Раздел 2. Основы административного права — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Раздел 2. Основы административного права

2022-11-14 38
Раздел 2. Основы административного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Общие положения об административном праве, его предмет.

2. Административно-правовые отношения: содержание и виды.

3. Понятие административного правонарушения, его субъекты и состав.

4. Виды административных правонарушений.

5. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий.

6. Порядок привлечения к административной ответственности.

 

1. Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы Украины, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления.

Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают (складываются), развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет административного права фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.

Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому подпадает под регулирующее воздействие административного права в следующих случаях:

1) когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо);

2) когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему государством для осуществления управленческой деятельности.

К числу управленческих можно отнести следующие общественные отношения:

- между исполнительными органами государства в порядке их иерархической подчиненности;

- между различными, не находящимися в подчинении, органами государственного управления;

- между органами государственного управления и подчиненными им государственными предприятиями, организациями;

- между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, организациями;

- между органами государственного управления и гражданами.

Административно-правовое регулирование этих разнообразных управленческих общественных отношений осуществляется с помощью общих методов, т.е. совокупности средств или способов регулирующего воздействия права на общественные отношения, заложенные в самой природе права. Различают следующие методы:

1. Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (нужно поступать именно так, а не иначе);

2. Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой;

3. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой те или иные действия по своему усмотрению.

Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации.

2. Административно-правовые отношения имеют свою специфику, вытекающую из норм административного права и управленческой деятельности, которую они регулируют.

Сторонами этих правоотношений могут быть органы государственного управления и местного самоуправления, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.

Права и обязанности сторон в административно-правовых отношениях носят взаимный характер. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой и на оборот.

В зависимости от характера юридической связи между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.

Вертикальные правоотношения возникают, когда у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (вышестоящие и нижестоящие органы управления, между организационно несоподчиненными органами управления и т.д.). Основной признак таких правоотношений - наличие полномочий по совершению односторонних властных действий у одной из сторон по отношению к другому участнику этих отношений.

Горизонтальные – это такие правоотношения, в которых стороны юридически равноправны. Этот принцип присущ отношениям, которые складываются между гражданином и органом управления (должностным лицом), например, оформление на работу, обращение с заявлением и т.д.

Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:

- неравенство сторон - одна из сторон всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой стороне;

- могут возникать по инициативе любой из сторон - органа управления, гражданина и т.п. Причем согласие второй стороны не является обязательным условием возникновения таких правоотношений. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон;

- административно-правовые споры разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица;

- за нарушение требований административно-правовых норм стороны несут ответственность не друг перед другом, а перед государством.

3. Административное правонарушение (проступок) - противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Административный проступок как вид правонарушения отличается от преступления по степени общественной опасности деяния.

Его следует отличать и от такого правонарушения, как дисциплинарный проступок, который связан с трудовой или служебной дисциплиной работников, за который законодательством предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

Юридическими признаками административного проступка являются:

а) противоправность, выражающаяся в запрещении административным законодательством предусмотренных законом деяний;

б) виновность, т.е. совершение противоправного деяния умышленно или неосторожно;

в) общественная вредность - выражается в посягательстве (причинении вреда, либо создании угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые обязательными правилами, содержащими соответствующие запреты;

г) административнаяответственность - применение за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий.

Административной ответственности подлежат граждане и должностные лица.

Граждане отвечают за совершенные ими административные правонарушения по достижении 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные ст. 241 КоАП Украины.

Под составом административного проступка понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного проступка включает:

1) Объект - общественные отношения, охраняемые административным правом;

2) Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое;

3) Объективную сторону - совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешние проявления проступка - место, время, способ и обстановку, характеризующую проступок, и само действие либо бездействие;

4) Субъективную сторону - совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному (вина, цель, мотивы совершения проступка).

Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все без исключения элементы, названные законом, т.к. отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

2. Основные виды административных правонарушений изложены в КоАП Украины.

