Влияние СМК на системную стабильность социума. Взаимосвязь коммуникативной и социальной систем. Роль коммуникативных систем в формировании социума. СМК как регулятор социальной стабильности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Влияние СМК на системную стабильность социума. Взаимосвязь коммуникативной и социальной систем. Роль коммуникативных систем в формировании социума. СМК как регулятор социальной стабильности

2022-10-28 43
Влияние СМК на системную стабильность социума. Взаимосвязь коммуникативной и социальной систем. Роль коммуникативных систем в формировании социума. СМК как регулятор социальной стабильности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Влияние СМК на системную стабильность социума. Попытка американского специалиста Де Флюэра применить системный подход к СМК. Им были исследованы отношения между содержанием продукции масс-медиа и вкусами аудитории. При этом СМК рассматривались как некоторые автономные (социальные) системы, состоящие из совокупности подсистем. В то же время СМК "вписаны" в некоторую внешнюю систему, представляющую собой совокупность социальных, культурных и экономических условий.

Социальная система МК состоит из нескольких важнейших составляющих: аудитории, дифференцированной по вкусам, образовательному уровню, возрасту и т.д.; организаций исследования аудитории; организаций, создающих и распространяющих содержание МК; спонсоров или рекламодателей; рекламных агентств. Но содержание МК он рассматривал, в первую очередь, как развлекательное.

Помимо этого выделяется также подсистема контроля, включающая в себя: совокупность законодательных органов различного уровня; агентства по контролю за соблюдением нормативных актов; самодеятельные ассоциации, способствующие контролю.

Базовым условием, обеспечивающим функционирование системы МК в целом, является финансовый. Но в то же время все зависит от аудитории, как центрального компонента системы. Решающим, с точки зрения функционирования СМК, является обеспечение аудитории "развлекательным" содержанием. Развлекательное содержание выделяется именно потому, что оно способно привлекать самые широкие слои "платежеспособной" части аудитории. Потребление развлекательного содержания неразрывно связано с потреблением рекламы тех или иных продуктов и услуг. Таким образом, СМК очевидно способствуют тому, чтобы представители аудитории активно исполняли роль потребителей рекламируемых продуктов и, тем самым, способствовали поддержанию всей системы в равновесном состоянии.

Существуют определенные требования, предъявляемые в этой связи к материалам СМК. Они должны привлекать внимание аудитории, способствовать убеждению в необходимости приобретения различных товаров. Вместе с тем, они должны находиться в рамках сложившихся моральных норм и стандартов. Это позволит избежать нежелательных санкций в отношении производителей материалов со стороны регулирующих компонентов системы.

Таким образом, массовое содержание является ключевым элементом медиа системы. Трансляция материалов, адекватных вкусам наиболее многочисленной части аудитории, являющейся одновременно наибольшим сегментом рынка, позволяет обеспечивать финансовую стабильность системы в целом.

 

Социальный субъект. Что такое «Социальный субъект»? Охарактеризуйте роль данного понятия в теории массовой коммуникации. Назовите типы социальных субъектов и охарактеризуйте их. Как развитие МК связано с развитием социальных субъектов? С какой маркетинговой категорией можно соотнести категорию «социального субъекта»? Что между ними общего и в чем состоят различия между ними? Субъект и субъекты массовой коммуникации

 

Социальный субъект – источник целенаправленной активности, индивид или группа индивидов, которая реализует самостоятельно выбранные программы действий, способствующие достижению самостоятельно выбранных и поставленных целей. В этом и состоит главное отличие субъектов – только субъект осуществляет целеполагающую деят-ть и определяет условия и средства ее достижения. При этом для достижения цели субъектом могут привлекаться другие индивиды или группы индивидов с отличными целями.

Социальный субъект обладает специфическими интересами и потребностями, которые, как правило, входят в противоречие с интересами других социальных групп. Субъекта, социальная инстанция, чью потребность удовлетворяет продукт данной деятельности. Для субъекта важнее всего его потребности, Но для того, чтобы их удовлетворять, он должен реализовать интерес, т.е. осуществлять тип деятельности, который необходим системе. Т.о. для субъекта интересы – средство удовлетворения его потребностей, а для системы удовлетворение потребностей субъекта – средство реализации его интересов.

