избыточным весом, стремятся достичь гармонического питания).

В развивающихся странах наоборот – очень серьезно заявляет о себе продовольственнаяпроблема. Из-за примитивных способов обработки почвы и низкой урожайности людинедоедают и голодают.

Россия всегда была богата и талантами, и природными ресурсами. При этом мы никогдане жили богато, по крайней мере, основная часть населения страны. С огромнымизапасами полезных ископаемых и невероятным интеллектуальным потенциалом мы всю свою историю живем в долг.

Каковы же социальные и экономические факторы,приведшие к снижению рождаемости в промышленных странах? Знание их позволитстимулировать снижение рождаемости в развивающихся странах, без чего невозможноустойчивое развитие человеческого общества.

Дети: экономическое подспорье или обуза? На семейной ферме дети могут быть ценнымипомощниками. Даже четырехлетние малыши способны взять на себя немалую часть болеелегкой работы, а двенадцатилетние дети часто трудятся наравне с взрослыми. И,напротив, в условиях города возможности ребенка внести свой вклад в экономическоеблагосостояние семьи крайне ограничены, зато издержки на его питание, одежду иобразование велики. Короче говоря, аграрные семьи хотят больше детей, потому что этоих экономическое подспорье, а городские - меньше, поскольку это экономическая обуза.

Гарантии в старости. Индустриальное общество уже пришло к тому, чтобы предлагатьлюдям и даже настаивать на использовании ими различных программ по охране здоровьяи пенсионному обеспечению, гарантирующих заботу во время болезни и в старости.

В аграрных обществах люди надеются только на самих себя, подобных программ там несуществует.

По традиции предполагается, что дети обеспечат родителям заботу и поддержку встарости. Следовательно, чем больше детей, тем надежнее положение стариков.

Образование и профессиональные возможности. Индустриальное общество и городскиеусловия дают самые разнообразные возможности получить образование и продвинутьсяпо службе, которыми люди могут воспользоваться для повышения своего благосостояния.Поэтому они стремятся повременить с женитьбой или обзаведением детьми, а врезультате пропускают самый благоприятный с физиологической точки зрения периоддеторождения (конец второго - начало третьего десятилетия жизни) и в конце концовоставляют меньше потомства, чем могли бы при другом стечении обстоятельств.

Типы воспроизводства населения

Первый тип воспроизводства населения. Демографический кризис. Для первого типавоспроизводства населения (синонимы: демографическая «зима», современный илирациональный тип воспроизводства) характерны невысокие показатели рождаемости,смертности и соответственно естественного прироста. Он получил распространение впервую очередь в экономически развитых странах, где все время растет доля пожилых истарых людей; это уже само по себе снижает показатель рождаемости и увеличиваетпоказатель смертности

Снижение рождаемости в промышленно развитых странах связывают, как правило, с распространением городского образа жизни, при котором дети для родителей оказываются "обузой". В промышленном производстве, сфере услуг требуются высококвалифицированные кадры. Следствием этого является необходимость в длительной учебе, продолжающейся до 21-23 лет. Сильно влияние на решение родить второго или третьего ребенка оказывает высокая вовлеченность женщины в процесс труда, ее желание сделать карьеру, быть финансово независимой.

Второй тип воспроизводства населения. «Демографический взрыв». Для второго типавоспроизводства населения (синонимы: демографическая «зима») типичны высокие иочень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкиепоказатели смертности. Он характерен прежде всего для развивающихся стран.

Большая часть (до 80%) населения земного шара проживает в развивающихся регионах, а меньшая — в развитых.Кроме того, на африканском континенте темпы прироста населения составили в середине 80-х гг. — 3%, в Латинской Америке — 2,2%, в Азии (без Японии) — 1,94%; на каждые 1000 человек в развитых странах приходилось около 16 новорожденных (показатель детской смертности — 17 смертей на 1000 рождений), в развивающихся странах — до 33 (показатель детской смертности — 91). Самые высокие коэффициенты рождаемости характерны для Африки.

В России с начала 90-х гг. наблюдается резкий рост смертности (в 2 раза выше, чем в развитых странах) и снижение рождаемости. Статистика середины 90-х гг. свидетельствует об ухудшении количественных и качественных характеристик населения в России. В середине 80-х гг. в развитых странах на 100 женщин приходилось 94 мужчины, а в развивающихся — 103.

