Тема 1: Научный метод познания — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 1: Научный метод познания

2022-11-14 42
Тема 1: Научный метод познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 2: Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1.В гуманитарных науках в отличие от естественных …

используется нестрогий образный язык

знание не зависит от индивидуальных особенностей ученого

знание обязательно проходит многократную проверку опытом

изучаются только типичные, универсальные процессы

Решение:

Гуманитарное знание отличается от естественнонаучного субъективностью, нестрогим образным языком, интересом к индивидуальным свойствам изучаемых предметов, ограниченностью применения принципов верификации и фальсификации. Среди приведенных характеристик использование нестрогого образного языка свойственно только гуманитарному знанию.

2.Результатом процесса дифференциации научного знания является …

генетика

антропология

зоогеография

биофизика

Решение:

Результатом процесса дифференциации научного знания является генетика. Это раздел биологии, в котором изучаются закономерности наследственности и изменчивости.

3. Псевдонаука отличается от истинной науки …

отрывочными несистемными знаниями

нацеленностью на получение достоверных и эффективных результатов

строгой эмпирической проверяемостью декларируемых положений

отсутствием в своем содержании противоречащих фактов

Решение:

Псевдонаука отличается от истинной науки отрывочными несистемными знаниями.

4. В системе наук математика является …

универсальным языком науки

естественнонаучным направлением

техническим направлением

экономической наукой

Решение:

В системе наук математика является ее универсальным языком. Являясь наукой о количественных отношениях действительности, она используется практически во всех сферах научной деятельности.

5. Результатом процесса дифференциации научного знания является …

органическая химия

медицинская химия

космическая химия

органическая геохимия

Решение:

Результатом процесса дифференциации научного знания является органическая химия, которая из всего многообразия химических веществ изучает органические соединения – углеводороды и их многочисленные производные.

6. От истинной науки псевдонаука отличается …

невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов

системностью знания

строгим критическим подходом к исходным данным

отсутствием в своем содержании противоречащих фактов

Решение:

От истинной науки псевдонаука отличается невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов.

 

Тема 3: Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

Тема 8: Эволюция представлений о пространстве и времени

Тема 14: Химические системы

1.Ферменты отличаются от обычных катализаторов тем, что …

являются природными белками

образуются и функционируют в живых системах

ускоряют химические процессы

входят в состав конечных продуктов реакций

Решение:

Ферменты – это биологические катализаторы, которые образуются и функционируют в живых системах. Они являются природными белками.

2. Состав простых веществ отображается формулами …

Р4

N2

H2O

CH4

Решение:

Формулами, отображающими состав простых веществ, являются Р4 и N2. В простые вещества входят атомы одного химического элемента.

3. Изотопы уран-232 и уран-238 имеют одинаковое …

число протонов

зарядовое число

число нуклонов

число нейтронов

Решение:

Изотопы – это разновидности атомов одного и того же химического элемента, которые имеют одинаковый заряд ядра, а следовательно, одинаковое число протонов в ядре и порядковый номер в периодической системе, но различаются массовым числом или числом нуклонов, а это означает, что в их ядрах разное число нейтронов. Таким образом, изотопы уран-232 и уран-238 имеют одинаковое число протонов и зарядовое число.

Тема 20: Космология

1.Научная космология начала развиваться в …

XX веке на основе общей теории относительности

Древней Греции на основе натурфилософской картины мира Аристотеля

эпоху Возрождения на основе гелиоцентрической системы Коперника

XVII веке на основе классической механики Ньютона

Решение:

Впервые возможность поставить задачу научного описания свойств Вселенной в целом появилась в начале XX века после создания общей теории относительности, связывающей свойства пространства, времени и материи.

2.На рисунке приведена карта реликтового излучения, построенная по результатам спутниковых измерений. Каждая точка карты соответствует определенному направлению небесной сферы, с которого принималось реликтовое излучение, цвет этой точки соответствует интенсивности излучения с этого направления. Переход от одного цвета к другому соответствует изменению интенсивности примерно на 10–6 (то есть на 0,000001) от ее среднего значения по всем направлениям. Карта позволяет сделать вывод, что реликтовое излучение …

практически изотропно

полностью изотропно

сильно анизотропно

имеет в основном зеленоватый цвет

Решение:

Реликтовое излучение – это тепловое излучение молодой Вселенной. В его свойствах отпечаталось состояние Вселенной той далекой эпохи (13 миллиардов лет назад), когда она была горячей и непрозрачной (плотной). Поэтому свойства реликтового излучения так важны для космологов.