Субъектами МК как таковой являются социальные группы, реализующие свои потребности, связанные с обеспечением условий собственного существования. Эти потребности связаны с необходимостью внесения в массовое сознание социальных установок, выраженных в их собственной идеологии. Исходя из этих потребностей, социальные группы заинтересованы производить массовую информацию.

Субъекты массово-коммуникативной деятельности не имеют цели всестороннего и полного информирования аудитории. Для них всегда на первом месте остаются их цели, и их потребность в прибыли или в особом отношении массовой аудитории.

В процессе осуществления массово-коммуникационной деятельности качество субъектов обретают:

- носители социальных интересов (их цели заключаются во влиянии на массовое сознание)

- владельцы отдельных СМК как субъекты реализации коммерческих интересов

- журналисты (коммуникаторы) как субъекты реализации творческих и профессиональных интересов

- массовая аудитория как совокупность субъектов, имеющих общую цель – получение информации для ориентации в среде существования.

Субъектами МК как вида социальной деятельности, как правило, выступают социальные группы, занимающиеся трансляцией духовных значений в массовое сознание. Каждый из участников данной деятельности также является субъектом, но субъектом другого деятельностного ряда. Любой субъект сам определяет свои цели и способы их реализации.

Существует два типа социальных субъектов – институциализированные (т.е. подкрепленные законодательством – несовершеннолетние, пенсионеры, студенты) и неинституциализированные (молодежь, пожилые люди) субъекты.

Основные соц. субъекты общества:

5) власть и граждане

6) работодатели и наемные работники

7) богатые и бедные

8) занятые в общественном производстве и незанятые в общественном производстве

Понятие “социальный субъект” соотносится с маркетинговой категорией “сегмент рынка” – т.е. группа потребителей, обладающих сходной реакцией на маркетинговое мероприятие. Маркетинговая коммуникация является частным случаем массовой коммуникации.


Роль стереотипов в организации деятельности СМИ. Что такое стереотип? Роль и функции стереотипа в процессе восприятия информации и в процессе коммуникации. Индивидуальные и групповые стереотипы. Механизмы стереотипизации

 

Существует докоммуникативная и коммуникативная и посткоммуникативная стадии влияния СМК. Стереотип относиться к докоммуникативной стадии.

Механизм стереотипизации. В концепции Липпмана стереотип по своей форме — это яркое эмоциональное представление о явлении или предмете, которое как бы закладывается в сознание (микросистему) в процессе социализации. Основная его функция — классифицировать и опосредовать новую информацию, служить ориентиром в поведении. Стереотип – один из важнейших механизмов приспособления человека к миру. Все человеческое восприятие стереотипизировано – культурой, прошлым опытом и межличностными коммуникациями.

Стереотип – стандарт, организующий единообразное отношение группы к действительности. Стереотипы – важная часть механизма человеческой коммуникации, необходимы для организации поведения, как индивида, так и целой группы. По Грушину стереотип - это устойчивое представление об объекте, управляющее дальнейшим его восприятием и маркирующее действительность как знакомую или незнакомую. Стереотип действует одновременно и как оправдывающее средство для принятия или отталкивания явления, и как средство его блокирования или избирательного восприятия. Идея стереотипа оказала мощное воздействие на теорию массовой коммуникации. Пределы эффективности коммуникации находятся в прямой зависимости от степени устойчивости взглядов Аудитории.

В процессе социализации на человека обрушивается огромное кол-во информации. И он вырабатывает правила ориентации, правила понимания любой ситуации. У человека формируется привычка упрощенного понимания смысла происходящего с помощью введения определенности и четкости различия, устойчивости и стабильности смысла. В результате знакомая действительность воспринимается как “своя”, позитивная (часто), незнакомая – как враждебная (оценочный характер стереотипа).

