I . Возвращение из Вавилона в Иерусалим      1:1—2:70 — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

I . Возвращение из Вавилона в Иерусалим      1:1—2:70

2022-11-24 24
I . Возвращение из Вавилона в Иерусалим      1:1—2:70 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из главы 15

Жизнь в изгнании и пророческие надежды

Последние двести лет ветхозаветной эпохи большая часть народа Израиля жила в изгнании. Во время завоевания Навуходоносора многие израильтяне были уведены в Вавилон. После разрушения Иерусалима часть евреев переселилась в Египет. Хотя часть изгнанников возвратилась из Вавилона после 539 года до Р. X., чтобы восстановить еврейское государство в Иерусалиме, они так никогда и не достигли независимости и того международного признания, которым пользовался Израиль во времена Давида.

Переход от состояния независимой нации к положению изгнанников в Вавилоне для жителей Иудеи был постепенным. По крайней мере, четыре раза за время правления Навуходоносора из Иерусалима в Вавилон отправляли пленников.

Вавилонский жрец и историк Берос оставил летопись, написанную на греческом языке. Он пишет, что вавилонский царь Навополассар послал своего сына Навуходоносора в 605 году до Р. X. подавить восстание на западе. Разгромив армию фараона Нехао, Навуходоносор получил сообщение о смерти своего отца. Оставив пленников из Иудеи, Финикии и Сирии с армией, Навуходоносор поспешил назад, чтобы утвердиться на престоле. Библейские сведения (Дан. 1:1) датируют это событие третьим годом правления Иоакима, который оставался на престоле в Иерусалиме еще 8 лет после этого(Ученые, которые датируют книгу Даниила II веком до Р. X., не считают Даниила исторической личностью и не признают эту ссылку исторически достоверной). Количество пленников не указано, но Даниил и его друзья были в числе этой группы, в которую входили члены царской семьи и аристократии, уведенные в плен. Некоторые юноши-израильтяне были взяты ко двору для обучения и несения «службы в чертогах царских». Некоторые эпизоды из жизни Даниила и его друзей при дворе в Вавилоне хорошо известны из книги Дан. 1-5.

Второе нашествие на Иудею произошло в 597 году до Р. X. Оно имело решающее значение для Южного царства. Не уплатив дань Вавилону, Иоаким накликал беду на свою страну. Поскольку Навуходоносор был занят где-то в другом месте, он поручил соседним народам совершить набег на Иерусалим. Похоже, что Иоаким давал сильный отпор нападениям моавитян, аммонитян и сирийцев: Навуходоносор даже посылал им в помощь подразделения своих регулярных войск. Но и тогда они не могли стать хозяевами положения, и Навуходоносору пришлось самому выступить против Иудеи. Предполагается, что Иоаким погиб как раз при одном из таких набегов соседей. Он оставил царство своему 18-летнему сыну Иехонии, трехмесячное правление которого оборвалось, когда он сдался наступающей армии Вавилона (4 Цар. 24:10-17). Вавилонские источники подтверждают, что это вторжение произошло в марте 597 году до Р. X. Лахисские письмена тоже указывают на вторжение в Иудею в это же время. Не только царь был взят в плен; «десять тысяч переселенных» из Иерусалима, «всех князей... и всех плотников и кузнецов... и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли... и все войско, числом семь тысяч, и художников, и строителей тысячу... отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон». Седекия, дядя Иехонии, был оставлен править над низшими сословиями, которые оставались в стране.

Хотя царь Иехония был захвачен и уведен в плен, его продолжали признавать своим законным царем как жители Иудеи, так и пленники. Печати на ручках кувшинов, раскопанных в древнем Девире и Вефсамисе в 1928-1930 годах, свидетельствуют, что у людей было имущество с именем Иехонии даже и при царе Седекии. Клинописные тексты, обнаруженные в Вавилоне, говорят об Иехонии как о царе иудейском. Когда позже Иерусалим был подвергнут разрушению, сыновья Иехонии находились на царском содержании, а сыновья Седекии были все убиты. Хотя Иерусалим сохранял подобие самостоятельности еще в течение 11 лет, поражение 597 года до Р. X. опустошило Иудею.

В 586 году до Р. X. на Иудею обрушился удар еще одного вторжения, с еще более ужасными последствиями. Иерусалим с его храмом был уничтожен. Иудейское царство перестало существовать. Когда Иерусалим превратился в руины, остававшийся в стране народ покинул его. Остаток народа под управлением Годолии, ставленника Навуходоносора, осел в Мицпе (4 Цар. 25:23; Иер. 40:13). Через несколько месяцев Годолия был убит Исмаилом, и упавший духом народ переселился в Египет. По пыльным дорогам с ними брел и пророк Иеремия.

