К 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

К 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева

2022-09-12 25
К 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева

Рекомендовано экспертным советом НИПКиПРО для преподавателей, учителей и обучающихся лицеев, гимназий, общеобразовательных школ, образовательных учреждений системы дополнительного образования, системы профессионального образования

 

Содержание

Предисловие

Урок 1. Современник XX века

Урок 2. Семь веков русской литературы

Урок 3. Искусство памяти

Урок 4. Как мы говорим

Урок 5. О добре и зле

Урок 6. Мелочи жизни

Урок 7. Думы о России

Вместо послесловия. Нравственные заповеди Д.С.Лихачева

Приложение 1. Методические советы для учителя

Приложение 2. Основные вехи жизни Д.С.Лихачева

Приложение 3. Основные труды и сборники статей Д.С.Лихачева

ПРЕДИСЛОВИЕ

28 ноября 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева — замечательного русского мыслителя, ученого и гражданина, жизнь которого стала великим подвигом стояния за духовность нашего народа, за родную культуру, за все доброе и прекрасное.

Самый большой дар этого великого сына России своему народу — его книги, статьи, письма и воспоминания. Его литературные труды были обращены не только к ученым, но и к самому широкому кругу читателей, в том числе — к детям. Написаны они удивительно простым и по настоящему красивым языком. Дмитрий Сергеевич сам очень любил книгу — и рукописную, и старопечатную, и современную хорошую книгу. В книгах ему были дороги не только слова, но и мысли, чувства людей, которые писали эти книги или о которых эти книги были написаны. Он сам обогащался, читая книги, и всегда делился найденными духовными сокровищами с другими людьми. Оттого воспитательное значение трудов академика Д.С.Лихачева не меньше, чем собственно научное.

В настоящем сборнике содержатся материалы, которые помогут провести уроки, посвященные памяти академика Д.С.Лихачева, например: 1 сентября — в День знаний, или 30 сентября — в День памяти ученого, скончавшегося 30 сентября 1999 года, или в самый день 100-летия со дня его рождения — 28 ноября 2006 года, или в другой какой-либо день нынешнего юбилейного года. Указом президента России В.В.Путина от 14 февраля 2006 года нынешний год объявлен Годом Д.С.Лихачева.

Но юбилейный год — это хороший повод обратиться к научному, литературному и педагогическому наследию академика Д.С.Лихачева. А причин — гораздо больше. Мы переживаем кризисный период времени, когда ежедневно проверяется на прочность долговечность наших российских культурно-исторических традиций. Характерной особенностью этого периода является то, что знания, почерпнутые из добротных книг, все в большей мере заменяются приобщением к так называемой «массовой культуре» с помощью аудио- и видеоматериала, навязываемого виртуальными технологиями. Проблема сохранения традиций духовного, умственного и культурного развития обучающихся в российской школе побуждает обращаться к литературному наследию Д.С.Лихачева.

В «Письмах о добром» ученый писал: «В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная…». Эти слова можно воспринять как завещание Лихачева. «В письмах я не только учил, но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт — я осмыслял свой опыт».

Директор Государственного Русского музея В.А.Гусев, выступая на Международных Лихачевских Чтениях 24 мая 2001 года, в своем докладе «Учитель с большой буквы» сказал:

«Каждый из живущих на Земле, каждый из присутствующих в этом зале вольно или невольно преподносит уроки окружающим: кто-то учит, как надо жить, кто-то — как не надо жить, кто-то учит, как надо поступать, кто-то — как не надо или не стоило бы поступать. Круг обучаемых может быть разный — это родные или близкие, соседи. И только у единиц этот круг становится всем обществом, всей нацией, всем народом, поэтому они получают право называться Учителями с большой буквы. Вот таким Учителем был Дмитрий Сергеевич Лихачев».