Стереотип устойчив, эмоционально заряжен и фиксирован своей социальной функцией. В стереотипе конденсируется отношение данной социальной группы к объекту, представляющему для группы большую ценность, и формулируется представление группы о своей положении относительно других групп.

Стереотип принимает активное участие в различных процессах, выполняющих функцию психологической защиты, но при этом иногда искажает действительность.

Функции стереотипа в реальной жизни индивида:

1) Функция приспособления сознания к той или иной культуре, возможность без органического вхождения внутрь культуры чувствовать себя ее носителем.

2) Защитная (охраняет индивида от потоков новой информации посредством не-осознанно срабатывающей самоцензуры.

3) Функция передачи элементов субкультуры этноса в историческом плане.

В деятельности МК стереотипы имеют существенное значение. Опора на существующие в сознании общества стереотипы позволяет МК добиваться закрепления в массовом сознании той или иной системы ценностей. Для изменения реакции аудитории и формирования другой системы ценностей МК прибегает к формированию новых стереотипов. Воздействию на формирование стереотипов способствует создание мас-совыми коммуникациями социальных мифов. Ряд социопсихологов (Д. Катц, М. Смит, Дж. Брунер, Р. Уайт, И. Сагнофф, Д. Узнадзе) выделяют четыре функции, выполняемые установками по отношению к индивиду, причины, заставляющие людей придерживаться имеющихся у них установок: 1) приспособление; 2) защита своего «Я»; 3) выражение ценностей; 4) знание.

 

10. Понятие об эффективной коммуникации. Условия эффективной коммуникации. Приведите примеры. Влияние языка на эффективность процесса массовой коммуникации. Влияние характеристик аудитории на эффективность массовой коммуникации. Влияние характеристик сообщения на эффективность коммуникации. Стратегии изучения эффективности воздействия СМК. Сложность изучения эффектов СМИ

 

Основной эффект от воздействия СМИ – изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Коммуникативные эффекты – изменение осведомленности о товаре или услуги или изменение отношения к товару, услуги/торговой марке. Эффективность различают на: маркетинговую и коммуникативную.

Говоря об эффективности коммуникации, надо отдавать себе отчет: мы имеем дело с системой, элементами которой являются целеустремленные подсистемы:

- Издатель;

- Коммуникатор в лице целого социального института со сложным механизмом выработки решения, который состоит в свою очередь из разных подсистем: редакционного коллектива, лиц, принимающих решение, отдельных журналистов с их профессиональным сознанием и амбициями; из подсистемы со сложным производством информационных сообщений;

- Аудитория — подсистема, по сложности не уступающая двум упомянутым выше.

Каждая из этих подсистем имеет свои цели, которые могут не совпадать по векторам движения. Собственно, возникает дерево целей. Таким образом, искомая эффективность воздействия сообщения на аудиторию является результирующей от целей всех участников процесса.

Процесс коммуникации всегда информативен и состоит в передаче структур: когнитивной, познавательной (максимально предметной, объектной, объективной); оценочной (которая накладывает на эту предметность человеческие предпочтения, и поэтому эта предметность оказывается разложенной по полочкам «хорошо — плохо»); экспрессивной (максимально непредметной, составляющей структуру человеческих эмоций и экспрессий).

Основной эффект от воздействия СМИ – изменение поведения аудитории (оно должно быть согласовано с заранее поставленной целью)

Неудачи коммуникации:

- коммуникация оказывается неустановленной, т.е. изменения поведения субъекта не наблюдается

- коммуникация может оказаться не эффективной, т.е. поведение субъекта изменилось, но не так, как этого ожидал источник коммуникации.

Коммуникация, достигшая своих целей, считается эффективной.

Условия эффективной коммуникации:

- знание языка/наличие доступного языка коммуникации (социального языка)

- цена достижения эффекта (становится актуальным при затрудненной коммуникации).

- доступность средств МК.

