Султанская власть и имперские амбиции. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Султанская власть и имперские амбиции.

2023-01-16 23
Султанская власть и имперские амбиции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Внутреннее управление османского бейлика на первых порах было крайне примитивным. Осман и Орхан утверждались в звании бея на совете племенной знати. Бей выступал прежде всего как военачальник, а основной его функцией являлась организация военного дела для осуществления грабительских походов против соседей. В качестве ближайших сподвижников бея выступали его родственники – сыновья, братья, которых он назначал правителями захваченных городов и крепостей.

В ходе предпринятых в первой половине XIV в. завоеваний процесс социальной дифференциации в османском обществе усилился. Племенная знать, сосредоточившая в своих руках большие богатства в виде земель, скота и золота, все дальше отрывалась от основной массы населения, постепенно оформляясь в правящий класс.

Большое значение для ускорения эволюции общественных отношений имело постепенное слияние тюркских племен с местным оседлым {117} населением, являвшимся носителем иных (византийских) цивилизационных порядков. Важную роль в социально‑экономической жизни княжества играли и города, особенно Бурса, Изник и Анкара, которые были не только административными, но и торговыми, культурными и ремесленными центрами.

По мере расширения территории бейлика усложнялось его управление. При Орхане появились первые везиры, начала чеканиться собственная монета – акче, весом 1,15 г, содержавшая первоначально до 90% серебра. Изменилась и организация армии. Были созданы отдельные отряды пехоты (яя, или пияде ) и конницы (мюселлем ). Во время походов воины, входившие в эти отряды, получали жалованье в размере 1 акче ежедневно. В мирной обстановке они обрабатывали земли, выделенные им для личного пользования центральной властью и освобожденные от налогов. Так был сделан первый шаг на пути перехода от племенного ополчения к феодальной армии. Хотя созданное в первой половине XIV в. войско состояло в основном из пеших и конных общинников‑ополченцев (азапов и акынджи ), военные преобразования в бейлике, свидетельствовали о далеко идущих планах его правителей. Новое войско должно было обеспечить не только завоевания на Балканах, но и объединение Малой Азии под их властью. Успешная реализация этих планов позволила Мураду незадолго до смерти принять титул султана.

Важнейшую роль в укреплении централизованной монархии сыграло обращение османской правящей верхушки к практике раздачи условных земельных пожалований – тимаров. Как правило, первые османские тимары представляли собой ненаследственные пожалования части завоеванных земель, дававшиеся их владельцам – сипахи при условии обязательного выполнения определенной, чаще всего военной, службы. С XV в. условные держания (их общее название дирлики ) различались прежде всего по размерам их доходов. Собственно тимарами считались владения, приносившие от 3 тыс. до 20 тыс. акче. Получавшие их сипахи обычно называются тимариотами. Более крупные земельные пожалования – зеаметы – давали их держателям (заимам ) доход от 20 тыс. до 100 тыс. акче. Наконец, существовали и крупные наделы – хассы – с доходами свыше 100 тыс. акче. Основной обязанностью тимариотов и займов было участие в военных походах вместе с определенным количеством снаряженных ими людей. Хассы предоставлялись лицам, занимавшим высокие государственные посты, на время их службы.

Тимарная система должна была обеспечить воспроизводство основной массы сипахи – наиболее многочисленной прослойки складывающегося феодального класса. Авторы XV–XVI вв. относили их к категории "людей меча", поскольку сипахи были обязаны нести военную {118} службу в рядах конного ополчения и одновременно отвечать за поддержание порядка на местах и исправное выполнение зависимым крестьянством повинностей перед государством. Само возникновение этой системы стало возможным в результате расширения османских владений за счет Византии и балканских государств. В свою очередь увеличение численности владельцев тимаров означало значительное повышение военного потенциала Османского государства, а следовательно, и возможности продолжения и расширения масштабов агрессивной внешней политики.

