Социальная стратификация: сущность, основания, типы. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Социальная стратификация: сущность, основания, типы.

2022-12-20 27
Социальная стратификация: сущность, основания, типы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В социологии существует множество концепций социально-классовой структуры общества. Ис­токи ее мы находим еще у Платона, выделявшего в обществе три основных слоя (или класса) – философы, воины, ремесленники и земледельцы. Идея деления общества на проти­воположные, антагонистические классы присутствует у социалистов-утопистов Т.Мора., Т.Кампанеллы и многих других.

Эти идеи развивали французские историки XIX в. Ф. Гизо и О. Тьерри. Они впервые ввели в на­учный оборот понятие «социальный класс», вкладывая в него главным образом политический смысл, показывая противоположность интересов различных общественных групп и неизбежность их столкновения. (Понятие «класс» используется для обозначения некоего множества, состоящего из элементов, каждый из которых обладает, как минимум, одним общим для всех свойством; именно наличие этого общего свойства и позволяет объединить их всех в единый класс). Примерно в этот же период английские экономисты А.Смит и Д. Рикардо предприняли попытки раскрыть внутреннее строение классов, их «анатомию».

Однако, наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. Маркс и Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской вер­хушки, первоначально состоящей из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.

Анализ классов Маркс производил, главным образом, в аспекте экономической жизнедея­тельности общества, а именно – отношений собственности на средства производства и капитал. Всё население он делил на тех, кто обладает собственностью на средства производства, и на тех, кто её лишен. Правда, при этом признавалось наличие и других больших групп (крестьяне, мелкая бур­жуазия), которые не находили места в этой структуре. Однако Маркс был твердо убежден, что они представляют собой пережитки докапиталистической экономики, которые будут «стреми­тельно исчезать», «размываться» по мере всё большего созревания капиталистической системы. И хотя сам Маркс не даёт четкого и однозначного определения понятия «класс», принимая его как нечто само собой разумеющееся, анализ классовой структуры индустриального капитализма XIX ст. занимает в его трудах огромное место.

Дальнейшее развитие марксистское учение о классах получило в работах Ленина, прежде всего в «Великом почине». Определение классов, данное в этой работе, было незыблемым на протяжении всей советской истории: «Классами называются большие группы людей, различающиеся: по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, кото­рой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Ленин утверждал, что главный признак класса – отноше­ние к средствам производства (владение ими или не владение), определял роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствую­щие и подчиняемые), их благосостояние (богатые и бедные).

Марксистско-ленинское учение упростило до минимума социальную структуру общества, разделив все классы на основные и неосновные.

1. Основные классы – это те, чьё существование непосредственно вытекает из господствую­щих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности. Таких классов получалось всего два: рабы и рабовла­дельцы, крепостные и феодалы, пролетарии и буржуа (см. Манифест Коммунистической партии Маркса и Энгельса).

2. Неосновные – это остатки прежних классов в наступающей формации или зарождаю­щиеся классы, которые придут на смену бывшим и составят основу классового деления в новой формации (буржуазия в недрах феодализма).

Помимо классов марксисты выделяют и социальные слои. Это промежуточные или переход­ные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса (интеллигенция при социа­лизме).

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества, западная со­циология противопоставляет теорию социальной стратификации. Ряд ее представителей утвер­ждает, что понятие класса подходило для анализа социальной структуры лишь прошлых формаций, в том числе и буржуазного общества. Но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, так как в нем отношения собственности ока­зались размыты, потеряли свою значимость из-за широкого ее акционирования, а также выключения основных держателей акций из сферы управления и замены их наемными менеджерами.

Поэтому вместо понятия «классы», стали употреблять понятие «страты» (от лат. stra­tum – слой) – т.е. социальные слои, социальные группы, а вместо социально-классовой струк­туры – теории «социальной стратификации» (термин «стратификация» взят из геологии, где оз­начает вертикально расположенные слои земли, заметные на срезе). Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по ряду критериев. В одну страту включаются люди, имеющие приблизительно одинаковый социальный статус – равные доходы, власть, образование и престиж. В одну страту включаются люди, имеющие приблизительно одинаковый социальный статус – равные доходы, власть, образование и престиж. 

