Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации Программы в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации Программы в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

2022-09-22 32
Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации Программы в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №40 «Калинка» разработана в соответствии с

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13

- Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 г. №88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сад, детские сады)»;

- Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих проведение образовательной деятельности»;

- Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») от 26.08.2010 г. №761н.

- Уставом ДОУ.

В создании Программы приняли участие руководитель и педагоги, а также родители МБДОУ «Детского сада №40 «Калинка».

 

Состав авторского коллектива:

Минкевич Лариса Владимировна, заведующий

Белошапкина Светлана Викторовна, старший воспитатель,

Поротникова Наталья Алексеевна, воспитатель высшей категории,

Сучкова Светлана Николаевна, воспитатель первой категории,

Яковлева Людмила Григорьевна, музыкальный руководитель первой категории.

Костырева Ольга Игоревна, родитель,

Макеева Евгения Александровна, родитель.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования,  с учетом ПООП ДО, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов родителей. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени  дошкольного образования. Программа разработана на основе вариативной комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе парциальной программы Козловой С.А. «Я – человек», Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б. «Я, ты, мы»

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст.14 п.2 «Закон об Образовании №273-фз», «ФГОС ДО ст.1,9.).

 

1.1.1 Цели и задачи Программы

 

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, приоритетным направлением – социально – личностного  развития дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педа­гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

 

Цель Программы: повышение статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования, создание условий для формирования уверенной в себе социально-адаптированной личности, через представления о социокультурных ценностях родного города и края.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста;
  • формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста;
  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, связанных с его жизненными потребностями и состоянием здоровья (в том числе с ограниченными возможностями здоровья);
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в дошкольном учреждении, и реализации творческого потенциала его личности, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса;
  • развитие инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности;

· объединение обучения и воспитания детей в целостный об­разовательный процесс на ос­нове духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

· создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

· формирование представлений о городе, крае, его социокультурных ценностях, особенностях природы и многообразии, в рамках реализации регионального компонента.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

 

Программа сформирована в соответствии спринципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

· Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

· Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования;

· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

· Поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности;

· Сотрудничество организации с семьёй;

· Позитивная социализация, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· Формирование познавательных интересов ребёнка в различных видах деятельности;

· Соответствие условий, методов, требований возрасту и особенностям развития ребёнка.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.  

Данная цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка:

а) Личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно-ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

       Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Контингент детей.

                   В Учреждение принимаются дети с 2-х до 7 лет при наличии необходимых условий, на основании медицинского заключения, направления отдела  образования администрации города,  свидетельства о рождении ребенка, заявления одного из  родителей (законных представителей) и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

     В Учреждении функционируют следующие группы:

-для детей ясельного возраста от 2 лет до 3 лет;

-для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет;

-для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет;

-для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет;

-для детей подготовительной к школе группы с 6 до 7 лет.

Общее количество групп – 6.

В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 ( ред. от 27.08.2015) п.1.9. Количество детей в группах определяется, исходя из расчета площади групповой комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка. В связи с этим количество детей в группах составляет:

- от 2 года до 3 лет – 20 детей;

 - от 3 лет до 7 лет – 140 детей.

Всего в ДОУ воспитывается примерно 160 детей.

Все группы однородны по возрастному составу детей.

Дети с ОВЗ в детском саду

Детский сад посещают дети с ОВЗ. Дети посещают группы общеразвивающего вида, ориентируюя здоровых детей в ежедневной будничной жизни – и наоборот, здоровые дети становятся активными помощниками детей с ограниченными возможностями развития, что развивает в них самостоятельность и умение жить в социуме.

Планируемые результаты

 

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

 

Планируемы результаты освоения ООП

с 3-х до 7 лет

 

