Советский период творчества архитектора — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Советский период творчества архитектора

2022-12-20 44
Советский период творчества архитектора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новый этап деятельности Чарушина начался после революции. В сложной ситуации первых революционных лет, когда многие архитекторы уезжали в столицы, Чарушин остался верен родному городу и продолжал работать в Вятке.

В 1918 году архитекторы губернского правления М. А. Бухгольц, Ф. Ф. Яголовский, В. М. Дружинин были привлечены для работы в новый Техническо-Строительный отдел Исполнительного Комитета Вятского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Заведовать им стал И. А. Чарушин.

Его первая архитектурная работа была связана со специфическими условиями гражданской войны: в период наступления войск Колчака на г. Вятку, крупный железнодорожный и речной узел, Чарушин провёл в 1918 году срочные строительные работы по размещению войск и штабов Третьей армии Восточного фронта в городах Вятке и Слободском. По проектам архитектора строились военные городки, состоящие из небольших зданий лазаретов, складов, казарм, а также перестраивались и приспосабливались существующие постройки. В этих утилитарных сооружениях главное внимание он обращает на экономичность и их функциональную целесообразность.

Своё отношение к новой тематике архитектор выразил в сооружении памятников-монументов. Согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, по всей стране воздвигались памятники героям революции. Они должны были способствовать обновлению советских городов, художественно оформлять новый общественный быт. В 1919 году на Советской площади (ныне стадион «Динамо») по проекту Чарушина был возведён первый в Вятке обелиск, посвящённый жертвам революции. Этот памятник, сооружённый из дерева, до наших дней не сохранился.

В 1923 году совместно со скульптором Н. И. Шильниковым И. А. Чарушин создаёт памятник-монумент Степану Халтурину. Памятник прост, но в этой простоте и заключался источник силы композиции. На прямоугольном многоступенчатом постаменте стоит, держа в левой руке знамя, С. Н. Халтурин. Авторы нашли удачное соотношение объёмов и форм пьедестала с бетонной фигурой революционера. В настоящее время он является одним из немногих сохранившихся монументов, воздвигнутых по ленинскому плану монументальной пропаганды.

1918 – 1924 годы были периодом общественной активности Чарушина. Сразу же после революции его назначили председателем Вятского губернского комитета по делам музеев и охраны памятников старины и народного быта, названным в 1920 году губмузеем. Перед ним встала сложная задача: в короткие сроки выявить все художественные и исторические ценности в губернии, национализировать, взять на учёт, описать и принять строгие меры против их расхищения и порчи. По инициативе губмузея был организован Музей старины и искусства. В его основу легла коллекция картин Вятского художественного кружка, активным членом которого до революции состоял Иван Аполлонович. Работая в губернском музее, Чарушин поддерживал дружеские связи с известными деятелями искусства того времени: И. Э. Грабарём и Н. Г. Машковцевым. Нередко они вместе обсуждали наболевшие вопросы, организовывали выставки. При участии И. А. Чарушина было проведено несколько выставок. В 1918 году, несмотря на близость фронта и военное положение, в г. Вятке открылась первая художественная выставка. В 1920 – 1921 годах в г. Советске (бывш. Кукарка) проходят ещё три выставки, в которых принимали участие художники Москвы, Петрограда, Казани

Большое значение Чарушин придавал распространению сведений по истории отечественного искусства и воспитанию бережного отношения к памятникам. Он был энтузиастом изучения художественного наследия края. Занявшись научной работой, бережно собирал и хранил материалы по архитектуре, живописи и прикладному искусству. Глубокий знаток зодчества, Чарушин увлечённо изучал творчество архитектора А. Л. Витберга. Особенно Иван Аполлонович восторгался его Александро-Невским собором. Ещё в студенческое время он выполнил обмеры этого здания, а в тридцатые годы, когда по всей стране шёл процесс тотального уничтожения храмов, Чарушин, предвидя судьбу витбергского собора, сделал проект его реконструкции. Пытаясь любым способом сохранить для потомков этот бесценный памятник архитектуры, Иван Аполлонович решил приспособить его под нужды города – создать в нём дворец спорта и, тем самым, спасти от гибели. Скромный по натуре и деликатный в общении, он с принципиальной настойчивостью выступал против сноса отдельных церквей, считая что нужно полностью сохранять очарование русских городов и сёл, в течение многих веков воплощавших в себе художественную культуру народа.