О четвертой группе пленников упоминается в Иер. 52:30. Иосиф Флавий сообщает, что много евреев было уведено в Вавилон в 582 году до Р. X., когда Навуходоносор покорил Египет.

Согласно Беросу, еврейские колонии находились в различных местах по всему Вавилону, как было предписано Навуходоносором. Река Ховар, вблизи которой Иезекииль получил свое первое пророческое видение и призыв (Иез. 1:1), отождествляется с каналом Нар Кабари вблизи Вавилона. Тель-Авив (Иез. 3:15), другой центр пленных евреев, предположительно находился в тех же районах.

Навуходоносор столь много сделал для украшения Вавилона, что греки признали этот город (точнее, его висячие сады, о которых упоминалось выше) одним из семи чудес света. Нет основания сомневаться, что еврейские пленники назначались на работы в великой столице. Тексты Уиднера упоминают еврейские имена наряду с именами мастеров из других стран, трудом которых пользовался Навуходоносор, чтобы сделать свою столицу красивее, чем любой до тех пор существовавший ассирийский город. Таким образом, вавилонский царь мудро использовал мастеров, художников и всякого рода умельцев, захваченных в Иерусалиме (4 Цар. 24:14-16).

Вначале местами поселения еврейских пленников могли быть пригороды Вавилона, но позже евреи расселялись по всей империи по мере того, как получали все больше свободы при вавилонском правлении, а потом и при персидском. При раскопках в Ниппуре были обнаружены клинописные таблички, содержащие имена, обычные в текстах периода Ездры-Неемии, указывающие, что там была еврейская колония во время вавилонского пленения. Ниппур, в 96 км к юго-востоку от Вавилона, продолжал оставаться местом поселения евреев до его разрушения приблизительно в 900 году от Р. X. Другие места, опознанные как еврейские поселения, это — Телмелах и Телхарша (Неем. 7:61), Агава и Касифья (Езд. 8:15,17). В придачу к ним Иосиф Флавий упоминает Неерду и Нисибис где-то вдоль берегов Евфрата («Иудейские древности»).

Тоска по родине охватывала пленников. Она проявлялась с особенной силой в то время, пока в Иерусалиме еще была какая-то форма национального управления. Лжепророки возбуждали мятежный дух против Вавилона, что привело к смерти двух мятежников от рук палачей Навуходоносора (Иер. 29). Вскоре после пленения в 597 году до Р. X. Анания предсказал, что через два года евреи сбросят ярмо Вавилона (Иер. 28). Иезекииль тоже сталкивался с подобными лжепророками (Иез. 13). Иеремия, который был хорошо знаком пленникам благодаря своему многолетнему служению в Иерусалиме, писал письма, советуя им обжиться в Вавилоне, строить дома, сажать сады и рассчитывать на 70 лет плена (Иер. 29).

Когда с падением и разрушением Иерусалима в 586 году до Р. X. угасли надежды на немедленное возвращение, переселенные примирились с долгим пленом, предсказанным Иеремией. Такие вавилонские имена, как Иммер и Херув (Неем. 7:61), наводят Олбрайта на мысль, что евреи занялись скотоводством и земледелием на плодородной равнине вдоль Евфрата. Евреи также занимались торговлей по всей империи. Сведения V века до Р. X. указывают, что они были весьма активны в торговых делах в Ниппуре.

Многие историки считают, что выделение евреев в финансово-торговое сословие помогало им сохранять национальную самобытность и веру отцов (В. Келлер), однако в Писании с порицанием говорится о духовном уроне, который понесли евреи, усвоив «коммерческую мораль» Вавилона (см. Неем. 5:1-9; Мал. 3:8).

В отношении языка перед евреями встала новая проблема. Еще до правления Сеннахериба арамейские племена проникли в Вавилон и постепенно превратились в преобладающий элемент населения, так что в обиход вошел арамейский язык(Убедительные сведения, что арамейский язык, заменив аккадский, был принят как международный язык дипломатии, явствуют из арамейского письма, найденного в Саккаре, в Египте, в 1942 г. и опубликованного в 1948 г. В этом письме палестинский царь обращается к Египту за помощью. Не менее любопытный документ на арамейском языке датируется 419 г. до Р. X. Он был найден на острове Элефанти-на и представляет собой пасхальное послание иудейской военной колонии от персидского царя Дария II Нота («Незаконнорожденного»). Отправителем письма указан некий Анания — «докладчик по иудейским вопросам при дворе персидского губернатора в Египте»). Уже в VII веке до Р. X. он был международным дипломатическим языком ассирийцев (4 Цар. 18:17-27). Хотя переход к новому языку создал языковую проблему для большинства евреев, весьма возможно, что некоторые уже говорили свободно и, пожалуй, даже изучали арамейский язык в Иерусалиме. Кроме того, израильтяне из Северного царства, которые уже были в Вавилоне, несомненно, хорошо знали и еврейский, и арамейский языки.