Предлагаемые в данном учебном пособии уроки можно провести в средних и старших классах гимназий, лицеев и средних общеобразовательных школ. В конце сборника даются Приложения, которые также призваны помочь школьному учителю разработать интересный и полезный урок, посвященный Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Для того чтобы учителю легче было найти цитируемые в текстах уроков произведения Д.С.Лихачева, их наименования приводятся в виде подстрочных ссылок.

Для тех, кто после этих уроков заинтересуется литературным наследием академика Д.С.Лихачева, составители данного сборника могут рекомендовать подготовленный к юбилею ученого библиографический «Путеводитель» по его трудам, который, так же как и сборник уроков, предназначен для учителей российских школ.

Составители настоящего сборника искренне желают, чтобы книги, статьи, письма и воспоминания незабвенного Дмитрия Сергеевича и впредь помогали российским школьникам становиться добрее, умнее и жить по тем высоким духовно-нравственным меркам, которые начертаны в творениях академика Д.С.Лихачева и по которым он жил сам.

 

Урок 1.
СОВРЕМЕННИК XX ВЕКА

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил большую жизнь. Родился он 15 ноября (28 ноября — по новому стилю) 1906 года, а скончался 30 сентября 1999 года, всего лишь около двух месяцев не дожив до 93-х лет. Его жизнь почти целиком охватила XX век — век, наполненный и великими, и страшными событиями в российской и мировой истории. Он стал со-временником XX века — самого близкого нам, потому что и мы родились в двадцатом столетии, когда жил человек удивительной судьбы — Лихачев.

Научное и литературное наследие, оставленное нам Дмитрием Сергеевичем, — это примерно сотня книг и тысяча статей, написанных им в ходе долгой и плодотворной деятельности. Его книги читают миллионы любознательных граждан России, многие его работы переведены на иностранные языки и издаются за рубежом. И практически каждая его книга, каждая статья — это ненавязчивый урок мудрого наставника — Учителя с большой буквы, как его называли еще при жизни.

2006 год в России объявлен Годом Лихачева. 100-летие со дня рождения Дмитрия Сергеевича вскоре позволит нам увидеть новые издания его книг, а может быть, и полное собрание его трудов. Но пока, к сожалению, даже не в каждой библиотеке можно найти все его основные исследования. Некоторые его книги выходили небольшими тиражами, а интерес к его творчеству всегда был огромен.

На уроках, посвященных его жизни и творчеству, мы будем не только говорить о нем и называть его произведения, но будем читать отрывки из его замечательных книг. Читая Лихачева (так называется цикл наших уроков), будем говорить о прочитанном, будем размышлять о проблемах современной жизни.

* * *

Начнем с воспоминания Дмитрия Сергеевича, хранимого им с самого раннего детства.

«Мои первые детские воспоминания восходят ко времени, когда я только начинал говорить. Помню, как в кабинет отца на Офицерской (улице) сел на подоконник голубь. Я побежал сообщить об этом огромном событии родителям и никак не мог объяснить им — зачем я их зову в кабинет» [1].

Из этого самого раннего его воспоминания можно заключить следующее. Маленький Митя Лихачев, еще не научившись свободно говорить, умел не только наблюдать, как это делают все младенцы, но сумел запомнить свои наблюдения! Он наблюдал и восхищался увиденным как огромным событием.

И весьма символично, что первое детское воспоминание Дмитрия Сергеевича связано с прилетевшим голубем! В европейской культуре, коренящейся в христианской традиции, голубь — это вестник и символ мира. Академик Д.С.Лихачев имел твердый, закаленный многими жизненными испытаниями характер. Однако твердость характера сочеталась в нем с удивительным миролюбием. Имея мирный нрав, он и вокруг себя всегда источал мир. Одна из его духовно-нравственных заповедей так и гласит: «Люби мир в себе, а не себя в мире». Стоит только всмотреться в фотографии Д.С. Лихачева или посмотреть фильм о нем, чтобы убедиться в его жизнерадостном миролюбии. Поэтому можно сказать, что голубь, запечатлевшийся самым ранним воспоминанием будущего ученого, стал для него вестником мира в предстоящем столь немирном 20 столетии.

