В. Б. Городилина. Основание музея. Коллекция музыкальных инструментов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В. Б. Городилина. Основание музея. Коллекция музыкальных инструментов

2023-02-07 25
В. Б. Городилина. Основание музея. Коллекция музыкальных инструментов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В середине XX века в Алапаевске мало кто помнил, что когда-то в городе проживали Чайковские. И если бы не Вера Борисовна Городилина, то вряд ли сегодня многие об этом знали, вряд ли в Алапаевске действовал дом-музей детства великого композитора.

Из коллекции музыкальных инструментов Дома-музея П. И. Чайковского

Родилась Вера Борисовна на Дальнем Востоке, после революции вместе с матерью оказалась в эмиграции в Китае, жила в Харбине, затем Шанхае. Здесь приобрела специальности музыканта и художника, работала главным художником по рекламе в кинофирме «Азиатские фильмы Китая». В 1947 году вернулась на родину. Оказалась в Свердловске. По распределению она как театральный художник могла попасть хоть в Ленинград, хоть в Москву, но, говорят, после Шанхая Городилина так ненавидела крупные города, что сразу попросилась в небольшой город. Как и перед Чайковскими в 1849, перед ней встал выбор: или Нижний Тагил, или Алапаевск, где действовал эвакуированный в годы войны драматический театр. Выбрала Алапаевск. Здесь Вера Борисовна и узнает об алапаевском периоде жизни Чайковских. На общественных началах она собирает материал, в 1965 году добивается, чтобы в бывшем Господском доме появилась мемориальная комната Чайковского, а затем музей. Сегодня здесь возобновлена обстановка дома середины XIX века, представлены интересные документы, рояль, на котором музицировал маленький Петя, старинный орган, что играл на балу во время проводов будущего композитора на учебу в Петербург.

Из коллекции музыкальных инструментов Дома-музея П. И. Чайковского

Постепенно у музея сложилась еще одна специализация, связанная с увлечением Веры Борисовны. Своими руками она создает миниатюрные модели музыкальных инструментов, они положили начало второй экспозиции музея. Затем Городилина собирает коллекцию настоящих инструментов от арфы до африканских тамтамов. Сейчас в фондах музея насчитывается свыше 500 таких экспонатов. Говорят, по их количеству на Урале и в Сибири Алапаевску нет равных, а в России более представительно выглядят лишь коллекции Москвы и Петербурга. Все музыкальные инструменты представлены в трех залах: европейском, Азии и Африки и зале русских народных инструментов. Среди экспонатов много уникальных инструментов. К примеру, терменвокс, инструмент, на котором можно играть, не прикасаясь к нему. Говорят, что изобрели терменвокс как охранный сигнализатор для особо важных объектов.

В Доме-музее П. И. Чайковского собрана самая большая на Урале коллекция музыкальных инструментов

В 1967 году в парке перед домом-музеем по проекту нижнетагильского скульптора Ушакова на средства жителей города был установлен памятник П. И. Чайковскому. По рассказам, в 2000 году добытчики цветного металла поздно ночью сняли памятник с постамента и потащили домой. По дороге они случайно отломили «композитору» руку. Увидев, что памятник выполнен из чугунного сплава, преступники бросили скульптуру в Кукуйскую яму и скрылись. Пролежав в снегу некоторое время, памятник был возвращен на старое место.

Рассказывают, что в середине 1980-х годов дом-музей Чайковского оказался в аварийном состоянии, все шло к тому, что здание вот-вот должно было рухнуть. Говорят, спас здание от полного разрушения сам П. И. Чайковский. Дело в том, что 1990 год был объявлен ЮНЕСКО годом Чайковского. Взоры мировой общественности обращаются на все, что связано с именем композитора, в том числе и на алапаевские руины. На спасение Господского дома выделяются большие средства, с 1988 года начинается реконструкция дома-музея.

В музее организуют различные программы. Одна из них — «Живые картины» (одно из любимых развлечений детей 19 века)

В 2003 году основательница музея, Почетный гражданин Алапаевска В. Б. Городилина умирает. А так как родственников в Алапаевске у нее не нашлось, хоронят Городилину в самом дальнем углу нового алапаевского кладбища (на объездной дороге, напротив второго въезда в город), едва ли не в болоте. Над могилой поставили самый простой деревянный крест. И забыли. Алапаевская общественность всполошилась летом 2008 года, когда в местной газете появился снимок: крест на могиле Городилиной покосился, а рядом стоявший крест на могиле ее сына вообще упал. Через несколько лет такого невнимания можно было просто потерять то место, где была погребена Вера Борисовна. В Алапаевске начинается многомесячный марафон по сбору средств на достойный памятник для могилы подвижницы. Сегодня памятник установлен, а под ногами больше не хлюпает болотная жижа – к могиле отсыпана дорожка.