Хотя мы имеем мало информации, доступные сведения показывают, что с пленниками обращались хорошо. Иеремия адресовал свои письма к «остатку старейшин между переселенцами» (Иер. 29:1). Иезекииль встречался со «старейшинами Иудейскими» (Иез. 8:1), что означает, что они могли свободно собираться для религиозных целей. В других случаях «старейшины Израилевы» приходили повидаться с Иезекиилем (14:1 и 20:1) (Остерли предполагает, что члены израильских семей, проживших в Вавилоне более ста лет, признавались законными гражданами со всеми правами гражданства). Иезекииль, по-видимому, мог свободно совершать служение среди большого количества поселенцев. Он был женат, жил в своем доме и свободно обсуждал духовные вопросы со старейшинами, когда они встречались с ним или приходили к нему домой. Совершая наглядные символические действия, Иезекииль открывал людям политические судьбы Южного царства и предсказывал его гибель до тех пор, пока Иерусалим не был разрушен в 586 году до Р. X. После этого он продолжал ободрять свой народ надеждой на восстановление царства Давида.

Опыт Даниила и его друзей тоже свидетельствует о добром расположении к пленникам из Иудеи. Из первых пленников, взятых в 605 году до Р. X., были избраны юноши из царского рода и благородных семей Иудеи для получения образования и воспитания при вавилонском дворце (Дан. 1:1-7). Сумев истолковать сон Навуходоносора, Даниил молниеносно занял главенствующее положение среди вавилонских мудрецов. По его просьбе три его друга тоже получили важные должности в вавилонской провинции. На протяжении долгого царствования Навуходоносора Даниил и его друзья получали все большее признание, преодолевая трудности, описанные в книге пророка Даниила. Разумно полагать, что и другим пленникам тоже доставались ответственные посты при вавилонском дворе. Даниил был поставлен третьим человеком в государстве после соправителей Валтасара и Набонида. После падения Вавилона в 539 году до Р. X. Даниил остался на государственной службе и блестяще служил при дворе Дария Мидянина и Кира Персидского.

Обращение с Иехонией и его сыновьями тоже свидетельствует о благосклонности к некоторым еврейским пленникам. У Иехонии были свои слуги и содержание, назначенное ему и всей его семье, хотя он не был официально освобожден из тюрьмы до смерти Навуходоносора в 562 году до Р. X. (4 Цар. 25:27-30). Внесение имен других мужей из Иудеи в списки пищевого довольствия указывает, что достаточное обеспечение распространялось не только на царские семьи.

Положение Есфири и Мардохея при дворе персидского царя Ксеркса довольно типично для обращения господ с евреями. Неемия был тоже одним из тех, кто служил при царском дворце. Благодаря его личным контактам с Артаксерксом появилась возможность позаботиться о благосостоянии тех, кто был возвращен в Иудею отстраивать Иерусалим.

Уайтли вполне основательно подвергает сомнению утверждения некоторых авторов о страдальческой и рабской участи евреев в Вавилоне. Эвальд базирует свои выводы на фрагментах из книги пророка Исайи, Псалтири и Плача Иеремии, когда заявляет, что условия для евреев в плену с течением времени становились все хуже и хуже. Исторические сведения не дают достаточного основания для предположения, что еврейские пленники подвергались физическим притеснениям или в дни вавилонского владычества подавлялась их гражданская и религиозная свобода. Ограниченные сведения из археологических и библейских источников подтверждают мнение Джорджа Адама Смита, что к евреям относились с почтением и они не подвергались чрезмерным страданиям.