В развитых странах продолжительность жизни женщин — 78 лет (в Японии, Швейцарии, Испании — более 80 лет), мужчин — 70 лет (в Японии — около 75 лет). Соответствующие пропорции характерны и для развивающихся стран, но продолжительность жизни в них значительно меньше (по данным ООН — около 50 лет).

Из официальных данных 90-х гг. следует, что средняя продолжительность жизни мужчин-россиян около 60 лет (для москвичей этот показатель еще меньше).

В 80—90-х гг. процесс старения населения в развитых странах поставил большие проблемы перед государственной политикой, так как государственные расходы на содержание престарелых значительно увеличились. Аналогичные проблемы характерны и для России. В большинстве ее регионов социально-экономические условия значительно хуже, чем в других развитых странах. Уровень смертности превышал уровень рождаемости.

Воспроизводство населения

Фундаментом воспроизводства населения является образование семьи. Одной из характеристик процесса народонаселения является фертильность — количество детей, приходящихся на 1000 женщин детородного возраста (до 49 лет). Высокие показатели фертильности определяются не столько биологическими возможностями человека, сколько демографическими традициями, социально-экономическими и социокультурными условиями.

Например, в значительной части развивающегося мира на женщину приходится в среднем от пяти до шести рождений (что примерно в 2 раза превышает соответствующие показатели для развитых стран).

Существуют четыре пути, ориентированные на преодоление демографо-экологических противоречий современной цивилизации:

- первый — стратегия планирования семьи, когда жестко регулируется рождаемость детей (пример Индии, Китая). Однако этот очень эффективный способ противоречит свободе выбора человека в демократическом государстве;

- второй путь предполагает, что экономический рост автоматически приведет к снижению рождаемости. Но этот вариант слишком растянут во времени;

- третий путь (его предлагают развитые страны) состоит в том, что развитый мир должен способствовать экономическому прогрессу мира развивающегося, что приведет к егодемографической стабилизации. Однако многолетний опыт соответствующей помощи («зеленая революция», перенос технологий и др.) показал свою незначительную эффективность;

- четвертый, социально-культурный путь — расширение образовательной деятельности, активное участие женщин в общественной политической и экономической жизни, повышение степени управляемости демографических процессов и т. п.

В середине 90-х гг. прошлого века стало ясно: человечество не может рассчитывать на автоматическую регуляцию мировых демографических процессов. Ожидание демографической стабильности «естественным путем» угрожает безопасности цивилизации. Необходимо включить реальные механизмы (экономические, социокультурные), обеспечивающие сочетание свободы принятия решений и оптимального регулирования демографических процессов.

 

Двадцать первый век – век инноваций, передовых технологий и стремительного развития промышленности. Ещё сто лет назад не могли предположить, что человек изобретет ядерную бомбу, запустит искусственный спутник Земли и приземлится на Луне. Это и многое другое было достигнуто благодаря длительной и упорной работе человека, а именно использование «человеческих ресурсов», как основополагающего фактора продвижения прогресса, стремление познать «новое».

За последние 10-20 лет использование «человеческих ресурсов» существенно увеличилось. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. Этот фактор стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.

Актуальность темы заключается в том, что «человеческий ресурс» играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий ресурс – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческие ресурсы. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, здравоохранение, географическая мобильность, поиск информации и другие важные факторы.

 

Человеческие ресурсы

«Человеческие ресурсы» — одна из форм выражения понятия «трудовые ресурсы». Трудовые ресурсы — это население страны, обладающее физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности.

Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население – та часть, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудится. Трудоспособное население выступает как часть населения, ограниченная определенными возрастными границами. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека.

«Человеческие ресурсы» всё чаще рассматриваются как человеческий капитал. Следует отметить, что понятия «человеческие (трудовые) ресурсы» и «человеческий капитал» не являются синонимами. Трудовые ресурсы могут преобразоваться в капитал, но для этого необходимо создать условия, обеспечивающие возможность реализовать человеческий потенциал в результатах деятельности организации. То есть если человек занят в общественном производстве, а трудовые ресурсы приносят реальный доход и создают богатство, то их можно назвать капиталом.

Чтобы полностью раскрыть структуру и сущность «человеческих ресурсов» необходимо показать структуру формирования «человеческого капитала» (рис.1), так как она является всеобъемлющей.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.