Кроме работы на посту председателя музея И. А. Чарушин занимался педагогической деятельностью. В 1918 году он стал преподавать «строительное искусство» на открывшихся в Вятке трёхгодичных курсах строительных десятников. В 1920 году эти курсы были преобразованы в школу строительных техников и десятников. Параллельно с работой в школе с 1922 года вёл курс «Строительное дело» в Вятском мелиоративном техникуме. Материалы курсов Чарушин излагал интересно и заинтересованно. В основе его педагогического метода лежало стремление дать слушателям целостное представление об архитектуре, о её стилевых закономерностях, рациональных принципах. Он даже составил свой учебник, при написании которого важное место уделил местным особенностям строительства. К сожалению, из-за отсутствия средств он так и не был издан.

Творческая и педагогическая деятельность, виртуозное графическое мастерство и, конечно, личное обаяние снискали ему большой авторитет у молодёжи. Вокруг Чарушина всегда собирались талантливые молодые люди. Его ученики вырастали в соавторов, а потом находили свой самостоятельный путь в архитектуре. Так, например, Б. И. Александров, трудившийся совместно с Иваном Аполлоновичем, впоследствии производил расширение зданий своего учителя. Зачастую и сыновья становились настоящими помощниками отца в его художественной деятельности. Младший сын Владимир много работал с Иваном Аполлоновичем в 30- е годы. Сын Евгений и близкий друг его детства, а потом и всей жизни, известный художник Юрий Васнецов, во время приезда в Вятку в 1927 году создали барельеф, изображающий рабочего и крестьянина. Он украсил Дворец труда (бывшее здание Второй мужской гимназии). Тогда же архитектор пристроил к этому зданию монументальные балконы, которые использовались для проведения митингов и собраний.<...>

Наиболее плодотворной была деятельность И. А. Чарушина в Вятском кожевенном тресте, где он проработал заведующим строительным отделом с 1922 по 1930 годы.

В годы первых пятилеток, когда в стране остро встал вопрос производства кожи, обуви, выделки полушубков, потребовалось в сжатые сроки создать в Вятке крупный кожевенный комплекс. Дореволюционные кожзаводы и обувные фабрики Зонова и Лаптева, а также переведённый из г. Слободского овчинно-шубный завод были объединены в кожевенно-обувной комбинат им. Октябрьской революции; кожзавод и обувная фабрика Долгушина – в комбинат им. Коминтерна. Национализированные заводы размещались в ветхих, непрочных зданиях, жилищные и культурно-бытовые условия находились на самом низком уровне. Недостаток средств, изношенность оборудования и аварийное состояние заводских корпусов сдерживали восстановление кожевенной промышленности. Чарушин выполнил проекты и сметы по реконструкции, укреплению и расширению заводских корпусов. Зачастую приходилось менять кирпичные стены и фундаменты заводских зданий, делать надстройку над ними, не останавливая производство. Строительство проходило с большой экономией средств и материалов, в сжатые сроки, что позволило при сравнительно небольших капиталовложениях более чем утроить производственную мощность заводов. О грандиозном размахе строительства, осуществляемом Чарушиным, неоднократно сообщала «Торгово-промышленная газета».<...>

В 1924 году здесь же Чарушин проектирует центральную силовую энергетическую станцию в специальном корпусе.

Здание выстроено на основе железобетонного каркаса с кирпичными стенами, оштукатуренными под серый бетон. Его утилитарные формы словно обогащены романтическими элементами «кирпичного стиля», в которых чувствуется отголосок псевдоготики: в форме центрального окна-розы, уступчатого аттика, завершающего здание, и кирпичного орнамента. Вместо утилитарного сооружения с привычным будничным обликом Чарушин сумел создать выразительное по виду и современное по конструкции сооружение промышленной архитектуры.<...>

    В 1929 – 1936 годах Чарушину довелось выполнить много конкурсных проектов, отмеченных первыми и вторыми премиями. Архитектурные конкурсы, проводимые в молодой республике, являлись своеобразной творческой лабораторией, где вырабатывались основные принципы советской архитектуры, формировались новые типы жилых и общественных зданий, определялись формы организации городской среды и её планировочные элементы.

В 1927 году Чарушин добился крупного успеха во всероссийском конкурсе на проект Дворца соцкультуры в г. Усть-Сысольске (ныне – г. Сыктывкар). Хотя его проект получил первую премию, строительство Дворца культуры велось по одному из типовых проектов тех лет.