Условный цвет на карте не следует путать с реальным цветовым ощущением, которого реликтовое излучение не создает, ведь оно сосредоточено в радиодиапазоне электромагнитных волн.

Поскольку на карте присутствует не более десятка разных цветов, это означает, что интенсивность реликтового излучения, приходящего с разных направлений небесной сферы, различается не более, чем на десять миллионных долей от ее среднего значения. Таким образом, интенсивность реликтового излучения практически не зависит от направления или, в научной терминологии, реликтовое излучение практически изотропно. Это означает, что в эпоху отделения излучения от вещества, то есть 13 миллиардов лет назад, Вселенная тоже была практически изотропной, а те неоднородности, которые мы наблюдаем сейчас (галактики, их скопления и сверхскопления) сформировались позднее, в ходе эволюции Вселенной.

3. Суть открытия, сделанного американским астрономом-наблюдателем Э. Хабблом в 20-х годах XX века и ставшего эмпирической основой для становления научной космологии, заключалась в том, что галактики …

удаляются друг от друга тем быстрее, чем больше расстояние между ними

преимущественно удаляются друг от друга, а не сближаются

сближаются тем быстрее, чем больше расстояние между ними

преимущественно сближаются друг с другом, а не удаляются

Решение:

Еще до работы Хаббла, вышедшей в 1929 г., было известно (по крайней мере, с 1912 г.), что в спектрах большинства галактик наблюдается красное смещение, то есть они удаляются от нашей Галактики (и друг от друга). Заслуга Хаббла заключается в наблюдательном выяснении того факта, что скорость удаления галактик друг от друга v пропорциональна расстоянию l между ними (закон Хаббла): Из этого закона немедленно следует, что Вселенная как целое расширяется из некоторого особого начального состояния, что блестяще подтвердило теоретические соображения А. А. Фридмана и других первых космологов.

4. Сходство между Большим Взрывом (процессом, в ходе которого образовалась и приобрела свои свойства наша Вселенная) и обычным взрывом артиллерийского снаряда состоит в том, что …

расстояния между галактиками с течением времени увеличиваются, подобно тому, как разлетаются в разные стороны осколки взорвавшегося снаряда

и осколки снаряда, и галактики разлетаются по направлению от определенной точки в пространстве – центра взрыва

движущей силой расширения и Вселенной, и продуктов взрыва снаряда является давление раскаленных газов

расширение происходит только в ограниченной области (которую успела охватить ударная волна от взрыва), а за пределами этой области никакого расширения нет

Решение:

Термин «Большой взрыв» несколько неудачен в том смысле, что он сильно дезориентирует широкую публику относительно сущности космологических процессов. Между взрывом снаряда и Большим взрывом нет практически ничего общего. Космологическое расширение охватывает всю бесконечную Вселенную, а не какую-то ограниченную область, как расширение газов при обычном взрыве. Движущей силой разбегания галактик служит изменение геометрических свойств пространства (точнее, пространства-времени), а не действие (давление) какой-то силы со стороны какого-то тела или среды. У расширения Вселенной нет центра – из любой ее точки наблюдатель увидит одну и ту же картину удаляющихся от него галактик. Лишь в том, что расстояния между галактиками с течением времени растут, можно провести аналогию с разлетающимися после взрыва осколками снаряда. И то, аналогия эта будет довольно условной, поскольку разлетающиеся осколки движутся относительно неизменного пространства, в то время как галактики, грубо говоря, уносит друг от друга растяжение разделяющего их пространства.

5. Расширение Вселенной происходит …

однородно, без какого-либо особого или выделенного центра расширения

во все стороны от центра Большого взрыва, произошедшего в нашей Галактике

быстрее в плоскости Галактики, чем в перпендикулярном направлении

со скоростью, которая за все время существования Вселенной не изменилась

Решение:

Согласно современным представлениям, расширение Вселенной происходит однородно и изотропно, то есть одинаково во всех ее частях и во всех направлениях. Скорость же расширения с течением времени менялась. В частности, сейчас Вселенная переживает эпоху перехода от расширения с замедлением к расширению с ускорением.

