Атрибуты чакр и Нади Кундалини — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Атрибуты чакр и Нади Кундалини

2023-02-03 22
Атрибуты чакр и Нади Кундалини 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Согласно доктрине тантры, существует семь взаимосвязанных нервных центров (анатомических сплетений) в нашем спинном стволе, известных как чакры и изображенных на рисунке «Уровень жизнеспособности духовного осознания», см. рис. 27 и 28. Чакры являются центрами тонкой космической энергии в нашем астральном теле, в постепенно поднимающейся от земной стихии к высшему откровению духовной жизнеспособности. Чакры расположены вдоль полого канала этого тела, известного как Шушумна Нади, проходящего соответственно через спинной мозг нашего физического тела в соответствии с уровнем жизнеспособности сознания разумными смыслами Пракрита. Тонкое значение чакр может быть раскрыто нам в течение и после искренних практик пранаямы и в интенсивной молчаливой медитации.

Муладхара (тазовое сплетение), первая чакра, расположена на нижнем конце Шушумны, сакрального сплетения в позвоночном столбе. Здесь находится Кундалини, спящая, свернувшаяся кольцами змея, представляющая Пракрити‑Шакти, называемую также «сила змеи». Змея является также символом излечения и во многих культурах указывает на защитные аспекты, в особенности в индуистской мифологии. Например, на изображениях Шивы всегда можно видеть змею вокруг его шеи. Следующие пять восходящих чакр – это Свадхистхана, Манипура (широко известное солнечное сплетение), Анахата (сердечное сплетение), Ви‑шуддха и Аджня (пористое сплетение), и они расположены вдоль ствола Шушумны (см. рис. 27). Они представляют соответствующий уровень восходящего космического сознания. Седьмая чакра – Сахасрара, уровень верховного сознания, расположенная на вершине Шушумны. В физическом плане эта чакра соответствует центральной нервной системе (ЦНС) в нашем мозгу, см. п. 1.6.

Далее идут два других астральных нервных потока, известных как Пингала и Ида Нади, как уже было упомянуто в п. 5.4.13. Они проходят соответственно справа и слева и ориентированы вдоль канала Шушумны. Верхний их конец встречается с Аджня чакрой, при этом Пингала находится справа, а Ида – слева от Шушумны, что соответствует правой и левой ноздрям. По пути вниз к их нижнему концу в Муладхара чакре они движутся по спирали вокруг канала Шушумны. При этом они пересекают все четыре средние чакры в центре. В Муладхара чакре они снова встречаются соответственно с правой и левой стороны основания Шушумны. В терминах физиологии дыхания это основные каналы, через которые проходят афферентные и эфферентные нервные потоки (см. рис. 5 в гл. 1). Вдыхаемый через правую и/или левую ноздрю поток праны течет вниз через эти каналы, чтобы нанести удар по спящему Кундалини. Выдыхаемый через правую и/или левую ноздрю поток праны поднимается по тем же соответствующим каналам. Таким образом, эти три основных астральных Нади – Шушумна, Пингала и Ида – астрального тела должны содержаться в чистоте, чтобы передавать поток праны очищенным практикой пранаямы.

Чакры индивидуально характеризуются и символически представляются соответствующим числом лепестков цветков лотоса. Возрастающее от первой к пятой чакре число лепестков физически представляет соответствующее число нервных соединений в нервном узле (ганглии), духовно они представляют возрастающие масштабы сферы осознания и блаженства. На пятом плане Вишуддха чакры осознание пяти стихий восходит в свою чистую форму Акаша, эфира. Это дверь, ведущая к пути абсолютного освобождения. Но в отношении Аджня чакры остаются только два лепестка, и они символизируют двойственную сущность в нас – Бог и свое «Я», духовное и земное. Солнечный и лунный нервные потоки встречаются здесь с Богом познания в нашем единстве. В этой точке встречи двух лепестков расположен метафизический третий глаз, духовное проникновение, сублимирующее двойственность и единство для Дживы к проявлению высшего духовного осознания. Сосредоточение на этом третьем глазе является обычным в процессе медитаций для фокусировки и получения божественного знания. Сахасрара чакра символизируется тысячей (Сахасрара) лепестков. Здесь находится Пуруша, персонифицированный дух Шивы в союзе с его женой Дургой. Это место, где осознается высшее раскрытие Ом, символа Брахмы. Есть несколько других характерных атрибутов индивидуальных чакр, специально описанных в других соответствующих книгах о Кундалини. Из них только два существенных атрибута обстоятельно определяются в следующих параграфах этой книги по пранаяме.