В 1929 году он участвует в конкурсе на сооружение главпочтамта в Вятке. Выделенный участок располагался на перекрёстке Спасской и Никитской улиц, и потому при разработке проекта (оставшегося неосуществлённым) И. А. Чарушин обращается к своему излюбленному приёму – плавному скруглению угла с устройством в его центре парадного входа.<...>

С большим воодушевлением Чарушин занимался проектированием театральных зданий, клубов и домов культуры.<...>

Период с 1931 по 1934 годы не отличался большой творческой активностью зодчего. Различные строительные организации, в которых работал И. А. Чарушин, были в основном недолговечны. Их упраздняли, реорганизовывали. К тому же в этот период Вятка являлась районным городом Нижегородского края, а потому строительство велось замедленными темпами

В 1933 году Чарушин проектирует здания небольших клубов для рабочих. Это был новый тип сооружений, имевший социальное значение.<...>

К числу бесспорно лучших произведений того времени относится построенный в 1934 году в саду им. С. Халтурина (бывшем Александровском) деревянный театр вместимостью 1200 человек. Здесь архитектор обратился к интерпретации классического облика театра, что в те времена воспринималось как определённая новация после господства конструктивизма.<...>

1935 – 1937 годы являются последними годами творчества Чарушина в Кирове. Несмотря на преклонный возраст, он работает с большим подъёмом, почти взахлёб, словно предчувствуя ограниченность отпущенного судьбой срока. В этот относительно короткий период в Кировском крае им возводится около десяти крупных зданий.

Одной из последних значительных работ Чарушина стала перестройка и реконструкция здания Кировского педагогического института им. В. И. Ленина.<...>

Город Киров (бывш. Вятка), получивший в 1934 году статус областного центра, быстро строился и заселялся. Если население его в 1933 году составляло 85385 человек, то в 1935 году здесь проживало 103434 жителя.<...>

В 1937 году по проекту Чарушина в г. Кирове была построена гостиница, ставшая в те годы одной из лучших в крае. В 1935 году архитектор выдерживает представительный конкурс на её устройство в г. Кирове, проводившийся среди местных архитекторов и инженеров. «Первую премию получил проект Чарушина, который более всех отвечал требованиям, предъявляемым условиями конкурса», - сообщала «Кировская правда». Спустя два года над городом поднялось одно из лучших зданий, которое и сейчас играет немаловажную роль в формировании центральной части Кирова и включено в список памятников советской архитектуры, охраняемых государством.<...>

Главный акцент во всём здании был сделан на полуциркульное скругление угловой части, в центре которой расположен главный вход. Закруглённая форма здания никогда не являлась для архитектора самоцелью, но средством создания величественного сооружения, которое хорошо воспринималось как с близких, так и с дальних расстояний, и доминировало в пространстве.<...>

К числу бесспорно лучших работ советского времени относятся проекты жилых многоквартирных домов в Кирове. Свой вклад в разработку нового типа жилья внёс и Чарушин.

В 1935 году он составил проект шестиэтажного жилого дома НКВД на 48 квартир. Дом расположен в центральной части города на перекрёстке улиц Ленина и Герцена. Архитектор стремился, чтобы это здание и центральная гостиница создали новый масштаб городской застройки. Он вновь обращается к идее плавно скруглённого угла, как в гостинице, фланкированного башнями, в которых размещены лестничные клетки. Этот приём функционально и планировочно оправдан, тем более что по оси фасада размещён магазин.

Планировка здания секционна. Четыре лестничные клетки – две из них с лифтами – ритмически делят здание с несколькими типами комфортабельных квартир. Наиболее разработана трёхкомнатная жилая ячейка. Она включает переднюю в 6,8 м2 со встроенным шкафом для верхнего платья и пять дверей, помимо входной. Передняя удобно связывается со всеми помещениями квартиры. Компактно расположенный хозяйственный блок группируется возле кухни, которая имеет площадь 7 м2. Кухня с традиционной дровяной плитой даёт горячее водоснабжение в ванную, площадью 5 м2, расположенную рядом. С противоположной стороны примыкает комната для домработницы площадью 6,5 м2. Три основные комнаты – столовая, спальня и детская – имеют достаточные размеры: столовая – 20 м2, спальня – 15,35 м2, детская – 14,3 м2. Детская рассчитана на двух детей, и потому в принципе возможно её расчленение, так как она имеет две двери. Столовая квадратная в плане, с выходом на балкон, так же, как и детская.

В центральной закруглённой части здания над магазином расположена большая четырёхкомнатная квартира, выходящая в лоджию. В цокольном этаже в правом крыле предусмотрено общежитие с размером комнат от 7 до 11 м2, обращённых в центральный коридор. Всего таких комнат – 24.