6. Согласно современным космологическим представлениям, расширение Вселенной …

ускоряется и будет происходить, чем дальше, тем быстрее

за всю историю Вселенной не изменило свою скорость и не изменит ее в будущем

замедляется и будет продолжаться, пока скорость расширения не упадет практически до нуля

в настоящее время замедляется и вскоре (по космическим масштабам) сменится сжатием

Решение:

Классические космологические модели говорили, что расширение Вселенной должно постепенно тормозиться за счет взаимного притяжения находящейся в ней массивных тел (галактик и звезд). Однако в последние годы выяснилось, что более половины всей материи во Вселенной – это так называемая «темная энергия», равномерно заполняющая пространство и создающая своеобразную силу всемирного отталкивания. В настоящее время эта сила уже несколько превосходит совокупную силу тяготения обычной материи, и потому расширение Вселенной начинает ускоряться. Факт ускоряющегося расширения Вселенной уже получил ряд наблюдательных подтверждений.

 

Тема 21: Общая космогония

1.По современным представлениям, примерно через 5 миллиардов лет Солнце исчерпает основные запасы своего термоядерного горючего и …

превратится в белый карлик

станет голубым гигантом

взорвется как Сверхновая

провалится внутрь себя, оставив черную дыру

Решение:

Одиночные звезды солнечной массы заканчивают свой эволюционный путь спокойно – сначала раздуваясь и охлаждаясь, а затем, после сброса внешних слоев, превращаясь в белых карликов.

2. Космогония изучает происхождение …

Небесных тел и их систем

жизни на Земле и других планетах

Вселенной в целом

человека в процессе антропогенеза

Решение:

По определению, космогония – это научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию небесных тел и их систем. Предметом ее интереса служат астероиды, кометы, планеты с их спутниками, звезды с их планетными системами, галактики, скопления галактик и космические структуры больших масштабов. Но происхождение Вселенной – это уже не космогоническая, а космологическая проблема.

3. Обязательным атрибутом звезды служит(-ат) …

термоядерные реакции в ее недрах в настоящем, прошлом или будущем

гигантские размеры звезды, измеряемые миллионами километров

пребывание вещества звезды в газообразном состоянии

химический состав, включающий только водород и гелий

Решение:

Звезды бывают не только гигантских, но и небольших размеров – например, белые карлики (размером с планету) или нейтронные звезды, от 15 до 300 км в диаметре.

Вещество большинства звезд – это, в основном, плазма, чьи свойства довольно сильно отличаются от свойств газа. А вот нейтронные звезды, как предполагается, могут иметь твердое ядро, окруженное нейтронной жидкостью, которая в свою очередь покрыта кристаллической железной корой.

Водород и гелий – самые распространенные в составе звезд элементы. Но химический состав звезды не исчерпывается ими: содержание других элементов может достигать нескольких процентов и даже более. Нейтронные звезды опять стоят особняком: поскольку в них все атомные ядра разрушены чудовищным давлением, понятие химического элемента для них теряет смысл.

И только протекание термоядерных реакций слияния легких ядер в более тяжелые имеет место в настоящем, прошлом и будущем любой звезды, какой бы экзотической она ни была.

4. Существовать в привычном нам виде Солнце будет …

примерно столько же, сколько уже существует, то есть несколько миллиардов лет

совсем недолго, поскольку оно уже практически полностью исчерпало запасы водорода

пока существует Вселенная, поскольку Солнце – очень молодая звезда

неизвестное время, поскольку его превращение в Сверхновую – процесс принципиально случайный

Решение:

Солнце в настоящее время – нормальная, не очень массивная и не очень горячая звезда («желтый карлик»). Стадия спокойного термоядерного «горения» водорода у таких звезд длится около 10 миллиардов лет. Сформировалось Солнце около 5 миллиардов лет назад, то есть еще на несколько миллиардов лет запасов водородного горючего в нем хватит. А в Сверхновую Солнце не превратится никогда – не хватит массы. В любом случае, вспышка Сверхновой – явление закономерное и предсказуемое.

5. Эволюционный путь звезды не может окончиться ее превращением в …

нормальную звезду главной последовательности

белый карлик

нейтронную звезду

черную дыру

Решение:

Звезды главной последовательности (на диаграмме Герцшпрунга–Рессела), согласно современным представлениям, находятся в середине своего эволюционного пути.