Экскурсия по Алапаевску

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД)

Екатерининская церковь в Алапаевске

Напольная школа в Алапаевске

Женский монастырь святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Алапаевске

Монастырь во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской под Алапаевском

Адрес музея: Алапаевск, Ленина, 30. Телефоны 8 (34346) 34072, 34399

 

Клин город Чайковского

 

                      

 

Город Клин расположен в Московской области, на берегу реки Сестры, в 86 км к северо-западу от Москвы. С Клином и его окрестностями связаны имена выдающихся писателей, художников, музыкантов: А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого, В. Г. Перова, М. А. Балакирева, В. И. Танеева. Здесь провел последние восемь лет своей жизни Пётр Ильич Чайковский. Он приехал в эти места, будучи знаменитым композитором. Здесь им были задуманы и созданы оперы "Черевички", "Чародейка", "Иоланта", закончена "Пиковая дама", балеты "Щелкунчик", "Спящая красавица", симфония "Манфред". Пятая и Шестая симфонии. Здесь, в Клину, находится богатейшее собрание рукописей не только П. И. Чайковского, но и М. И. Глинки, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева.

Вот как выглядел Клин, когда там поселился Чайковский (перефотографировала с музейных экспонатов)

 


П.И. Чайковский у дома в имении "Фроловское". Фроловское, Клинский уезд, Московской губернии, 24 июля 1890 г.

Фроловское - прелестный уголок под Клином. Уединенная усадьба, дом со старинной мебелью, запущенный сад, переходивший непосредственно в лес, широкая даль - все радовало Петра Ильича, все было по сердцу. Во Фроловском он прожил три года, сюда возвращался из гастрольных поездок по Западной Европе, увенчанный лаврами как композитор и как дирижер. Берлин, Лейпциг, Гамбург, Прага, Париж, Лондон - концерты под управлением Чайковского, концерты в честь Чайковского, вечера, обеды, все новые и новые знакомства в музыкальном мире Запада...

В мае 1888 года Чайковский писал: «Я совершенно влюблен в Фроловское... пойду гулять на полчаса, увлекусь и прогуляю иногда часа два». Здесь написаны Пятая симфония, увертюра «Гамлет», секстет «Воспоминание о Флоренции». Петр Ильич мечтал даже купить милое Фроловское. Творчество Чайковского всегда было связано с глубочайшим мироощущением, создаваемым общением с природой.

       

В селе Майданово композитор поселился 5 февраля 1885 года. Усадьба была расположена на высоком берегу реки Сестры. За ней - леса, поля. Хотя шел февраль, стояли морозы, толстым слоем лежал снег, а в доме было не очень тепло и уютно, Чайковский удовлетворенно сообщал: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждался». Тишина для творческого труда!

В Майданове, где композитор прожил до конца 1887 года, созданы новая редакция оперы «Кузнец Вакула» («Черевички»), симфония «Манфред», опера «Чародейка», пьеса для фортепиано «Думка»...

         

А это современный Клин. Уже по прибытии в город гостям стараются показать, с чьим именем прочно связана его история : в торце платформы, куда прибывают пригородные поезда, недалеко от здания железнодорожного вокзала стоит бюст Чайковского. Сам по себе он размерами и экспрессией, может, и уступает памятнику в усадьбе, но обращает на себя внимание фамилия автора — это знаменитая Вера Игнатьевна Мухина, создательница прославленной скульптуры «Рабочего и Колхозницы» и многих-многих других запоминающихся скульптур.

 

    

В доме на окраине Клина П.И. Чайковский поселился 5 мая 1892 года. "Мне необходимо, я это чувствую, иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть - и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов. - Писал композитор своему брату Анатолию Ильичу. - Кроме того, привычка к Клину играет тут большую роль. Из дома чудесный вид, и при нём сад весьма достаточный".

 

                                  Дом П.И.Чайковского

Парк заложен в 70-х годах XIX века, вместе с началом строительства дома. В парке - аллея из лип, белоствольные берёзы, кусты сирени и бересклета, островки ландышей, любимых цветов композитора, посаженных в его честь Модестом Ильичом Чайковским.