Рис. 27. Жизненный уровень духовного сознания. Центры чакр, вид спереди.

3 Точное произношение санскритских слогов Биджа не может быть в совершенстве передано латинскими (русскими) буквами. Таким образом, формы транскрипции варьируются в различных публикациях. Следовательно, правильному произношению следует учиться непосредственно от учителя.

Рис. 28. Центры чакр, вид сбоку

Один из упомянутых двух атрибутов – это сочетание трех основных аспектов нашего характера, которые должны быть положительно произведены на физическом плане для качественного развития внутренней и внешней жизни. Это «Сила Воли» (Иччха Шакти), «Способность Действовать» (Крия Шакти) и «Сила Знания» (Джняна Шакти). Объединенная сила этих трех аспектов символизируется равносторонним треугольником и называется Трииурасун‑дари, поскольку они также определяются как проявление трех Гун (перечитайте раздел 5.3) вселенской матери Пракрита Шакти. Саттва Гуны ‑разумные качества сознания ‑воздействуют на область между пятой и шестой чакрами, Раджа Гуны – энергетические качества ‑воздействуют на область между третьей и пятой чакрами, а Тама Гуны ‑материальные качества – воздействуют на область между первой и третьей чакрами. Над шестой чакрой воздействия Гун нет.

Следующий важный атрибут – это связь пяти стихий с пятью чакрами, поскольку вселенная, так же как и физическое и ментальное тело каждого живого существа, составлена из объединенной энергии пяти стихий. Так, Муладхара чакра, будучи основной, связывается с элементом (стихией) земли, чьим аспектом является твердость или прочность. Следующая, Свадхистхана чакра, связывается со стихией воды, чьим аспектом является гибкость или мягкостъ. Следующая, Манипура чакра, солнечное сплетение, естественно связывается со стихией огня, чьими аспектами являются свет и воодушевление. Затем Анахата чакра, где непрерывно вибрирует тонкий космический звук (Анахата), связывается со стихией воздуха, чей аспект резонирует с качеством нашего сердца для переноса вибрации энергии праны. Наконец, очищающая Вишуддха чакра связывается с пятой стихией, эфиром, духовным аспектом чистоты. Вишуддха (очищенная) чакра защищает Сахасрара чакру (мозг) от нечистых материй. Из сферы Вишудцха Чакры материя передается в духовную сферу через сферу Аджня чакры, места обретения вечного сознания. В этой сфере Акаши Аджня чакра является местом, откуда в нас распространяется (проистекает) духовное водительство.

В процессе практик пранаямы, направляя энергию праны в индивидуальные чакры, в медитации на соответствующую чакру мы можем включить все вышеупомянутые аспекты или качества чакр в нашу жизнь для духовного проживания и продвижения. Медитация на Аджня чакре, на которую йоги по преимуществу и медитируют, создает глубокое духовное знание. Конечно, эти результаты зависят в первую очередь от интенсивности и искренности качества медитации, а не от количества.

 

Пробуждение Кундалини

 

