Элементарные сведения из корабельной архитектуры — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Элементарные сведения из корабельной архитектуры

2022-12-20 35
Элементарные сведения из корабельной архитектуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Судном называется искусственное сооружение, приспособленное к перевозке по воде людей и тяжестей.

В зависимости от характера плавания, для которого предназначается судно, суда делятся на морские суда дальнего, или океанского, плавания, на морские суда прибрежного, или каботажного, плавания, на озерные и речные.

По материалу, из которого судно построено, суда делятся на деревянные, железные, стальные, смешанной постройки (железо и дерево) и железо-бетонные.

По роду службы они делятся на военные, почтово-пассажирские, грузо-пассажирские, грузовые, промысловые и служебные, как, например, ледоколы, буксиры, суда для обслуживания маяков и т. п. В свою очередь военные суда делятся на линейные корабли (линкоры), назначенные для борьбы с вражескими военными флотами; крейсера — суда с более легкой артиллерией, но более быстроходные; эскадренные миноносцы (эсминцы), вооруженные минами и легкой артиллерией; канонерские лодки — небольшие суда с тяжелыми пушками, назначенные для защиты берегов; подводные лодки (подлодки) и др. Грузовые суда делятся на суда, назначенные для перевозки различных, так называемых «генеральных грузов», и суда специальные: лесовозы, зерновозы, рудовозы, угольщики, наливные суда, перевозящие в своих трюмах нефтепродукты.      

По роду двигателя суда делятся на парусные, паровые (пароходы), моторные (теплоходы), гребные (лодки и шлюпки) и несамоходные (баржи), которые передвигаются с помощью буксирных пароходов и теплоходов, и барки, которые передвигаются тоже с помощью буксиров или сплавом, по течению реки.

В зависимости от службы, для которой предназначается судно, и материала, из которого строится судно, постройка производится различными способами, но главные части, так называемые члены судна (как у человека голова, руки, ноги), всегда носят одинаковые названия.

Основанием деревянного судна является брус, а стального или железного — толстый длинный лист, который называется килем. Киль оканчивается спереди и сзади вертикальными деревянными или железными брусьями, которые составляют переднюю и заднюю грани судна и называются: передний — форштевень, или стэм, а задний — ахтерштевень, или стэрн-пост.

На киль, между штевнями, устанавливаются изготовленные по форме судна рамы, или ребра, которые называются шпангоутами, и к ним приделывается обшивка — деревянная из толстых досок или металлическая из стальных или железных листов. Сверх шпангоутов кладется продольный брус, называемый кильсоном. Шпангоуты связываются между собою балками, идущими вдоль судна — стрингерами, и идущими поперек судна, которые называются бимсами. На бимсы настилаются палубы, делящие судно как бы на этажи; отсюда разделения судов на однопалубные, двухпалубные и т.д. В старом военном флоте палубы назывались деками, а корабли по числу палуб, на которых устанавливались пушки, назывались двухдечными и трехдечными.

Вооружение парусных судов

Парусные суда по типу своей оснастки или, как моряки говорят, по своему вооружению, подразумевая под словом «вооружение» не пушки, а мачты и снасти, делятся на суда с косым, прямым и смешанным вооружением, а по числу мачт — на одно-, двух-, трех- и четырехмачтовые суда. Очень редко встречаются пятимачтовые суда; в американском торговом флоте существовало и семимачтовое судно.

Косым вооружением называется такая оснастка, когда все или большинство парусов одной своей стороной прикреплены к мачтам, или снастям, которые укрепляют мачты в надлежащем положении. При прямом вооружении главные паруса привязываются к реям — бревнам, подвешенным к мачтам за середину. Таким образом, при различных маневрах с парусами косые паруса вращаются вокруг одной из своих сторон, а прямые как бы вокруг вертикальной оси, проходящей через середину паруса.

Мачты обычно состоят по высоте из нескольких отдельных частей, или колен, и собственно мачтами называются только нижние колена; вторые колена называются стеньгами, третьи — брам-стеньгами, четвертые — бом-брамстеньгами и, наконец, самая верхушка мачты, на которой поднимается флаг, называется флагштоком. Морская практика прежних времен знала только три мачты: передняя называлась фок-мачтой, средняя, самая высокая, — грот-мачтой и задняя, самая маленькая, — бизань-мачтой. В шестидесятых годах прошлого столетия, когда большие суда стали строить для увеличения быстроты хода сравнительно уже, но значительно длиннее прежних, расстояние между мачтами стало слишком увеличиваться, что вынудило ставить в середине судна добавочную, вторую, а иногда и третью большую мачту, которые и получили название второй и третьей грот-мачты. Мачты больших судов должны выдерживать громадные напряжения, и поэтому их прочно укрепляют веревками, свитыми из стальной проволоки. Здесь будет уместно сказать, что на морском языке все веревки от 1 до 5 дюймов (от 2½ до 13 сантиметров) в окружности называются тросами, тоньше 2½ сантиметров — линями, а толще 13 сантиметров — перлинями и кабельтовами. Если веревка толще 13 сантиметров скручена обыкновенным образом, то она называется перлинем, а если каждая ее прядь представляет собою отдельно скрученную веревку, то кабельтовом. Лини, тросы, перлини и кабельтовы выделываются из обыкновенной или манильской пеньки, из кокосовых волокон, из хлопчатобумажной пряжи и из стальной оцинкованной проволоки. Мачты укрепляются с боков и сзади вантами, а спереди штагами; стеньги, брамстеньги и бом-брамстеньги укрепляются сзади и с боков фордунами, или как их иногда называют, бак-штагами, а спереди тоже штагами.