В левом крыле цокольного этажа находятся служебные помещения, включающие котельную со складами дров, слесарную мастерскую с кладовой, три комнаты для истопников по 11 м2 и специальный блок общественной прачечной. Достаточно обширный участок жилого дома включал детскую площадку и сквер с регулярной звездообразной планировкой. Несомненно, для тех лет это был наиболее комфортабельный жилой дом нового типа.

Строительство здания осуществлено с минимальными отклонениями от проекта. Они заключаются в том, что так же, как и в гостинице, суровый климат Кирова не позволил устроить открытые террасы, перголы и т. д., к которым Чарушин, несомненно, тяготел.<...

В конце 1936 года в Кирове было намечено создание правительственного центра с традиционным для тех лет Дворцом Советов. Значение строительства этих зданий трудно переоценить. Им надлежало стать не только местом для работы органов власти, но и архитектурным памятником эпохи, зданиями-символами, отражающими размах строительства. По условиям объявленного конкурса здание должно было занять новую центральную площадь, на которой построен театр. Чарушин проектирует значительную прямоугольную площадь размерами 134 * 217 м, с четырьмя отдельно стоящими монументальными колоннами. Площадь предназначалась для парадов и демонстраций, и потому по её сторонам архитектор проектирует большие трибуны. Непосредственно к ним примыкает главное здание, занимающее торцовую часть площади. Дом Советов спроектирован Иваном Аполлоновичем как сложный архитектурный комплекс.<...>

<...>Этот проект был отмечен второй премией. Недостатком его сочли наличие в здании двух арок-проездов, в результате которых площадь стала проездной.

В 1936 году Чарушин оформляет выставку культтоваров в Кирове и проектирует для неё деревянный павильон-кафе в Загородном саду.<...>

В 1937 году на центральной улице Ленина по проекту Чарушина выстроено трёхэтажное здание главного универсального магазина.<...>

Тенденции жилищного строительства в Кировском крае того времени архитектор отразил в своих публикациях 1931 – 1933 годов. Особое внимание он уделяет разработке простых и дешёвых способов возведения массового жилья в городах и сельской местности. Архитектор пропагандирует землебитное строительство.

В 1937 году Чарушин был избран делегатом от Вятского края на I Всесоюзный съезд советских архитекторов. Год спустя, в 1938 году, общественность г. Кирова торжественно отметила 75-летний юбилей и 50-летие его архитектурной деятельности. В Кировском областном художественном музее была развёрнута выставка произведений Ивана Аполлоновича. Она стала событием культурной жизни города, о не й писала «Архитектурная газета». В последние годы жизни Чарушин отошёл от архитектурной деятельности. В 1939 году он по предложению сыновей переехал к ним в Ленинград. В начале Великой Отечественной войны Иван Аполлонович с семьей своего старшего сына Евгения эвакуируется в Вятку. 29 июля 1945 года архитектор скончался. Иван Аполлонович Чарушин погребён на Лобановском кладбище, на могиле установлен бюст работы вятского скульптора М. М. Кошкина.<...>

 

"Архитектор Иван Чарушин",

автор книги Елена Александровна Андреева, кандидат искусствоведения, доцент, заместитель декана МГГУ ХГФ им. М. А. Шолохова.

Ижевск, 2007.

http://www.agolosov.ru/jzl/charushin/charushin.html

 

 

 

Хотя Евгений Чарушин прожил не очень долгую жизнь, биография выдающегося художника – редкий пример творца, сумевшего не изменить призванию, благополучно пережить войны и колебания партийного курса. Работы анималиста пережили создателя, а потомки Евгения Ивановича продолжают славную династию.

Детство и юность

В ноябре 1901 года в семье главного архитектора Вятской губернии Ивана Чарушина произошло радостное событие – на свет появился долгожданный сын Евгений. Через 6 лет супруги Иван Аполлонович и Любовь Александровна обзавелись еще одним наследником – Владимиром, но Женя остался семейным баловнем, увлечениям и шалостям которого умилялись как родители, так и старшие девочки – сводная сестра Катя и воспитанница Зина.

                Евгений Чарушин в детстве с отцом и братом

   Детство будущего анималиста было обеспеченным и счастливым. Мальчик рос в атмосфере любви, творчества и труда. Положение отца, построившего в Вятке и окрестностях свыше 500 зданий светского и гражданского характера, позволяло жить в просторном доме, наполненном книгами и атласами, клетками с певчими птицами и аквариумами с рыбками, содержать охотничьих собак и лошадей. Мать Жени, в юности искусная наездница, после травмы сосредоточилась на воспитании детей и уходе за садом и оранжереей.