Изгнанники из Иерусалима, которые сознавали причины своего пленения, переживали, должно быть, глубокое чувство унижения и душевные страдания. В течение 40 лет Иеремия добросовестно предупреждал своих сограждан о грядущем суде: Иерусалим будет разрушен, и всякий прохожий будет приходить в ужас от его вида (Иер. 19:8). Несмотря на предупреждения, они были уверены, что Бог не допустит уничтожения храма. Хранители Божьего закона не могли допустить мысли, что Бог может подвергнуть их изгнанию и плену. Теперь же, сравнивая славу и величие царства Соломона с руинами Иерусалима, многие дали волю своему стыду и печали. Книга Плач Иеремии ярко показывает, что Иерусалим превратился в зрелище позора для всех народов (Плач 3:45-46), подвергшись разрушению на глазах у соседей и врагов. Даниил вспомнил в своей молитве, что его народ стал поруганием и притчей во языцех (Дан. 9:16). Такие страдания для пленников, которые беспокоились о будущем Израиля, были более тяжкими, чем любое физическое страдание, какое им, может быть, и пришлось пережить в изгнании.

Как Иеремия, так и Иезекииль предсказывали, что Бог возвратит евреев в их землю. Другим источником утешения и надежды для изгнанников было слово Исайи. В своей книге он предсказал вавилонский плен (Ис. 39:6-7). Он также заверил, что при Кире они вернутся (Ис. 44:28).

Начиная с главы 40 он говорит слово утешения. Бог всемогущ, и народы находятся под Его управлением. Бог использовал народы и их царей, чтобы совершить суд над Израилем, и таким же образом в свое время использует их для восстановления счастливого будущего Своего народа. Появление Кира в роли вождя Персии, вероятно, пробудило в сердцах изгнанников, веривших в предсказания пророков, надежды на возвращение и восстановление.

 

Глава 16 БЛАГАЯ БОЖЬЯ РУКА

Введение

Когда Персия взяла верх над Вавилоном в 539 году до Р. X., евреи получили возможность снова поселиться в Иерусалиме. Но к этому времени многие изгнанники настолько удобно устроились «при реках Вавилона», что пренебрегли указом, позволявшим им возвратиться в Палестину. Страна изгнания продолжала быть домом для многих будущих поколений евреев.

Библия говорит, главным образом, о тех изгнанниках, которые возвратились на родину. Хотя «мемуары» Ездры и Не-емии кратки и не содержат полного изложения всех событий, тем не менее они дают представление о жизни восстановленной еврейской общины в Иерусалиме. Книга Есфирь, единственная ветхозаветная книга, посвященная исключительно участи тех евреев, которые не возвратились из плена, также относится к этому периоду. Мы рассматриваем книгу Есфирь вместе с книгами Ездры и Неемии в хронологической последовательности, разделив весь этот материал на четыре части:

 

1) восстановление Иерусалима, Езд. 1-6 (около 539-515 гг. ДоР.Х.);

2) Есфирь -- царица, Есф. 1—10 (около 483 г. до Р. X.);

3) Ездра — реформатор, Езд. 7—10 (около 457 г. до Р. X.);

4) Неемия — правитель, Неем. 1—13 (около 444 г. до Р. X.).

Восстановление Иерусалима

Введение

Столкнувшись с противниками и трудностями в Иудее, возвратившиеся евреи не могли сразу приступить к постройке храма. Прошло приблизительно 23 года, прежде чем они смогли приняться за осуществление своей главной цели. Вот примерный план рассказа об этих событиях в книге Ездры 1:1—6:22:

 

III. Новый храм                                                  5:1—6:22

Побуждение вождей к действию                           5:1-2

Обращение к Дарию                                               5:3-17

Царский указ                                                            6:1-12

Завершение постройки храма                                6:13-15

Освящение храма                                                                  6:16-18

Пасха в Иерусалиме                                                6:19-22

Возвращение из Вавилона

Когда Кир вошел в город Вавилон в 539 году до Р. X., он заявил жителям, что послан Мардуком, главным божеством Вавилона, пожелавшим праведного князя для своего народа. Вследствие этого захват Вавилона произошел без боя и разрушения города. Кир сразу же стал проводить политику, которая была прямо противоположна прежней безжалостной политике переселения захваченных народов. Начиная с Тиглатпаласса-ра III ассирийские цари терроризировали подчиненные им народы, переселяя их в дальние страны. Потом вавилонские цари последовали ассирийскому примеру. Кир же всенародно провозгласил, что плененные народы могут возвращаться в свои земли и поклоняться своим богам в местных святилищах.