 Нулевое, базовое условие для эффективной коммуникации (мы отвлекаемся от невербальных ее способов не потому, что они не важны, а потому, что их роль минимальна, именно в массовых коммуникациях, хотя мимика ведущего и цвет его галстука могут многое изменить в моем восприятии его) — общий язык. В экспериментах, (1967-1971 гг.), Т. Дридзе обнаружила, что Аудитория среднего промышленного города СССР дает ошибочное толкование или не знает значения слов: «бундесвер» «вермахт» «либерал» и «происки» и т.д.

Убеждение базируется на доверии к источнику. Люди лучше запоминают и усваивают информацию, которая особым образом организована. Влияет на них и отношение к Коммуникатору. Причем персоналии, от которых исходят новости, иногда пользуются большим доверием, чем коммуникационные каналы в целом, которые они представляют.

Среди характеристик содержания, которые так или иначе — как факторы или барьеры — влияют на исход коммуникации, исследователи упоминают тему сообщения, систему аргументации, ее логичность, достоверность, обоснованность, полноту, представление аргументов за и против, стилистическое и композиционное оформление текста, апелляцию к чувствам и т. д.

Отдельно стоит выделить группу факторов коммуникативной обстановки. Известно, например, что в ситуации, которая близка к экстремальной, мы моментально реагируем на сообщения типа «Пожар!». Американский социопсихолог X. Кэнтрил предложил название для таких обстоятельств — «критическая ситуация».

Все исследователи массовых информационных процессов отмечают, что действие СМК включает в себя три этапа:

- подкрепление позиций, убеждений, знаний, норм, которые имеет сама Аудитория — это вытекает из избирательного подхода Аудитории к СМК;

- малая конверсия позиций Аудитории;

- сущностная конверсия

Необходимо у помянуть о Модели Болл-Рокич и Де Флюэр(в нее входят 3 теории). Теория индивидуальных различий Индивидуальные различия в психологической и когнитивной структуре членов аудитории являются основными факторами, формирующими их внимание к медиа и их поведение по отношению к обсуждаемым там проблемам и объектам. Теория социальной дифференциации, то она утверждает, что люди конкретной социо-демографической категории (например, одного возраста, пола, уровня дохода, вероисповедания) часто ведут себя одинаково. Важным дополнением к этим двум формулировкам селективного влияния стала теория социального влияния, утверждающая, что связи с семьей, друзьями, коллегами и т.д. могут оказывать сильное влияние на восприятие людьми сообщений массмедиа.

Стратегии изучения эффективности воздействия СМК. Нет точного математического аппарата, который позволил бы выйти на конечную эффективность. Выделяют две стратегии распространенные в сегодняшних маркетинговых и социологических исследованиях. 1)лабораторные исследования, устанавливающие некоторые зависимости между реакциями приемника на демонстрируемое сообщение визуального характера (механическая регистрация направления взгляда); замеры реакции на составляющие сообщения, когда они выступают в роли переменных (цвет, шрифт, композиция). Это могут быть также работы с группами на предмет осознания, интерпретации сообщения, с использованием семантического дифференциала и т. д. Иными словами, при этой стратегии предполагается установление некоторой связи в паре «один получатель — одно сообщение» или «небольшое число получателей — небольшое число сообщений». 2) массовые опросы, когда по вербальному поведению опрашиваемых мы можем судить об их информированности, их оценках.


11. Эффекты МК. Понятие об эффектах МК. Классификация эффектов коммуникации при помощи СМИ. Перечислите основные эффекты воздействия СМК. Приведите примеры таких эффектов в современных условиях. Перечислите и охарактеризуйте этапы изучения СМИ

Основной эффект от воздействия СМИ – изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Коммуникативные эффекты – изменение осведомленности о товаре или услуги или изменение отношения к товару, услуги/торговой марке. Эффективность различают на: маркетинговую и коммуникативную.

Являясь прагматической (маркетинговая эффективнось) деятельностью СМК ставит цели: отслеживать, в какую цену обходится ее итог (эффективность). При коммуникативной эффективности подразумевается любой отклик. Коммуникативная эффективность не имеет стоимостного выражения, но может оцениваться стоимостью отклика.