В немалой степени усилению османского могущества способствовало создание первых частей постоянного войска, состоявшего на казенном содержании. Они получили название янычар (от турецкого "ени чери" – "новое войско"). Первый такой отряд пехоты был сформирован еще при Орхане и насчитывал всего тысячу человек. Специфика нового янычарского корпуса определялась тем, что формировали его из лиц рабского статуса – военнопленных, купленных невольников. Вырванные из своей культурно‑религиозной среды, лишенные родственных связей, отданные в обучение представителям дервишского ордена бекташей и обязанные соблюдать их устав, в том числе обет безбрачия, янычары превратились в замкнутую военную корпорацию средневекового войска – гвардию османских султанов. Они предназначались главным образом для ведения захватнических войн, но при их помощи султаны могли ограничивать своеволие сипахи и держать в повиновении население завоеванных стран.

Османская экспансия на Балканах привела к включению в состав государства народов, которые резко отличались от самих завоевателей как по уровню социально‑экономического и культурного развития, так и по этно‑конфессиональной принадлежности. Отсутствие прочных экономических и социальных связей между подданными султана заставляло правящую верхушку уделять особое внимание не только военной силе, но и исламу как важнейшему фактору духовного единения. Поэтому первостепенное значение придавалось распространению мусульманской религии на вновь завоеванных территориях в Юго‑Восточной Европе за счет насильственной исламизации населения, а также создания многочисленных религиозно‑культурных центров на базе вакуфной собственности.

На раннем этапе османской истории носители светской и духовной власти – военный предводитель (бей) и шейх дервишского ордена – выступали как равные по возможностям и влиянию руководители турок‑османцев на территории, захваченной у "неверных". Во второй половине XIV в. военные предводители превратились в султанов, место еретических дервишских шейхов заняли улемы – ученые богословы. Благодаря усилиям последних суннитский толк ислама приобрел господствующее {119} влияние в османском обществе. С помощью улемов создавался аппарат государственной власти, из их среды вышли первые османские везиры. Привлечение основной массы улемов к административному управлению существенно укрепило авторитет султанов и централизованный характер политического режима.

Большими новшествами отмечено время правления Баязида I. Он придавал особое значение укреплению государственной казны, введению новых налогов, основанных не на шариатских нормах, но на принципе урф (на основе традиции). При нем были проведены первые переписи податного населения, учреждены соответствующие писцовые книги – тахрир дефтерлери. Тогда же в широких масштабах начала развиваться система капыкулу ("государевых рабов") – использования лиц рабского статуса не только в войсках, но и на государственной службе. Более четкие формы обрело административное устройство страны. В 1393 г. было создано второе бейлербейство в Анатолии. Как и румелийское, оно делилось на менее крупные образования – санджаки. Само слово "санджак" (как и его арабский эквивалент “лива” ) означало "знамя”, иными словами – определенный воинский контингент из числа сипахи, который может быть выставлен с данной территории. Соответственно управитель санджака – санджакбей, или мирлива, считался и командиром этого военного отряда. Со времен Баязида Йылдырыма именно санджаки стали основной административной единицей в Османском султанате.

Рвение, с которым Баязид занимался организацией государственного механизма и утверждением центральной власти, определялось широкими амбициозными планами султана. Достигнутые им военные успехи породили у него идею создания могущественной империи в Европе и Азии, от Средиземного до Красного морей. С этой целью он начал даже осаду Константинополя, но поражение в 1402 г. от Тимура под Анкарой перечеркнуло эти замыслы. Армия Баязида была разгромлена, а сам султан и два его сына попали в плен.

 

Социально‑политический кризис в Османском государстве в начале XV в.

 

Нашествие Тимура опустошило Малую Азию. Под угрозой оказалось будущее Османского государства, поскольку были восстановлены Караман и другие бейлики, а резко сократившиеся владения Османов в Анатолии Тимур разделил между сыновьями умершего в марте 1403 г. Баязида. В 1404 г. грозный завоеватель вернулся в Среднюю Азию, где в следующем году умер. После ухода его войск началась ожесточенная борьба между сыновьями Баязида, каждый из которых пытался занять престол умершего в плену отца. Через несколько лет из четырех братьев в живых осталось лишь двое – Муса и Мехмед. В 1413 г. в решающем бою Муса потерпел поражение, а затем {120} был схвачен и обезглавлен. Мехмед (1413–1421) стал единовластным хозяином османских владений в Европе и Малой Азии.

