Этап актуализации знаний. Формулирование темы урока. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Этап актуализации знаний. Формулирование темы урока.

2023-01-16 22
Этап актуализации знаний. Формулирование темы урока. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ход урока.

Этап актуализации знаний. Формулирование темы урока.

- Посмотрите на всех и скажите, чем мы похожи между собой?

 - Правильно, у нас есть тело, лицо, руки, ноги. Но в то же время мы разные, отличаемся друг от друга. Каждый  человек неповторим. Как вы думаете, чем отличаются люди друг от друга? (ростом, возрастом, цветом волос, глаз, походкой и т.д).

У каждого из нас есть что-то такое, чего нельзя увидеть, это и отличает нас друг от друга. Об этом мы и будем говорить на уроке. Отгадав загадку, вы узнаете, что нас отличает друг от друга и сразу же определите тему урока.

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать

Надо вслух сказать.

- Что нужно вслух сказать? Правильно, фамилия и имя. Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. «О чём могут рассказать фамилии и имена людей».

Тайна имени.

Легко ли выбрать имя? Нет. Что для этого нужно знать? Знать историю имени, что обозначает, о чём может рассказать. Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных имён, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена. Поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.

- Эпиграфом нашего урока будет высказывание  Гомера.

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…

                                                                                                         Гомер

-  Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления о именах выразил в этих стихотворных строках. Как вы понимаете слова Гомера? ( Я думаю, что Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку ) .

-  Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка. Посмотрим, какие имена у нас есть в классе, Каждый назовите свое имя.

- А что же такое имя?

По словарю В.И. Даля.

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».-переписать в тетрадь

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой.
«Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других».-переписать в тетрадь

- Лингвисты личные имена людей называют антропонимами (от греч. anthropos – «человек» и оnyma – «имя»).

- Может ли человек жить без имени? Почему?    

Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда знакомятся с кем-то или приходят первый раз куда-то, - это имя. Без имени нельзя обойтись. Человека можно лишить всех богатств, но нельзя лишить имени.

- Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Они тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. В Древней Руси в далеком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя.

 

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

Организация и кураторство самостоятельной деятельности учащихся.

- Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как они получились.

Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава, Кудряш (Внешность человека)

Молчан, Добряк, Умник, Несмеяна, Плакса (Черта характера)

Ждан,  Большак, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)

Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)

Метелица, Снегурочка. (Явления природы)

Заяц, Волк, Соловей, Кот (Названия животных)

- Ребята, на что похожи эти имена? (прозвища)

- Действительно, древние имена совсем не похожи на современные. Наши предки  верили, что имя, данное человеку, не просто случайно придумано и дано ребенку родителями, оно срастается с человеком и обладает некоей таинственной силой. Поэтому уже тогда к наречению имени относились очень серьезно. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. А не угадали с именем родители – жди беды.

Древним, языческим русским именем могло стать любое слово. В имени отражались основные черты характера, отличительный внешний признак, отношение родителей и т.д.

Было когда-то у славян имя Волчий Хвост, и считалось оно очень достойным. В X веке его гордо носил один из воевод князя Владимира. И был он прекрасным воином и искусным степным ловцом и охотником.

- А как, по вашему мнению, могло появиться имя Ждан? Наверное, родители очень ждали рождения ребенка, и когда он родился, назвали Жданом.

Конечно, так могли назвать ребенка, которого долго ждали. И вот он родился, и счастливые родители дали своему малышу такое «говорящее» имя.

- А как появилось имя Первой, Второй? Родители просто указали порядок рождения детей. Вот и появились эти имена.

- Некоторые языческие славянские имена известны вам из художественной литературы. Где, в произведениях каких жанров вы могли встреть эти имена? В былинах, в сказках.

- Все вы знаете героя русских былин Добрыню Никитича. Как же могло появиться это имя?

Это имя мог получить человек, обладавший такой чертой характера, как доброта. Или он мог быть хорошим, т.е. добрым мастером в каком-либо деле.

- Избылин о Илье Муромце известно вам и имя Соловей. Как вы считаете, кого могли называть таким именем? Такое имя, скорей всего, давалось в древности талантливым певцам.

От его свиста травушка-муравушка к земле приклонялась, деревья гнулись и качались, а люди падали замертво. Этот разбойник, плененный Ильей Муромцем, очевидно, получил свое имя, потому что свистел не только очень сильно, но и виртуозно.