 По мнению многих исследователей, на итог воздействия СМК могут влиять: выбор зрителем, читателем, слушателем материала, восприятие этого материала, представления потребителя об источнике (доверие к нему, его престиж и т. п.), принадлежность потребителя к той или иной социальной прослойке, активность лидера мнения группы, к которой потребитель принадлежит, семейное положение, образовательный и культурный уровень потребителя, природа самого информационного средства, особенности его содержания, социальные условия, в которых происходит коммуникация.

В 30 х годах 20го века. Лазарсфельд дал типологию эффектов — немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институционные, а также указал возможные причины этих эффектов — отдельные блоки текстов (радиопередача, например), жанр («мыльная опера»), экономическая и социальная структура средств массовой коммуникации (частая или общественная), технологическая природа канала коммуникации.

Эффекты бывают запланированными и незапланированными, основными и побочными, мгновенными и отложенными, долгосрочные и краткосрочные.

Основные эффекты:

– индивидуальный ответ (отклик) – процесс, с помощью которого происходит изменение установок, знаний, поведения или их закрепление (в качестве реакции на сообщение)

- кампания в СМК (использование нескольких каналом МК – чаще всего в политике и потребительской рекламе)

- индивидуальная реакция (состоит из непланируемых коммуникатором последствий. Происходит за счет имитации и научения), например, следование новым жизненным стилям, проявления страха и т.д.

- распространение инноваций

- распределение информации и знаний (следствие деятельности СМК по распространению информации событийного характера. Зачастую происходит неравномерное распределение информации между социальными группами, а также выборочная расстановка приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности).

- социализация (влияние СМК на процессы научения и принятия норм и ценностей, образцов поведения в конкретной социальной ситуации)

- социальный контроль (поддержка стабильности сложившегося социального порядка)

- представление социальной реальности (производство знаний и мнений)

- институциональные изменения (результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию СМК)

- культурные изменения (трансформации наиболее общих образцах ценностей, поведения, присущих отдельным соцгруппам, обществу в целом или совокупности обществ).

Распространенная в маркетинговых исследованиях классификация, представленная X. Флемингом: внимание, информированность, когнитивный эффект (что конкретно припоминают респонденты и каким образом это выражают), оценочный эффект (предпочтение, выбор из Предложенных вариантов, обоснование, почему нравится), конативный эффект (поведенческий эффект в обстановке эксперимента), коммуникативные, развлекательный.

Одним из результатов изучения изменений в установках, сыгравших важную роль в понимании людьми медиа, была идея когнитивного соответствия и связанных с ней понятий когнитивного диссонанса и селективных процессов. Исследователи обнаружили, что люди выбирают сообщения, соответствующие оценкам и убеждениям ближайшего окружения. Это означает, что человек стремится сохранить свои мнения, избегая сообщений, которые могут их изменить. Под когнитивным соответствием стали понимать и тенденцию (со стороны индивидов) поддерживать или возвращаться к состоянию когнитивного баланса, и это стремление к равновесию определяет тот тип побудительной коммуникации, к которому индивид может оказаться восприимчивым. Фестингер объяснил суть теории диссонанса так: любая информация, не соответствующая имеющимся у человека оценкам и убеждениям, вызывает психологический дискомфорт (диссонанс), от которого необходимо избавиться;

Изучение эффектов деятельности СМК предполагает исследование изменений в сознании и поведении людей, происходящих под воздействием массовой коммуникации. Выделяют три основных этапа исследования эффектов.

На первом этапе исследований (в 20-30-е годы XX в.) предполагалось, что массовая коммуникация обладает очень большими возможностями воздействия. Такие понятия как "теория магического снаряда" или "теория подкожной иглы" достаточно точно отражают ранние концептуальные построения.

На втором этапе исследований (с середины 40-х до начала 70-х годов) выяснилось, что предполагаемые ранее мощные эффекты массовой коммуникации не находят эмпирического подтверждения. Поэтому доминирующими в тот период были "теории ограниченных эффектов" массовой коммуникации.

