Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова? — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

2022-12-20 39
Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАДАНИЕ 1.                         

Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Бизнесмен, дилер, бренд, лузер, трасса, дискуссия, авеню, фиаско, шоппинг.

Бизнесмен - предприниматель, деловой человек в бизнесе

Дилер - торговый посредник, продавец

Бренд - марка

Лузер - неудачник

Трасса - дорога

Дискуссия - спор

Авеню - улица 

Фиаско - неуспех, полная неудача

Шопинг - посещение магазинов

ЗАДАНИЕ 2.

Замените фразеологизмы синонимами:

Фразеологизмы Синонимы
Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово
Брать себя в руки – сдерживать себя от проявления волнения, гнева, начать спокойно делать что-нибудь.
С гулькин нос – очень мало
Поднять на смех – осмеять
Рукой подать – очень близко
Вставлять палки в колёса – препятствовать
Бить баклуши – ничего не делать

ЗАДАНИЕ 3.

Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Задание Правильный вариант
1.После каждой поездки мы привозим домой памятные сувениры. После каждой поездки мы привозим домой сувениры.
2. Цены на мебель постоянно растут вверх. Цены на мебель постоянно растут.
3.Входя в музей, в глаза бросаются шедевры живописи 19 века. Когда мы входим в музей, в глаза бросаются шедевры живописи 19 века.
4.Я человек импульсивный, увлекающий всем. Я человек импульсивный, увлекающийСЯ всем.
5.Подходя к дому, начался дождь. Читая роман, слух обостряется. Когда мы подходили к дому, начался дождь. При внимательном, вдумчивом чтении слух обостряется.


1,2 ПЛЕОНАЗМ – речевое излишество.

Сувенир – памятный подарок (лишнее слово «памятный»)

Расти вниз нельзя! (подскочить вверх – лишнее слово «вверх»)

Свободная вакансия, период времени, в январе месяце, первая премьера, народный фольклор, местные аборигены, впервые познакомились, прейскурант цен, 5 тысяч рублей денег, необычный феномен, основной лейтмотив, внутренний интерьер, ведущий лидер, заезжий гастарбайтер, храбрый герой, минус 3 градуса мороза, моя автобиография, патриот родины, коллега по работе, всенародный референдум, демобилизоваться из армии, захватывающий триллер, интерактивное взаимодействие, информационное сообщение, неожиданный сюрприз, ответная контратака, перспективы на будущее, полный аншлаг, популярный шлягер, предварительный анонс, скриншот с экрана монитора, проливной ливень, тридцать человек строителей, вернуться (отступать) назад, жестикулировал руками, кивнул головой, моргнул глазами, временная отсрочка, истинная правда, отара овец, пернатые птицы, повтори снова, полностью уничтожен, предварительное планирование, предупредить заранее, равная половина, смешивать вместе, совместная встреча, увидеть своими глазами, услышать своими ушами, трудоустройство на работу, подняться вверх/спуститься вниз по лестнице.

3,5 В предложении находим грамматическую основу. Деепричастие относится к подлежащему и дополняет действие сказуемого.

ПРОВЕРЯЕМ:

Шедевры бросаются в глаза – и «входят в музей». ОШИБКА

Дождь начался - и «подходит к дому». ОШИБКА

Слух обостряется – и «читает роман». ОШИБКА

 

!!! В данных предложениях неверно использованы деепричастные обороты.


деепричастные обороты также НЕ используются в страдательных конструкциях (Внимательно прочитав условие, задачабыла решена) и в безличных односоставных предложениях (за исключением предложений с инфинитивом!): Читая стихи, следует обращать внимание на их ритмическую особенность (верно, в безличном предложении есть инфинитив ).

НЕВЕРНО: Читая эти стихи, мне стало грустно (безличное предложение без инфинитива).

 

 

!!!

1. За­крыв последнюю страницу романа, раздумьятеснились в моей голове.

2. Прочитав роман «Герой нашего времени», становит­ся понятнасудьба Печорина. Прочитав рассказ К.Паустовского «Телеграмма», его герои надолго остались в моей па­мяти.

3. Столкнувшись с несправедли­востью и нищетой, в уме героя зарождаетсятеория, допускающая «кровь по совести».

4. Глядя на эту картину, мне вспомнились родные места.

5. Дойдя до реки, усталостьов­ладела нами.

6. Собираясь в поход, утром был назначенсбор.

7. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно.

 


ЗАДАНИЕ 4.

В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?

А) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.
Б) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.
В) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.
Г) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на коньках.

 

ОТВЕТ: В

А) Одет он не лепо, не по-нашему.
Б) Уходя из дома, не оставляйте не выключенныеэлектроприборы.
В) Выглядел он НЕ ряшливо и говорил НЕ искренне.
Г) Не набив шишек, ненаучишься кататься на коньках.

 


ЗАДАНИЕ 5.