 

I. Возвращение из Вавилона в Иерусалим 1:1-2:70
Указ Кира 1:1-4
Приготовление 1:5-11
Список вернувшихся 2:1-70
И. Поселение в Иерусалиме 3:1-4:24
Сооружение жертвенника и восстановление  
богослужений 3:1-3
Праздник кущей 3:4-7
Закладка фундамента храма 3:8-13
Задержка строительства 4:1-24
(Противодействие в позднейшие времена) 4:6-23
III. Новый храм 5:1-6:22
Побуждение вождей к действию 5:1-2
Обращение к Дарию 5:3-17
Царский указ 6:1-12
Завершение постройки храма 6:13-15
Освящение храма 6:16-18
Пасха в Иерусалиме 6:19-22

 

В книге Ездры содержится два экземпляра декрета Кира для евреев. Первый (1:2-4) приводится на древнееврейском языке, а второй (6:3-5) — на арамейском. Недавние исследования показали, что второй текст представляет собой «дикро-ну» — этим официальным арамейским термином называли устные царские распоряжения, которые записывались и получали силу указов. Эта «дикрона» не была предназначена для обнародования, а служила памяткой для чиновников, осуществлявших ее исполнение. Езд. 6:2 дает понять, что арамейский экземпляр хранился в государственном книгохранилище в Экбатане (в Библии — Екбатана), летней резиденции Кира в 538 году до Р. X.

Еврейский документ был изготовлен для обнародования среди изгнанных израильтян. В еврейских общинах по всей империи он был зачитан на древнееврейском языке. Приспосабливаясь к их религии, персидский царь заявил, что Господь Бог Небесный поручил ему построить храм в Иерусалиме. В соответствии с этим поручением он позволил евреям возвратиться на землю Иудеи. Остающихся он поощрял помогать отбывающим евреям пожертвованиями — золотом, серебром, скотом, а также всем необходимым для восстановления храма в Иерусалиме. Как при вступлении в Вавилон Кир признал Мардука, так и теперь он отдал честь Богу евреев. С его стороны это могло быть политическим жестом; тем не менее исполнилось пророчество Исайи, что после изгнания евреев Бог руками Кира возвратит их на родину (Ис. 45:1-4). Ради исторической объективности следует добавить, что не только политическая мудрость и простая веротерпимость руководили Киром. Он бы не отважился на такие шаги, если бы в основу его мировоззрения не был заложен языческий синкретизм. Идея многобожия подразумевает признание не только своих богов, но и чужих. Поэтому Кир мог испытывать вполне искренне и почтение, и даже страх по отношению к чужим богам, в том числе и к Богу Израилеву.

В ответ на декрет Кира тысячи изгнанников собрались в обратный путь. Кир приказал своему казначею возвратить евреям золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор унес из Иерусалима. Эти сосуды были вверены Шешбацару, князю иудейскому, ответственному за их доставку по месту назначения(Шешбацар отождествляется в книге Райта «Библейская археология», с. 202, с Ше-шнацаром, сыном Иехонии в 1-Пар. 3:18. Кейль полагает, что Шешбацар — это халдейское имя Зоровавеля. В Езд. 5:14 Шешбацар упомянут как начальник и в 5:16 — как заложивший основание храма). Религия евреев занимала исключительное место среди религий других (языческих) народов. Евреи не имели изображения своего Бога, которое пришлось бы восстанавливать, хотя в указе Кира было даже предусмотрено и это(Обратите внимание на политику веротерпимости Кира и его распоряжения о восстановлении местных святынь в главе 15 настоящей книги). Ковчег завета, самый священный предмет Израиля, был, несомненно, потерян при разрушении Иерусалима. С одобрения и при официальной поддержке персидского царя изгнанники успешно совершили долгий и опасный путь в Иерусалим с намерением отстроить храм, лежавший в руинах около пятидесяти лет. Хотя точная дата их возвращения не приводится, это, скорее всего, произошло в 538 году до Р. X. или, возможно, годом позже.

Вторая глава книги Ездры говорит о возвращении в Иерусалим около 50 000 изгнанников(Олбрайт говорит, что это — общая численность населения Иудеи во время Неемии в 444 г. до Р. X. Езд. 2 говорит о числе вернувшихся из вавилонского плена. Не-емия нашел эту перепись, когда возвратился (Неем. 7:5).). 11 вождей названы по имени; из них наиболее активными были Зоровавель и Иисус; они восстанавливали порядок в условиях хаоса. Первый был внуком Иехонии, представлял дом Давидов и был политическим руководителем. Второй служил первосвященником, совершая богослужения и обряды.

Поселение в Иерусалиме

К седьмому месяцу года своего возвращения народ наконец расселился в окрестных районах Иерусалима, чтобы сообща приступить к строительству жертвенника Богу Израилеву и вновь начать жертвоприношения по предписанию Моисея (Исх. 29:38 и ел.). В пятнадцатый день того же месяца они отпраздновали праздник кущей в соответствии с предписаниями Закона (Лев. 23:34 и ел.). Этими впечатляющими торжествами было отмечено возобновление богослужений в Иерусалиме. Новомесячия и другие праздники последовали своим чередом. После возобновления богослужений народ пожертвовал деньги и продукты для каменщиков и плотников, которые вели переговоры с финикийцами о приобретении строительных материалов с позволения Кира.

