Появление фамилий в русском языке — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Появление фамилий в русском языке

2022-10-10 55
Появление фамилий в русском языке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение………………………………………………….……………2

«Говорящие» фамилии и их роль в художественном произведении……………………………………………………………4

Как появились фамилии в русском языке……………                     5

«Говорящие» фамилии в произведениях русских писателей

Говорящие фамилии в творчестве А.С.Грибоедова……………… 7

Говорящие фамилии в творчестве А.П.Чехова….                         11           

Говорящие фамилии в творчестве Д.И. Фонвизина…………………14

Говорящие фамилии в творчестве Н.В.Гоголя………………………15

Вывод……………………………………………………………      17

Заключение……………………………………………………………18

Литература………………………………………………………… 19

 

 

Введение

Каждый писатель надеется на признание и уважение своих творений. Именно поэтому авторы прибегают к различным способам увлечения читателя рассказами. Один из таких способов- принцип «говорящих» фамилий.

А читатели, в свою очередь, для того чтобы понять смысл и задумку произведения должны анализировать и учитывать даже самые небольшие детали, ведь зачастую именно детали содержат главную информацию о каком-то событии или герое. Во многих случаях фамилия несет большую смысловую информацию, которая помогает раскрыть образ, характер и действия персонажа.

«Говорящие фамилии» всегда были интересны писателям, читателям и литературным критикам. Прозвища, придуманные имена, титулы и нелестные обращения используются авторами в качестве немаловажных средств типизации. Многие специально используют такие клички своим героям, чтобы при первых упоминаниях продемонстрировать их «рейтинг», социальное положение, какие-то дефекты и прочее. Но чаще всего те, кто придумывают «говорящие фамилии» опираются на иронию, стараясь таким образом продемонстрировать свое отношение к персонажу и настроить читателя на такое же восприятие. Как правило, в произведениях такие образы образов несут своеобразную стилистическую нагрузку и имеют стилистическую окраску. 3

Многим становится интересно, а откуда же и как взялись эти фамилии в разнообразной литературе. Моя работа направлена на изучение данного явления в творчестве русских писателей, выявление основных авторов, применявших этот метод, тайны и скрытый смысл имен, известных нам из книг, которые считаются классической литературой.

 

Предмет исследования: произведения литературы 18-19 века.

 

Объектом исследования стали «говорящие» фамилии в произведениях писателей 18-19 веков.

 

Цель работы – анализ использования художественного приёма «говорящие» фамилии в творчестве писателей.

 

Гипотеза: Я хочу доказать, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.

Задачи:

Дать определение тому, что называют «говорящая» фамилия?

 

Выявить «говорящие» фамилии в произведениях разных авторов.

 

«Говорящие» фамилии и их роль в художественном произведении.

Что же такое – «говорящая» фамилия?

 

В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой слово «говорить» имеет значение «служить доказательством, подтверждением», а слово «фамилия» - это наименование человека, прибавляемое к личному имени.

Следовательно, «говорящая» фамилия — это фамилия, данная персонажу автором, служащая подтверждением положительных или отрицательных качеств действующего лица.

 

Собственные имена и прозвища занимают важное место в лексическом составе языка. Система выбора имен в художественном тексте зависит от литературного направления, жанра, темы произведения, структуры образов, творческого своеобразия художника. В этой системе все элементы подчинены одной цели – наиболее удачному выражению художественного содержания произведения»

Выдуманные имена, прозвища, названия титулов в качестве средств типизации оказывают неоценимую помощь писателям, которые используют их как самые значительные средства типизации. Например, мастера сатиры, стремясь заклеймить отрицательные образы, подбирают такие имена, которые с самого начала изобличают низменную сущность, низкий общественный «рейтинг» этих персонажей. Все это играет значительную роль в создании обобщенного образа сатирического типа.

Таким образом, в художественном произведении собственные имена выполняют не только опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.

В русской литературе собственные имена объектом особого внимания впервые стали в художественной практике классицистов.

Первым классиком, который начал использовать данный приём стал Николай Васильевич Гоголь.

Вывод

В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела и проанализировала использование «говорящих» фамилий, постаралась раскрыть их значение и значимость в произведении.

Итак, имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.

Я доказала верность гипотезы, что говорящие фамилии – это отличный приём для раскрытия как положительных, так и открицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.

Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый писатель думает о том, какие же имена и фамилии он включит в своё произведение. Великие классики выражали свое субъективное отношение к героям произведений через говорящие фамилии, тем самым помогая читателю лучше понять характер персонажа. Грибоедов, Гоголь, Фонвизин и Чехов очень любили игру слов и умело использовали этот метод в своей литературе.

Литература

1. Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века, ч. 1.- М.: Прометей, 1995.

