Технологическая карта реставрации масляной живописи — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Технологическая карта реставрации масляной живописи

2022-12-20 47
Технологическая карта реставрации масляной живописи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Состояние росписи (приложения №4-5):

● Загрязнения в виде набелов, строительной пыли, мусора

● Потёртости красочного слоя

● Царапины на красочном слое (само основание дефектов не имеет)

 

Причины дефектов:

● Механическое воздействие

● Нарушение условий эксплуатации

● Отсутствие у росписи защитного слоя

 

Разработка эскиза, картона и трафарета для припороха в данном случае не требуется, так как все дефекты, которые привели к разрушению красочного слоя, являются небольшими по размеру и имеют поверхностный характер. У данной росписи нет крупных утерянных фрагментов, которые невозможно восстановить без вспомогательных приспособлений.

При реставрации необходимо опираться на эскиз росписи (приложение №1) и её фотографии без дефектов (приложение №2-3).

 

Наименование операции Инструменты, материалы, приспособления Способ выполнения
Первичная расчистка от загрязнений (приложения №6-7) Щетинная кисть, ветошь Вручную Визуальный контроль
Тонировка потёртостей в один слой (приложение №8) Синтетическая кисть, масляные краски, льняное масло, палитра Вручную Опираясь на эскиз росписи и фотографии росписи до разрушения   Достаточно одного слоя краски, так как дефект имеет поверхностный характер
Первичная тонировка царапин (приложение №9) Синтетическая кисть, масляные краски, льняное масло, палитра Вручную Опираясь на эскиз росписи и фотографии росписи до разрушения   Необходимо нанести два слоя краски, так как в местах царапин красочный слой отсутствует полностью (виднеется гипсовое основание)
Восполнение утрат (царапин) вторым слоем (приложение №10) Синтетическая кисть, масляные краски, льняное масло, палитра Вручную Опираясь на эскиз росписи и фотографии росписи до разрушения
Нанесение лака (приложение №11) Даммарный лак, кисть Вручную   Защитный слой наносится после полного высыхания масляных красок. Он необходим, чтобы закрепить реставрационные работы и предотвратить дальнейшие разрушения произведения.

 

 

Инструменты и приспособления

Кляммеры – приспособления из различных материалов: деревянные, металлические. Используются для укрепления штукатурных оснований.

Дрель – для сверления отверстий в штукатурном слое при укреплении с помощью кляммеров.

Резиновая груша с металлическим наконечником или стеклянный шприц – для заполнения штукатурного слоя специальным составом при инъектировании.

Прижимные приспособления – используются для прижимания штукатурного слоя, отставшего от кладки. Состоят из щитка с амортизирующей прокладкой и прижима.

Кисти (щетинные, флейцы) – многоцелевой инструмент, в данном случае может применяться для очищения поверхности от пыли и мусора или нанесения составов.

Ватно-марлевые тампоны – универсальное средство, может использоваться для пропитки штукатурного слоя укрепляющими составами, для очищения красочного слоя, взятие пробы состава на химический анализ и т. п.

Ёмкости, посуда – для приготовления различных составов.

Марля, сито или капроновая сетка – для процеживания составов.

Лампы накаливания – для тщательного осмотра слоя лака при его исследовании.

Компрессы – обычно состоят из ткани и плёнки, используются для размягчения слоёв живописи, пропитки растворителями.

Наждачная бумага или пемзовый камень – для выравнивания слоя лака при его реставрации посредством соскабливания неровностей, бугорков.

Скальпель – применяется для расчистки или удаления слоя краски или лака, «сухого» раскрытия живописи,

Шпатели – используются для удаления многослойных малярных покрасок на поверхности живописи

Стеки, лопаточки – для нанесения растворов при восполнении утрат.

Фильтровальная бумага и курант – для обезжиривания масляных красок и приготовления состава на лаке.

Палитра – для смешивания красок.

Поролоновый валик – для нанесения краски при больших размерах вставок.

Картоны – используются при больших утратах орнаментальных росписей с полным воспроизведением рисунка.

Трафарет для припороха – используют для переноса рисунка на утраченный участок росписи при больших утратах.

 

 

Материалы

Для укрепления штукатурных оснований:

· Штукатурный раствор для бортовой обмазки – раствор с вяжущим, состав которого аналогичен составу уклепляемого штукатурного слоя.

· Эмульсии или растворы из клеящего вещества в органических растворителях с полярными свойствами – для укрепления деструктированного штукатурного слоя, обеспечивают сцепление деструктированных частиц: шеллак, ПХВ, кремнийорганическая смола.