Родился Дмитрий Сергеевич в столице Российской империи — Санкт-Петербурге. Отец его был инженером. Мать происходила из купеческой среды. Начало его школьной учебы (осень 1914 года) практически совпало с началом мировой войны. Сначала он поступил учиться в старший приготовительный класс Гимназии Императорского Человеколюбивого Общества. А в 1915 году перешел учиться в знаменитую гимназию Карла Ивановича Мая на Васильевском острове.

Со школьных лет Дмитрий Лихачев полюбил книгу. Причем его занимало не только чтение разных книг, но весьма интересовал и процесс подготовки книги к изданию, книгопечатание. Семья Лихачевых проживала в казенной квартире при типографии нынешнего Печатного Двора. «Запах свежеотпечатанной книги для меня и сейчас — лучший из ароматов, способный поднять настроение», — вспоминал ученый в 1996 году, накануне своего 90-летия.

По окончании гимназии Дмитрий Лихачев с 1923 по 1928 год учится на факультете общественных наук Ленинградского государственного университета. Здесь он получает первые навыки исследовательской работы с рукописями. Но, едва окончив университет, молодой ученый в 1928 году попадает в Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно — СЛОН). Поводом для его ареста и заключения в лагерь стало участие в работе полушутливой студенческой «Космической Академии Наук» (сокращенно — КАН).

Студент Дмитрий Лихачев написал для этой «Космической Академии» доклад о старой русской орфографии (замененной на новую в 1918 г.), искренне считая старую орфографию более совершенной, чем новая. Этого поступка оказалось достаточно, чтобы обвинить его (как и большинство его товарищей по КАН) в контрреволюционной деятельности! Дмитрия Лихачева осудили на 5 лет: полгода он провел в тюрьме, затем был отправлен в лагерь на Соловецкий остров, а закончил свой срок на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Близко знавший академика Д.С.Лихачева писатель Даниил Александрович Гранин так говорит о соловецких впечатлениях ученого-узника: «В рассказах о Соловках, где он сидел в лагере, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Интересных людей, с которыми он сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее».

Сам Дмитрий Сергеевич о Соловках вспоминал так: «Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни» [2].

Почему самое тяжкое время своей жизни он называет «самым значительным периодом жизни»? Да потому, что именно там, в самых суровых условиях и испытаниях, он научился дорожить каждым днем прожитой жизни, научился ценить жертвенную взаимную помощь. Высоконравственные люди и в нечеловеческих условиях оставались сами собой и даже помогали другим. Злым людям и негодяям было намного труднее переносить жизненные испытания.

Из заключения на Соловках ученый вынес следующее убеждение:

«Если человек ни о ком и ни о чем не заботится, его жизнь тоже „бездуховна”. Ему нужно страдать от чего-то, о чем-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворенности» («не все сделал, что мог») [3].

Сохранять душевное здоровье на Соловках Дмитрию Сергеевичу помогала, по его собственному признанию, соловецкая природа. Вот фрагмент его воспоминаний (до лагеря на острове был старинный православный монастырь):

«Несмотря на строжайшее запрещение появляться в прибрежной полосе, несколько раз я ходил к Митрополичьим садкам, где в солнечные дни лежал час или два на солнце, совершенно забывая об опасности. На Заячьей Губе у Митрополичьих садков я познакомился с замечательной заячьей семьей. Я лежал в кустах и задремал. Когда я открыл глаза, я увидел прямо против себя на расстоянии чуть большем протянутой руки очаровательную зайчиху и несколько маленьких зайчат. Они смотрели на меня не отрываясь, как на чудо. Монахи приучили животных не бояться человека. Зайчиха явно привела своих детишек показать им меня. Я не шевелился и они тоже. Мы смотрели друг на друга, вероятно, с одинаковым чувством сердечной приязни. Такое бездумное созерцание не могло продолжаться вечно: я пошевелился, и они исчезли, но надолго осталось удивительно теплое чувство любви ко всему живому» [4].

