ТЕМА 7 «Самоподача и коммуникативные роли» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

ТЕМА 7 «Самоподача и коммуникативные роли»

2022-11-14 27
ТЕМА 7 «Самоподача и коммуникативные роли» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 7 «Самоподача и коммуникативные роли»

Многие люди ошибочно оценивают себя в процессе коммуникации. Возможно, вы подаете себя как человек с богатым внутренним миром, нравственным, с устойчивыми принципами. Или обратный вариант: как человека, у которого много проблем, закрытого для общения, который ставит свой взгляд на мир выше других мнений. Важно помнить о том, что «её величество – ситуация – всегда правит балл»!

Речь идет о социальных ролях!

 

В знаменитых книгах Эрика Берна "Люди, которые играют в игры" и "Игры, в которые играют люди", описаны 3 роли

Эрик Берн — американский психолог. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Берн рассматривает три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребёнок (РВД). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

 

«РОДИТЕЛЬ»___________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

«ВЗРОСЛЫЙ»___________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

«РЕБЕНОК»_______________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

Узнаваемые образы? Каждый из нас по много раз на день «примеряет» на себя каждое из этих состояний. Проанализируйте, интересы какого из них вы проявляете чаще всего.

Для элементарного анализа и простоты понимания, посмотрите на схему:

С ее помощью давайте проанализируем несколько диалогов.

Диалог между парой:

Он: - Ты не видела, где мой галстук? (Нарисуйте стрелку от одного «Я-состояния» к другому, ожидаемого мужем).

 Предполагаемые ответы:

Она: - Надо на место свои вещи класть, тогда вот так искать не придется. (Какому «Я-состоянию» соответствует данный ответ и кому он адресован? Проведите пунктирную стрелку)

 

Что получается? Это пересекающиеся потоки общения.

 

Она: - Ну откуда я знаю, где твой галстук! – нахмурено отвечает она.

 

Типичная ситуация на работе:

 

Руководитель – подчиненному: «Почему вы опять опоздали на работу?»

(«Кто» и «Кому» задает сейчас вопрос? Как вы думаете, состоится ли коммуникация?).

 

Примеры с пояснением.

№1

Он: - Ужасно устал. Сделай мне горячего чая.

Она (обнимая его): - Уже несу, дорогой. А что тебе еще приготовить?

Он находится в эго-состоянии Взрослого, она - Заботливый Родитель. В паре хорошие отношения. Состояние связано с помощью, заботой и базируется на искреннем уважении к человеку. Поэтому если один из партнеров занимает положение (Р), а второй (В), или если периодически они меняются этими ролями, в их отношениях, скорее всего, будет царить гармония и взаимопонимание.

 

№2.

Он: -Ужасно устал. Сделай мне горячего чая.

Она (резким голосом): - Я тоже сегодня вымоталась, но я же не прошу у тебя чай. Сделай сам.

На первый взгляд в самой просьбе нет ничего такого, что могло бы вызвать отрицательную реакцию. Но по тому как она отреагировала, можно судить о том, что в его словах, в интонации она слышит нотки приказного порядка. Когда-то таким тоном с ней разговаривали ее родители, учителя, которые оценивали ее критично и командовали.

Сейчас взрослая женщина уже не может допустить такой оскорбительный тон и не желает, чтобы ею кто-то командовал. Она ждет просьбу, учитывающую и ее интересы: "Если тебе не трудно, сделай мне, пожалуйста, чашку чая. Отдохну пару минут и помогу тебе".

В описанном примере, он, сам того не желая, занял позицию Родителя-Командира и вместо чашки чая получил бунтующий ответ огрызающегося Ребенка.

 

Для того, чтобы легко общаться с окружающими очень важно знать свое "любимое"

«Я-состояние».

 

Тест: Оцените приведенные утверждения в баллах от 0 до 10.

 

1. Мне порой не хватает выдержки. 

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей. 

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. 

5. Меня провести нелегко. 

6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому. 

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события. 

9. Каждый должен выполнять свой долг. 

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Как и многие люди, я бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях гораздо больше, чем они говорят о себе.

15. Дети безусловно должны следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступить.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

 

Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам:

 

1,4,7,10,13,16,17 – Дитя (Д)

2,5,8,11,14,17,20 – Взрослы (В)

3,6,9,12,15,18,21 – Родитель (Р)

 

E) Волшебник

F) Следователь

G) Друг

ТЕМА 7 «Самоподача и коммуникативные роли»

Многие люди ошибочно оценивают себя в процессе коммуникации. Возможно, вы подаете себя как человек с богатым внутренним миром, нравственным, с устойчивыми принципами. Или обратный вариант: как человека, у которого много проблем, закрытого для общения, который ставит свой взгляд на мир выше других мнений. Важно помнить о том, что «её величество – ситуация – всегда правит балл»!

Речь идет о социальных ролях!

 

В знаменитых книгах Эрика Берна "Люди, которые играют в игры" и "Игры, в которые играют люди", описаны 3 роли

Эрик Берн — американский психолог. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Берн рассматривает три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребёнок (РВД). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

 

«РОДИТЕЛЬ»___________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

«ВЗРОСЛЫЙ»___________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

«РЕБЕНОК»_______________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

Узнаваемые образы? Каждый из нас по много раз на день «примеряет» на себя каждое из этих состояний. Проанализируйте, интересы какого из них вы проявляете чаще всего.

Для элементарного анализа и простоты понимания, посмотрите на схему:


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.