Понятие «внутриличностный конфликт» в современной психологии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие «внутриличностный конфликт» в современной психологии

2022-12-20 23
Понятие «внутриличностный конфликт» в современной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

Каждый человек постоянно находится в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда «спокойная совесть», такой человек, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который «никогда не свободен от вины». А с точки зрения другого великого философа — В. Соловьева в этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных.

Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в меру  не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

Научное изучение внутриличноcтного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа — австрийского ученого Зигмунда Фрейда, раскрывшего биопсихологический и биоcоциальный характер внутриличноcтного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др.

Внутриличностный конфликт– это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).Такое определение дает С.М.Емельянов (2009).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении:

· Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей, групп людей.

· Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.

· Латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Таким образом, внутриличностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Рассмотрим основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.

1) В рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке.

Согласно З.Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З.Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (SuperEgo).

Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

 «Я» – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствии с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

Сверх – Я – это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

З.Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

2) Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера. Согласно взглядам А.Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два.

Во-первых, - это развитие «социального чувства», социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т.п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т.п.

Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления:

а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.);

б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.);

в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

3) Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга. В его теории внутриличностный конфликт – это регресс на более низкий уровень психики, т.е. он происходит в сфере бессознательного.

К.Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В своей книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К.Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К.Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого, он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт.

Главными в типологии Юнга является направленность – экстраверсия и интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.

4) Мотивационные конфликты по Курту Левину. Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внутриличностных конфликтов, заложенная Левином, который выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Описание этого вида конфликтов, принадлежащее Левину, считается классическим. Левин рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины, различая при этом три основных варианта конфликтов.

Кроме изложенных нами психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

Например, когнитивные конфликты, в основе которых лежит столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К.Роджерсу (1994), лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне.

Бихевиоризм рассматривает внутриличностный конфликт как плохую привычку, результат ошибочного воспитания.

В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных психологами, основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Среди отечественных психологов внутриличностные конфликты исследовал А.Лурия (1930), который под ними понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции. Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, Н.Левитов и др.

В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы.

Таким образом, в зависимости от того, какие стороны внутреннего мира вступают во внутренний конфликт, психологи различных школ и направлений выделяют шесть основных видов внутриличностных конфликтов:

1. Мотивационный конфликт (З.Фрейд, К.Хорни, К.Левин).

2. Нравственный конфликт (В.Мясищев, Ф.Василюк, В.Франкл).

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю.Юрлов, А.Захаров, А.Харитонов).

4. Ролевой конфликт.

5. Адаптационный конфликт.

6. Конфликт неадекватной самооценки (А.Петровский, М.Ярошевский, А. Адлер).

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительного сохраняющегося внутриличностного конфликта.

А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов выделяют показатели внутриличностного конфликта.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценности выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

 

1.2 Формы проявления и причины возникновения внутриличностных конфликтов студентов

Следующая немаловажная проблема, требующая рассмотрения – формы проявления внутриличностных конфликтов.

Для выделения форм проявления внутриличностных конфликтов рассмотрим причины внутриличностного конфликта, их можно разделить на два вида:

1. Внутренние – личностные противоречия, зависимые от духовного развития индивида. Чем выше самокритика и способность оценивать свои действия, тем больше вероятность возникновения конфликтов;

2. Внешние – ролевая борьба, связанная с занимаемым в группе положением. Положение личности в социуме могут идти вразрез с внутренними установками человека.

1) Внутренние причины

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

· противоречие между потребностью и социальной нормой;

· противоречие мотивов, интересов и потребностей (и на прогулку с подругами хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);

· противоречие социальных ролей (и в институте надо задержаться для выполнения требования педагога, и с братом погулять);

· противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя.

Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ - большее. И никакого конфликта не возникает.

2) Внешние причины

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе; положением личности в обществе.

· Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В работе «Психология индивида и группы» выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:

1. физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: осужденный, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; скудная заработная плата, не позволяющая хозяйке приобрести то, что ей хочется; охранник, не пропускающий в институт;

2. отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);

3. биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме);

4. социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов). Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей — мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

· Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макроcистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Исходя из всех причин внутриличностного конфликта, что мы представили ранее можно выделить формы проявления внутриличностного конфликта.

Внутриличностный конфликт может быть выражен в форме:

· Неврастении (подавленность, упадок работоспособности, бессонница);

· Эйфории (публичное повышение настроения, смех со слезами);

· Регрессии (отказ от принятия ответственности, примитивизм);

· Проекции (излишняя критика, негативное отношение к окружающим);

· Номадизма (стремление к всестороннему изменению окружения);

· Рационализм (оправдание своих поступков, образа жизни).

Если внутриличностный конфликт не решить вовремя, то со временем он будет накапливаться и приводить к серьезным последствиям. Самые сильные из них, это стресс, невроз и фрустрация.

1. Стресс, это состояние, которое возникает ответной реакцией на эмоциональное воздействие. Он способен проявляться, как на психологическом, физиологическом, так и на поведенческом уровне. Сам стресс достаточно часто стимулирует развитие конфликта или порождает новые, так как, пытаясь от него избавиться, человек начинает срываться на ближних, выплескивать свой гнев.

2. Невроз является нервно, психическим расстройством, которое имеет психогенную природу. Невозможность разрешения внутреннего конфликта сопровождается появлением тягостных и болезненных переживаний, неудачей, недостижимостью целей, не дают удовлетворение потребностей, потеря смысла жизни. В такой ситуации речь идет о перерастании из внутриличностного в невротический конфликт.

3. Фрустрация, состояние человека, которое вызывается объективными или субъективными трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Может рассматриваться, как одна из форм психологического стресса.

Со временем внутриличностный конфликт приведет к развитию деструктивных показателей, которые станут тупиком в личностном развитии. Первыми признаками появления этого состояния являются:

· неорганизованность человека, как в физическом, так и в психическом плане,

· постоянное состояние стресса, тревожности, повышенная мнительность, зависимость от мнения других людей,

· активное участие и эффективность в любом виде деятельности заметно снижена,

· отсутствует возможность полноценно выполнять свои личные и общественные функции,

· у человека могут возникнуть полярные действия, или покорность, или агрессивность, появится уверенность в том, что он никчемен, неполноценен, возникнет неуверенность в своих силах.

Непродуктивность, как последствие внутреннего конфликта, может переходить на отношения в социуме:

· возникает желание обособиться от других членов группы, не воспринимается критика,

· обвинение других в своих ошибках и промахах или усиленная самокритика,

· неадекватная реакция на поведение людей, также такой человек может сам проявлять ненормальное поведение, вести себя демонстративно, особенно это характеризует подростковый возраст. Личность может соблюдать нормы общения, но при этом будет отсутствовать внутренняя уравновешенность.

Также можно рассмотреть и положительные последствия от конфликтов внутри личности:

· психическое состояние становится устойчивее к внутренним и внешним воздействиям,

· человек, который со временем сможет разобраться с внутренним миром, сможет выйти из внутреннего конфликта, получает возможность проще справляться с новыми конфликтами, приближается к достижению идеального я,

· конструктивное влияние в конфликтной ситуации состоит из самосовершенствования, саморазвития и самоутверждения,

· проводя борьбу с внутренними противоречиями, может закаляться воля, характер человека. Люди, которые смогли преодолеть внутренние препятствия, лучше мобилизует свои личностные ресурсы, познают самих себя.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.