Третий этап исследования эффектов (с начала 70-х годов по настоящее время) характеризуется тем, что отсутствует какое-либо одно ведущее теоретическое направление. Показательно, что часть исследователей вернулись к представлениям о значительных возможностях воздействия массовой коммуникации.

 

Государство и СМИ. Поясните цели и механизмы взаимодействия СМК с различными ветвями государственной власти. Что подразумевается в определении СМИ как «четвертой власти»? Перечислите основные нормативные модели медиа и дайте им краткие характеристики. Что представляют собой идеология и пропаганда? Какую роль они играют в деятельности СМи?

СМК является социальным институтом и в ее деятельности сталкиваются интересы разных социальных субъектов. Предоставлял трибуну разным точкам зрения, СМК актуализируют последние, не востребованные законодательной и исполнительной властью. СМК участвуют в разработке стратегии и тактики социального развития. Для общественных сил, не вошедших в актуальный состав законодательной и исполнительной власти СМК выступает как средство актуализации воззрений. Именно поэтому СМК часто называют “четвертой властью”. СМК также выступает в качестве своеобразного контроля, критики текущей политики исполнительных и законодательных структур. СМИ оценивают состояние дел в тех или иных секторах социальной жизни, предлагают советы, выдвигают требования к тем, кто вправе принимать обязательные властные решения. Не стоит забывать и о таком понятии, как “власть общественного мнения”. Взаимоотношения СМК и государства регулируются законодательством. В жизни существует три формы этого взаимодействия:

- государство владеет СМК и полностью определяет их политику

- государство не владеет СМК, но влияет на их политику В первом и втором случаях, при тоталитарных формах государственности, рабочим инструментом отношений государства и СМК является цензура.

- СМК отражает плюрализм социальных и экономических отношений

Существуют частичные ограничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов (например, обязательная маркировка фильмов, содержащих сцены эротики или насилия и т.д.). В механизме осуществления законодательной власти есть ситуации публичного характера (например, заседания и т.д.), освещаемые в СМИ. Пресса способна подвигнуть законодательные органы и на ответную реакцию. Для стран развитой демократии характерна эта “обратная связь”. Пресса сегодня является чрезвычайно важным каналом общения власти с населением. Это и актуализация властью управленческой программы и информирование населения о своей деятельности. А это – залог позитивного образа ее эффективной деятельности. Правительство часто ставит препоны журналистам, стремящимся поднять острые вопросы перед общественностью, когда дело касается вопросов национальной безопасности. Тогда оно обращается к закону о государственной тайне. Контакты политического лидера с прессой делятся на 2 класса:

- контакты, организованные ПР-службой (распространение подготовленных материалов через СМИ)

- деятельность СМК по освещению политической проблематики, в фокус которой может попасть определенный политический лидер.

Реальные отношения СМИ и власти зависят прежде всего от того, что пресса делает прозрачными сами механизмы их деятельности. По тому, в какой мере открыты три ветви власти для “четвертой”, можно судить о степени демократизации социума и т.п. Любая политическая программа имеет персонифицированный характер. Общество выбирает программу своего развития вместе с личностями, которые буду ее осуществлять. Это объясняет целенаправленные усилия политических партий и движений по созданию стабильных коммуникационных каналов для налаживания общения с массами. Деятельность институтов власти является предметом пристального внимания СМК. Но это не исключает целенаправленных усилий власти по обеспечению этого внимания:

- разработка текста программы, с учетом особенностей аудитории. Формирование благожелательного образа персоналий власти

- создание “новости” и информационного потока силами ПР-структур

- производство политической рекламы

Идеология и пропаганда. Манипулятивными средствами влияния государства на общество через СМИ является идеология, пропаганда и агитация. Перед СМК стоит задача формирования общественного мнения, это делается с помощью идеологии, агитации и пропаганды.