· Воско-канифольно-кальциевое водонерастворимое мыло – хорошо проникает в поры деструктированного штукатурного слоя благодаря подвижности растворителей

· Составы для инъектирования – ПХВ, известково-казеиновый, на основе гашеной извести с добавлением САК, на основе извести-кипелки; на основе тонкомолотого цементного клинкера

Для укрепления красочного слоя:

· Коллагеновые клеи - большая группа белковых (животных) клеёв. В реставрационной практике используют главным образом осетровый клей – лучший из рыбьих клеёв.

● Поливиниловый спирт (ПВС) – заметно улучшает эластичность клеевой плёнки; синтетический, бесцветный, водорастворимый полимер, пластифицируется водой и глицерином.

● Воско-смоляные составы – приготовляются из очищенного воска и мягких смол и разбавляются до получения рабочей пасты пиненом или скипидаром: пчелиный воск, мягкие смолы, канифоль, даммара, мастикс, мягкий копал, воско-смоляные мастики.

● Водонерастворимые мыла – обладают положительными качествами для укрепления структуры и подклейки частиц штукатурного и красочного слоёв.

● Водные дисперсии сополимеров винилацетата – обеспечивают укрепление структуры слоёв, образуют воздухо- и паропроницаемые плёнки: ВА 2ЭГА и СВЭД.

● Составы на основе полибутилметакрилата – устойчивы к старению, варьируются в зависимости от специфики росписи, характера её разрушений и местонахождения.

 

Для ликвидации поверхностных загрязнений:

· Моющие средства и составы – в порошках или густых эмульсиях, на основе пинена, этилового спирта, «детского» мыла, растительного масла, глицерина в различных соотношениях. Порошок «Лотос», эмульсия «Прогресс-М» и другие.

 

Для антисептирования, ликвидации биопоражений - антибиотики:

· 1-2%-ный раствор катамина АБ или катапина бактерицидного

· 3%-ный раствор формалина

· 40%-ный раствор формальдегида

· Квартолит

· Катамин А

 

Для удаления и реставрации лаковых покровов:

· Составы из органических растворителей – размягчают слои живописи: на основе этилового спирта, пинена, ацетона, бутилацетата, составы «РТТ» и другие.

 

Для удаления позднейших наслоений:

· Состав из этилового спирта и воды – используется для удаления бумаги или обоев с применением компресса.

· Состав из воды, этилового спирта и ацетона – для удаления набелов.

· Смывка АФТ-1 или СМ-1 – для удаления верхних слоёв малярных покрасок.

· Органические растворители – для размягчения покрасок.

· Лак, разбавленный пиненом (иногда с длбавнением отбеленного масла) – для протирки поверхности от растворителей при удалении лака.

 

Для восполнения утрат основ и грунтов:

· Известково-песчаный штукатурный раствор – приготовляют из просеянного песка без примесей и хорошо гашеной извести.

· Известково-песчано-гипсовый раствор – с добавлением не более 10% гипса и небольшого количества воды.

· Цементные растворы – из порошка белого цемента и песка.

· Гажевые растворы – готовится из воды и гажи в одинаковом соотношении с добавлением порошка кирпича и древесного угля.

· Шпаклевки на эмульсионных связующих – имеют в составе казеиновый или коллагеновый клеи, натуральную олифу и порошок мела в качестве наполнителя.

· Олифа – используется для насыщения поверхности шпаклевки перед восстановлением утрат грунта.

· Грунты – для обеспечения адгезии между штукатуркой и красочным слоем, который планируется восстановить.

 

Для тонирования и воссоздания утраченной живописи:

· Масляные краски I и II групп – смесь пигмента, масла и некоторых добавок; должны использоваться материалы, аналогичные материалам реставрируемой живописи

· Разбавители масла – для разжижения красок, достижения эффекта глянцевости или матовости: воск, нашатырный спирт, хозяйственное мыло.

· Масляно-лаковые краски – изготавливаются вручную художниками-реставраторами посредством обезжиривания масляных красок.

· Акварельные краски – могут использоваться для тонирования и подмалёвка; не изменяются в цвете при высыхании, создают лессировочный слой.

· Раствор мыла или сухие пигменты – для снятия блеска и придания матовости.

· Эмульсии – восковая, масляно-клеевая, омыленная известью, эмульсия омыленного воска.

· Эскизные и густотёртые масляные краски – используюся для обновления покраски фонов и обрамления орнаментов, окружения живописных панно.

· Смоляные лаки – наносят на поверхность перед процессом тонирования или восполнения утрат для создания промежуточной плёнки: даммарный, акрил-фисташковый.

 

Для заключительного этапа реставрации:

· Картинные лаки – для станковых произведений.

· Специально приготовленные лаки – с добавлением очищенного воска, который придает влагостойкость настенной живописи.

· Даммарный лак – даммара, растворённая в смеси пинена и этилового спирта.

· Акрил-фисташковый лак – полибутилметакрилатовая смола и небольшое количество фисташковой.

· Мастичный лак – 30%-ный раствор натуральной смолы мастикс в пинене.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.