в условиях современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства, — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

в условиях современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства,

2022-10-29 22
в условиях современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

обусловленные объективно необходимыми его целями и задачами, выражающие его цивилизационную сущность и социальное назначение.

 

Функции государства нуждаются в исследовании при помощи самых разных (и не только юридических, но и экономических, и философских, и социологических) классификационных методов.

Как известно, в работах 60—70-х гг. прошлого века большинство ученых классифицировали функции государства на внешние и внут­ренние..

Деление функций государства на внутренние и внешние приоб­ретает определенную условность.

В условиях мировой интеграции стран и глобализации деятельность современного государства при­обретает больший международный характер, а деятельность внутри страны в значительной степени зависит от внешнеполитической обстановки и экономической конъюнктуры в условиях рыночных отношений. Конечно, неправильным было бы утверждать о полном смешении внутренних и внешних функций. Ведь большинство функций реализуется либо внутри страны, либо за ее пределами, поэтому этот классификационный критерий в современных условиях применять нужно, но с соответствующей оговоркой.

В настоящее время почти у всех государств появляются такие общие дела, от успешного или неудачного решения которых может зависеть судьба самого государства (например, борьба против ядерной катастрофы, борьба против природных катаклизмов, здоровье наций). Таким образом, в современных государствах общесоциальные функции тесно связаны и не всегда противопоставлены друг другу.

Функции государства можно классифицировать по единому общеглобальному критерию, независимо от его общесоциальной, классовой природы, на следующие комплексные функции, которые должно осуществлять любое современное государство в условиях глобализации:

борьба за выживание человечества на Земле — выработка межгосударственных мер по уничтожению накопившегося ядерного оружия, совместная борьба с глобальным потеплением в мире, борьба со СПИДом, раком, голодом, терроризмом и др.;

экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики страны в условиях глобализации, в том числе посредством развития существующих форм собственности, прежде всего частной, организация выгодных внешнеэкономических связей;

политическая — развитие всех институтов демократии, укрепление социального и национального согласия, стремление к международной политической интеграции и т.п.;

социальная — осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, борьба с безработицей, бедностью, обеспечению необходимых условия труда и т.д.;

идеологическая — поддержка цивилитарной идеологии, организация современного образования, поддержание науки, культуры, духовности и др.;

экологическая охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, восстановление нарушенной природы и др. Поддержание благоприятных условий существования граждан на собственной территории — не второстепенная, а главная функция государства;

охранительная — охрана прав, свобод и интересов личности, охрана общественного порядка, борьба с правонарушениями.

Государственная власть станет такой властью, субъекты которой по отношению к собственному государству, всем его гражданам и подсистемам будут выполнять следующие функции:

• аккумулировать, согласовывать, интегрировать, представлять, выражать и защищать личностные, социально-групповые, этнические, общегосударственные (общенациональные), общечеловеческие интересы граждан или подданных в экономической, социальной, политической и культурной сферах как внутри, так и вовне государства, обеспечивать создание необходимых условий для их реализации;

• регулятивные, или организационно-управленческие, — функции организации, упорядочивания, координации, согласования (регулирование общих дел, общей деятельности и отношений всех членов государства во всех его подсистемах, включая в себя организации, органы и учреждения государственной власти);

• мобилизационные — функции мобилизации необходимых ресурсов как внутри, так и вовне государства, в частности функцию сбора налогов, формирования и использования общего бюджета, финансов, других материальных, людских, информационных ресурсов, функцию изготовления денежных знаков;

• обеспечение объединения, интеграции всех граждан государства, его целостности, суверенности, автономности, самостоятельности, независимости, отделения от других территориальных и иных общностей, объединений, организаций и стабильности, устойчивости, сохранения;

• устойчивое развитие, необратимое, закономерное, направленное изменение государства, всех его граждан и подсистем.

Одна из главных функций современного государства состоит в том, чтобы развязывать возникающие экономические узлы противоречий и конфликтов, как можно безболезненнее разрешать их.

Речь идет, в частности, об обеспечении баланса интересов между работодателями и наемными работниками (капиталом и трудом), малым и крупным бизнесом, промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.

Как в экономической сфере, так и в гражданском обществе, государство должно выполнять две основополагающие функции.

Это, во-первых, функция обеспечения баланса интересов субъектов экономической и социальной деятельности (например, производителей и потребителей, городского и сельского населения, работодателей и работников) посредством бюджетной, налоговой, региональной и т.п. политики;

во-вторых, функция обеспечения общих условий эффективного функционирования и развития каждой из вышеперечисленных сфер и составляющих их элементов.

Главная функция современного государства состоит в обеспечении общих условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, в том числе в создании и поддерживании инфраструктуры, на которой базируются вся деятельность экономической системы. К инфраструктурным составляющим следует отнести те сферы деятельности, без которых невозможно эффективное производство товаров и ус­луг.

