Особенности организации труда в отрасли (сфера обслуживания) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности организации труда в отрасли (сфера обслуживания)

2022-10-29 22
Особенности организации труда в отрасли (сфера обслуживания) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание и задачи организации труда

Организация труда на предприятии – это определенный порядок построения и осуществления трудового процесса, образующий систему взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что организация труда призвана решать следующие задачи:

• экономические – рациональное использование трудовых и материальных ресурсов; повышение производительности труда и эффективности производства;

• психофизиологические – сохранение здоровья и работоспособности человека; обеспечение содержательности и привлекательности труда;

• социальные – воспитание творческого отношения к труду, создание условий для всестороннего, гармоничного развития работающих.

Все задачи решаются в комплексе, причем в увязке не только между собой, но и с совершенствованием техники, технологии, организации производства и управления.

Особенности организации труда в отрасли (сфера обслуживания)

На предприятиях сферы услуг производственные процессы представляют собой совокупность процессов труда по выполнению индивидуальных заказов или по оказанию определенных услуг. В ходе производственного процесса рабочие при помощи орудий труда (машин, станков, инструмента и т. п.) воздействуют на предмет труда (материалы, сырье, потерявшие товарный вид вещи, вышедшие из строя предметы бытового назначения), производя в нем качественные изменения и превращая его в определенный продукт (сшитые костюм, туфли, отремонтированный предмет бытовой техники и т. п.).

Производственный процесс включает в себя совокупность разнообразных взаимосвязанных частных процессов труда от приемки заказа, его выполнения до выдачи готового заказа заказчику.

Организация процессов производства услуг усложняется и тем, что каждый вид услуг должен выполняться с учетом его особенностей.

Организуя процессы оказания услуг, необходимо проводить работу по отделению процессов непосредственного оказания услуги (прием и выдача заказов) от процессов производства услуги.

Рациональная организация процесса должна обеспечивать планомерное и пропорциональное осуществление производства услуг. В связи с этим на предприятиях сферы услуг можно выделить общие принципы организации производственного процесса и отличительные его черты: параллельность, непрерывность, пропорциональность и прямоточность. Чем строже соблюдаются перечисленные принципы, тем совершеннее организован процесс оказания услуг.

В сфере услуг производственный процесс организуется по принципу единичного и мелкосерийного производства.

Трудовой процесс и его связь с производственным процессом

Производственным называется процесс превращения исходных материалов в готовую продукцию.

Каждый производственный процесс можно рассматривать с двух сторон: как совокупность изменений, которые претерпевают предметы труда, и как совокупность действий работников, направленных на целесообразное изменение предметов труда. В первом случае говорят о технологическом процессе, во втором – о трудовом [2].

Таким образом, технологический процесс – это целесообразное изменение формы, размеров, состояния, структуры, места предметов труда. Технологический процесс связан с превращением предмета труда в готовую продукцию. Все технологические процессы на предприятии могут осуществляться лишь в результате труда его работников.

Под трудовым процессом понимается совокупность действий работников, необходимых для целесообразного изменения предмета труда. Продолжительность производственного процесса (срок оказания услуги) зависит как от уровня технологического процесса, так и от уровня совершенства трудового процесса.

Границы разделения труда

В науке об организации труда на любом производстве отчетливо выражены четыре границы разделения труда: технологическая, психофизиологическая, социальная, экономическая [1].

Технологическая граница определяется минимальной продолжительностью производственных операций или трудовых действий, дальнейшее деление которых технически невозможно либо не имеет ни логического, ни технологического смысла.

Психофизиологическая граница определяется способностью за длительное время выполнять кратковременные, однообразные и постоянно повторяющиеся операции, которые нередко сводятся всего к двум-трем рабочим движениям.

Социальная граница разделения труда определяется требованиями самого работника к содержательности труда. Каждая операция должна состоять из нескольких рабочих действий, характеризующихся не только физическими усилиями, но и элементами умственного труда, при этом работник должен видеть результаты своей трудовой деятельности и получать от них моральное удовлетворение.

Экономическая граница разделения труда связана не только с организацией трудовых процессов и их экономическими результатами, но и с организацией всего производства. В данном случае речь идёт о минимизации суммарных, совокупных затрат рабочего времени и денежных средств, которые при разных вариантах и дробности разделения труда могут совершенно отличаться друг от друга.