Сохранились семейные предания о духовном и физическом развитии мальчика в гармонии с природой. Так, плавать он научился, переплыв реку со стадом коров и держась за их хвосты, а произношение звука «р» одолел, подражая карканью ворон. Рисовать для Жени было таким же естественным, как дышать, разговаривать и шалить. На фото, сделанных в детстве и отрочестве, юноша выглядит положительным и серьезным, но на самом деле был большим проказником.

 

                    

                                       Евгений Чарушин в молодости

В 6 лет Евгения отдали в Вятское коммерческое училище, славящееся художественным образованием. Учебное заведение долго терпело проказы будущего художника, сошла с рук даже организация «подрыва печки» - учитывались не только обаяние и способности юного Чарушина, но и то, что его отец именно тогда возводил новое здание училища.

Но после того, как Евгений пририсовал гениталии ангелам в учебнике по Закону Божьему, вольнодумца перевели в менее престижную Вятскую гимназию, где он познакомился и на всю жизнь подружился с Юрием Васнецовым – дальним родственником автора «Аленушки» и «Трех богатырей». Подростки вместе ездили на охоту, занимались гимнастикой и создали литературно-художественную группу «Сопохуд».

Юрий Васнецов, Владимир Лебедев и Евгений Чарушин

После окончания среднего учебного заведения, к тому времени уже носившего имя Тургенева и называвшегося трудовой школой, Евгений Чарушин пошел служить в политотдел 3-й армии Восточного фронта, где очень пригодились навыки в рисовании и оформлении. В 1922 году молодой человек стал студентом Петроградской академии художеств, в которой уже обучался его друг Васнецов.

Не любящий системности, не терпящий канонов Чарушин считал, что прославленное учебное заведение ничего ему не дало, а намного больше пользы в становлении его как художника принесли частые визиты в зоопарк. По окончании кузницы живописцев Евгений некоторое время зарабатывал созданием вывесок для нэпманов и только после годичной службы в стрелковом полку под Лугой показал тетради с рисунками животных художнику Владимиру Лебедеву, работавшему в «ДЕТГИЗ».

Творчество

Первой книгой, проиллюстрированной Евгением Чарушиным, стал «Мурзук» Виталия Бианки. В дальнейшем художник создавал иллюстрации для произведений Михаила Пришвина, Корнея Чуковского и Максима Горького, русские сказки. Наибольшее признание получили портреты героев произведения Самуила Маршака «Детки в клетке».

Иллюстрации Евгения Чарушина к книге Самуила Маршака «Детки в клетке»

Любимой техникой Евгения Ивановича являлась литография. Иллюстратор обычно пренебрегал изображением среды, в которой находились медвежата и волчата, его мышление сопротивлялось изображению пространства.

Во время войны художник, находившийся с семьей в эвакуации в родном городе на берегу Вятки, был вынужден отойти от любимой тематики и техники. Среди работ Чарушина того времени – оформление спектаклей драматического театра, создание плакатов, иллюстрирование сборников «Наука ненависти» и «Боевые дни», роспись общественных помещений города Кирова – от Дома пионеров до заводской столовой.

Художник и писатель Евгений Чарушин

Евгений Чарушин неоднократно сотрудничал с фарфоровым заводом, расположенным в городе на Неве. До войны создавал рисунки для росписи фарфора и разрабатывал способы их нанесения на сервизы, а в послевоенные годы лепил миниатюрные фигурки животных.

Писать прозу Чарушин начал по совету Маршака, дебютировав произведением «Щур». Почти все рассказы и сказки Евгения Ивановича повествуют о животных, произведения благополучны по тональности и финалам – персонажи не становятся ни убийцами, ни жертвами. Постоянный спутник Чарушина-рассказчика – юмор, частый художественный прием – звукоподражание (Например, «Фить-пирю» в «Перепелке»).

Иллюстрации Евгения Чарушина к книге «Никитка и его друзья»

В прозе художника много оборотов устной речи – вульгаризмов и жаргонизмов. Благодаря этому у читателя создается впечатление, что писатель не сочинил истории, а пережил их (как выбор щенка в рассказе «Про Томку») или подслушал и записал. Художник и писатель почти никогда не прибегал к умилительному антропоморфизму – изображению мира животных аналогичным миру людей, и, следовательно, постижимому для двуногих.