Как известно, производственно-хозяйственную инфраструктуру образуют предприятия транспорта и связи, энергетическое хозяйство, пути сообщения, фундаментальное естествознание и отчасти обществоведческая наука. Исторически все эти должны быть под особым вниманием государства.

Более того, во многих странах само государство является крупнейшим собственником и коллективным предпринимателем. Так, в Канаде исторически ситуация сложилась так, что большая часть земельных площадей и лесных массивов находится в собственности государства. Оно контролирует 70% желез­ных дорог, на государственные электростанции приходится 70% вырабатываемой с стране электроэнергии, под контролем государ­ства находятся телеграф, телефон, водо- и газоснабжение, атомная энергетика, частично добыча угля и черная металлургия.

Одно из центральных мест в деятельности современного государ­ства занимает функция экономической стабилизации. Самая новая, в некоторых отношениях самая важная функция любого государства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т.е. помогать экономике обеспечить полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен. Этой функции придается большое значение в экономической литературе стран Запада как ее сторонниками, так и противниками. Так, в США Закон о занятости 1946 г. возложил на федеральное Правительство правовую ответственность за обеспечение максимальной занятости, максимального уровня производства и максимальной покупательной способности (т.е. сохранение темпов инфляции на низком уровне).

Рыночная экономика никогда не существовала и не может существовать в чистом виде, вне общества и отдельно от государства. Рыночная экономика не может нормально функционировать без активных действий со стороны государства.

 

 


33. Историческая эволюция функций государства на различных этапах его развития.

 

В функциях госуд-ва в процессе его исторического развития происходят изменения:

1) одни из них отпадают,

2) другие углубляются и видоизменяют свое содержание,

3) третьи возникают вновь.

Но во всех случаях они обуславливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным назначением

 

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным.

В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.

Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует государство.

Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает развитие и изменение функций под воздействием

1. содержательныххарактеристик государства,

2. а также развивающейся внешней среды.

 

Говоря о первом процессе, следует отметить, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства.

Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшиенаправления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных.

Основные функции наиболее "чутки " к сущностным изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Уже ранние города-государства берут на себя общезначимые социальные функции и, прежде всего, функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамика и т.п.), тем самым демонстрируют социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу развития, эволюции, создает цивилизацию.

Важно подчеркнуть, что в течении всей истории именно общесоциальные функции (обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и др.) характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства.

Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.

Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства являются классовые функции государства (направления деятельности государства, которые внаиболее полной степени выражают классовые интересы, волю того класса, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть).

К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом карательных органов государства - армии, полиции) своих классовых противников.

Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением:

присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество,

классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества,

используется судебное и в основном внесудебное преследование,

осуществляется их переселение в регионы с весьма тяжелыми условиями жизни, а иногда и классовые противники физически устраняются.

Классовые функции могут осуществляться также и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности:

с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов,

с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.

Еще к классовым функциям относятся

депортация, лишение средств производства, физическое уничтожение, социальная дифференциация общества (общество бывает открытым, закрытым, мобильным, жёстким).

На марксистско-ленинском этапе классовые функции объявлялись наиболее значительными, основными, выражающими классовую сущность государства.

При этом делались попытки теоретически обосновать, что эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются общесоциальными.

Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение в жизнедеятельности государственно-организованного общества всегда имело и национальное содержание функций (государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство; задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер; отношения с диаспорой, которая формируется из соотечественников за рубежом и др.).

Эта очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса.

Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме.

 

Переходя к обсуждению второго процесса эволюций функций государства, а именно к развитию и изменению функций под воздействием развивающейся внешней среды, следует сразу сказать, что на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое,интеллектуальное развитие всей цивилизации.

Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений XX века. Но это воздействие двоякое. Потому что, с одной стороны государство поддерживает науку, использует ее результаты. А с другой - видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений, например разработка ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.

Важной деятельностью государства является ограничение вредных последствий научно-технического прогресса в этих областях, без контролирующего и регламентирующего государственного вмешательства в данную область не обойтись.

Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Современное индустриальное производство оказывает значительное воздействие на природу в глобальных масштабах.

В данном случае выход только один - каждое современное государство должно взять на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также оно должно взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, а то в самое ближайшее время неминуем глобальный кризис.

Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.

Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности.

К новой эволюции функций государств подталкивают и развивающаяся информатизация общества, формирование общепланетного информационного пространства.

Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий.

Разоружение - это проблема глобального характера, от решения которой зависят судьбы всех народов нашей планеты, сегодняшнего и будущих поколений.

Эволюция функций затрагивает в той или иной степени все без исключения современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от тоталитарных режимов - к либерально-демократическим.

 

34. Характеристика основных функций современного Российского государства.

 

35. Формы и методы осуществления функций государства.

 

 


Механизм государства

36. Понятие механизма государства.

 

37. Соотношение механизма государства с государственным аппаратом и политической системой.

 

В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

 

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

 

 


38..

 

органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов (РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодатель-вой и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.

 

 

39. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

 

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.