Строительство храма началось во второй месяц следующего года под руководством Зоровавеля и Иисуса. Левиты в возрасте от 20 лет и старше служили надзирателями. Фундамент храма был заложен во время соответствующей церемонии в присутствии облаченных в предписанные одежды священников, трубящих в трубы. Согласно указаниям, данным Давидом, царем Израиля, сыны Асафа произносили восхваления под звуки кимвалов. Очевидно, там было также антифонное пение — звучал псалом, данный Давидом для славословия Господу (1 Пар. 16). Один хор пел: «Славьте Господа, ибо Он благ», а другой хор отвечал: «Ибо вовек милость Его». После этого восторженное собрание перешло к торжественному славословию, но не все кричали от радости — старики, которые еще помнили славу храма Соломона, горько плакали.

Когда начальники Самарии узнали о строительстве в Иерусалиме, они попытались вмешаться. Дело в том, что в отсутствие значительной части еврейского населения в течение многих лет изгнания в Палестину были вселены иные народы. Вся территория бывших двух царств стала единой провинцией Персидской империи. Смешение новопоселенцев с местными евреями и принятие ими их языка (впрочем, со временем сильно потесненного арамейским) и веры привело к тому, что они считали Иудею частью своей провинции. Притязая на то, что они поклонялись Тому же Богу еще со времен Асаргаддона (681-668 гг. до Р. X.), поселившего их в Палестине, они потребовали от Зоровавеля и других вождей, чтобы те позволили им тоже участвовать в строительстве храма. Когда им было отказано, они стали проявлять открытую враждебность, создавая помехи и неудобства строителям. Им удалось остановить работу на все оставшееся время правления Кира, на весь период правления Камбиза и вплоть до второго года царствования Дария (520 г. до Р. X.).

В повествовании Ездры в этом месте помещено описание последующих попыток помешать строительству. Езд. 4:6-23 говорит о помехах врагов в дни Ахашвероша (или Ксеркса — 485-465 гг. до Р. X.) и в дни царствования Артаксеркса (464-424 гг. до Р. X.). Иноплеменники, поселившиеся в городе Самарии, обратились за помощью к Артаксерксу, чтобы тот проверил исторические сведения о восстаниях и подстрекательствах к бунтам в Иерусалиме в прошедшие времена. В результате царь издал указ, позволивший самарянским начальникам остановить работу по восстановлению Иерусалима; Поскольку Неемия пришел в Иерусалим в 444 году до Р. X. с поручением того же Артаксеркса отстроить стены Иерусалима, весьма возможно, что этот указ, отдававший предпочтение самарянам, был издан в начале его правления, предположительно до прихода Ездры в 457 году до Р. X. (X. X. Роули считает, что Ездра вернулся в Иерусалим не в 457 г., а спустя некоторое время после возвращения Неемии в 444 г)

Новый храм

Во второй год правления Дария (520 г. до Р. X.) евреи вновь возобновили работы по восстановлению храма. Аггей, по повелению Самого Господа, упрекал народ и вождей в строительстве собственных домов и в пренебрежении Домом Божьим(Олбрайт считает, что пророки Аггей и Захария приспосабливались к обстановке, воспользовавшись восстаниями по всей Персидской империи сразу после воцарения Дария I Гистаспа в 522 г. до Р. X. За два месяца до первого откровения Аггея (Агг. 1:1-11) человек по имени Навуходоносор возглавил вавилонское восстание. Последнее, четвертое откровение (Агг. 2:20-23) Аггей изрек несколько месяцев спустя, когда восстание Навуходоносора еще вполне успешно продолжалось). Немногим менее месяца Зоровавель и Иисус руководили народом, вновь собравшимся для строительства храма (Агг. 1:1-15). Вскоре после этого пророк Захария присоединился к Аггею, и они сообща вдохновляли народ к строительным работам (Зах. 1:1; Езд. 5:1).

Возобновление строительства в Иерусалиме сразу же привлекло внимание Фафная, сирийского сатрапа, и его товарищей, представлявших интересы Персии в этом районе. Они прибыли в Иерусалим для тщательного расследования, но не остановили строительства, а отложили окончательное решение в ожидании указания Дария. В письме, адресованном персидскому царю, они сообщали результаты своего расследования относительно прошлых и текущих событий, связанных с воздвижением храма. Они были в первую очередь обеспокоены заявлением евреев, что Кир позволил им строить храм.

