Исследование компонентов функциональной базы чтения у дошкольников с ОНР (сравнительное изучение) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Исследование компонентов функциональной базы чтения у дошкольников с ОНР (сравнительное изучение)

2023-02-07 17
Исследование компонентов функциональной базы чтения у дошкольников с ОНР (сравнительное изучение) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация исследования

В экспериментальном изучении принимали участие 60 детей с ОНР, имеющие III уровень речевого развития (по классификации Р.Е. Левиной) и 30 детей без патологии речи, посещающие старшие группы детского сада. Все дети имели сохранный слух, зрение и интеллект. Однако дети с ОНР III уровня – неоднородная по состоянию ВПФ и речевого недоразвития группа. Так, в исследовании принимали участие дети: только что преодолевшие II уровень речевого развития; дети, в течение двух лет остающиеся в рамках III уровня ОНР; дети, посещающие старшую логопедическую группу первый год и оставшиеся на второй год обучения (то есть перешедшие из средней логопедической группы); приближающиеся к норме. Критерии отбора детей для экспериментального изучения были следующие: заключение логопеда о том, что у ребенка III уровень ОНР, возраст детей на момент изучения (5- 5 лет 4 мес.) и отсутствие навыков чтения. Все дети экспериментальной группы не владели навыками звукобуквенного анализа и синтеза, не знали букв и не обучались чтению ранее. Исследование проводилось в период с 2003 по 2006 гг. не базе ГОУ- д/с № 690 г. Москвы, Центра развития личности «Лана» и детского центра «Успех».

Проведенный анализ литературных источников показал, что все исследователи единодушны в необходимости создания у ребенка предпосылок для успешного овладения чтением, совокупность которых составляет функциональный базис чтения. Анализируя все параметры базиса, описанные в литературе (по различным данным, их выделяется более 20), в нашем исследовании мы ограничились т.н. «ядром» функционального базиса чтения, то есть выделили наиболее значимые его части, которым отводится решающая роль при определении готовности ребенка с ОНР III уровня к чтению. К ним мы отнесли ряд речевых и неречевых функций, объединенных нами по двум направлениям: логопедическое (исследование речевых компонентов) и психологическое (исследование неречевых функций).

К логопедической части исследования нами отнесены:

· фонетико-фонематическая сторона речи;

· сформированность слоговой структуры слов;

· исследование словарного запаса.

Следует отметить, что ряд исследователей, таких как А.В.Лагутина, М.И.Кузнецова и др. [86,96] предлагает изучение грамматической стороны речи и связной речи, однако в рамках нашего исследования нам представлялось достаточным ограничиться изучением перечисленных функций как базисных для формирования первоначального чтения. Указывается, что именно эти компоненты речевой системы наиболее уязвимы у детей с ОНР III уровня и могут влиять на уровень готовности к обучению чтению.

Психологическая часть исследования включала изучение

· внимания;

· зрительного восприятия;

· слухоречевой памяти.

В задачи нашего исследования не входило изучение когнитивных процессов, состояние зрительно-моторной координации, прогнозирования и ряда других функций, поскольку мы опирались на представленные в литературе данные об относительной их сохранности у детей с ОНР 3 уровня.

Таким образом, целью данной части экспериментального исследования являлось выявление уровня сформированности базисных для чтения функций: устной речи (словарный запас, фонетико-фонематическая и слоговая сторона), внимания, слухоречевой памяти, зрительного восприятия, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальной речью, состояние которых определяет потенциальные возможности ребенка в овладении навыком чтения.

Оценка выполнения заданий проводилась в балльной системе, где 1 балл получали дети не справившиеся с заданием, 2 балла – дети, справившиеся с помощью экспериментатора, 3 балла – справившиеся с заданием самостоятельно. Для каждого задания параметры успешности выполнения конкретизированы. Кроме этого отмечался вид помощи, принимаемый ребенком при выполнении заданий.

Логопедическое обследование (исследование речевых компонентов)

Для изучения были использованы наиболее распространенные в логопедической практике варианты заданий. Использовались дидактические пособия и диагностические альбомы Иншаковой, пособия Бессоновой, Тумановой, а также авторский материал.

1.Исследование фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР проводилось с целью определения состояния произношения и фонематического восприятия, а также степени сформированности умений фонематического анализа и синтеза как необходимых условий для усвоения акустико-артикуляционного образа звука, соотнесения его с буквой, что является одной из операций формирования навыка чтения. В исследовании не принимали участие дети с нормальным речевым развитием, так как состояние фонетико-фонематической стороны речи у этих детей не имеет никаких отклонений.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.