                 

На клумбах и партерах - розы, бегонии, левкои, флоксы, душистый табак, в начале лета лиловые колокольчики - только те цветы, которые росли здесь при П.И.Чайковском.

     

 


  

В современной части парка в 2006 году установлен памятник П.И.Чайковскому работы московского скульптора Александра Рожникова. Композитор изображён в задумчивости сидящим на скамье в парке, погрузившись в чтение партитуры. Скульптору удалось вписать памятник в существующий ландшафт современного парка и сохранить при этом посадки кустов жасмина, сирени и остролистые берёзы.

Над парадным входом в торцевой стороне дома - крытый балкон-фонарик с разноцветными стёклами окон. На двери - металлическая табличка, с указанием дней и часов приёма посетителей. Надпись на табличке: "Дома нет. Просят не звонить" не менялась с 7 октября 1893 года, когда П.И. Чайковский уехал из этого дома в последний раз.

  

 

Переступив порог дома, попадаем в маленькие сени. По большой парадной лестнице поднимаемся на второй этаж в прихожую с типичной для подобных комнат того времени обстановкой: вешалкой для пальто, с полкой для шляп и барьерчиком для тростей, широким двустворчатым платяным шкафом. Дополняют интерьер прихожей дорожные вещи - сундуки и шляпные коробки, которые были постоянными спутниками композитора в его бесконечных концертных поездках.

                 
                           

Своеобразие интерьера кабинета-гостиной составляет множетво фотографий и портретов на стенах, развешанных согласно желанию композитора. На фотографиях лица родных, друзей, учеников Петра Ильича - всех тех, кто окружал его в жизни и был ему дорог. Комнату украшают многочисленные подарки композитору, образцы домашнего рукоделия, мебель конца XIX века.

   


                 

Меняя место жительства, П.И. Чайковский в каждом новом доме стремился повторить обстановку прежнего дома. Мебель так называемого "поздневикторианского" стиля перекочевала сюда из Фроловского и Майданова, где Пётр Ильич жил, перед тем как перебраться в Клин. На столе, покрытом скатертью ручной работы, расположились альбомы и сафьяновая шкатулка с фотографиями.

                     

В центре комнаты - кабинетный рояль "Беккер", подаренный П.И. Чайковскому петербургской фирмой музыкальных инструментов в 1885 году. На этом инструменте, прослужившем ему восемь лет, П.И. Чайковский проверял всё, написанное им в эти годы. За роялем он любил проводить вечера с друзьями, играя с ними в четыре руки. Его партнёрами были С.И. Танеев, Г.А. Ларош, Н.А. Губерт, Н.Д. Кашкин, брат М.И. Чайковский, племянник В.Л. Давыдов.

У рояля - два венских стула и овальный столик для нот. П.И. Чайковский был образованнейшим музыкантом, постоянно изучал музыкальную литературу разных стран и эпох, знакомился с сочинениями молодых композиторов, присылавших ему свои произведения.

                   

  
Библиотека композитора свидетельствует о разнообразии его интересов. На полках - произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, годовые комплекты журналов "Русский вестник", "Вестник Европы", "Исторический вестник", "Артист", книги по истории, искусству, естествознанию, философии. Сам композитор считал чтение "одним из величайших блаженств, когда оно сопровождается спокойствием в душе и не делается урывками, а постоянно". Многие из книг хранят на своих страницах пометы, сделанные рукой композитора.

В нотной библиотеке композитора хранятся произведения Гайдна, Бетховена, Шумана, Сметаны, Дворжака, сборники народных песен разных стран мира. Множество нот - с дарственными надписями. На полках уникальные для того времени издания - партитуры опер М.И. Глинки и полное собрание сочинений Моцарта в издании Брейткопфа и Гертеля, на полях которых - записи П.И. Чайковского, раскрывающие его восторженное отношение к музыке этого композитора, пометы для дирижирования, а порой и наброски для собственных сочинений.

 

На дубовом письменном столе, кроме письменных принадлежностей - бювара, чернильного прибора, ручки, перочистки, - фаянсовая лампа с растительным орнаментом (подарок А.И. Зилоти), фотография Н.Ф. фон Мекк с дочерью, ключи для настройки рояля, камертон, пенсне композитора, мундштуки, пепельницы и различные сувениры. За этим столом П.И. Чайковский писал письма своим многочисленным адресатам.