В каком варианте ответа  ПРАВИЛЬНО  указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
В доме, где он вырос, ему казалось, что лучше (1)где быть (2) может. Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.
А) 1, 4     Б) 1      В) 1, 2, 3, 4       Г) 1, 3

ОТВЕТ: Г) 1, 3


В доме, где он вырос, ему казалось, что лучше НИгде быть НЕ может. Он НИмалоНЕ беспокоился о своей судьбе.

!!! НЕпод ударением: н Е где гулять, н Е зачем огорчаться, н Е кого любить, н Е у кого спросить, н Е откуда ждать добрых вестей…

НИ – без ударения: никт о не приходил, ничем у не научился, ни у ког о не спрашивал, ни для ког о не секрет, ником у не звонил…

 


НИ разу (= никогда) не был я в Крыму.

Сравни:

НЕ раз (= много, часто) бывал я в Крыму.

НИ один (=никто) из вас мне не помог.

Сравни: НЕ один (= много, часто) раз он помогал мне.

 

 

 


ЗАДАНИЕ 6.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
А) С(НАЧАЛА) урока прошло десять минут. В(НАЧАЛЕ) все повторяли правописание глагольных форм.

Б) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.
В) (НЕ)СМОТРЯ на то что дождь не прекращался, (КОЕ)ГДЕ на площадках слышны были детские голоса.
Г) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.


ОТВЕТ: Б)

 

 


А) С НАЧАЛА (сущ.) урока прошло десять минут. ВНАЧАЛЕ (наречие) все повторяли правописание глагольных форм.

Б) ВСЛЕДСТВИЕ (предлог, =из-за, по причине) сильных морозов занятия отменили, ЗАТО (=но, противительный союз) можно было выспаться.

 

В) НЕСМОТРЯ на то что (предлог) дождь не прекращался, КОЕ-ГДЕ на площадках слышны были детские голоса.

 

Г) Я ТОЖЕ (=также, союз) научился решать задачи (на что?) НА ПОДОБИЕ (предлог+сущ. «подобие» в вин.п.) треугольников.

 


!!! ВСЛЕДСТВИЕ = «из-за, по причине», предлог: вследствие (=из-за) непогоды поход отложили.

СРАВНИ: В следствиЕ (во что? – предлог+сущ. «следствие» в вин.п.) вмешались знатоки.

В следствиИ (в чём? – предлог+сущ. «следствие» в п.п.) по делу об ограблении обнародованы новые улики.

 

НЕ ПУТАТЬ!!!

ВПОСЛЕДСТВИИ (когда?) – наречие, =«затем, потом, после всего…»

Впоследствии они помирились. Впоследствии все проблемы были устранены.

 


ЗАДАНИЕ 7.

В каком слове на месте пропуска в обоих словах пишется буква О?
А) насух…, влев…
Б) снов…, засветл…
В) к...литка, м…гистраль
Г) акв…рель, п…нарама

ОТВЕТ: А) насух О, влев О

!!! ИЗ, ДО, С - суффикс А: издалек А, допоздн А, слев А

В, НА, ЗА – суффикс О: вправ О, накрепк О, занов О

ЗАДАНИЕ 8.

В каком примере НЕ нарушена речевая норма?
А) напишущий сочинение
Б) аэрозоль для чистки ковров
В) уверенность в завтрашнем дне
Г) поделиться о впечатлениях

ОТВЕТ: Б), В)

 


ЗАДАНИЕ 9.

ЗАДАНИЕ 10.

Какие наречия в рядах пишутся слитно?
А) (по)молодецки, (в)рукопашную, (до)тла

Б) (в)миг, (на)двое, (на)чеку
В) (где)то, (по)двое, (на)отмашь
Г) (с)налёту, (в)даль, (по)вашему

 

ОТВЕТ: Б)


Вмиг, надвое, начеку

Вмиг (наречие) улетучился, вмиг улетел –

СРАВНИ: в тот миг (сущ.) он испугался

Надвое не делится, «бабушка надвое сказала» (фразеологизм, =выражение сомнения в чём-либо; обозначает неизвестность – сбудется ли то, что предполагается;

  Сама этимология фразеологизма является усечением пословицы «Бабушка гадала, да надвое сказала: то ли дождик, то ли снег – то ли будет, то ли нет»)

Быть начеку – быть бдительным, ко всему готовым, быть на страже, настороже (возникло в результате сращения предлога «на» и формы п.п. сущ. «чек» - «стража, ожидание», не существующего в совр.русском языке (во многих славянских языках «чЕкать» - ждать)

ЗАДАНИЕ 11.

ОТВЕТ:

В Древней Греции – от альфы до омеги.

В Древней Руси – от аза до ижицы.


1. Необычность греческого алфавита: он не похож на кириллицу и латиницу. Многие буквы греческого алфавита известны со школы: на уроках математики, физики и химии каждый из нас старательно выводил эти закарлючки, вряд ли задумываясь о том, что ими можно обозначать не только плотность или количество вещества, а и полноценно писать или разговаривать.