Следуя этим сведениям, Дарий назначил поиски в архивах Вавилона и Экбатаны, столицы Мидии. В последнем была найдена «дикрона» с указом Кира на арамейском языке. Помимо подтверждения этого указа, Дарий издал строгое повеление, запрещающее Фафнаю и его соратникам вмешиваться в дела евреев. Кроме того, он распорядился, чтобы царская дань с провинции Сирия предназначалась евреям на расходы по строительным работам. Он также повелел снабжать их всем необходимым для ежедневных жертвоприношений, чтобы их священники в Иерусалиме ходатайствовали перед Богом о благополучии персидского царя. В конечном счете запрос Фафная, который должен был повредить евреям, промыслом Божьим привел не только к политической поддержке Дария, но и к материальной помощи евреям на строительство храма от начальников провинции.

Храм был закончен в пять лет: с 520 по 515 год до Р. X. Хотя и возведенный на том же месте, он не мог сравниться по красоте и искусной отделке с тем зданием, которое построил Соломон на основе тщательных разработок и приготовлений Давида и из непревзойденных по качеству материалов. Из 1 книги Маккавеев 1:21 и 4:49-51 явствует, что внутреннее убранство было гораздо хуже. В давире находились: жертвенник для курения фимиама, столы для хлебов предложения и один семисвечник (в дни Соломона их было десять). Ковчега завета не было во Святом святых. Иосиф Флавий пишет, что каждый год в день очищения первосвященник ставил кадильницу на камень, которым отмечалось прежнее место ковчега.

Парро в своих лекциях о храме говорит, что при постройке храма Зоровавель руководствовался планами святилища Соломона. Редкие упоминания у Ездры и Маккавеев могут лишь дать основание для некоторых гипотез. Согласно Езд. 5:8 и 6:3-4, при сооружении стен употреблялись крупные камни с деревянными столбами. Недавнее истолкование указа Антиоха III (Великого) Сирийского (223-187 гг. до Р. X.) указывает на наличие внешнего и внутреннего дворов. Во внешний двор разрешалось входить всем, но во внутренний двор допускались только евреи, совершившие левитское очищение(1 Обратите также внимание на смутное упоминание дворов храма в 1 Макк. 4:38,48; 7:33; 9:54 и во 2 Макк. 6:4.). Во дворах находились также комнаты для хранения различных приношений, а также сосудов, используемых в храме. Одной из комнат в течение некоторого времени при Неемии пользовался Товия Аммонитянин (Неем. 13:4-9).

Церемония освящения этого храма представляла, должно быть, впечатляющее зрелище(Храм был закончен в третий день месяца адара, который начинается в середине февраля. Это был последний месяц еврейского религиозного года. Первым месяцем года был нисан, который начинается в середине марта. Четырнадцатый день этого месяца приходился на Пасху. Ранее этот месяц был известен как авив, Исх. 13:3 (см. календарную таблицу в главе 4 настоящей книги).). В жертву было принесено 100 тельцов, 200 овнов, 400 овец, в жертву за грех 12 козлов — по одному от каждого колена Израилева. Последняя жертва означала, что в богослужении участвует весь народ, с которым был заключен завет. Этим освящением священники и левиты начали регулярные богослужения в святилище, как предписано в законе Моисея.

На следующий месяц евреи праздновали Пасху. После полагающегося очищения священники и левиты были готовы к празднованию этого исторического обряда. Священники имели право кропить кровью, между тем как левиты закалывали агнцев для всего собрания. Хотя первоначально пасхального агнца закалывал глава каждой семьи (Исх. 12:6), со времен Езекии и Иосии для этого служения в общинах были назначены левиты (2 Пар. 30:17; 35:3-6), потому что многие израильтяне не были освящены. Таким образом, левиты облегчали нелегкие обязанности священников, которые тем временем приносили жертвы и кропили кровью (2 Пар. 35:11-14).

Израильтяне, которые все еще жили в Палестине, воссоединились с возвратившимися изгнанниками в счастливом праздновании возвращения. Отказавшись от языческих обычаев, которые они уже успели принять, и поклоняясь Господу в Его храме (Езд. 6:21), эти израильтяне возобновили свой завет с Богом.

Освящение храма и празднование Пасхи весной 515 года до Р. X. стало знаменательным событием в Иерусалиме. С восстановлением храма исполнилась заветная надежда изгнанников. Празднование Пасхи было воспоминанием об освобождении из египетского рабства; а теперь они радовались и возвращению из вавилонского плена.