В августе 1931 года по случаю успешного завершения строительства Беломорско-Балтийского канала Дмитрий Лихачев, как и большинство трудившихся на нем, получил досрочное освобождение. А в 1936 году по ходатайству президента Академии наук СССР А.П.Карпинского с Лихачева была снята судимость.

В 1932–1935 годах Дмитрий Сергеевич работает в Ленинграде литературным редактором. А с 1938 года становится научным сотрудником Института русской литературы Академии наук СССР. Этот институт более известен под названием Пушкинский Дом. В 1941 году за диссертацию «Новгородские летописные своды XII века» он получает степень кандидата филологических наук.

С осени 1941 по весну 1942 года Дмитрий Сергеевич вместе с семьей находится в блокадном Ленинграде. В блокаду умирает его отец. В 1942 году ученый выпускает книгу «Оборона древнерусских городов».

В годы войны Д.С.Лихачев занимается не только научной работой, но и всемерно помогает окружающим его людям. В 1942 году он получает медаль «За оборону Ленинграда», а в 1946 году — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1947 году ученый защищает докторскую диссертацию на тему «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI вв.». К середине XX века он становится крупнейшим специалистом по древнерусской литературе. Его блестящие исследования текстов «Повести временных лет», «Слова о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха», «Слова о Законе и Благодати», «Моления Даниила Заточника» и других памятников древнерусской литературы стали для России XX века настоящим открытием истории и культуры Древней Руси, открытием родных истоков и источников. За эти труды, посвященные древнерусскому летописанию и в целом — литературе и культуре Древней Руси, Дмитрий Сергеевич получает и народное, и международное признание. В 60-е годы 20-го столетия Д.С.Лихачев получает, наконец, и государственное признание: в 1969 году книга «Поэтика древнерусской литературы» (1967) была удостоена Государственной премии СССР.

Даже неполный указатель его трудов содержит более 1000 наименований. Список его наград составляет несколько страниц. Но главной наградой ему стала искренняя любовь его многочисленных читателей, десятки лет с неослабевающим вниманием читающих его книги и статьи.

Он имел великий дар любвик родной земле и родному народу, к своим родным, к родной науке, родной литературе и всей родной культуре. Имея такое душевное богатство, он прекрасно знал и ценил мировую литературу и культуру.

22 сентября 1999 года, всего за восемь дней до кончины своей земной жизни, Дмитрий Сергеевич Лихачев передал в книжное издательство рукопись книги «Раздумья о России». Это был новый — исправленный и дополненный вариант книги, и на первой странице рукописи было начертано: «Современникам и потомкам посвящаю». Значит, и перед самой кончиной Дмитрий Сергеевич больше всего думал о России, о своем любимом Отечестве, и эту преданность Родине он завещал своим современникам и потомкам, то есть всем нам.

Вскоре же, в 2000 году, в издательстве «Искусство» вышла в свет и другая замечательная книга — «Русская культура» [5]. Это сборник статей Дмитрия Сергеевича, которые по своему содержанию также являются заветным словом великого сына России своим современникам и грядущим поколениям о родной стране, о родной культуре и о правде жизни.

Читая книги Дмитрия Сергеевича Лихачева, всегда находишь много интересного и полезного. Но самое ценное в них то, что через них каждый может найти самого себя, обрести смысл своей жизни.

Вот одно из мудрых высказываний ученого — современника XX века:

«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое» (из «Писем о добром»).

* * *

Способность удивляться, как подметили мудрецы, порождает философию — любовь к мудрости. Серым и неинтересным мир кажется только при неспособности испытующе смотреть и восхищаться открываемой красотой таинственного мира. Наблюдая и восхищаясь, человек становится активным участником происходящих событий.

В книге «Заметки и наблюдения» академик Д.С.Лихачев писал:

«Всю жизнь я не оставался наблюдателем. Мне всегда надо было быть участником. Всегда вмешивался и получал шишки. Но если бы шишек не было, был бы несчастнее. А когда добивался — получал радость» [6].