Идеология – функция специализированного сознания (знания) в социально-неоднородном обществе. Это мировоззрение, дающее знание о мире в целом, но с точки зрения интересов той социальной группы, мировоззрением которой она является, и интересы которой выражает. Является сердцевиной, самосознанием той или иной социальной группы. Выработкой идеологии занимается особая группа людей – идеологов. Идеология есть проявление специализированного общественного сознания. Чтобы стать побудительной силой для больших групп людей (чтобы это знание функционировало в практической деятельности), она должна из специализированного сознания транслироваться в массовое сознание, в практическое знание, трансформируясь в формы такого явления, как общественная психология. Такая трансляция происходит в рамках МК. Одним из методов такой трансляции является пропаганда. Сюда же относится и агитация. Формой же такой трансляции, в какой-то мере является популяризация. Поэтому идеологические концепции, системы взглядов должны быть превращены в форму убеждений, верований, установок на соответствующее восприятие действительности и отношение к ней.

Механизмы формирования нужного общественного мнения: это пропаганда и агитация.

Агитация – распространение информации, содержащей в том или ином виде призыв к действию. Скрытых целей и мотивов не имеет. Методы носят преимущественно убеждающий характер. Это так называемая “мягкая манипуляция” поскольку она допускает для реципиента возможность свободного выбора. Результаты проявляются достаточно быстро и выражаются в виде конкретных действий (единоразовое действие).

Пропаганда - распространение знаний, формирующих фундаментальные основы мировоззрения, приемлемых с точки зрения действующих политических субъектов. Ее действие рассчитано на изменение мировосприятия, на внушение. Результаты воздействия проявляются через какой-то промежуток времени. + пропагандистская информация всегда подается через призму интересов определенных социальных групп – т.е. через идеологическую призму. Взятая со стороны источника информации, пропаганда может быть:

- белой- когда источник информации очевиден

- серой – когда источник информации не очевиден

- черной – когда информация одного источника подается от имени другого

Пропаганда включает в себя два этапа – на первом, опираясь на знание системы ценностей массовой аудитории, она представляет пропагандируемый объект со стороны, представляющей ценность для аудитории (даже если он таковой и не обладает). На втором этапе посредством метода внушения пропаганда прививает людям мысль о том, что они самостоятельно сделали этот выбор. Структура пропаганды включает в себя совокупность трех методов – информирования, убеждения и внушения. Зависимости от совпадения целей субъекта пропаганды и реципиентов, эффект может быть достигнут на любом из этих этапов. Пропаганда, так же как и агитация направлена на формирование у массовой аудитории определенного стиля мышления и последующего поведения. Важнейшим каналом и средством пропаганды и агитации являются СМИ.

 

13. Этика СМИ. Что понимается под этикой СМИ? Перечислите сферы профессиональной этики журналиста. Перечислите основные конфликтные сферы журналистской деятельности и приведите их конкретные примеры. Приведите примеры противопоставления частных и общественных интересов в деятельности СМИ? Какие фундаментальные права при этом входят в противоречие? Почему вообще возможно противоречие частных и общественных интересов

 

Этика СМИ описывает поведение человека в медийных условиях. Она не устанавливает нормы, а скорее обостряет чувство ответственности. Этика СМИ занимается критикой существующей морали. Особое внимание она уделяет развенчанию информационных и медийных мифов, пытается раскрыть противоречия в уже существующих теориях и идеологиях, связанных со СМИ, а также нормализации языка медийной практики. Этика СМИ сконцентрирована на вопросах, касающихся отношений систем носителей, их организаторов, пользователей и информации. Этика СМИ – это дисциплина, которая исследует взаимосвязь между медийными выражениями и человеческим поведением. на охватывает 5 различных сфер – журналистскую этику, экономическую этику информационных средств, информационную этику, научную и педагогическую этику.