 

2. Греческий алфавит послужил базой для многих языков Европы и Ближнего Востока, а его элементы были позаимствованы для систем письменности многих стран мира, в том числе латиницы и кириллицы. Алфавит развился на основе финикийского и используется с конца IX или начала VIII века до н.э. Он стал первым в мире, содержащим как гласные, так и согласные буквы и использующим для их обозначения разные знаки.

 

 

3. Древнейшее греческое письмо имело направление справа налево.

 

4. В Греции для письма применялись церы – деревянные дощечки, покрытые воском. Писали палочкой – стилем. «Поворачивать стиль», т.е. стирать написанное, означало отделывать красоту языка. Отсюда появилось выражение «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СТИЛЬ».  


Название

  П

80

[п]

Покой

  Р

100

Рцы

  С

200

[с]

Слово

  Т

300

[т]

Твердо

  Ѡ

800

[о]

омега

       

Ѧ

900

н]

Малый Юс

Ѫ

 

н]

Большой Юс

Ѩ

 

[йэн]

Юс Малый йотированный

Ѭ

 

[йон]

Юс Большой йотированный

Ѯ
60

[кс]

кси

Ѱ

 
700

[пс]

пси

Ѳ

9

[ф], [θ],

фита

Ѵ

400

[и],[в]

ижица

Ш

 

[ш]

ша

  Ѥ

 

[йэ]

Е-йотированное

   
               

 


Реформы русского алфавита

Реформами орфографии 2-ой половины XVII в. (связанными с «исправлением книг» во времена патриарха Никона) зафиксирован новый буквенный набор. В подобном виде русская азбука существовала до 1708—1711гг., т.е., до реформ царя Петра I (церковнославянская остается такой и сейчас). К 1917 г. в алфавите официально было 35 букв (фактически — 37): А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё не считалась отдельной буквой), Ж, З, И, (Й не считалась отдельной буквой), І, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Э, Ю, Я, Ѳ, ѳ. (Формально последняя буква в русском алфавите числилась, но фактически почти не применялась, встречаясь лишь в нескольких словах).

Р езультатом последней крупной реформы письменности 1917—1918 гг. стало появление нынешнего русского алфавита из 33 букв. Он стал также письменным базисом для большинства языков народов СССР, у которых до ХХ в. письменности не было или её в годы советской власти заменили на кириллицу.

    За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква — «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой.

    Последняя крупная реформа русской письменности была проведена в 1917—1918 г., в результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих неславянских языков бывшего СССР и Монголии (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была основана на других видах письменности.


ЗАДАНИЕ 13.

ЗАДАНИЕ 14.

Выполните морфемный разбор всех слов. Выполните словообразовательный разбор подчеркнутых слов:

усилительный, бесконечный, снежинка, приморский, теннисистка, обновочка.

ОТВЕТ:

У-сил-и-тель-н-ый;  при-мор-ск-ий;
бес-конеч-Н-ый – без конца (приставочно-суффиксальный способ);
снеж-ИНК-а(г/ж) – снег (суффиксальный);
теннис-ист-К-а – теннис-ИСТ – теннис;
об-нов-оч-К-а - об-нов-К-а(к/оч) – обновить (суффиксальный).

ЗАДАНИЕ  15.

Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы:

воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример.

 

Воз ([в] заменить на [в,]) – он вЁз дрова;

нос ([н] заменить на [н,]) – нЁс непосильный груз;

пыл ([п] заменить на [п,]) – мы не пылЬ на ветру, вытри пыль;

быт ([т] заменить на [т,]) – бытЬ всегда начеку;

даль ([л,] заменить на [л]) – даЛ ему несколько книг;

быль ([л,] заменить на [л]) – быЛ на хорошем счету, был в гостях;

пример ([р] заменить на [р,]) – примерЬ это платье или вон то.

В некоторых словах твёрдые согласные заменить на мягкие, в некоторых словах – наоборот.

Домашнее задание

 

 


Какое слово мы пропустили?

(А) шубу;    (Б) пальто; (В) сорочку; (Г) брюки; (Д) платье.

 

2. Студент-филолог классифицировал некоторые слова и словосочетания русского языка. Приведены примеры выражений, попавших в разные группы:

1) декабрь, семнадцатый век;       2) суббота, полдень

 3) прошлое лето, глубокая ночь;     4) будущая неделя, рассвет.

В какую группу должно было попасть словосочетание следующая секунда?

(А) в первую; (Б) во вторую; (В) в третью; (Г) в четвёртую; (Д) ни в одну из перечисленных.

В какой паре даны синонимы?

(А) прощение — прощание

(Б) прощение — прошение;  

(В) извиниться — попрощаться

(Г) извиниться — проститься;  

(Д) извинить— простить.

В какой фразе есть ошибка?

(А) в первой; (Б) во второй; (В) в третьей; (Г) в четвёртой; (Д) в пятой.


19. Подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, существительное.

ЗАДАНИЕ 1.                         

Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.