Понятие судебной системы как совокупности органов государственной власти, ее правовые основы и основные элементы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Понятие судебной системы как совокупности органов государственной власти, ее правовые основы и основные элементы

2022-11-14 34
Понятие судебной системы как совокупности органов государственной власти, ее правовые основы и основные элементы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

 

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

 

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

 

Принципы деятельности судебной системы РФ - характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

 

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

 

- принцип законности. (ссылке на все)

 

- принцип единства судебной системы РФ

 

- принцип осуществления правосудия только судом.

 

- принцип равенства всех перед законом и судом.

 

- принцип независимости судей.

 

- принцип презумпции невиновности.

 

- принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

 

- принцип состязательности сторон.

 

- принцип открытости судопроизводства.

 

- принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

 

- принцип обязательности судебных решений.

 

- принцип государственного или национального языка в судах.

 

3. Система судов РФ.

 

Система судов РФ - это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

 

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

 

1. Конституционные суды в РФ:

 

- Конституционный суд РФ.

 

- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

 

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

 

- Верховный суд РФ

 

- Суды субъектов РФ

 

- Городские (районные) суды

 

- Мировые суды

 

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

 

- Военная коллегия Верховного суда РФ.

 

- Военные (флотские) окружные суды РФ.

 

- Гарнизонные суды РФ

 

3. Арбитражные суды в РФ.

 

- Высший Арбитражный Суд РФ.

 

- Федеральные арбитражные суды округов

 

- Арбитражные суды округов

 

- Арбитражные суды субъектов РФ

 

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

 

- Третейские суды

 

- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

 

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

 

К федеральным судам относятся:

 

- Конституционный суд РФ

 

- Верховный суд РФ

 

- Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

 

- Районные суды.

 

- Военные и специализированные суды.

 

- Высший арбитражный суд РФ

 

- Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

 

- Арбитражные апелляционные суды.

 

- Арбитражные суды субъектов РФ.

 

К судам субъектов РФ относятся:

 

- Конституционные (суды) субъектов РФ.

 

- Мировые судьи.

 

 

4. Судебное звено судебной системы РФ.

 

Звено судебной системы РФ - совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

 

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

 

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

 

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

 

 

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

 

Судебная инстанция в РФ - суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

 

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

 

Суд первой инстанции - рассматривает дело по существу

 

Суд кассационной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

 

Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

 

Суд надзорной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

 

6. Органы судейского сообщества.

 

Судейское сообщество - это совокупность всех судей в конкретном государстве.

 

В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

 

В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

 

- Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

 

- Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

 

- Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

 

 

- Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

 

 

- Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

 

7. Судья в РФ.

 

В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья - лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

 

8. Статус судей в РФ.

 

Статус судей - это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

 

Элементы статуса судей:

 

- правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

 

- правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

 

- права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

 

- правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

 

1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

 

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

 

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

 

- Иметь гражданство Российской Федерации.

 

- Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

 

- Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

 

- Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

 

- Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

 

- Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

 

- Достижение определенного возраста:

 

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет - для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

 

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности - 7 лет - для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

 

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности - 10 лет - для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

 

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности - 15 лет - для судей Конституционного суда РФ.

 

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

 

Порядок наделения судей полномочиями:

 

В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

 

9. Гарантии судей в РФ.

 

Гарантии судей в РФ - совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

 

Виды гарантий судей в РФ:

 

По характеру:

 

- Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

 

- Гарантии неприкосновенности судей.

 

- Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

 

По источнику:

 

- Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

 

- Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

 

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

 

Присяжные заседатели - Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

 

Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

 

Арбитражные заседатели - Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

 

Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

 

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

 

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

 

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

 

 

9. Функции судебной власти: понятие, классификация, содержание, соотношение с полномочиями

Судебная власть выполняет ряд функций. Основная, наиболее важная из них, — осуществление правосудия. По поводу объема и пределов этой функции в науке государственного (конституционного) права нет единства мнений. Так, некоторые авторы полагают, что деятельность конституционных судов, судебный конституционный контроль, не относится к сфере правосудия как по кругу субъектов, так и по формам и методам осуществления. Но это не совсем так. Статус органов, осуществляющих конституционный контроль, не одинаков. В Российской Федерации конституционное судопроизводство надо рассматривать как одну из форм правосудия. Часть 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации гласит, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, конституционное судопроизводство включено в общую систему правосудия.