История Есфири

Введение

Библия хранит почти полное молчание о жизни восстановленной еврейской общины в Иерусалиме со времени завершения строительства храма в шестой год царствования Да-рия I Гистаспа (515 г. до Р. X.) и до начала правления Артаксеркса I в 464 году до Р. X. Главный источник сведений о жизни изгнанников в этот период — книга Есфирь. Исторически он связан с правлением Ахашвероша (или Ксеркса — 485-465 гг. до Р. X.) и касается жизни лишь тех евреев, которые не возвратились в Иерусалим.

Хотя в каноническом тексте книги Есфирь нет слова «Бог», все повествование проникнуто идеей Божьего промысла и попечения. Важное значение придается посту. События, описанные в книге Есфирь, объясняют происхождение праздника Пурим в честь избавления евреев от гибели. Этот праздник назван «днем Мардохеевым» во 2-й книге Маккавеев 15:36; следовательно, его праздновали во II веке до Р. X. В дни Иосифа Флавия Пурим праздновался целую неделю («Иудейские древности», XI. 6:13).

План книги Есфирь таков:

Из главы 15

Жизнь в изгнании и пророческие надежды

Последние двести лет ветхозаветной эпохи большая часть народа Израиля жила в изгнании. Во время завоевания Навуходоносора многие израильтяне были уведены в Вавилон. После разрушения Иерусалима часть евреев переселилась в Египет. Хотя часть изгнанников возвратилась из Вавилона после 539 года до Р. X., чтобы восстановить еврейское государство в Иерусалиме, они так никогда и не достигли независимости и того международного признания, которым пользовался Израиль во времена Давида.

Переход от состояния независимой нации к положению изгнанников в Вавилоне для жителей Иудеи был постепенным. По крайней мере, четыре раза за время правления Навуходоносора из Иерусалима в Вавилон отправляли пленников.

Вавилонский жрец и историк Берос оставил летопись, написанную на греческом языке. Он пишет, что вавилонский царь Навополассар послал своего сына Навуходоносора в 605 году до Р. X. подавить восстание на западе. Разгромив армию фараона Нехао, Навуходоносор получил сообщение о смерти своего отца. Оставив пленников из Иудеи, Финикии и Сирии с армией, Навуходоносор поспешил назад, чтобы утвердиться на престоле. Библейские сведения (Дан. 1:1) датируют это событие третьим годом правления Иоакима, который оставался на престоле в Иерусалиме еще 8 лет после этого(Ученые, которые датируют книгу Даниила II веком до Р. X., не считают Даниила исторической личностью и не признают эту ссылку исторически достоверной). Количество пленников не указано, но Даниил и его друзья были в числе этой группы, в которую входили члены царской семьи и аристократии, уведенные в плен. Некоторые юноши-израильтяне были взяты ко двору для обучения и несения «службы в чертогах царских». Некоторые эпизоды из жизни Даниила и его друзей при дворе в Вавилоне хорошо известны из книги Дан. 1-5.

Второе нашествие на Иудею произошло в 597 году до Р. X. Оно имело решающее значение для Южного царства. Не уплатив дань Вавилону, Иоаким накликал беду на свою страну. Поскольку Навуходоносор был занят где-то в другом месте, он поручил соседним народам совершить набег на Иерусалим. Похоже, что Иоаким давал сильный отпор нападениям моавитян, аммонитян и сирийцев: Навуходоносор даже посылал им в помощь подразделения своих регулярных войск. Но и тогда они не могли стать хозяевами положения, и Навуходоносору пришлось самому выступить против Иудеи. Предполагается, что Иоаким погиб как раз при одном из таких набегов соседей. Он оставил царство своему 18-летнему сыну Иехонии, трехмесячное правление которого оборвалось, когда он сдался наступающей армии Вавилона (4 Цар. 24:10-17). Вавилонские источники подтверждают, что это вторжение произошло в марте 597 году до Р. X. Лахисские письмена тоже указывают на вторжение в Иудею в это же время. Не только царь был взят в плен; «десять тысяч переселенных» из Иерусалима, «всех князей... и всех плотников и кузнецов... и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли... и все войско, числом семь тысяч, и художников, и строителей тысячу... отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон». Седекия, дядя Иехонии, был оставлен править над низшими сословиями, которые оставались в стране.

Хотя царь Иехония был захвачен и уведен в плен, его продолжали признавать своим законным царем как жители Иудеи, так и пленники. Печати на ручках кувшинов, раскопанных в древнем Девире и Вефсамисе в 1928-1930 годах, свидетельствуют, что у людей было имущество с именем Иехонии даже и при царе Седекии. Клинописные те<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.354 с.