Жизнь Дмитрия Сергеевича Лихачева удивительна. Он столько испытал скорбей (столько «получал шишек»!), но сохранил в мире свою душу, сохранил радость жизни, а для нас сохранил очень многое из сокровищ культурно-исторического наследия России.

ВМЕСТО ЗАДАНИЯ

§ Подумаем над содержанием изречений Дмитрия Сергеевича…

§ Кто желает — может постараться подробнее познакомиться с его биографией и сам сделать сообщение, доклад или реферат о его жизненном пути. Здесь может помочь любое издание его «Воспоминаний».

Урок 2.
СЕМЬ ВЕКОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Однажды академика Дмитрия Сергеевича Лихачева спросили: что он считает главной задачей своей жизни? Ученый ответил: «Возрождение интереса к семи векам древнерусской литературы». И над выполнением этой миссии он трудился в науке более 70-ти лет! Это уникальное явление в истории российской и мировой науки.

После блестящих исследований Дмитрия Сергеевича история древнерусской литературы предстает не как сумма литературных памятников на некоей временной шкале, а как жизненно-непрерывное возрастание (как возрастание могучего древа!) русской литературы, удивительно точно отражающее культурно-исторический и духовно-нравственный путь множества поколений наших предков.

В российской историко-филологической науке XX век следовало бы назвать веком Лихачева.

* * *

Семь столетий истории России — период с X по XVII век — в науке принято называть эпохой Древней Руси. Соответственно и отечественная литература этой обширнейшей эпохи называется древнерусской литературой.

Дмитрий Сергеевич не раз говорил, что древнерусская литература «еще молчит», еще не стала хорошо знакомой и понятной современному читателю. Действительно, изучающим в школе историю родной письменности и словесности могло казаться, что кроме «Слова о полку Игореве» в древнерусской литературе почти ничего нет или от нее почти ничего не сохранилось. Поэтому для миллионов своих сограждан (не говоря уже о зарубежных читателях) Дмитрий Сергеевич стал одним из первооткрывателей древнерусской литературы — этого огромного культурного материка, который сам ученый считал духовной родиной всей русской культуры.

Известно выражение: «Поэт в России — больше чем поэт». Академик Д.С.Лихачев считал наибольшей ценностью древнерусской литературы то, что в Древней Руси она «была больше чем литература». В статье «Разное о литературе» он делает потрясающие выводы: «Ни в одной стране мира с самого начала ее возникновения литература не играла такой огромной государственной и общественной роли, как у восточных славян»[7]. «В пору упадка политического единства и военного ослабления литература заменила собой государство. Отсюда с самого начала и на протяжении всех веков громадная общественная ответственность наших литератур — русской, украинской и белорусской»[8].

«Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным»[9].

Как ученый Дмитрий Сергеевич пытался разобраться в духовных истоках и литературных источниках этого великого подвига-явления: почему же древнерусская литература смогла осуществить столь важную миссию, что сделало возможным такое высокое ее служение? Рассматривая достоинства русской литературы Нового времени, ученый дал следующий ответ: «Литература Нового времени восприняла от древнерусской ее учительный характер, ее нравственную основу и ее „философичность”, т.е. соединение философии с общими явлениями культуры — искусством, наукой и пр.

Литература Нового времени сохранила самое ценное, что было в литературе Древней Руси: высокий уровень нравственного начала, интерес к мировоззренческим проблемам, богатство языка» [10].

«Когда-нибудь, когда русские читатели станут больше интересоваться своим прошлым, — величие литературного подвига русской литературы станет для них совершенно ясным и невежественное охаивание Руси сменится осведомленным уважением к ее нравственным и эстетическим ценностям» [11].

Любовь к Родине, питавшая собой в Древней Руси и радость, и боль, защита добра и противодействие злу, стремление сохранить свои национальные традиции и жажда нового — все это, по мнению ученого, «было великой славой древней русской литературы, создавшей добрую почву для рассвета литературы новой. По существу, — писал Дмитрий Сергеевич, — все произведения древней русской литературы благодаря единству своей направленности и приверженности к исторической основе („историзму”) представляли собой в совокупности единое огромное произведение — о человечестве и о смысле его существования» [12].