 

Что же касается специфики форм и методов осуществления судебной власти, то она характерна не только для конституционного судопроизводства, но и для иных его видов. Другое дело, что процедура конституционного судопроизводства во многом находится в стадии формирования.

' ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

 

2. Функции судебной власти

 

Содержание правосудия образуют деятельность суда по рассмотрению споров о праве, разбирательство дел (конституционных, уголовных, гражданских, административных) с использованием особой процессуальной формы. Именно правосудие как главная, основная функция суда определяет специфику судебной власти и ее место в государственном механизме. В силу этих причин функция правосудия является основным объектом конституционного регулирования.

 

Помимо правосудия важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Конституция России предусмотрела судебное решение как единственное основание применения органами, осуществляющими следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений). Эта функция судебной власти отражена в ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ. До внесения изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время сохраняется прежний порядок заключения под стражу — с санкции прокурора. Однако он дополняется возможностью обжаловать в суде выбор заключения под стражу как меры процессуального пресечения.

 

В качестве одной из функций судебной власти может рассматриваться и толкование правовых норм. Формой выражения данной функции является толкование Конституционным Судом Российской Федерации ее Конституции (ч. 5 ст. 125). Толкование Конституции осуществляется не только в деятельности самого Суда по рассмотрению конкретного дела, но и имеет «внешний» характер, обязательный для всех иных судей, т. е. служит разновидностью легального толкования. Формой толкования права являются и руководящие разъяснения Верховного Суда России, издаваемые в виде постановлений его Пленума.

 

Они обязательны не только для судебных, но и для всех иных органов, которые так или иначе непосредственно участвуют в судебной деятельности (гражданин, прокурор, адвокат и др.).

Функцией судебной власти является официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Так, только суд может признать умершим, безвестно отсутствующим лицо, установить наличие родственных и фактических брачньїх отношений.

 

Немаловажное значение для правоприменительной практики имеет и такая функция судебной власти, как ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России. Некоторые способы этого ограничения связаны с функцией правосудия и контроля за деятельностью органов, применяющих процессуальное принуждение. Ведь обвинительный приговор суда может существенно

ограничить и лишить гражданина рада конституционньїх прав, включая и основное — право человека на жизнь. Однако в данном случае речь идет о другом, именно суд принимает решение о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания, с чем связаны ограничения конституционного права избирать и быть избранным, а также ряд иных прав.

 

Перечисленные функции судебной власти носят «внешний» характер. Наряду с ними могут быть выделены и «внутренние» функции, обращенные главньїм образом к системе судебных органов. В их числе судебный надзор за решением судов, судебное управление, рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др. Они не являются предметом изучения государственного права и анализируются в рамках других научных и учебных дисциплин.

Судебный контроль

Понятие и содержание судебного контроля

Судебный контроль — это особая процессуальная деятельность суда, в ходе которой проверяется соответствие деятельности (акта) органа или должностного лица:

 

нормам, регулирующим его деятельность (подразумевая, что они соответствуют нормативным актам более высокой юридической силы, включая Конституцию РФ);

Конституции РФ, законам и подзаконным актам (исходя из норм, регулирующих правоотношение, на которое влияет действие (бездействие) или акт органа или должностного лица в данной ситуации).

Процессуальные отрасли регулируют присущие им формы судебного контроля как установленные нормами способы рассмотрения вопросов, отнесенных законодателем к сфере судебного контроля. Отсылочные нормы имеются также в материальном праве (например, ст. 20 УИК РФ). Многочисленность форм, обусловленная разнообразием поставленных задач, дает основание считать судебный контроль межотраслевым институтом.

 

Формы и виды судебного контроля

Виды судебного контроля выделяют по различным критериям. Наиболее простой вариант — разделение судебного контроля по отраслевой принадлежности (гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и др.).

 

Наукой предложены следующие классификации судебного контроля:

 

по субъекту (Конституционный суд, арбитражные суды, суды общей юрисдикции);

предварительный (перед проведением следственных действий, принятием меры пресечения) и последующий судебный контроль (чч. 1–4 ст. 165 УПК РФ, все виды нормоконтроля, все виды контроля по жалобам);

абстрактный, или прямой (при непосредственном рассмотрении вопроса о законности нормы/акта), и конкретный, или косвенный (если суд отказывается применять норму или акт, не соответствующие требованиям более высокого уровня).