- Из летописей известен нам и человек по имени Кожемяка. Как же он получил свое имя? Конечно, по роду занятий. Мял человек кожи, обладал силой немереной, вот и получил такое имя.

- В сказках А.С.Пушкина мы тоже встречаем древнерусские имена. Одно из них вы могли встретить в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Зачитайте цитату, в которой упоминается это имя.

              Черной зависти полна,

          Бросив зеркальце под лавку

          Позвала к себе Чернавку[1]

В сносках объясняется значение этого имени: «Сенная девушка или чернавка – служанка для «черной» работы (от слова сени-помещение между крыльцом и жилой частью дома).

- Но ведь Чернавка, Чернава – это еще и имя, имеющее значение «смуглянка, смуглая, брюнетка». Т.е. эта героиня сказки А.С. Пушкина была смуглой брюнеткой.

- А вот как быть с такими именами: Неудача, Нелюб, Нехорошей, Кривой и даже Дурак? Может быть, родители просто прятали своего ребенка под таким именем?

Действительно, скорее всего, это имена-обереги, за которыми ребенка скрывали от нечистой силы, способной его погубить. Действительно, ну кто же позарится на Болвана, Кислокваса, Опухлого или Кривого?. Вот так и звали ребенка на людях, а дома он превращался в Любима, Ждана или Богдана.

После принятия христианства на Руси (988 год) положение изменилось, и привычные славянские языческие имена стали заменяться христианскими.

Летописи утверждают, что первой христианкой на Руси стала княгиня Ольга, жена князя Игоря и мать прославленного воина князя Святослава. Ее имя Ольга (Хельга) означало «святая, светлая». Княгиня крестилась и при крещении получила новое имя. Поступив под покровительство давно умершей матери римского императора Константина, она стала, как и та, называться Еленой, что по-гречески значит «свет, сверкающая, факел».

Некоторое время языческие и христианские имена существовали параллельно. Но постепенно христианские имена, дававшиеся детям при крещении и в соответствии со святцами (на доске), вытеснили языческие славянские имена.

- А что такое святцы вы знаете?

Словарь Т.А. Ефремовой: Святцы — мн. Книга, содержащая перечень святых по дням их поминовения[2]

Словарь С.И. Ожегова: Святцы – церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминовения[3]

 - Подберите и запишите в тетрадях однокоренные слова к слову святцы.

Это слова святой, святость, освятить, священный, святитель, освятить. Все эти слова имеют корень -свят-

- Правильно. Слова «святой» и «святцы» имеют общий корень и связаны по смыслу.

- С принятием христианства на Руси установилось новое правило. Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов. Сейчас не всегда придерживаются этого обычая, поэтому у некоторых день рождения и именины (День Ангела) не совпадают.

Тест

1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:

А) по календарным святцам

Б) родители свободно выбирали имя

В) имя было характеристикой человека

2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:

А) по календарным святцам

Б) по роду занятий 

В) по месту жительства

Д/З переписать в тетрадь.

Владеть миром - Владимир

Владеть всем - Всеволод

Любить мир - Любомир

Свято славить - Святослав

Милая людям - Людмила

Данный Богом - Богдан

Валентин – Валентина

Василий – Василиса

Евгений – Евгения

Виктор – Виктория

Александр – Александра

Федор – Федора

Иван – Иванна

 

- Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.


 

 

 

 

Ход урока.

Этап актуализации знаний. Формулирование темы урока.

- Посмотрите на всех и скажите, чем мы похожи между собой?

 - Правильно, у нас есть тело, лицо, руки, ноги. Но в то же время мы разные, отличаемся друг от друга. Каждый  человек неповторим. Как вы думаете, чем отличаются люди друг от друга? (ростом, возрастом, цветом волос, глаз, походкой и т.д).

У каждого из нас есть что-то такое, чего нельзя увидеть, это и отличает нас друг от друга. Об этом мы и будем говорить на уроке. Отгадав загадку, вы узнаете, что нас отличает друг от друга и сразу же определите тему урока.

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать

Надо вслух сказать.

- Что нужно вслух сказать? Правильно, фамилия и имя. Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. «О чём могут рассказать фамилии и имена людей».


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.