Разделение труда неразрывно связано с кооперацией: чем глубже разделение труда, тем большее значение приобретает кооперация.

 

Кооперация труда, ее формы

Кооперация – объединение, установление взаимосвязей между разделенными, специализированными исполнителями в процессе трудовой деятельности.

Кооперация является одним из важнейших элементов организации трудовой деятельности, т. к. только правильное соотношение между частичными трудовыми процессами вместе с правильной расстановкой работников, обеспечивающей их рациональную занятость, приводит к высокой производительности труда основным формам – межцеховой, внутрицеховой и внутриучастковой кооперации труда.

Межцеховая кооперация связана с разделением производственного процесса между цехами и заключается в участии коллективов цехов в общем для предприятия процессе труда по изготовлению продукции. Кооперация труда между цехами предприятия осуществляется по технологическому или предметному признакам.

Форма кооперации по технологическому признаку между цехами применяется в случаях, когда процесс изготовления продукции разделен на стадии и каждая стадия производства осуществляется в отдельных цехах. Кооперация труда в этом случае определяется через показатели трудоемкости выполнения технологических переделов и численности рабочих.

Форма кооперации по предметному признаку применяется в случаях, когда несколько цехов поставляют свою продукцию в виде готовых изделий, деталей, узлов, агрегатов в сборочный цех, где завершается процесс производства данного вида продукции.

Внутрицеховая кооперация заключается во взаимодействии отдельных структурных подразделений цехов (участков, поточных линий).

Внутриучастковая кооперация заключается во взаимодействии отдельных работников в процессе совместного труда или организации коллективного труда рабочих, объединенных в бригады.

Кооперация труда минимизируется главным образом организационными и экономическими границами.

Организационная граница кооперации труда определяется тем, что, с одной стороны, нельзя объединить для выполнения любой работы менее двух человек, а с другой – существует норма управляемости, превышение которой приводит к несогласованности действий и значительным потерям рабочего времени.

Экономическая граница кооперации труда определяется возможностью максимального снижения затрат живого и овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции.

 

Содержание и задачи организации труда

Организация труда на предприятии – это определенный порядок построения и осуществления трудового процесса, образующий систему взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что организация труда призвана решать следующие задачи:

• экономические – рациональное использование трудовых и материальных ресурсов; повышение производительности труда и эффективности производства;

• психофизиологические – сохранение здоровья и работоспособности человека; обеспечение содержательности и привлекательности труда;

• социальные – воспитание творческого отношения к труду, создание условий для всестороннего, гармоничного развития работающих.

Все задачи решаются в комплексе, причем в увязке не только между собой, но и с совершенствованием техники, технологии, организации производства и управления.

Особенности организации труда в отрасли (сфера обслуживания)

На предприятиях сферы услуг производственные процессы представляют собой совокупность процессов труда по выполнению индивидуальных заказов или по оказанию определенных услуг. В ходе производственного процесса рабочие при помощи орудий труда (машин, станков, инструмента и т. п.) воздействуют на предмет труда (материалы, сырье, потерявшие товарный вид вещи, вышедшие из строя предметы бытового назначения), производя в нем качественные изменения и превращая его в определенный продукт (сшитые костюм, туфли, отремонтированный предмет бытовой техники и т. п.).

Производственный процесс включает в себя совокупность разнообразных взаимосвязанных частных процессов труда от приемки заказа, его выполнения до выдачи готового заказа заказчику.

Организация процессов производства услуг усложняется и тем, что каждый вид услуг должен выполняться с учетом его особенностей.

Организуя процессы оказания услуг, необходимо проводить работу по отделению процессов непосредственного оказания услуги (прием и выдача заказов) от процессов производства услуги.

Рациональная организация процесса должна обеспечивать планомерное и пропорциональное осуществление производства услуг. В связи с этим на предприятиях сферы услуг можно выделить общие принципы организации производственного процесса и отличительные его черты: параллельность, непрерывность, пропорциональность и прямоточность. Чем строже соблюдаются перечисленные принципы, тем совершеннее организован процесс оказания услуг.

В сфере услуг производственный процесс организуется по принципу единичного и мелкосерийного производства.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.