В каждой живой твари Чарушину виделась загадка, а таинственность жизни животного отлично передавалась отсутствием контурного рисунка – рисованием «пятнами» и «штрихами», своеобразным анималистическим импрессионизмом. Наиболее интересными Евгения Ивановича считал зверят – ведь в будущих Топтыгиных и Патрикеевных сочетались черты ребенка и зверя. Об этом свидетельствуют сами названия произведений анималиста («Медвежата», «Мохнатые ребята», «Волчишко»).

Личная жизнь

Главной любовью Евгения Ивановича были звери и птицы.

«Очень люблю зверюшек!», - признавался художник.

Анималист всегда делил кров с собаками и кошками, воронами и другими птицами. Даже к охоте Чарушин относился не как к промыслу, а как к единению с природой, познанию инстинктов. Кроме того, это увлекательное занятие настоящих мужчин манило творца ритуалами, легендами и терминологией.

Евгений Иванович запатентовал несколько изобретений – в частности, на колесо, бегающее по воде, любил мастерить различные поделки от игрушек до планера. В юности будущий художник и прозаик писал стихи, к которым во взрослом возрасте относился очень негативно. Чарушин любил плавание, а с появлением первого «Москвича» – вылазки за город на личном транспорте. Играл в шахматы, но и в них, как и в изобразительном искусстве, не любил «проверять алгеброй гармонию».

Евгений Чарушин с собакой и кошкой

Личная жизнь Евгения Ивановича была счастливой и спокойной. В 1928 году начинающий художник и писатель женился на землячке Наталье Зоновой, с женой жил дружно. Через 6 лет родился единственный наследник и продолжатель дела отца Никита. Любимый сын стал главным героем сборника рассказов Евгения Чарушина «Никитка и его друзья». Работы Н. Е. Чарушина, иллюстратора произведений, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, галереях зарубежных стран.

Евгений Иванович успел увидеть внучку Наташу. Наталья Никитична Чарушина-Капустина – член Союза российских художников, иллюстратор произведений Сельмы Лагерлеф, Виталия Бианки и Николая Сладкова, автор книг о природе для детей. Кроме того, внучка Евгения Чарушина увлекалась росписью оловянной миниатюры.

Правнучка Евгения Чарушина названа в честь деда. Она автор и иллюстратор детских книг, выступает с лекциями о жизни и творчестве представителей династии. В феврале-марте 2019 года в детской библиотеке на улице Марата     Санкт-Петербурга пройдет персональная выставка Евгении Чарушиной-Капустиной «Таинственные тропинки».

Смерть

Тяжелый труд в военные годы подорвал здоровье Евгения Чарушина. Во время выполнения Кировских росписей художник неоднократно терял сознание, поскольку работы выполнялись ядовитыми нитритными красками. После войны творец перенес инфаркт.

Могила Евгения Чарушина

Причиной смерти Чарушина, как и его отца, стало онкологическое заболевание. Однако если Иван Аполлонович перешагнул 80-летний рубеж, то Евгений Иванович прожил 63 года. Через несколько месяцев после смерти Чарушина работы художника завоевали золотую медаль на выставке в ГДР.

Могила Евгения Чарушина находится на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Библиография

· 1929 - «Разные звери»

· 1929 - «Вольные птицы»

· 1929 - «Мохнатые ребята»

· 1933 - «Васька, Бобка и Крольчиха»

· 1935 - «Семь рассказов»

· 1942 - «Моя первая зоология. В лесу»

· 1958 - «Про Томку»

· 1960 - «Почему Тюпа не ловит птиц»

· 1963 - «Тюпа, Томка и сорока»

https://www.yandex.ru/search/?clid=1882610&text=теремок%20Евгений%20Чарушин&lr=11150&noreask=1&ento=0oCgtsYnJiczM2MzEyNBIOcnV3ODgxMjA2OnByb2oYAkJX0LrQtdC8INGP0LLQu9GP0LXRgtGB0Y8g0YXRg9C00L7QttC90LjQuiDQtdCy0LPQtdC90LjQuSDQuNCy0LDQvdC-0LLQuNGHINGH0LDRgNGD0YjQuNC964pi2g

https://yandex.ru/images/search?text=теремок%20Евгений%20Чарушин&stype=image&lr=11150&noreask=1&source=wiz


https://tornado-84.livejournal.com/37444.html

 

https://kirov-portal.ru/blog/avtoportret-ili-


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.