В междоусобной войне сыновей Баязида отчетливо проявилось столкновение различных социальных сил в османском обществе. По сообщению турецкого хрониста Ашикпашазаде, Муса в своей борьбе за власть опирался на племенное ополчение, Мехмеда же поддержали сипахи, составлявшие ядро его армии. Победа Мехмеда означала торжество феодального ополчения над войском свободных общинников. С этого момента сипахийская конница становится первостепенной боевой силой османской армии, а отряды яя и мюселлемов теряют свое значение и превращаются в военно‑вспомогательные корпуса.

Захватнические войны на Балканах и в Малой Азии создали условия для ускорения социальной дифференциации среди завоевателей. Быстро накапливал материальное богатство и политические привилегии господствующий класс, куда наряду с верхушкой бейлика вошли те представители династий, правивших в анатолийских эмиратах и балканских государствах, которые перешли на службу к османским султанам. У простого люда соответственно росло количество обязанностей перед правителями и государством, а его права все более урезывались. Соответственно менялись устои хозяйственного быта, основы политической, идейной и культурной жизни. Все эти перемены не могли пройти безболезненно. Они стали причиной острого социально‑классового конфликта в стране.

Его основу составил протест земледельцев и скотоводов, превращавшихся в феодально‑зависимое население – райю. Особенно остро ощущалось недовольство в массе туркмен‑кочевников, которая составляла ударную силу на начальном этапе османских завоеваний на Балканах и одновременно являлась средой распространения шиитских – еретических, с точки зрения правителей страны, – религиозных идей. С течением времени эти кочевники стали переходить к оседлости и сочетать скотоводство с земледелием, а военные промыслы с мирной жизнью. Поскольку их роль в военных экспедициях постепенно уменьшалась, султанские власти все более настойчиво стремились ограничить их свободу и низвести до уровня обычного податного населения. Недовольство этих "бездельников и бродяг" (как называли их османские придворные хронисты) несомненно передавалось и другим группам сельских жителей, чье экономическое положение резко ухудшилось в начале XV в. из‑за разрушений, произведенных нашествием Тимура и длительной борьбой сыновей Баязида за власть.

Обострение классовых противоречий дополнялось и осложнялось конфликтом в самом господствующем классе. Представители племенной верхушки, располагавшие значительной властью в османских пограничных владениях на Балканам, открыто демонстрировали свои {121} оппозиционные настроения, поскольку их самостоятельность и влияние при султанском дворе быстро уменьшались из‑за осуществления курса на создание сильного централизованного государства. Соединение протеста крестьянства с борьбой внутри высших слоев османского общества создало обстановку острого социально‑политического кризиса. Отчасти он нашел свое выражение в междоусобной войне за османский престол, но высшей точки достиг в ходе восстания 1415–1416 гг.

Идейным руководителем народного выступления стал выдающийся мыслитель и общественно‑политический деятель средневекового мусульманского Востока шейх Бедреддин Симави (1358–1416). Сложный путь идейных споров, нравственного совершенствования и религиозно‑философских исканий привел этого ученого‑теолога к еретическим идеям пантеизма (отождествления бога с окружающим миром) , к проповеди братства людей вне зависимости от их религиозного вероисповедания, порицанию социального и имущественного неравенства. Сообщения современников о том, что Бедреддин все свое имущество роздал бедным, а сам одел грубый шерстяной плащ – власяницу, бывшую символом добровольной нищеты, позволяют вспомнить замечание Ф.Энгельса об аскетизме, "который мы обнаруживаем во всех средневековых восстаниях, носивших религиозную окраску".