Рис. 1. Структура формирования «человеческого капитала»

ЭАН страны

Экономически активное население – лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.

Уровень экономической активности населения – отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах.

К действительной рабочей силе в современный период следует отнести только наемных работников и безработных, ищущих работу на основе продажи своей рабочей силы.

В рыночной экономике понятие «экономически активное население» шире понятия «рабочая сила», но уже понятия «трудовые ресурсы». Главной составной частью человеческих ресурсов является наемная рабочая сила.

 

Ход занятия

1. Освоение теоретического материала: прочитать, выписать в тетрадь основные термины и понятия, схемы, сделать краткий конспект.

2.  Выполнить домашнее задание

 

Теоретический материал

Учеными указываются следующие важнейшие проблемы, от решения которых зависитдальнейшая жизнь человечества:

1 Рост народонаселения.

2 Потребности в энергетических ресурсах.

3 Потребности в промышленном сырье.

4 Рост загрязнения окружающей среды.

Быстрый рост народонаселения ограничивают болезни, войны, а так же рост культурынаселения, сознательно регулирующего свою рождаемость. По прогнозам, в 2100 годуожидается стабилизация численности населения на уровне 10,5 миллиарда человек.

Ученые подсчитали, что на Земле могут свободно прокормиться 45миллиардов человек,но эти данные основаны на нормальной эффективности хозяйствования в развитыхстранах.

Для достаточного обеспечения человечества пищевыми ресурсами есть следующие пути:

1 Регуляция роста населения.

2 Увеличение площади сельхозугодий, интенсификация сельского хозяйства и

одновременный переход к более здоровой пище.

З. Рост отдачи от посевов и от животноводства на базе развития науки, использованияпродукции пресных и морских вод.

4 Рост культуры населения, в том числе экологической.

 

Еще один резерв улучшения питания - борьба с вредителями и болезнями растений.

Подсчитано, что в год по этой причине исчезает столько же пищи, сколько необходимодля пропитания 150 миллионов человек. Очень велик ущерб от саранчи.

По России можно привести следующие данные: в последние годы потребителя мяса у насна половину меньше чем в США, Франции и Германии; фруктов и ягод - на 2/3 меньше;дефицит белков - 25%, аскорбиновой кислоты - 70% на душу населения.

Ученые установили, что состояние окружающей среды определяет здоровье населения неменее чем на 20-30%. Остальное зависит от генных факторов (наследственность) - на 20%;от уровня развития здравоохранения - на 15%, от степени удовлетворения потребностейлюдей и их образа жизни - на 45%.

Во всем мире очень велик разрыв в уровне материально - технической оснащенностисельского хозяйства в разных странах мира. В мировом хозяйстве существует парадокс:

В экономически развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия(люди часто вынуждены бороться с избыточным весом, стремятся достичь гармонического питания).

В развивающихся странах наоборот – очень серьезно заявляет о себе продовольственнаяпроблема. Из-за примитивных способов обработки почвы и низкой урожайности людинедоедают и голодают.

Россия всегда была богата и талантами, и природными ресурсами. При этом мы никогдане жили богато, по крайней мере, основная часть населения страны. С огромнымизапасами полезных ископаемых и невероятным интеллектуальным потенциалом мы всю свою историю живем в долг.

Каковы же социальные и экономические факторы,приведшие к снижению рождаемости в промышленных странах? Знание их позволитстимулировать снижение рождаемости в развивающихся странах, без чего невозможноустойчивое развитие человеческого общества.

Дети: экономическое подспорье или обуза? На семейной ферме дети могут быть ценнымипомощниками. Даже четырехлетние малыши способны взять на себя немалую часть болеелегкой работы, а двенадцатилетние дети часто трудятся наравне с взрослыми. И,напротив, в условиях города возможности ребенка внести свой вклад в экономическоеблагосостояние семьи крайне ограничены, зато издержки на его питание, одежду иобразование велики. Короче говоря, аграрные семьи хотят больше детей, потому что этоих экономическое подспорье, а городские - меньше, поскольку это экономическая обуза.

Гарантии в старости. Индустриальное общество уже пришло к тому, чтобы предлагатьлюдям и даже настаивать на использовании ими различных программ по охране здоровьяи пенсионному обеспечению, гарантирующих заботу во время болезни и в старости.