1. Социально-коммуникативное развитие
1. Описывает себя, свою семью и культурную группу: - рассказывает о себе (возраст, пол,знает имя, фамилию. цвет глаз) - воплощает представление о себе или своей семье в рисунках, играх; - может рассказать о своей семье и её традициях.
2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим: -проявляет уважение к себе и другим; -легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками; -знает сам и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор.
3. Выражает эмоции приемлемым способом: - опознает и называет различные эмоции; - реагирует на эмоциональное состояние других людей; - понимает и контролирует свои эмоции, объясняет причины своих эмоций. - выражает чувства словами; - сопереживает и стремится помочь в случае необходимости.
4. Взаимодействие со сверстниками: - навыки игры сформированы соответственно возрасту; - присоединяется к игре по приглашению или просьбе; - играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других; - играя соблюдает правила.
5. Взаимодействиесо взрослыми: - проявляет общительность, легко вступает в разговор со знакомыми взрослыми людьми; - проявляет способность взаимодействовать со взрослыми в совместной деятельности.
6. Самообслуживание:  -умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду; - умеет пользоваться столовыми приборами; - правильно ведет себя за столом; - обращается с просьбами, благодарит; - может приготовить свое рабочее место и прибрать его по окончании работы; - бережно относится к личным вещам и вещам сверстников; - самостоятельно ходит в туалет, - самостоятельно моет руки, умывается, пользуется полотенцем, расческой и носовым платком.
7. Воспитание ценностного отношения к труду: - проявляет желание трудиться; - ответственно выполняет трудовые поручения; - помогает сверстникам и взрослым при затруднении.
8. Знаком с ПДД и поведения в транспорте: - знаком с сигналами светофора, правила перехода дороги; - знаком со знаками дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице; - знаком с правилами безопасного поведения в транспорте;
9. Знаком и соблюдает элементарные правила поведения в природе: - соблюдает правила экологического поведения в природе; - соблюдает правила общения с животными; - имеет представление об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые и т.д)
10.Знаком с элементарные правила поведения в детском саду и в быту: - выполняет (придерживается) правила поведения в помещении детского сада; - выполняет правила поведения на прогулке; - знает правила безопасного поведения дома и соблюдает их в детском саду
2.Познавательное развитие
1.Проявляет любознательность и желание исследовать: - задает вопросы о мире, событиях, материалах, проявляет интерес к новым предметам, пытается установить их назначение и принцип действия; - возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем; - проводит экспериментальную деятельность в соответствии с возрастом (бьётся – не бьётся, тонет - не тонет и др.).
2.Планирует и ставит цели: - планирует предстоящую деятельность, что собирается делать; - подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы; - выдвигает гипотезы, предположения.
3.Классифицирует по признакам: - классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д; - подбирает группу объектов на основании функционального сходства; - находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему.
4.Понимает количественные отношения: - устанавливает взаимооднозначное соответствие объектов, считает их; - сравнивает по величине; - решает математические задачи; - использует измерительные инструменты для определения длины, веса и т.д.
5.Понимает основные пространственные отношения: - понимает слова, обозначающие положение или направление; - правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения; - решает различные пространственные головоломки (пазлы и др).
6.Обнаруживает наличие представлений о времени: - знает слова, обозначающие время суток; - применяет слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, сначала, потом и т.д; - знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев.
3. Речевое развитие
1.Правильно реагирует на речевую информацию: - выполняет указания, содержащие два, три, и более шагов; - задает уместные вопросы, понимает заданные вопросы и отвечает на них.
2.Говорит понятно для слушателей: - внятно и отчетливо произносит слова и словосочетания (звукопроизношение), указать какие звуки не произносит; - использует части речи согласно возрасту; - согласует слова в предложении; - различает звуки в словах.
3.Излагает историю, тот или иной текст в последовательности: - может составить фразу по картинке; - может составить описательный рассказ; - может пересказывать литературные произведения; - может рассказать собственную историю; - поддерживает диалог.
4.Сосредоточенно слушает чтение вслух: - легко и охотно соглашается послушать чтение; - способен следить за сюжетом рассказа, сказки, истории; - отвечает на вопросы по прослушанному тексту рассказа, сказки, истории; - просит взрослого почитать или рассказать историю; - высказывает соображения о прочитанном, сопереживает героям.
5.Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности: - проявляет интерес к книгам, аккуратно рассматривает, просит прочесть; - задаёт вопросы о литературных героях; - воспроизводит литературные сюжеты в рисунках, драматизации.
6.Видит связь между устной и письменной речью: - опознает символические обозначения; - узнает написание своего имени.
4. Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование: - знает название цветов и оттенков в соответствии с возрастом; - изображает отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты; - правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками
2. Лепка: - отделяет небольшие комочки пластилина, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней; - лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
3. Аппликация: - создает изображения предметов из готовых фигур; - украшает заготовки из бумаги разной формы; - подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, по собственному желанию; - владеет приемами вырезания предметов в соответствии с возрастом; - умеет аккуратно использовать материалы.
4. Музыка: - слушает музыкальное произведение до конца, узнает знакомые песни; - поет, не отставая и не опережая других; - умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами и др. (в соответствии с возрастом); - различает и называет музыкальные инструменты: металлофон, барабан и дт.
5.Ручной труд: - проявляет интерес к работе с бумагой,(ремонтирует книги); - делает объемные фигуры, складывая лист пополам и т.д; - охотно принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала и ткани.
6. Конструирование: - играет с конструктором; - может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения; - может создавать модели из разных видов конструкторов по рисунку, по словесной инструкции.  
5. Физическое развитие
Включаются показатели нормы физического развития, которые отмечает медсестра. Рост, вес и др. с указанием нормы и факта в соответствии с каждым возрастным периодом.   1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: - хорошо ест в детском саду; - охотно выполняет закаливающие процедуры, - с удовольствием играет в подвижные игры задаёт вопросы о закаливании, спорте и его пользе; - редко болеет
2.Физическая культура: - правильно выполняет все виды основных движений соответствующих возрасту(ходьба, бег, прыжки, метание, лазание); - выполняет физические упражнения по словесной инструкции четко и ритмично; - умеет перестраиваться в 2-4 колонны;  