Этика никак не может предотвратить нарушения и ошибочные действия, но может помешать их осуществлению. Зачастую журналисты не только слепы к вопросам профессиональной этики, он и не придают значения последствиям собственной деятельности. Мелким повседневным ошибкам, утаиванию информации, недостаточным поискам и т.д., уделяется мало внимания. Журналистское осознание своего социального статуса создало миф. Нередко журналисты имеют склонность к морализированию и миссионерской деятельности, воспринимают себя как самоотверженные хранители демократии, защитники обиженных, просветители и т.д.

Часто под прикрытием информационной обязанности журналисты идут на любую бестактность. С ростом конкуренции в медийной сфере и давлением сенсаций наблюдается растущее огрубении журналистских нравов. Важным является не позволять зрителю скучать и удерживать его в напряжении. Попробуем определить существенные конфликтные сферы воздействия на журналистов и их деятельность и в воздействии на реципиентов.

1) Проблема коррумпированности. Журналистам предлагают материалы PR, значительно облегчая работу и экономя время, однако вместе с тем, фальсифицируются факты, или, по меньшей мере, показываются односторонне. Или даются обещания эксклюзивности при кооперации, как было во время войны в заливе. Особенно здесь подвергается опасности журнализм убеждений, который с наибольшей готовностью хватается за материал, который дезавуирует политического противника. Драматические взгляды на эту сферу, как в «деле Кислинга - Вернера», представляют разоблачения совместной работы западногерманской прессы и восточногерманской службы Штази. Журнализм убеждений предрасположен к профессиональной дезинформации. Однако коррумпированность встречается и внутри медийных средств. Каждый журналист знает внутренние табу и подвергает свои репортажи, хоть часто и неосознанно, добровольной цензуре. Коррумпированность проявляется также в широкой сфере уже упомянутой «политической корректности», где выверение языка иногда имеет следствием фальсификацию содержания. Как например «знаменитое» интервью американского тележурналиста с южноафриканским епископом Туту, который обращался к последнему, как к «афроамериканцу».

2) Проблема гонки за сенсациями. Если в центре журналистской деятельности находится экономическая цель, т.е. квота включения и размер тиража, информативное призвание журналистов быстро отходит на задний план. Все взгляды устремлены на эффекты и сенсации. Реципиента в первую очередь необходимо привлечь, а не информировать. Из-за тенденции постановки сенсации в центр сообщения, меняется взгляд реципиентов на реальность. Дело доходит до неверной оценки реальности. Аргумент, часто выражаемый журналистами со ссылкой на доброжелательность к публике, что реципиенту дается го, что он хочет, трудно превзойти по подлости и цинизму.

Внешним воздействием погони за сенсациями является то, что теряется пропорциональное отношение между новостью и ее действительным общественным значением. Это приводит к неверной оценке общественной действительности.

3) Проблема нарушения частной сферы. Целые газетные рубрики живут только за счет того, что делают частную сферу, и не только выдающихся личностей, общественной темой. При этом дьявольским является то, что и в скандальном представлении случаев журналистских ошибок все элементы, к которым относится скандальность, тоже находят свое применение. Диффузия частной и общественной сфер в развитии современных средств массовой информации является ключевой темой. Целые секции средств массовой информации извлекают из этой диффузии оправдание своего существования. Наглядный пример - телевизионные «ток-шоу», которые живут за счет вуаеризма публики и эксгибиционизма гостей программ. В лучшем случае частная сфера разрешена как раскрываемая сфера загадок.

4) Проблема давления актуальности. Ключевой проблемой журналистики является все более сильное давление актуальности, которое часто препятствует серьезному представлению материала. Что касается электронных средств массовой информации, увеличивается необходимость аутентичности и представления материала в режиме прямого эфира. Представление материала в режиме прямого эфира создает ожидание наибольшей объективности и аутентичности; оно обещает неожиданное, увеличивая, таким образом, напряжение реципиента. Печатные медийные средства могут, конечно, лишь ограниченно следовать этому давлению актуальности. Однако и ежедневные газеты пытаются дополнять запоздалые предложения информации при помощи Интернет-приложений. Сообщение ограничивается аспектом новости. Аспект действительной значимости часто остается без внимания,

5) Проблема журналистской вездесущести. в <


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.