Проповеди шейха и его образ жизни принесли ему большую популярность задолго до восстания. Еще в 1404–1405 гг., когда Бедреддин возвращался из Каира в Эдирне, народ устроил ему восторженный прием. В Конье, Кютахье, Айдыне, Тире, Измире, Бурсе, Эдирне и в окрестных селах он приобрел много приверженцев. Один из претендентов на султанский престол – Муса, зная, что народ почитает Бедреддина за святого человека, назначил его своим кадиаскером (военным судьей). После поражения Мусы шейх был отправлен в ссылку в Изник. В ссылке Бедреддин Симави приходит к выводу о необходимости осуществления идей социального и имущественного равенства наиболее радикальным, революционным путем – через народное восстание. В начале 1415 г., зная о накалившейся обстановке в стране, он решил действовать и направил ряд своих учеников – мюридов в районы Западной Анатолии, где недовольство было особенно сильным. Весной того же года два его ученика – Мустафа Берклюдже и Торлак Кемаль подняли восстание в районах Измира и Манисы.

Социальная программа восставших выражалась лозунгом всеобщего равенства. Мустафа Берклюдже проповедовал среди крестьян идеи общего пользования и владения продуктами труда (съестными припасами, одеждой и пр.), а также землей и рабочим скотом. Ему приписывают изречение: "Я такой же хозяин в твоем доме, как ты в своем, а ты в моем, как в своем, за исключением женской половины". Программа Берклюдже носила явно популистский характер и привела {122} к нему немало сторонников – крестьян, начавших вооруженную борьбу против султана. Проповедуемые учениками Бедреддина идеи равенства религий также имели большой успех, особенно среди немусульманского населения.

Отряды, возглавляемые Берклюдже Мустафой и Торлак Кемалем, насчитывали около 10 тыс. человек, они сумели нанести ряд поражений султанским войскам. Однако вместо того, чтобы расширить район восстания и привлечь на свою сторону новые массы крестьян, руководители выступления остались на месте и придерживались оборонительной тактики. Тем временем султан Мехмед I собрал крупные силы и последовательно разгромил вначале отряды Берклюдже Мустафы, а затем Торлак Кемаля. Оба руководителя и все их сторонники, попавшие в плен, были казнены.

Узнав о начавшемся восстании в районе Измира, шейх Бедреддин бежал из своего заточения к правителю княжества Джандар Исфендияру. Тот помог шейху добраться до Валахии. Оттуда с помощью другого противника Мехмеда, господаря Мирче Старого, Бедреддин переправился через Дунай и обосновался в лесах Дели Ормана. Несколько позже во главе собравшихся вокруг него приверженцев шейх двинулся к городу Стара Загора с тем, чтобы начать наступление на Эдирне. Бедреддин принял имя Махди (мессия), который по догматам шиитского ислама должен явиться на землю, чтобы избавить людей от страданий и притеснений. Политика шейха была несколько отлична от действий его учеников: если последние обращались за поддержкой лишь к простому народу, то Бедреддин искал сторонников и среди представителей правящего класса, обещая им земли и высокие должности. Среди участников его похода было немало лиц, ранее выступавших в поддержку Мусы и потерявших впоследствии свои тимары и звания.

Начиная в июле 1416 г. поход, шейх рассчитывал, что войска султана будут заняты борьбой с восставшими в Малой Азии и осадой Салоник, где обосновался еще один претендент на султанский престол, объявивший себя сыном Баязида Мустафой и известный в османских исторических хрониках как Дюзме (Самозванец) Мустафа. Однако к тому времени восстание в Малой Азии было подавлено, а Дюзме Мустафа бежал из Салоник под опеку византийского императора. Султан смог перебросить верные ему части против сторонников Бедреддина и разбить их в ходе сражения. Сам шейх вернулся в леса Дели Ормана, чтобы начать подготовку к новому выступлению, но был выдан предателями султану и казнен в декабре 1416 г.

Движение, возглавленное шейхом Бедреддином Симави, стало наиболее ярким выражением кризиса в османском обществе. В него были вовлечены значительные массы крестьянства, кочевников, низшие {123} звенья османского воинства, которые страдали как от экономических тягот, так и от перемен, происходивших в государстве. Совпадение конфликта в верхах с открытым недовольством народных низов отражало реальные трудности развития османского общества. Сам же кризис подтолкнул султанское окружение к осуществлению более решительных мер по распространению тимарной системы и укреплению центральной власти.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.