Под духовным руководством опытного и компетентного учителя (гуру) люди получают глубокие знания о правильных способах практики выполнения йоговских асан, медитаций, декламации мантр, пранаям, а также о том, как облагородить чувственные желания тела. С помощью этих практик энергия праны становится высоко заряженной. Затем эта энергия переносится вниз, к основанию Кундалини, через Пингала и Ида Нади, сопровождаемая чувственной силой мысленного представления о пробуждении Кундатини, что передается эфферентными и афферентными потоками нервной системы нашего тела. Затем энергия праны в форме тепла вызывает разворачивание Кундалини Шакти, пробуждая ее ото сна. Под воздействием энергии праны пробудившаяся Шакти поднимается теперь вверх через канал Шушумны и пересекает все чакры, одну за другой на своем пути к Сахасрара чакре. И в каждой пробужденной чакре духовная монада делает шаг по пути сознания для достижения в конце концов состояния абсолютного знания, которое находится за пределами времени и пространства. «Когда Кундалини пробужден и входит в канал Шушумны, все ощущения находятся в ментальном пространстве. Когда он достигает этого конца канала, который открывается в мозг, беспредметное восприятие находится в пространстве знания», – написал Свами Вивекананда в своей книге «Раджа‑йога».

По закону природы восходящее путешествие Кундалини Шакти по большей части прерывается в Манипура чакре, и она опускается обратно к своему основанию. При интенсивной и постоянной практике йоговских процессов Кундалини Шакти неоднократно пробуждается от своей дремоты, чтобы продолжать свое восхождение для достижения по меньшей мере Аджня чакры, этой колыбели духовного откровения. Шествие отсюда к еще более высокой точке чакры затем становится духовным препятствием. Приходя в конце концов к Сахасрара чакре после долгих лет духовного созерцания, Шакти объединяется здесь с Шивой. Этот метафизический союз определяется как Шива‑Шакти или Пуруша‑Пракрити, в физическом поле это союз человеческого сознания с сознанием высшего божества. Это ведет к страстному мрачному видению внутреннего света, как сказано Свами Йоганандой. В этот момент Сатчитананда открывается Дживе, сокровенное бытие и истинное «Я» становятся свободными от власти материи. Действительное проживание этого метафорического состояния навсегда вносит духовное изменение в социальные установки и сознание физического и ментального тела. Для достижения этой цели следует практиковать йогу в течение всей жизни, однако в конечном счете успех зависит от милости Бога. Проекция этого феномена на повседневную жизнь будет оказывать постоянное духовное воздействие на сознание через размеренные практики пранаямы и медитацию.

Редким феноменом является преуспевание мистической личности в подъеме Шакти к сердечному центру Анахата чакры. Только очень немногие великие йога, подобные Шри Рамакришне и другим, как было упомянуто в гл. 2, были способны поднять Шакти к высшему центру Сахасрара чакры и удерживать ее там относительно долго, испытывая в трансе искрящийся свет Сатчитананды. Они – живые примеры того, как огромно воздействие Кундалини. Физическая выносливость и духовное сознание ведут нас по пути постоянного самосовершенствования.

В продолжение вышеописанной подготовки к классической форме процесса пробуждения Кундалини требуется упорно следовать первым семи из восьми дисциплин Астанга‑йоги (п. 2.3). Пранаяма, четвертая из этих дисциплин, объясняется в этих предыдущих главах. Посредством практики пранаямы нам дается возможность настраивать разум в астральном и физическом плане, создавая гармоничное душевное равновесие в жизни. Касательно этого душевного равновесия мой гуру однажды сказал мне: «…знай, что радость без возбуждения есть признак душевного равновесия». Это требует глубокого доверия между учеником и мастером.

Душевное равновесие, которое можно также определить как эмоциональную сбалансированность, создает механизм психического управления для нейтрализации огромной физической и психической энергии, разряжающейся в процессе пробуждения Кундалини. Это равновесие дает возможность для выхода за пределы волн энергии, поднимающихся в теле в процессе пробуждения Кундалини как волны некоего неземного блаженства. Практикующие могут испытывать в процессе этого смятение и страх. Они могут столкнуться с такими препятствиями, как прилив тепла к голове, тяжелое потение, постоянная дрожь, эмоциональный прилив, потеря контроля над собственными чувствами, судороги, ощущение хаоса, страх смерти и тому подобное. Страх смерти обостряет ощущение кризиса. Этот кризис также может внезапно появиться в такой неожиданной ситуации, как спонтанное пробуждение Кундалини. Но причиной подобного кризиса не всегда бывает пробуждение Кундалини. Здесь встает естественный вопрос, как часто может происходить спонтанное пробуждение Кундалини?

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.