 

Данные результаты запланированы с нарастающим итогом. В каждой последующей возрастной группе учтены результаты, сформированные в предыдущей возрастной группе. При организации непосредственной образовательной деятельности данные результаты будут скорректированы под конкретную ситуацию группы или потребности отдельного ребенка.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения уровня дошкольного образования:

К семи годам:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Критерии и показатели социальной адаптации при реализации образовательной программы

Критерии Показатели Целевые ориентиры

Социальная адаптация

Отношение ко взрослым   Доброжелательное, уважительное, соблюдает субординацию (обращение на «вы»), соблюдает правила и нормы культуры поведения. Способность вступить в общение со знакомыми взрослыми Проявляет инициативу и самостоятельность в общении, проявляет любознательность, задаёт интересующие его вопросы. Отношение к сверстникам Активно взаимодействует, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты. Наличие представлений о себе и своих возможностях Обладает начальными знаниями о себе; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Уровень речевого общения (коммуникативная компетентность: соблюдение речевого этикета, умение вести диалог) Может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Отношение к труду Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

 

 

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

     Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной Программы реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), учитывают не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

 

1.3 Система оценки  качества образовательной деятельности по Программе

Концептуальные основания  оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования.

  Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия реализуемой образовательной деятельности, заданным требованиям Стандарта и Программы направлено в первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности.

     Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества обеспечиваемых условий образовательной деятельности, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т. Д.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.

Коллекция детских работ собирается в индивидуальное портфолио ребёнка и периодически (не реже 2-х раз в год) анализируется педагогом в соответствии с поставленной им задачей. В портфолио могут входить рисунки детей, фотографии детских поделок, фотоснимки детей за работой в разные периоды. Портфолио наглядно демонстрирует прогресс в развитии ребёнка и наряду с дневниками педагогических наблюдений и картой достижений ребёнка представляется на обсуждение с родителями и другими заинтересованными участниками образовательного процесса (логопедом, психологом, врачом, старшим воспитателем детского сада). Портфолио старших дошкольников могут предъявляться будущим учителям начальной школы, что обеспечивает преемственность работы с ребёнком в детском саду и школе.

карта индивидуального развития ребенка;

заполняется 2 раза в год педагогом. Наблюдая за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, педагог определяет уровень развития каждого ребёнка на данный момент и выявляет динамику изменений, сопоставляя результаты наблюдений с предыдущими записями.  Карты наблюдений детского развития позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

· Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

· Игровой деятельности;

· Познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной активности);

· Проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

· Художественной деятельности;

· Физического развития.

Результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития):

2) оптимизация работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

– карта возможных достижений выпускника детского сада (см. выше)

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

           

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях и возрастными особенностями детей.

 

       Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-х-7 лет даётся по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание на работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, та и в самостоятельной деятельности дошкольников.

 

 

1.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные цели и задачи. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со
сверстниками. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. · Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. · Формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие уважение и терпимости к другим людям и их правам. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания
  • трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно
  • относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности.
  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Ознакомление с социальным миром. · Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. · Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.  · Формирование элементарных  представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.   2.

Образовательная область «Познавательное развитие»

 

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.