Каковы же истоки древнерусской литературы?

Многие свои работы по древнерусской литературе Лихачев начинал восклицанием, что «появление русской литературы в конце X – начале XI века “дивлению подобно”»[13]. Почему же появление русской национальной литературы оказалось, по мнению ученого, подобно дивному чуду?

Древнерусская литература возникает как бы внезапно, считает Д.С.Лихачев. «Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании» [14].

Ученый имеет в виду внезапное, на первый взгляд, «появление таких произведений древнерусской литературы, как „Слово о Законе и Благодати“ митрополита Илариона, как „Начальная летопись“ с различным кругом произведений, в нее входящих, как „Поучения Феодосия Печерского“, как „Поучение князя Владимира Мономаха“, „Жития Бориса и Глеба“, „Житие Феодосия Печерского“ и т. д.»[15].

Как же произошло чудо рождения столь зрелой литературы Руси, которая еще совсем недавно вообще не обладала письменностью? — спрашивает Лихачев. И отвечает, что скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси православия, Церкви, нуждавшихся в письменности и церковной литературе.

«Русь приняла христианство из Византии, а восточнохристианская Церковь разрешала христианскую проповедь и богослужение на своем национальном языке. Поэтому в истории литературы Руси не было ни латинского, ни греческого периодов. С самого начала, в отличие от многих западных стран, Русь обладала литературой на литературном языке, понятном народу»[16].

Такое сильное начало определило «облик» древней русской литературы и сказалось на всем последующем ее развитии. Анализируя в одной из своих работ качества, общие для русской литературы первых ее семи веков, Д.С.Лихачев писал: «Прежде всего, отметим ее религиозный характер, а вместе с тем и особую весомость в ней нравственного начала. Этим определяется ее учительный характер и ее ритуальное назначение. Литература в ее наиболее высоких жанрах была как бы распространениембогослужения” на все человечество, „миросозерцанием” на весь мир истории, как ее представляли в Средние века, и на все явления обыденной жизни. В своих самых общих проявлениях литература была церемониальным обряжением жизни с точки зрения христианских идеалов, зовом к лучшему, а ее авторы — служителями добра» [17].

Как считал Дмитрий Сергеевич, русская литература — и древняя, а за ней и новая — не просто создает свой особый мир, но стремится исправить существующий, «не всегда идеализирует действительность, но всегда борется за идеал. Она патриотична, поскольку стремится принести Русской Земле добро и святость. Она патриотична и в своих прославлениях, и в своих разоблачениях неправд князей и козней врагов» [18].

Столь высокие идеалы Д.С.Лихачев находил и показывал читателю во всех произведениях первых семи веков русской литературы. Как же отражается этот идеал в конкретных произведениях?

Одним из наиболее любимых памятников древнерусской литературы для самого Д.С.Лихачева было «Поучение» Владимира Мономаха. Под этим названием обычно объединяются три разных произведения Мономаха, среди которых, кроме собственно «Поучения», есть еще автобиография самого князя и его письмо своему врагу князю Олегу Святославичу — «Гориславичу», как называет его автор «Слова о полку Игореве» за то великое горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле.

«Поучение» обращено к князьям — детям и внукам Мономаха и вообще ко всем русским князьям. Приводя выдержки из христианских священных книг, Владимир Мономах предлагает всем русским князьям для улучшения их положения и достижения мирных успехов, в первую очередь, учиться справедливости, состраданию, и даже, как отмечает Д.С.Лихачев, «уступчивости». Мономах прямо советует князьям (потомственным воинам и правителям!) быть кроткими, не стремиться к захвату чужих вотчин, довольствоваться малым и искать успеха и процветания не с помощью силы и насилия над другими, а благодаря праведной жизни.

