Особенности правовой охраны коллективного знака — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности правовой охраны коллективного знака

2023-02-03 26
Особенности правовой охраны коллективного знака 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 1510. Право на коллективный знак

1. Коллективным знаком является товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, которые производятся и (или) реализуются лицами, входящими в состав того или иного объединения.

Обязанность России предоставлять охрану коллективным знакам вытекает из ст. 7 bis Парижской конвенции, которая и является тем международным договором, ссылка на который содержалась в ст. 20 Закона о товарных знаках. Редакция ст. 20 была явно неудачной, так как порождала видимость того, что коллективными знаками в РФ могут обладать лишь иностранцы. Между тем приобретать права на такие знаки могут и объединения российских предприятий, хотя подобная практика в нашей стране пока не получила широкого распространения.

Коллективный знак должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к индивидуальным товарным знакам. Однако правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей.

2. Прежде всего коллективный знак может принадлежать только объединению хозяйствующих субъектов. Если ранее в ст. 20 под ним понимались лишь союзы, хозяйственные ассоциации или иные добровольные объединения предприятий, то сейчас закон указывает на любые объединения лиц, создание и деятельность которых не противоречит законодательству государства, в котором оно создано. Это, в частности, означает, что владеть коллективными знаками могут не только некоммерческие, но и коммерческие объединения, например холдинги. При этом коллективный знак является объектом исключительного права объединения как такового, а не права, совместно принадлежащего входящим в его состав лицам.

Субъектами пользования коллективного знака могут быть только такие входящие в объединение лица, за которыми по закону признается возможность обладания индивидуальным товарным знаком. Будучи включенными в состав объединения, эти лица становятся пользователями коллективного знака. Сведения о предприятиях, имеющих право на пользование коллективным товарным знаком, вносятся в Реестр товарных знаков, а также в выдаваемое объединению свидетельство.

Необходимым условием регистрации коллективного знака является наличие у товаров, которые будут обозначаться этим знаком, единых качественных или иных общих характеристик.

Объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный знак, обладает правом контроля за его использованием.

Указанные выше условия использования коллективного товарного знака отражаются в специальном правовом документе, именуемом уставом коллективного знака. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного знака.

3. Из п. 2 следует, что коллективный знак и право на его использование не могут передаваться другим субъектам, не входящим в состав объединения. Таким образом, приобрести право на использование коллективного товарного знака можно лишь, став членом соответствующего объединения.

Как указывалось в коммент. к п. 6 ст. 1483 ГК, правообладатели коллективных товарных знаков не могут давать согласие на регистрацию сходных с ними до степени смешения товарных знаков.

4. Пункт 3 предоставляет участникам объединения возможность использовать коллективный знак в качестве единственного средства для обозначения товара либо применять его наряду со своим индивидуальным товарным знаком. На практике индивидуальные товарные знаки участников объединения нередко включают в себя отдельные элементы коллективного товарного знака.

 

Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака

1. Коммент. ст. определяет особенности регистрации коллективного знака. Помимо документов, входящих в состав или прилагаемых к заявке на регистрацию любого товарного знака, к заявке на коллективный знак прилагается особый документ - устав коллективного знака. По смыслу закона данный документ разрабатывается самим объединением и принимается им в том порядке, который действует в данном объединении в зависимости от его характера.

2. Пункт 1 указывает перечень обязательных сведений и условий, которые должны быть отражены в уставе коллективного знака. Пункт 2.12.2 Правил подачи заявок на товарные знаки воспроизводит указанный перечень без какой-либо его конкретизации. Между тем ряд положений, включаемых в устав коллективного знака, требует пояснений.

В частности, целью регистрации коллективного знака является создание единого средства индивидуализации товаров, работ и услуг, которые производятся и (или) реализуются входящими в состав объединения лицами. Тем самым потребителям гарантируется определенное качество или иные общие свойства этих товаров, работ и услуг.

Перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком, означают необходимость описания в уставе коллективного знака таких характеристик товара, которыми обладают все товары, производимые и (или) реализуемые участниками объединения. Сказанное вовсе не означает, что коллективный знак может использоваться лишь для обозначения однородных товаров. Сами по себе товары могут относиться в различным классам, но быть при этом связанными общей технологией их производства, составом используемых материалов, известным уровнем качества и т.п.

Под условиями использования коллективного знака понимаются условия его применения как на самом товаре (его упаковке), так и в иных формах (в рекламе, на официальных бланках, вывесках и т.п.). Устав может предоставлять участникам объединения как неограниченные возможности по использованию коллективного знака, так и ставить использование знака в определенных формах в зависимость от определенных обстоятельств. Если наряду с коллективным знаком входящие в объединение лица пользуются своим собственным товарным знаком, устав может регламентировать порядок их взаимного применения, расположения по отношению друг к другу и т.п.

Порядок контроля за использованием коллективного знака предполагает определение уставом органов, осуществляющих контроль за использованием знака, описание в уставе их полномочий, а также прав членов объединения в рассматриваемой сфере.

Наконец, устав коллективного знака должен предусматривать конкретные меры ответственности за нарушение устава, к которым могут относиться: введение временного запрета на пользование коллективным знаком отдельными членами объединения до устранения выявленных нарушений; возложение на нарушителя устава обязанности по устранению последствий нарушения; исключение лица из состава объединения.

3. Пункт 2 коммент. ст. указывает на то, что сведения о лицах, имеющих право пользования коллективным знаком, а также о единых качественных и иных общих характеристиках товаров, в отношении которых знак зарегистрирован, подлежат официальному опубликованию. Такую публикацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

4. Пункт 3 коммент. ст., которому корреспондирует подп. 2 п. 1 ст. 1514 ГК, указывает на дополнительное основание досрочного прекращения правовой охраны коллективного знака. Иными словами, помимо общих оснований, по которым может быть прекращена правовая охрана любого товарного знака, коллективный знак может прекратиться из-за того, что он используется на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Такое решение принимается судом по заявлению любого заинтересованного лица, проявившего такую инициативу. При этом правовая охрана может быть прекращена полностью или частично (например, лишь в отношении части товаров, не обладающих едиными характеристиками).

5. Возможность преобразования коллективного знака в обычный товарный знак и наоборот (п. 4 коммент. ст.) появилась в российском законодательстве лишь в декабре 2002 г. При этом такое преобразование допустимо в отношении как уже зарегистрированного знака, так и знака, только заявленного к регистрации. В обоих случаях порядок данного преобразования устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Применительно к преобразованию заявок такой порядок установлен п. 6.7.1-6.7.2 Правил подачи заявок на товарные знаки. Его сущность сводится к необходимости представления ряда дополнительных документов, главными из которых являются: применительно к преобразованию заявки на регистрацию обычного товарного знака в коллективный - устав коллективного знака; применительно к преобразованию заявки на коллективный знак в заявку на обычный знак - согласие всех лиц, которые могли приобрести право на пользование коллективным знаком в случае регистрации последнего. В обоих случаях преобразование заявок возможно до принятия по ним решений. При преобразовании заявки приоритет определяется по дате подачи первоначальной заявки.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.