2. Введенская Л. А., Колесников Н. П.. От собственных имен к нарицательным. М.: Просвещение, 1989.

3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М: Наука, 1993.

4. Грибоедов А.С. Сочинения.- М., «Художественная литература», 1988.

5. Никонов В.А. Имена персонажей. – В кн.: «Поэтика и стилистика русской литературы». – Л., Наука, 1981.

6. Чехов А.П. Избранные сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1988

7. Денис Иванович Фонвизин. Недоросль Гос.изд. детской литературы министерства просвещения РСФСР, Л.,1952 г

8.  Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. 5, 1952.

9.   Толковый словарь русского языка в 4-х томах /Под ред. Д. Н. Ушакова. – М., 1948.

10.  Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. – М., 1956.

11.   Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. – М., 1966.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………….……………2

«Говорящие» фамилии и их роль в художественном произведении……………………………………………………………4

Как появились фамилии в русском языке……………                     5

«Говорящие» фамилии в произведениях русских писателей

Говорящие фамилии в творчестве А.С.Грибоедова……………… 7

Говорящие фамилии в творчестве А.П.Чехова….                         11           

Говорящие фамилии в творчестве Д.И. Фонвизина…………………14

Говорящие фамилии в творчестве Н.В.Гоголя………………………15

Вывод……………………………………………………………      17

Заключение……………………………………………………………18

Литература………………………………………………………… 19

 

 

Введение

Каждый писатель надеется на признание и уважение своих творений. Именно поэтому авторы прибегают к различным способам увлечения читателя рассказами. Один из таких способов- принцип «говорящих» фамилий.

А читатели, в свою очередь, для того чтобы понять смысл и задумку произведения должны анализировать и учитывать даже самые небольшие детали, ведь зачастую именно детали содержат главную информацию о каком-то событии или герое. Во многих случаях фамилия несет большую смысловую информацию, которая помогает раскрыть образ, характер и действия персонажа.

«Говорящие фамилии» всегда были интересны писателям, читателям и литературным критикам. Прозвища, придуманные имена, титулы и нелестные обращения используются авторами в качестве немаловажных средств типизации. Многие специально используют такие клички своим героям, чтобы при первых упоминаниях продемонстрировать их «рейтинг», социальное положение, какие-то дефекты и прочее. Но чаще всего те, кто придумывают «говорящие фамилии» опираются на иронию, стараясь таким образом продемонстрировать свое отношение к персонажу и настроить читателя на такое же восприятие. Как правило, в произведениях такие образы образов несут своеобразную стилистическую нагрузку и имеют стилистическую окраску. 3

Многим становится интересно, а откуда же и как взялись эти фамилии в разнообразной литературе. Моя работа направлена на изучение данного явления в творчестве русских писателей, выявление основных авторов, применявших этот метод, тайны и скрытый смысл имен, известных нам из книг, которые считаются классической литературой.

 

Предмет исследования: произведения литературы 18-19 века.

 

Объектом исследования стали «говорящие» фамилии в произведениях писателей 18-19 веков.

 

Цель работы – анализ использования художественного приёма «говорящие» фамилии в творчестве писателей.

 

Гипотеза: Я хочу доказать, что говорящие фамилии - это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения.

Задачи:

Дать определение тому, что называют «говорящая» фамилия?

 

Выявить «говорящие» фамилии в произведениях разных авторов.

 

«Говорящие» фамилии и их роль в художественном произведении.

Что же такое – «говорящая» фамилия?

 

В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой слово «говорить» имеет значение «служить доказательством, подтверждением», а слово «фамилия» - это наименование человека, прибавляемое к личному имени.

Следовательно, «говорящая» фамилия — это фамилия, данная персонажу автором, служащая подтверждением положительных или отрицательных качеств действующего лица.

 

Собственные имена и прозвища занимают важное место в лексическом составе языка. Система выбора имен в художественном тексте зависит от литературного направления, жанра, темы произведения, структуры образов, творческого своеобразия художника. В этой системе все элементы подчинены одной цели – наиболее удачному выражению художественного содержания произведения»

Выдуманные имена, прозвища, названия титулов в качестве средств типизации оказывают неоценимую помощь писателям, которые используют их как самые значительные средства типизации. Например, мастера сатиры, стремясь заклеймить отрицательные образы, подбирают такие имена, которые с самого начала изобличают низменную сущность, низкий общественный «рейтинг» этих персонажей. Все это играет значительную роль в создании обобщенного образа сатирического типа.

Таким образом, в художественном произведении собственные имена выполняют не только опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.

В русской литературе собственные имена объектом особого внимания впервые стали в художественной практике классицистов.

Первым классиком, который начал использовать данный приём стал Николай Васильевич Гоголь.

Появление фамилий в русском языке

Власть фамилии над человеком иногда безгранична…


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.