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены еще немецким социологом М. Вебером. Разделяя точку зрения Маркса о том, что основой деления общества на классы являются социально-экономические факторы, Вебер не сводил их только к владению собственностью и средствами производства. Он считал, что классовая диф­ференциация общества зависит еще от таких факторов и условий, как власть и престиж. Это значит, что в основе иерархии в любом обществе лежат три отдельных, взаимодейст­вующих фактора: собственность, власть и престиж (статус).

Различия в собственности порождают экономические классы, утверждал Вебер; различия, имеющие отноше­ние к власти, ведут к созданию политических партий, а престижные различия дают статус­ные группировки или страты. Статус характеризует престиж человека в обществе, его по­ложение. Богатство, доход – еще не всегда и не во всем влияют на престиж человека (напри­мер, криминальные «авторитеты», представители мафиозных структур и т.п.). Многое зависит от субъективных факторов: образования, квалификации, стиля жизни, публичности, принадлеж­ности к определенным слоям населения (сословие лордов Вели­кобритании), профессиональным группам (адвокаты, профессура, врачи).

Веберовская стратификация буржуазного общества включала следующие социальные группы: рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифферен­цируется по уровню квалификации; класс собственников, получающих ренту от владения землей, шахтами, промышленными предприятиями и т.п.; мелкая буржуазия – класс мелких бизнесменов и торговцев; лишенные собственности т.н. «белые воротнички»: технические специалисты и интелли­генция; администраторы и менеджеры; собственники, которые также стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы (т.н. коммерческий  класс, т.е. предприниматели).

Фундаментальные основы современной теории социальной стратификации и мобильности были заложены выдающимся российско-американским социологом ХХ в. П. Сорокиным. Социальная стратификация, по П. Сорокину, – это дифференциация населения на слои в иерархическом ранге (высшие, средние и низшие) по трем критериям неравенства: уровню доходов (богатые и бедные), политическому статусу (имеющие власть и не имеющие ее – от­сюда престиж, звания, почести,  или отсутствие их), профессиональным ролям (профессиональ­ная дифференциация – врач, инженер, дворник, грузчик). Основа и сущность социальной стра­тификации – неравномерное распределение прав и привилегий, наличие или отсутствие власти или влияния, иных социальных ценностей среди членов того или другого сообщества.

Объединение людей в те или иные социальные слои современного запад­ного общества происходит по четырем основным статусным признакам – имущественному, обра­зовательному, властному и профессиональному.

1. Имущественный социальный статус предполагает прежде всего доходы индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Они измеряются в денежном выражении, полученном в виде зарплаты, отчислений от прибыли, гонораров, алиментов, пенсий, пособий. Представители низшего социального слоя, имея невысокие доходы, тратят их в основном на поддержание жизни. Если же доходы достаточно велики, то они накапливаются и превращаются в богатство. Оно может быть движимым (футбольная команда, самолет, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (произведения искусства, слитки золота, особняки на Канарах) имуществом. Богатство может передаваться по наследству. Доходы и богатство распределяются неравномерно, существует экономическое неравенство, которое означает, что разные социальные группы имеют неравные жизненные шансы, в соответствии с которыми и располагаются в т.н. «Табели о рангах». Главное отличие высшего слоя – накопленное имущество (богатство), что позволяет ему жить в более комфортабельных условиях, лучше питаться, отдыхать, пользоваться высшими достижениями медицины для увеличения продолжительности жизни, получать лучшее образование самим и давать его своим детям.

2. Образовательный социальный статус измеряется количеством лет обучения в государственной или частной школе, вузе, аспирантуре и т.д. Так, формальное образование профессора-медика составляет 25 лет (12 лет средней школы, 6 лет университета, 1 год интернатуры, 3 года аспирантуры и 3 года докторантуры), а санитарка может не иметь и девяти классов. В западных странах, в отличие от нашей, уровень образования и квалификации ценится достаточно высоко и прямо пропорционален доходам (в зависимости от занимаемой должности), а значит и месту в социальной стратификации.