В аграрных обществах люди надеются только на самих себя, подобных программ там несуществует.

По традиции предполагается, что дети обеспечат родителям заботу и поддержку встарости. Следовательно, чем больше детей, тем надежнее положение стариков.

Образование и профессиональные возможности. Индустриальное общество и городскиеусловия дают самые разнообразные возможности получить образование и продвинутьсяпо службе, которыми люди могут воспользоваться для повышения своего благосостояния.Поэтому они стремятся повременить с женитьбой или обзаведением детьми, а врезультате пропускают самый благоприятный с физиологической точки зрения периоддеторождения (конец второго - начало третьего десятилетия жизни) и в конце концовоставляют меньше потомства, чем могли бы при другом стечении обстоятельств.

Типы воспроизводства населения

Первый тип воспроизводства населения. Демографический кризис. Для первого типавоспроизводства населения (синонимы: демографическая «зима», современный илирациональный тип воспроизводства) характерны невысокие показатели рождаемости,смертности и соответственно естественного прироста. Он получил распространение впервую очередь в экономически развитых странах, где все время растет доля пожилых истарых людей; это уже само по себе снижает показатель рождаемости и увеличиваетпоказатель смертности

Снижение рождаемости в промышленно развитых странах связывают, как правило, с распространением городского образа жизни, при котором дети для родителей оказываются "обузой". В промышленном производстве, сфере услуг требуются высококвалифицированные кадры. Следствием этого является необходимость в длительной учебе, продолжающейся до 21-23 лет. Сильно влияние на решение родить второго или третьего ребенка оказывает высокая вовлеченность женщины в процесс труда, ее желание сделать карьеру, быть финансово независимой.

Второй тип воспроизводства населения. «Демографический взрыв». Для второго типавоспроизводства населения (синонимы: демографическая «зима») типичны высокие иочень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкиепоказатели смертности. Он характерен прежде всего для развивающихся стран.

Большая часть (до 80%) населения земного шара проживает в развивающихся регионах, а меньшая — в развитых.Кроме того, на африканском континенте темпы прироста населения составили в середине 80-х гг. — 3%, в Латинской Америке — 2,2%, в Азии (без Японии) — 1,94%; на каждые 1000 человек в развитых странах приходилось около 16 новорожденных (показатель детской смертности — 17 смертей на 1000 рождений), в развивающихся странах — до 33 (показатель детской смертности — 91). Самые высокие коэффициенты рождаемости характерны для Африки.

В России с начала 90-х гг. наблюдается резкий рост смертности (в 2 раза выше, чем в развитых странах) и снижение рождаемости. Статистика середины 90-х гг. свидетельствует об ухудшении количественных и качественных характеристик населения в России. В середине 80-х гг. в развитых странах на 100 женщин приходилось 94 мужчины, а в развивающихся — 103.

В развитых странах продолжительность жизни женщин — 78 лет (в Японии, Швейцарии, Испании — более 80 лет), мужчин — 70 лет (в Японии — около 75 лет). Соответствующие пропорции характерны и для развивающихся стран, но продолжительность жизни в них значительно меньше (по данным ООН — около 50 лет).

Из официальных данных 90-х гг. следует, что средняя продолжительность жизни мужчин-россиян около 60 лет (для москвичей этот показатель еще меньше).

В 80—90-х гг. процесс старения населения в развитых странах поставил большие проблемы перед государственной политикой, так как государственные расходы на содержание престарелых значительно увеличились. Аналогичные проблемы характерны и для России. В большинстве ее регионов социально-экономические условия значительно хуже, чем в других развитых странах. Уровень смертности превышал уровень рождаемости.

Воспроизводство населения

Фундаментом воспроизводства населения является образование семьи. Одной из характеристик процесса народонаселения является фертильность — количество детей, приходящихся на 1000 женщин детородного возраста (до 49 лет). Высокие показатели фертильности определяются не столько биологическими возможностями человека, сколько демографическими традициями, социально-экономическими и социокультурными условиями.

Например, в значительной части развивающегося мира на женщину приходится в среднем от пяти до шести рождений (что примерно в 2 раза превышает соответствующие показатели для развитых стран).