Как правило, каждый вид судебного контроля включает несколько форм, в которых он осуществляется. Структура каждой формы обусловлена ее целевым назначением. Например, процедура рассмотрения жалоб на действия пристава-исполнителя является отдельной процессуальной формой в рамках судебного контроля за соблюдением прав.

 

Важно! Форма судебного контроля как форма деятельности суда по осуществлению судебного контроля должна соответствовать общим принципам правосудия. Рассмотрение дел в порядке судебного контроля производится на основе законности, справедливости, равенства прав и других принципов в форме открытого или закрытого, состязательного (при участии противоборствующих сторон) или несостязательного (по запросу лица или ходатайству о проведении следственного действия, например) процесса.

 

Отдельные разновидности судебного контроля обзорно рассмотрены ниже.

 

Судебный нормоконтроль

Нормоконтроль — деятельность судов по проверке законности и конституционности нормативных актов.

 

В настоящее время прямой судебный контроль судов (непосредственное рассмотрение обращений о несоответствии нормативных актов) в этом направлении урегулирован:

ст. 125 Конституции РФ, ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (федеральными законами и нормативными актами на предмет конституционности по жалобам участников правоотношений и запросам судов);

гл. 21 КАС РФ (общая подсудность по подзаконным нормативным правовым актам: федеральным — Верховному суду РФ (ст. 21 КАС РФ), региональным и муниципальным — судам регионального уровня (ст. 20 КАС РФ);

гл. 23 АПК РФ (судебный контроль в части рассмотрения судом по интеллектуальным правам подзаконных нормативных актов федерального уровня в пределах сферы его юрисдикции).

 

Важно! Правом инициировать процедуру судебного контроля обладают лица, являющиеся субъектами правоотношений, урегулированных соответствующей (оспариваемой) нормой, полагающие, что их права и законные интересы нарушены.

 

Суд при рассмотрении дела вправе обратиться с запросом в Конституционный суд РФ (относительно норм федеральных законов) или не применить незаконный акт более низкой юридической силы (ст. 13 АПК РФ, ст. 11 ГПК РФ, ст. 15 КАС РФ) в порядке косвенного судебного контроля.

Предварительный и последующий судебный контроль в стадии предварительного расследования

Предварительный судебный контроль проводится по следующим направлениям:

 

Избрание или продление меры пресечения (ст. 107–109 УПК РФ).

Проверка законности проведения следственных действий, нарушающих конституционные права граждан (ст. 177, 165, 182 УПК РФ и др.).

Решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении отдельных категорий должностных лиц, наделенных служебным иммунитетом (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ, ст. 448 УПК РФ).

Последующий судебный контроль — это проверка законности деятельности органов и должностных лиц по жалобам (ст. 125 УПК РФ).

 

Судебный контроль в уголовном процессе: другие стадии

При рассмотрении дальнейшего хода уголовного процесса выделяют:

 

Судебный контроль, осуществляемый судом на стадии подготовки к судебному заседанию, в рамках, установленных ст. 228 УПК РФ. Дискуссионным остается вопрос о целесообразности существенного ограничения объема контрольной функции суда по отношению к полноте и всесторонности проведенного расследования.

Судебный контроль на стадии предварительного слушания (ст. 229 УПК РФ), в рамках которой на оценку правильности предварительного расследования косвенно направлено рассмотрение ходатайств об исключении доказательств.

Кроме того, в уголовном процессе выделяют судебный контроль апелляционной и кассационной инстанций по проверке судебных актов нижестоящих судов. Однако эта позиция подвергается представителями других отраслей обоснованной критике, поскольку это внутренняя деятельность суда (самоконтроль), которая имеет природу, отличную от направленного вовне судебного контроля.

 

Судебный контроль выступает проявлением правоохранительной деятельности суда и формой осуществления правосудия как деятельность, направленная на решение вопросов о правах и свободах. Будучи межотраслевым институтом, он исследуется с разных позиций представителями разных правовых отраслей. Выработка единых позиций о судебном контроле — дело будущего.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.