3. Властный социальный статус (или доступ к власти) определяется количеством подчиненных, на которых распространяется принимаемое властвующим лицом решение. Так, президенту Беларуси подвластно все население государства, главному врачу клиники – все сотрудники и пациенты вверенного ему учреждения, а санитарке – никто. Власть может быть политической, экономической, религиозной… В современном обществе она, как правило, институциирована, охраняется законом, традициями, окружена привилегиями, широким доступом к социальным благам. Лица, наделенные властными полномочиями, как правило, пользуются большим авторитетом и должны нести огромную ответственность перед подчиненными.

4. Престиж профессии – критерий субъективный в отличие от всех вышеназванных, которые имеет вполне конкретные единицы измерения (деньги, годы учебы, занимаемые должности).

Престижэто уважение статуса индивида, сложившееся в общественном мнении. Это уважение, которым пользуется в данном обществе та или иная должность, профессия или род занятий. Профессия врача, юриста, банкира всегда будут престижнее санитарки, судебного секретаря или кассира.

Определяется профессиональный престиж, как правило, интуитивно, приблизительно. Однако, в некоторых западных странах социологи измеряют его специальными методиками, Проводят социологические опросы населения, изучают общественное мнение, сопоставляют различные профессии, анализируют статистические данные, в результате чего получают точную шкалу профессионального престижа.

Так, созданный после второй мировой войны в США, национальный центр изучения общественного мнения периодически проводит опросы американцев с целью определения престижа различных профессий. В список для изучения включают 90 основных профессий (видов занятий) страны от министра до дворника. Респонденты, отобранные для общенациональной выборки, оценивают каждую из 90 профессий по 5 пунктам: 1) превосходная профессия (лучше всех), 2) хорошая, 3) средняя, 4) немного хуже средней, 5) самая худшая, непрестижная профессия (род занятий). Рассчитав среднее арифметическое по каждой выборке, социологи выводят общественную оценку престижности каждой профессии (в баллах).

Разместив полученные данные по вертикали от самой уважаемой и ценимой до самой непрестижной – они определяют их рейтинг и составляют шкалу профессионального престижа.

Практика проведения таких исследований показала, что за 60 лет деятельности Национального центра США наиболее престижными здесь являются ученые (физики, химики, экономисты), профессора вузов, дантисты, врачи, банкиры, социологи, политологи и др. Это означает, что верхнюю часть шкалы представляют лица творческого, интеллектуального труда. К средним по престижу профессиям относятся менеджеры, вузовские преподаватели, инженеры, среднего уровня собственники и т.п.

Наименьшее статусное уважение и престиж имеют такие профессии, как продавец, мясник, таксист, официант, горничная, дворник, чистильщик обуви и др., т.е. работники физического малоквалифицированного труда. Соответственно, они располагаются внизу этой «табели о рангах». (Для сравнения: в советском обществе при всеобщем дефиците и очередях достаточно высоко ценились профессии продавца, мясника, официанта и т.п.). К сожалению, в нашей стране регулярные репрезентативные опросы населения и социологические исследования о престиже профессий никогда не проводились.

Стратификация (т.е. неравенство по вышеназванным критериям) возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она уже имела место в первобытные времена. С появлением ранних государств она ужесточается, а по мере развития европейского общества, его либерализации – стратификация смягчается. Сословный строй свободнее рабовладельческого и кастового, а пришедшее на смену сословному классовое общество становится еще более либеральным (об этом ниже). Но неравенство будет существовать всегда: крах социализма в России и других странах – яркое тому подтверждение.

Теории социальной стратификации, выдвигающие те или иные критерии деления общества на социальные слои и группы, служат методологической основой для формирования теории соци­альной мобильности или социального передвижения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.