В отдельную группу выделены административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (глава 5 раздела II КоАП Украины). В последнее время усилена административная ответственность за нарушения избирательных прав граждан (ст. ст. 1862, 1864).

Заметно возросли значение и роль административных санкций, предусмотренных за правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры (гл.7 разд. II КоАП Украины).

Значительное количество административных правонарушений совершается в области промышленности, строительства и в области использования электрической и тепловой энергии. Для борьбы с этими негативными деяниями предусмотрены нормы административного законодательства, закрепленные в гл. 8 разд. II КоАП Украины.

Нередко административные правонарушения совершаются в сельском хозяйстве, также являются распространенными нарушения ветеринарно-санитарных правил (гл. 9 разд. II КоАП Украины).

Административные правонарушения на транспорте могут иметь довольно серьезные, а в ряде случаев и катастрофические последствия. Для того, чтобы эффективно бороться с административными проступками в этой области, законодатель установил административную ответственность за правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи (гл. 10 разд. II КоАП Украины).

Для населенных пунктов довольно актуальны вопросы нормальной деятельности жилищно-коммунального хозяйства, включающие водо- и газообеспечение, электроснабжение и другие необходимые услуги. Глава 11 разд. II КоАП Украины включает в себя ответственность за административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Каждый гражданин является покупателем, и в этом качестве вступает в определенные правоотношения с субъектами торговой деятельности, которая осуществляется в соответствии с установленными правилами, нарушение которых, а также нарушение иных административно-правовых норм влекут административную ответственность. Перечень правонарушений в этой области довольно широк и включает такие деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена гл. 12 разд. II КоАП Украины “Административные правонарушения в области торговли, финансов и кустарно-ремесленных промыслов”.

В особую группу выделены административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 14 разд. II КоАП Украины), в области стандартизации, качества продукции и метрологии (гл. 13 разд. II КоАП Украины), посягающие на собственность (гл. 6 разд. II КоАП Украины).

Объектом административных проступков может быть установленный порядок управления (гл. 15 разд. II КоАП).

Поскольку административное право носит комплексный характер, административная ответственность предусмотрена нормами других отраслей права: финансового, земельного, экологического и др. К сожалению, сегодня отсутствует кодифицированный перечень всех административных правонарушений, что создает определенные трудности в правоприменительной деятельности. Это обстоятельство было учтено при постановке вопроса о разработке нового Кодекса об административных правонарушениях.

4. Административная ответственность - вид юридической ответственности, выражающийся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки).

Виновные привлекаются к административной ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или не надлежащего исполнения) норм административного права.

Одно и то же деяние не может быть и правонарушением и преступлением. Административная ответственность наступает если правонарушение по своему характеру не влечет в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.

Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

1) административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях, т.е. она имеет собственную нормативно-правовую основу;

2) основанием административной ответственности является административное правонарушение;

3) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

4) за административные проступки предусмотрены административные взыскания;

5) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и др.;

6) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц - правонарушителей;

7) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

8) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами, с целью воспитания правонарушителя и предупреждения правонарушений.

В КоАП Украины закреплены следующие виды административных взысканий:

- предупреждение - официальное осуждение правонарушителя, оформленное письменно или зафиксированное другим образом;

- штраф - взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства;

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения - состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения - принудительное, безвозмездное обращение этого предмета в доход государства;

- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (управление транспортным средством, право охоты);

- исправительные работы сроком до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Этот вид наказания применяется лишь в судебном порядке;

- административный арест до 15 суток с использованием на физических работах без их оплаты. Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп.

5. Система органов, которые рассматривают дела об административных проступках, определена Кодексом об административных правонарушениях. К ним относятся:

1) административные комиссии при исполнительных комитетах, районных, городских, районных в городах Советов, которые рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов;

2) исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов;

3) районные (городские) суды (судьи);

4) органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы, которые рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством. Так, органы внутренних дел рассматривают дела о нарушении общественного порядка, приграничного режима и другие.