                                     

Камин отделан голубым кафелем. На камине - часы, приобретённые П.И. Чайковским в Праге в 1888 году, портрет императрицы Марии Фёдоровны (ей посвящены "Двенадцать романсов", соч. 60),
портрет сестры А.И. Давыдовой (ей композитор посвятил "Вальс-скерцо", соч. 7).

Каминный экран, расшитый по гобелену, подарен композитору А.П. Мерклинг (ей посвящён "Менуэт скерцозо", соч. 51, № 3).

Статуэтка "Поющий петух" (скульптор Огюст Кэн) - подарок Люсьена Гитри, ведущего артиста французской драматической труппы Михайловского театра в Петербурге. В 1891 году композитор написал музыку к трагедии "Гамлет" Шекспира в постановке этого театра.

 

                  

В летнее время здесь, в залитом утренним солнцем балкончике, П.И. Чайковский начинал свой день, за чашкой чая просматривая почту. Отовсюду шли письма с приглашениями на гастроли, издетельства добивались права на издание его произведений. Кроме того, в письмах - просьбы зарубежных композиторов просмотреть их сочинения или организовать гастроли в России.

Через широкую арку, занавешенную с обеих сторон тяжёлыми драпировками (подарок А.И. Зилоти), входим в спальню П.И. Чайковского. Металлическая кровать с пружинным матрацем была приобретена А.И. Софроновым, слугой композитора, весной 1888 года для дома во Фроловском. Шерстяное, вязаное крючком покрывало - работа А.Л. Давыдовой-Мекк, племянницы П.И. Чайковского.

       

Стол выполнен из берёзы клинскими краснодеревщиками в 1885 году. За этим столом Пётр Ильич работал ежедневно, в одни и те же часы, считая, что "вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых". Здесь написаны почти все произведения последних лет жизни композитора, в том числе от первой до последней ноты Шестая симфония "Патетическая", первое исполнение которой в Петербурге 16 октября 1893 года стало последним выступлением Чайковского-дирижёра.

 

 


Одна из самых заметных деталей интерьера спальни - туалетный стол с зеркалом в дубовой резной раме, выполненной в стиле русских оконных наличников. Драпировка на зеркале и на столе (подзор, скатерть, дорожка) украшена многоцветной вышивкой русским крестом и отделана плетёным на коклюшках михайловским кружевом. Это подарок большой поклонницы таланта П.И. Чайковского, француженки Эммы Жентон, служившей гувернанткой в доме его друзей. В благодарность композитор посвятил ей "Сентиментальный вальс" (ор. 51, № 6).

В столовую композитор спускался, как правило, только обедать. Летом окна и двери распахивались, на террасу выставлялась плетёная мебель, и обед проходил в окружении зелени и цветов. В столовой сохранилась резная дубовая мебель. На столе и в шкафу - часть сохранившейся посуды фабрики Товарищества братьев Кузнецовых в Твери и английской фабрики "Веджвуд".

В первые же дни после смерти Чайковского у его младшего брата, известного в то время драматурга, переводчика, либреттиста, возникла мысль о сохранении в неприкосновенности клинского дома и создании там музея великого русского композитора. Осуществить этот замысел ему помогли: наследник авторских прав Чайковского его племянник В.Л.Давыдов и А.И.Софронов, слуга композитора и наследник его имущества. В 1897 году М.И.Чайковский и В.Л.Давыдов поселились в Клину. Не желая нарушать мемориальность личных комнат композитора, они сделали к дому пристройку и поселились там.

М.И.Чайковский, создатель, первый директор, хранитель и научный сотрудник в одном лице, заложил практически все направления деятельности музея, которые затем получили развитие, и прежде всего, такие как сохранение, собирание, научная работа и пропаганда.В 1916 году по завещанию М.И.Чайковского музей перешел в ведение Московского отделения Русского музыкального общества, с условием, что он будет сохраняться и поддерживаться.


Лучшие музыканты почитают за честь принимать участие в музыкальных собраниях в клинском доме. Здесь выступали Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Давид Ойстрах. На рояле Чайковского играли Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс,Святослав Рихтер, Владимир Горовиц и многие другие. Музыка, знакомая по концертным исполнениям, по многочисленным изданиям и записям,в доме ее автора воспринимается совершенно иначе.

                       

https://ru-travel.livejournal.com/26620445.html

 

Петр Ильич Чайковский


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.