«Автобиография Мономаха, — отмечает Лихачев, — подчинена той же идее миролюбия. В летописи своих походов Владимир Мономах приводит выразительный пример княжеского миролюбия»[19], касающийся его добровольной уступчивости заклятому врагу — князю Олегу Рязанскому. Но еще сильнее воплощает в жизнь идеал Мономахова «Поучения» его собственное «Письмо» к тому же Олегу Рязанскому, убийце сына Владимира Мономаха, на тот момент побежденному и бежавшему за пределы Руси. Это письмо потрясло исследователя своей нравственной силой.

«О чем, — спрашивает Лихачев, — мог писать могущественнейший князь, владения которого были тогда самыми обширными в Европе, своему заклятому врагу, потерпевшему страшное поражение? <…> Может быть, Мономах торжествует свою победу над ним? Может быть, он пишет ему злорадное письмо? Может быть, он ставит ему какие-либо условия и требует принести повинную, отказаться от своих прав на владения в Русской земле?

Нет! Письмо Мономаха поразительно, — продолжает Дмитрий Сергеевич Лихачев. — Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды» [20].

Владимир Мономах и за собой признает грехи. С этого признания начинается его письмо, с этого признания начинается и подлинная нравственность. Письмо Мономаха написано с удивительной искренностью, задушевностью. По мысли Д.С.Лихачева, оно «должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана»[21]. Так высоко оценивал ученый и мыслитель это произведение древнерусской литературы.

«Мономах внес сильное и высокое этическое начало в свою политическую деятельность. Он писал сочинения, открыто обсуждал свои поступки с этической точки зрения, признавал открыто, перед лицом всех, свои ошибки, не побуждаем никем и ничем, во имя одной только правды»[22], — заключает Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Его пример удивителен» [23].

Поводом к написанию «Поучения» послужило следующее обстоятельство. К Мономаху пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и изгнать их из их отчины. Владимир Мономах искренне огорчился таким предложением. Чтобы усмирить междоусобицу, на Любечском съезде (1097 г.) русские князья согласно постановили: «Кождо да держит отчину свою», то есть каждый князь владеет своей землей и не посягает на владения других князей.

Поэтому, когда к Мономаху пришли князья с предложением нарушить этот принцип, он уже всем сердцем стоял против новых междоусобных браней. Раньше он и сам так поступал, но раскаялся и сумел отказаться от незаконно захваченного! Теперь же он с печалью взял Псалтирь (книгу молитв), открыл ее и сразу увидел ответ на предложения воинственных князей: «Не ревнуй лукавнующим (то есть не соревнуйся со злодеями), ни завиди (не завидуй) творящим беззаконие, зане (потому что) лукавнующие потребятся (то есть истребятся, погибнут)». И начав писать свое «Поучение» к детям и «иным, кто его услы.«Автобиография Мономаха, — отмечает Лихачев, — подчинена той же идее миролюбия. В летописи своих походов Владимир Мономах приводит выразительный пример княжеского миролюбия», Владимир Мономах постоянно цитирует Псалтирь как основу духовно-нравственных законов.

При Владимире Мономахе создается и «Повесть временных лет» с ее центральной идеей братства всех русских князей как представителей единого княжеского рода, восходящего к единому родоначальнику. Они — братья, среди них есть старшие и младшие, поэтому старшие должны уважать права младших, а младшие выполнять свои обязанности по отношению к старшим.

В 1950 году в серии «Литературные памятники» вышло в свет первое издание «Повести временных лет», подготовленное Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. А к 90-летию ученого было опубликовано второе издание этой книги. Древнерусский текст, переложение его на современный литературный язык, научные статьи и комментарии — все это сделало книгу настоящей энциклопедией жизни и культуры Древней Руси[24].

Литература — не естественнонаучная теория, не учение и не идеология. p Литература учит жить, изображая. Она учит видеть, видеть мир и человека. Значит, древнерусская литература учила видеть человека способным к добру, учила видеть мир как место приложения человеческой доброты, как мир, который может измениться к лучшему. Поэтому одна из духовно-нравственных заповедей Дмитрия Сергеевича гласит:

«Будь совестлив: вся мораль в совести».