 

Тема 29: Биосфера

1.Установите соответствие между типом вещества биосферы и примерами, относящимися к этому типу:

1) биогенное вещество

2) косное вещество

3) биокосное вещество

природный газ и торф

породы магматического происхождения

кора выветривания и ил

морская вода и каменный уголь

Решение:

Биогенным называется вещество, образование которого связано с жизнедеятельностью живых организмов. Примерами биогенного вещества являются известняки, доломиты и другие породы осадочного происхождения, а также залежи каменного угля, природного газа, торфа. Косное вещество биосферы – это совокупность неживых тел, которые образуются в результате процессов, не связанных с деятельностью живых организмов, например породы магматического происхождения.

Биокосное вещество представляет собой результат совместной деятельности живых организмов, а также физико-химических и геологических процессов, протекающих в неживой природе. Кора выветривания – результат разрушения горных пород под действием природных вод, ветра, перепада температур, микроорганизмов и растений, а также ил являются биокосным веществом.

2. Установите соответствие между типом вещества биосферы и примерами, относящимися к этому типу:

1) косное вещество

2) биогенное вещество

3) биокосное вещество

магматические породы и космическая пыль

железная руда и природный газ

кора выветривания и речная вода

вулканические газы и известняки

Решение:

Косное вещество биосферы – это совокупность неживых тел, которые образуются в результате процессов, не связанных с деятельностью живых организмов, например, магматические породы и космическая пыль.

Биогенным называется вещество, образование которого связано с жизнедеятельностью живых организмов. Примерами биогенного вещества являются известняки, доломиты и другие породы осадочного происхождения, а также залежи железной руды и природного газа. Биокосное вещество представляет собой результат совместной деятельности живых организмов, а также физико-химических и геологических процессов, протекающих в неживой природе. Кора выветривания и речная вода являются биокосным веществом.

3. Установите соответствие между типом вещества биосферы и примерами, относящимися к этому типу:

1) биокосное вещество

2) биогенное вещество

3) живое вещество

почва и речная вода

каменный уголь и железная руда

грибы и лишайники

магма и радиоактивное вещество

Решение:

Биокосное вещество представляет собой результат совместной деятельности живых организмов, а также физико-химических и геологических процессов, протекающих в неживой природе. Почва и речная вода являются биокосным веществом. Биогенным называется вещество, образование которого связано с жизнедеятельностью живых организмов. Примерами биогенного вещества являются каменный уголь и железная руда. Совокупность всех живых организмов, в том числе грибы и лишайники, является живым веществом биосферы.

4. Установите соответствие между утверждением об особенностях биогенной миграции атомов химических элементов и его характеристикой относительно верности или неверности:

1) эволюционируют виды, увеличивающие биогенную миграцию

2) биогенная миграция атомов стремится к минимальному проявлению

3) масса живого вещества остается постоянной на протяжении геологических периодов

верное утверждение об особенностях биогенной миграции

неверное утверждение об особенностях биогенной миграции

не является принципом биогенной миграции

может быть верным и неверным в зависимости от условий

Решение:

Эволюционируют виды, увеличивающие биогенную миграцию, – это один из биогеохимических принципов миграции атомов химических элементов. Другой принцип утверждает, что биогенная миграция атомов стремится к максимальному проявлению, поэтому утверждение о том, что биогенная миграция атомов стремится к минимальному проявлению, является неверным. Масса живого вещества остается постоянной на протяжении геологических периодов – это системное свойство биосферы, которое не является принципом биогенной миграции.

5. Установите соответствие между понятием и определением:

1) биогенная миграция

2) биогенный круговорот

3) геохимические функции живого вещества

перемещение химических элементов и соединений по цепям питания экосистем

циклический характер перемещения химических элементов в процессе обмена веществ и энергии различных групп организмов

специфические виды деятельности организмов по вовлечению химических элементов и соединений в круговорот

характерные функции биологически важных веществ – белков, углеводов, жиров – в жизнедеятельности организмов

Решение:

Биогенная миграция – перемещение химических элементов и соединений по цепям питания экосистем. Биогенный круговорот – циклический характер перемещения химических элементов в процессе обмена веществ и энергии различных групп организмов. Геохимические функции живого вещества– специфическая деятельность разных групп организмов по вовлечению химических элементов и соединений в круговорот.