Существуют четыре пути, ориентированные на преодоление демографо-экологических противоречий современной цивилизации:

- первый — стратегия планирования семьи, когда жестко регулируется рождаемость детей (пример Индии, Китая). Однако этот очень эффективный способ противоречит свободе выбора человека в демократическом государстве;

- второй путь предполагает, что экономический рост автоматически приведет к снижению рождаемости. Но этот вариант слишком растянут во времени;

- третий путь (его предлагают развитые страны) состоит в том, что развитый мир должен способствовать экономическому прогрессу мира развивающегося, что приведет к егодемографической стабилизации. Однако многолетний опыт соответствующей помощи («зеленая революция», перенос технологий и др.) показал свою незначительную эффективность;

- четвертый, социально-культурный путь — расширение образовательной деятельности, активное участие женщин в общественной политической и экономической жизни, повышение степени управляемости демографических процессов и т. п.

В середине 90-х гг. прошлого века стало ясно: человечество не может рассчитывать на автоматическую регуляцию мировых демографических процессов. Ожидание демографической стабильности «естественным путем» угрожает безопасности цивилизации. Необходимо включить реальные механизмы (экономические, социокультурные), обеспечивающие сочетание свободы принятия решений и оптимального регулирования демографических процессов.

 

Двадцать первый век – век инноваций, передовых технологий и стремительного развития промышленности. Ещё сто лет назад не могли предположить, что человек изобретет ядерную бомбу, запустит искусственный спутник Земли и приземлится на Луне. Это и многое другое было достигнуто благодаря длительной и упорной работе человека, а именно использование «человеческих ресурсов», как основополагающего фактора продвижения прогресса, стремление познать «новое».

За последние 10-20 лет использование «человеческих ресурсов» существенно увеличилось. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. Этот фактор стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.

Актуальность темы заключается в том, что «человеческий ресурс» играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий ресурс – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческие ресурсы. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, здравоохранение, географическая мобильность, поиск информации и другие важные факторы.

 

Человеческие ресурсы

«Человеческие ресурсы» — одна из форм выражения понятия «трудовые ресурсы». Трудовые ресурсы — это население страны, обладающее физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности.

Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население – та часть, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудится. Трудоспособное население выступает как часть населения, ограниченная определенными возрастными границами. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека.

«Человеческие ресурсы» всё чаще рассматриваются как человеческий капитал. Следует отметить, что понятия «человеческие (трудовые) ресурсы» и «человеческий капитал» не являются синонимами. Трудовые ресурсы могут преобразоваться в капитал, но для этого необходимо создать условия, обеспечивающие возможность реализовать человеческий потенциал в результатах деятельности организации. То есть если человек занят в общественном производстве, а трудовые ресурсы приносят реальный доход и создают богатство, то их можно назвать капиталом.

Чтобы полностью раскрыть структуру и сущность «человеческих ресурсов» необходимо показать структуру формирования «человеческого капитала» (рис.1), так как она является всеобъемлющей.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.

Рис. 1. Структура формирования «человеческого капитала»

Градация трудоспособного населения

К человеческим (трудовым) ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью, а также способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав человеческих (человеческих) ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты.

К трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относится постоянное население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях.

Численность граждан России, выезжающих на работу за границу, не исключается из численности человеческих ресурсов, но не участвует в формировании численности населения, занятого в экономике России.

Подавляющую часть человеческих ресурсов составляет население в трудоспособном возрасте. В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 16 — 59 лет и женщины 16 — 54 года, в случае получения образования в 15 лет, то можно заключать трудовой договор и с 15 лет. Из их состава исключаются неработающие инвалиды I и II групп и пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях (мужчины 50 — 59 лет и женщины 45 — 54 года; в последние годы к ним добавились безработные мужчины 58 — 59 лет и женщины 53 — 54 года). К трудовым ресурсам также относятся фактически работающие пенсионеры и подростки моложе 16 лет. В России законодательная власть неоднократно рассматривала вопрос о необходимости увеличения возрастного порога: для мужчин — с 60 до 62 лет, для женщин — с 55 до 60 лет.

ЭАН страны

Экономически активное население – лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.

Уровень экономической активности населения – отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах.

К действительной рабочей силе в современный период следует отнести только наемных работников и безработных, ищущих работу на основе продажи своей рабочей силы.

В рыночной экономике понятие «экономически активное население» шире понятия «рабочая сила», но уже понятия «трудовые ресурсы». Главной составной частью человеческих ресурсов является наемная рабочая сила.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.