Таким образом, к коллегиальным органам, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся: административные комиссии, исполкомы поселковых, сельских советов и другие. К лицам, которые имеют право рассматривать эти дела единолично, относятся: судьи, начальники или заместители начальников отдела внутренних дел, госавтоинспектор, ревизоры поездов, начальники таможен, райвоенкомы, главные санитарные врачи, правовые инспекторы труда и другие.

Основанием для производства по делу является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченным должностным лицом. Протокол не составляется в том случае, когда, например, взимается штраф на месте и правонарушитель этому не возражает (за безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения и др.).

Для надлежащего обеспечения производства в делах об административных правонарушениях в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры, целью которых является прекращение административного проступка, установление лица, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. К таким мерам относят: административное задержание лица; личный осмотр; осмотр вещей и изъятие вещей и документов.

Административное задержание одновременно является и мерой прекращения правонарушения, оно оформляется составлением соответствующего протокола. По просьбе лица о его местонахождении оповещаются родственники, администрация по месту работы или учебы. Сообщение о задержании несовершеннолетнего его родителям или лицам, их заменяющим, является обязательным. Для административного задержания предусмотрены соответствующие сроки. Обычно они не должны превышать 3-х часов. В отдельных случаях лица, которые нарушили приграничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу, могут быть задержаны для установления личности и установления обстоятельств правонарушения до 3-х суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, устанавливающих их личность. За мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному требованию или распоряжению работника милиции, военнослужащего и прочее, публичные призывы к неисполнению требований работника милиции, правонарушитель может быть задержан до рассмотрения дела судом или руководителем органа внутренних дел. Кроме того, могут быть задержаны до начала рассмотрения дела судьей лица, которые нарушили порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций или проявили неуважение к суду, или торговали с рук в не установленных местах.

Административное задержание имеют право осуществлять работники органов внутренних дел, пограничники, должностные лица военизированной охраны и военные автоинспекции.

Личный осмотр может проводиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и пограничных войск, природоохранных органов в присутствии двух понятых. Все участники осмотра должны быть того же пола, что и задержанный.

Осмотр вещей может проводиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны гражданской авиации, таможенных учреждений, приграничных войск, природоохранных органов, органов лесоохраны, рыбоохраны, органов, осуществляющих надзор за соблюдением правил охоты. О личном осмотре, осмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном нарушении или задержании.

Изъятие вещей и документов, которые являются средством или непосредственным объектом правонарушения, осуществляется должностными лицами органов, которые проводят задержание или осмотр. Изъятые вещи и документы сохраняются до рассмотрения дела. В зависимости от результатов его рассмотрения, возможны такие решения: изъятые вещи и документы конфискуются, возвращаются владельцу или уничтожаются, в случае возмездного изъятия вещей реализуются.

По общим правилам административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения.

Протокол направляется уполномоченному органу (должностному лицу), который рассматривает дело об административном нарушении. Дела, как правило, рассматриваются по месту совершения правонарушения с участием нарушителя.

Срок разрешения дела устанавливает законодательство. Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.

Постановление по делу оглашается сразу после окончания рассмотрения последнего. Его копия в течение 3-х дней выдается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление.

Постановление по делу об административном нарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, а также потерпевшим. Жалоба подается в течение 10-ти дней со дня вынесения постановления по административному делу. Постановление по делу об административном нарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором.

Установлен следующий порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания: штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15-ти дней со дня вручения постановления о его назначении. Постановление о возмездном изъятии предмета, о конфискации, о лишении специальных прав, об исправительных работах, исполняются уполномоченными на это органами в порядке, установленном законодательством. Постановление об административном аресте исполняется органами внутренних дел.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что представляет собой предмет регулирования административного права?

2. В чем своеобразие административно-правовых отношений?

3. Раскройте содержание административно-правовых отношений.

4. Сформулируйте понятие административного правонарушения и охарактеризуйте его состав.

5. Назовите виды административных правонарушений.

6. Назовите органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

7. Дайте понятие административной ответственности и перечислите виды административных взысканий.

8. Охарактеризуйте порядок привлечения к административной ответственности?

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.