6. Установите соответствие между типом вещества биосферы и примерами, относящимися к этому типу:

1) живое вещество

2) биогенное вещество

3) биокосное вещество

растения и микроорганизмы

торф и серосодержащие руды

ил и океаническая вода

вулканические газы и космическая пыль

Решение:

Совокупность всех живых организмов, в том числе растения и микроорганизмы, является живым веществом биосферы. Биогенным называется вещество, образование которого связано с жизнедеятельностью живых организмов. Примерами биогенного вещества являются природный торф и серосодержащие руды. Биокосное вещество представляет собой результат совместной деятельности живых организмов, а также физико-химических и геологических процессов, протекающих в неживой природе. Ил и океаническая вода являются биокосным веществом.

 

Тема 30: Человек в биосфере

1.Важнейшей чертой человеческого общества, отличающей его от самых близких представителей животного мира, является …

наличие фонда социальной и культурной информации

развитие стайного образа жизни и социальных форм поведения

дифференциация функций задних и передних конечностей

многократное увеличение объема головного мозга

Решение:

Важнейшей чертой человеческого общества, отличающей его от самых близких представителей животного мира, является наличие фонда социальной и культурной информации. Все другие перечисленные черты присущи ранним этапам эволюции приматов.

2. Человек представляет собой …

уникальное биосоциальное явление

особый вид, не связанный с биологической эволюцией

уникальный биологический вид

исключительно социальное явление

Решение:

Человек представляет собой уникальное биосоциальное явление, не будучи уникальным как биологический вид. В процессе эволюционного развития человечества биологическое и социальное выступали в диалектическом единстве, дополняя друг друга. Социальная сущность человека не отменяет биологических законов, в соответствии с которыми развивается его организм. Вместе с тем биология человека специфична, и эта специфика состоит в том, что ее полная реализация возможна только в условиях социальной среды. Речь и мышление у ребенка не разовьются, если он попадет в стаю волков или обезьянье стадо («дети Маугли»).

3. Одним из важнейших факторов, который выделил человека из животного мира, является …

трудовая деятельность

стадный образ жизни

особый генетический материал

высокая подвижность конечностей

Решение:

Выделение человека из животного мира стало возможным благодаря трудовой деятельности, которая представляла коллективную форму воздействия человека на природу. Соответственно коллективная форма труда способствовала подавлению животного эгоизма в добывании и распределении пищи, формированию социальной связи и взаимопомощи, развитию мышления и речи.

4. Неолитическая революция (10–8 тысячелетия до н.э.) связана с …

началом окультуривания растений

возникновением техногенной цивилизации

появлением галечной культуры

возникновением письменности

Решение:

Неолитическая революция соответствует периоду неолита (от греч. «нео» – новый, «лит» – камень,10–8 тысячелетия до н.э.), когда произошел переход от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему (земледелию и скотоводству), а следовательно, она связана с началом окультуривания растений.

5. В развитии сознания и речи – признаков, отличающих человека от животного мира, решающее значение имели …

социальные факторы эволюции

генетические факторы эволюции

формы естественного отбора

биологические факторы эволюции

Решение:

В развитии сознания и речи – признаков, отличающих человека от животного мира, решающее значение имели социальные факторы эволюции. При отсутствии социальных условий речь и сознание у ребенка не сформируются, если он попадет в стаю волков или обезьянье стадо («дети Маугли»).

6. Качественное отличие человека от животных, в том числе и от наиболее близких к нему человекообразных обезьян, определяется, прежде всего …

социальной сущностью человека

увеличением массы мозга относительно массы тела

развитием объемно-пространственного восприятия

развитием высшей нервной деятельности

Решение:

Качественное отличие человека от животных, в том числе и от наиболее близких к нему человекообразных обезьян, определяется, прежде всего, социальной сущностью человека, обеспечивающей ему экологическое превосходство над всеми живыми существами, способность заселить практически все регионы Земного шара, и даже преобразовать биосферу. Широкое расселение человечества по Земному шару, все возрастающее влияние антропогенного фактора на природу нарушило экологическое равновесие, но одновременно способствовало исключительному разнообразию биологической организации человека.

7. Одним из экологических последствий неолитической революции (10–8 тысячелетия до н.э.) является(-ются) …

опустынивание территорий

кислотные дожди

истощение озонового слоя

техногенное загрязнение среды

Решение:

Экологические последствия неолитической революции – это снижение биоразнообразия, выжигание лесов, обмеление рек, опустынивание, исчезновение крупных животных, появление синантропных животных (мышей, крыс) возле человеческих поселений, массовые эпидемии чумы.