Кроме перечисленных мачт и их частей, почти на каждом парусном судне бывает еще одна наклонная мачта, торчащая вперед с носа корабля. Эта мачта называется бугшпритом, второе ее колено — утлегарем, третье — бом-утлегарем. Бугшприт — прочно скрепляется с корпусом судна и укрепляется идущими от его конца к форштевню цепями или толстыми железными прутьями, называемыми ватерштагами. С боков он удерживается ватер-бакштагами; утлегарь укрепляется утлегарь-штагом и утлегарь-бакштагами, бом-утлегарь — бом-утлегарь-штагом и бом-утлегарь-бакштагами. Для того, чтобы надежнее укрепить утлегарь и бом-утлегарь, их штаги идут не непосредственно к форштевню, а к укрепленной под бугшпритом дубовой или железной распорке, называемой мартын-гиком. Мартын-гик в свою очередь притягивается назад и в стороны к бортам судна мартын-бакштагами.

 

Те реи, которые не должны подниматься й спускаться, а остаются постоянно на одном месте, соединяются с мачтами и стеньгами особыми поворотными кронштейнами или подвешиваются короткими кусками цепей, называющимися боргами. Подвижные реи поднимаются и спускаются драй-репами и фалами. Концы рей называются ноками. Ноки рей поддерживаются топенантами. В горизонтальном направлении реи ворочаются брасами. Прямые паруса пришнуровываются верхней своей стороной к укрепленным на реях железным прутьям — леерам. Когда прямой парус надо поставить, то есть растянуть, то он протягивается за нижние углы к нокам нижележащего рея снастями, называемыми шкотами.

Самые нижние паруса притягиваются прямо к бортам корабля шкотами и галсами. Убираются прямые паруса путем подтягивания к реям, как шторы на окнах. Снасти, подтягивающие низ паруса, называются бык-гарденями, бока — нок-гарденями, а нижние углы— гитовами. Косые паруса ставятся (растягиваются) фалами и шкотами, убираются гитовами и спускаются вниз ниралами. Однако убрать паруса мало; для того, чтобы их не растрепало ветром, их надо закрепить. Для этой цели под реями подвешиваются прочные веревки, называемые пертами. Матросы становятся на перты ногами, грудью ложатся на реи, а руками закатывают парус, вроде того как красноармейцы скатывают шинели, и привязывают его к реям шлейками, или сезиями.

К судам с косым вооружением принадлежат: одномачтовые — шлюп и тендер, двухмачтовые— иол, кэч и шхуна. Шхуны могут быть трех-, четырех-, пятимачтовыми и более. Двухмачтовое судно с прямыми парусами на обеих мачтах называется бригом. Трехмачтовые и более суда с прямым вооружением, если все их мачты носят прямые паруса, называются кораблями, если же задняя мачта сухая, то есть без рей и имеет только косые паруса, то такие суда называются барками. Слово барк не следует смешивать со словом барка. Барк — это только что описанное большое морское парусное судно, а барка — речное, мелкосидящее судно примитивной постройки, без парусов и машины, которое может только сплавляться вниз по течению или ходить под буксиром. Трехмачтовые корабли иногда называют фрегатами. К судам со смешанным вооружением относятся шхуна-бриги, или бригантины, — двухмачтовые суда, у которых передняя мачта носит прямое, а задняя косое вооружение, и шхуна-барки, или баркентины, трех- и более мачтовые суда, у которых передняя мачта носит прямые, а все остальные только косые паруса.

Здесь будет уместно добавить, что в русском морском языке слово корабль» часто применяется ко всякому большому судну, независимо от его вооружения, а просто употребляя слово «корабль» вместо слова «судно». Так, например, говорят: «Капитан ушел с корабля», «Мы увидали шедший навстречу корабль», «Где стоит ваш корабль?», вовсе не подразумевая при этом трех- или четырехмачтовое судно с прямым вооружением.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.