* * *

В последние годы в нашу жизнь вошло слово «толерантность». Изначально, в биологии и медицине, это слово имело пассивный смысл: оно, в частности, означало способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда. В нынешнем же социальном лексиконе слово «толерантность» (в переводе — «терпимость») стало приобретать некое этико-миротворческое значение. С помощью учения о толерантности стараются примирить индивидуумов, партии, народы, государства — и тем самым ослабить возникающую повсюду агрессию или вражду.

Тщательно изучая древнерусскую литературу и, в частности, «Поучение» Владимира Мономаха, Дмитрий Сергеевич особое внимание обращал на христианские моральные правила, лежавшие в основе миротворчества Мономаха. В современной жизни труднее найти или определить общие моральные принципы, поскольку под вопрос ставится сама нравственность. Однако без преодоления эгоизма, без преодоления конфликта со своей совестью человеку трудно, а точнее даже невозможно примирить окружающих людей. Не потому ли Дмитрий Сергеевич Лихачев так горячо любил древнерусскую литературу и как зеницу ока берег свою совесть?!

Как ученый он старался показать, что русская литература первых семи веков смогла выполнить свою великую миссию по формированию, единению, сплочению, воспитанию, а иногда даже и спасению народа в тяжелые времена разрухи и распада именно потому, что основывалась и руководствовалась высочайшими идеалами: идеалами нравственности и духовности, идеалами высокого, измеряемого только вечностью предназначения человека и его такой же высокой ответственности. И он считал, что этот великий урок древнерусской литературы может и должен бы усвоить каждый. Усвоению этого урока Дмитрий Сергеевич Лихачев посвятил и свои многочисленные научные труды, и свою жизнь. И еще он мечтал, что когда-нибудь будет написана всемирная История Совести.

ВМЕСТО ЗАДАНИЯ

§ Какие мы знаем произведения древнерусской литературы, кроме «Слова о полку Игореве»?

§ Какие сюжеты и идеи древнерусской литературы, о которых рассказывает Д.С.Лихачев, нашли продолжение в русской литературе Нового времени?

§ Какие из прочитанных вами книг показались вам созвучными древнерусской литературе?

 

Урок 3.
ИСКУССТВО ПАМЯТИ

«Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность», — так писал в своих «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев. В статье «Искусство памяти и память искусства» он особо отмечал: «Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам — вот черта истинно культурного человека».

Культура и память. В мировосприятии академика Д.С.Лихачева эти понятия были нерасторжимы.

* * *

Священная память о России для нас неразрывна с памятью о тех, кто прежде нас жил на Русской земле, кто ее возделывал и защищал, а также с памятью о всех умерших (по-старинному — почивших) родных и близких людях. Эту таинственную связь прекрасно выразил величайший русский поэт А.С.Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека, —
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без Божества.

1830 г.

Дмитрий Сергеевич во многих своих произведениях приводил эти строки А.С.Пушкина. При этом он старался раскрыть связь между широко известными строками о любви «к родному пепелищу и к отеческим гробам» — с последующими (малоизвестными) словами о животворящей святыне Родной земли. Он писал: «Поэзия Пушкина мудра. Ни одно слово в ней не лишено смысла. Почему же любовь к отеческим гробам — „животворящая“? Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому что она — одно из слагаемых культуры»[25]. Глубокий нравственный смысл он видел и в словах поэта о «самостоянье человека», о его подлинном величии.

На Руси слово «память» имело, прежде всего, духовно-нравственное значение. Это слово священно! Оно всегда напоминает человеку о самом важном в прошлом и будущем, о жизни и смерти, об умерших как о живых, о нашем неизбывном долге перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас.

Не только в истории нашего Отечества, но и в жизни каждого человека, в жизни отдельной семьи, школы и города происходят события — большие и малые, простые и героические, радостные и скорбные. Для собственной памяти люди пишут дневники, мемуары. Память народная со


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.