 

Кейс 1 подзадача 1

1.

Представьте, что с помощью машины времени организован симпозиум, на котором могут встретиться и обменяться мнениями выдающиеся мыслители и ученые различных эпох. В дискуссии о сущности материи, движения, механизмах взаимодействий участвуют: один из первых атомистов Демокрит, древнегреческий философ Гераклит, самый универсальный мыслитель античности Аристотель, основоположник первой научной картины мира (механической) Ньютон, создатель молекулярно-кинетической теории газов и основоположник электромагнитной картины мира Максвелл, один из создателей атомно-молекулярного учения Ломоносов, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, основоположник и вдохновитель развития квантовой механики Нильс Бор, выдающийся физик 2-й половины XX века Ричард Фейнман и известнейший физик современности Стивен Хокинг.

Из названных участников симпозиума отстаивал концепцию дальнодействия …

Ньютон

Аристотель

Максвелл

Хокинг

Решение:

Концепция дальнодействия утверждает, что взаимодействие между телами передается без какого-либо материального посредника, через пустоту, мгновенно. Она была свойственна только механической научной картине мира и основывалась на законе всемирного тяготения, открытом Ньютоном. Самому Ньютону идея о мгновенном действии через пустоту не очень нравилась, но он подчеркивал, что она вытекает из доступных тогда знаний и позволяет достаточно точно рассчитывать движение и взаимное притяжение небесных тел.

2. Представьте, что с помощью машины времени организован симпозиум, на котором могут встретиться и обменяться мнениями выдающиеся мыслители и ученые различных эпох. В дискуссии о сущности материи, движения, механизмах взаимодействий участвуют: один из первых атомистов Демокрит, древнегреческий философ Гераклит, самый универсальный мыслитель античности Аристотель, основоположник первой научной картины мира (механической) Ньютон, создатель молекулярно-кинетической теории газов и основоположник электромагнитной картины мира Максвелл, один из создателей атомно-молекулярного учения Ломоносов, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, основоположник и вдохновитель развития квантовой механики Нильс Бор, выдающийся физик 2-й половины XX века Ричард Фейнман и известнейший физик современности Стивен Хокинг.

Из названных участников симпозиума отстаивал неравноправность взаимодействующих тел и утверждал, что активное (движущее) тело действует на пассивное (движимое), а встречного воздействия (движимого на движущее) нет, …

Аристотель

Ньютон

Максвелл

Хокинг

Решение:

Во всех научных картинах мира признается справедливость третьего закона Ньютона: действие равно противодействию. Если тело А действует на тело Б, то Б непременно действует на А с точно такой же силой (только противоположно направленной). Поэтому утверждать несимметричность взаимодействия мог представитель донаучной эпохи – Аристотель.

3. Представьте, что с помощью машины времени организован симпозиум, на котором могут встретиться и обменяться мнениями выдающиеся мыслители и ученые различных эпох. В дискуссии о сущности материи, движения, механизмах взаимодействий участвуют: один из первых атомистов Демокрит, древнегреческий философ Гераклит, самый универсальный мыслитель античности Аристотель, основоположник первой научной картины мира (механической) Ньютон, создатель молекулярно-кинетической теории газов и основоположник электромагнитной картины мира Максвелл, один из создателей атомно-молекулярного учения Ломоносов, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, основоположник и вдохновитель развития квантовой механики Нильс Бор, выдающийся физик 2-й половины XX века Ричард Фейнман и известнейший физик современности Стивен Хокинг.

Из названных участников симпозиума заявил, что ему известно ровно два фундаментальных взаимодействия …

Максвелл

Аристотель

Ньютон

Хокинг

Решение:
Само понятие о фундаментальных взаимодействиях как различных способах передачи взаимодействия, к которым можно свести все силы в мире, стало формироваться после открытия закона всемирного тяготения, математически описывавшего гравитационное взаимодействие между телами, имеющими массу. В механической картине мира не было столь же четко выраженных представлений о силах другой природы, поэтому можно считать, что в ней фундаментальное взаимодействие только одно – гравитационное. Максвелл, создав классическую электродинамику, тем самым математически описал еще одно фундаментальное взаимодействие – электромагнитное. В первой половине XX века было открыто еще два фундаментальных взаимодействия – сильное (ядерное) и слабое, которые существенны лишь в микромире, и с тех пор ситуация не изменилась. Аристотель, живший задолго до создания классической механики, понятием фундаментального взаимодействия просто не владел.

 

Кейс 1 подзадача 2

1. Представьте, что с помощью машины времени организован симпозиум, на котором могут встретиться и обменяться мнениями выдающиеся мыслители и ученые различных эпох. В дискуссии о сущности материи, движения, механизмах взаимодействий участвуют: один из первых атомистов Демокрит, древнегреческий философ Гераклит, самый универсальный мыслитель античности Аристотель, основоположник первой научной картины мира (механической) Ньютон, создатель молекулярно-кинетической теории газов и основоположник электромагнитной картины мира Максвелл, один из создателей атомно-молекулярного учения Ломоносов, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, основоположник и вдохновитель развития квантовой механики Нильс Бор, выдающийся физик 2-й половины XX века Ричард Фейнман и известнейший физик современности Стивен Хокинг.

Из названных участников симпозиума доказывали, что ни один материальный объект не может двигаться со скоростью, превышающей некоторую величину, которая определяется свойствами нашего мира в целом, …

Эйнштейн и Фейнман

Фейнман и Нильс Бор

Аристотель и Максвелл

Демокрит и Ньютон

Решение:

Представление о предельно возможной скорости движения материальных тел было разработано Эйнштейном в теории относительности, на закате популярности электромагнитной картины мира, и с тех пор не изменилось. В предшествовавших научных и натурфилософских картинах мира вопрос о предельной скорости даже не ставился.

2. Представьте, что с помощью машины времени организован симпозиум, на котором могут встретиться и обменяться мнениями выдающиеся мыслители и ученые различных эпох. В дискуссии о сущности материи, движения, механизмах взаимодействий участвуют: один из первых атомистов Демокрит, древнегреческий философ Гераклит, самый универсальный мыслитель античности Аристотель, основоположник первой научной картины мира (механической) Ньютон, создатель молекулярно-кинетической теории газов и основоположник электромагнитной картины мира Максвелл, один из создателей атомно-молекулярного учения Ломоносов, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, основоположник и вдохновитель развития квантовой механики Нильс Бор, выдающийся физик 2-й половины XX века Ричард Фейнман и известнейший физик современности Стивен Хокинг.

Из названных участников симпозиума мнение о том, что существуют принципиально разные, не сводимые друг к другу формы движения, разделили …

Аристотель и Фейнман

Максвелл и Аристотель

Гераклит и Демокрит

Максвелл и Ньютон

Решение:

Атомисты полагали, что все происходящее в мире сводится к механическому перемещению атомов. Такое же представление господствовало в механической картине мира. В электромагнитной же картине мира, возникшей на базе электродинамики Максвелла, уже было четкое представление о процессах, не сводимых к перемещению каких-либо частиц – например, о распространении электромагнитных волн. В современной же научной картине мира произошел (конечно, на новом уровне) возврат к аристотелевским представлениям о том, что движение – это любое изменение вообще, в том числе качественное, а не только изменение положения в пространстве с течением времени.

3. Представьте, что с помощью машины времени организован симпозиум, на котором могут встретиться и обменяться мнениями выдающиеся мыслители и ученые различных эпох. В дискуссии о сущности материи, движения, механизмах взаимодействий участвуют: один из первых атомистов Демокрит, древнегреческий философ Гераклит, самый универсальный мыслитель античности Аристотель, основоположник первой научной картины мира (механической) Ньютон, создатель молекулярно-кинетической теории газов и основоположник электромагнитной картины мира Максвелл, один из создателей атомно-молекулярного учения Ломоносов, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, основоположник и вдохновитель развития квантовой механики Нильс Бор, выдающийся физик 2-й половины XX века Ричард Фейнман и известнейший физик современности Стивен Хокинг.

В своем выступлении по вопросу о движении Гераклит заявил, что …

все течет

невозможно дважды войти в одну и ту же реку

Земля все-таки вертится

в движении атомов присутствует неизбежный элемент случайности

Решение:
В истории древнегреческой натурфилософии Гераклит известен как создатель учения о безостановочной изменчивости вещей, подобной безостановочному течению воды в реке. Он учил, что все су


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.