Понятие об исторических книгах. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие об исторических книгах.

2022-09-11 21
Понятие об исторических книгах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие об исторических книгах.

Кратко:

Следующие за Пятикнижием Священные ветхозаветные книги, помещаемые в греко-славянской Библии непосредственно за Пятикнижием и соединенно между собой, называются в православном катихизисе и русской богословской литературе, историческими, потому что они излагают преимущественно историю ветхозаветной церкви Божией и народа Божия. Обнимаемый каноническими историческими книгами период времени начинается с эпохи Иисуса Навина и оканчивается эпохою Ездры, Неемии и Есфири. К историческим каноническим книгам относятся книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. В еврейском каноне эти книги помещаются в иной группировке: И. Навина, Судей и Царств помещаются непосредственно за Пятикнижием, как «старшие пророки,» а остальные книги помещаются после наших учительных книг в третьем отделе – «писаниях,» причем Руфь и Есфирь, по синагогальному употреблению, еще в особом отделе иногда помещаются, в «пяти свитках.» В христианских западных переводах размещение Священных книг сходно с нашим.

Развернуто:

Необходимо заметить, что и в Пятикнижии содержится история, и в пророческих книгах есть исторические части, следовательно, это деление довольно условно, по преимущественному весу того или иного материала в этих книгах. Но тем не менее исторические книги Ветхого Завета не являются простой историей, летописью. Почему? Обратите внимание, что в древнееврейском разделении (Закон, Пророки, Писание) они не выделялись в отдельную группу. Большая их часть, такие, как Книга Иисуса Навина, Книга Судей, книги Царств, относились к пророческим. Этот отголосок древней традиции знаменателен и показывает нам, что тех, кто писал эти книги, конечно по указанию Духа Святаго, больше интересовали не сами по себе исторические события: перед ними не стояла задача систематического изложения истории народа израильского. Но их целью было показать через описание исторических событий, деяний ветхозаветных лиц, пути Промысла Божия в истории, то есть историю спасения; как, каким образом Господь готовил человечество к принятию Иисуса Христа.

В книгах Царств особенно заметно, что, после того как в деяниях того или иного царя рассказано о событиях, которые имеют особенную значимость в изображении взаимоотношений человека с Богом, автор добавляет, что прочие его деяния следует смотреть в книге царей израильских или в летописи царей иудейских. Если кому-то интересно, что он построил, что он купил, как он воевал, то об этом есть и другие книги, в которых об этом написано. Некоторые периоды правления, которые были отмечены с исторической точки зрения великими свершениями–расширением границ, расцветом экономики, торговли и т.д., обойдены вниманием на страницах Священного Писания именно потому, что не военная история и не состояние израильской экономики интересовало тех, кто это писал и для нас это хотел сохранить. Благодаря этому исторические книги Библии имеют большое назидательное значение. Они показывают разнообразные формы взаимоотношений человека с Богом. В них отражена не только историческая жизнь с Богом израильского народа, но и путь к Богу отдельной человеческой души.

Чудесный переход евреев через реку Иордан.

Первое чудо при вступлении евреев в землю обетованную – это переход через Иордан (Нав. 3). Священники, несущие ковчег, приблизились к Иордану, и, как только они в него вошли, вода остановилась и стояла стеною до тех пор, пока не перешли все израильтяне. Этим чудом Бог прославил Иисуса Навина, и все евреи узнали, что Господь будет с ним, как был с Моисеем. Иисус Навин повелел народу поставить два памятника: один из 12 камней на дне Иордана и второй на берегу в память об этом событии. Святитель Григорий Нисский говорит, что «Иисус Навин, положивши в потоке 12 камней, очевидно, сим предызобразил 12 учеников, служителей крещения», и после этого чудесного перехода говорится, что стали сыны Израилевы бояться Иисуса Навина, как боялись Моисея (Нав. 4:14). Прославление Иисуса Навина после этого чуда на Иордане прообразует то, что Господь Иисус Христос прославился и стал известным тоже после крещения в Иордане.

События у города Гая.

Следующий город, который израильтянам предстояло покорить, был Гай, причем, в отличие от Иерихона, израильтяне потерпели здесь поражение (Нав. 7:4). Тогда они стали выяснять, в чем дело, и оказалось, что Ахан из колена Иудина нарушил Божий завет и взял из заклятого (Нав. 7:16–21), в результате чего пострадал весь народ. Ахан был казнен, а город Гай предан заклятию. Обращу здесь ваше внимание на то, что, полагаясь на помощь Божию, Иисус Навин провел операцию по захвату Гая по всем правилам военного искусства, не прибегая к прямому штурму.

Судья Самсон (Суд. 13-16).

Он происходил из колена Дана. Будучи посвящён Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы (в семи косах), служившие источником его необычайного могущества. Ангел предсказал: И он начнёт спасение Израиля от руки филистимлян. (Суд. 13:5) Филистимляне тогда уже без малого сорок лет правили израильтянами.

Мальчик с детства обладал необыкновенной силой. Когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. Сколько ему ни напоминали его родители, что закон Моисея запрещает жениться на идолопоклонницах, Самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей избраннице.

Однажды он пошёл в город, где жила его жена. По дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но Самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козлёнка.

Во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, Самсон загадал свадебным гостям загадку. Ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену Самсона выпытать у того правильный ответ. Ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. Самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. Для этого он пошёл в Ашкелон, устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш. Был седьмой день свадебного пира. Тесть, не предупреждая Самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом Самсона. И ответил им Самсон: Теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло.(Суд. 15:3) Он начал мстить всему филистимлянскому народу. Однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимские поля во время жатвы. Весь хлеб на полях сгорел.. Позже филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю Самсона и сожгли его вместе с дочерью. Они посчитали, что это смягчит гнев Самсона. Но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян, и эта месть только начинается. Вскоре Самсон «открыл охоту» на жителей Ашкелона. Весь этот гордый город боялся одного Самсона, боялся так, что никто не решался выходить из города. Позже филистимляне, с целью прекратить этот террор, напали на владения соседнего колена Иудина.

Евреи начали укорять Самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.

Ну что ж, — сказал Самсон, — свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. Таким образом они дадут вам покой. Только пообещайте, что не убьёте меня. Самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. Но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. Не имея при себе оружия, он нашёл на дороге челюсть осла и стал убивать ею встречавшихся филистимлян.

Вскоре Самсон заночевал в филистимском городе Газа. Жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. Но Самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами и отнёс их на вершину горы напротив Хеврона.

Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле, обещавшей филистимским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.

И усыпила его [Далила] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своё божество — Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем, волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И упёрся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.

История Мемфивосфея и Сивы.

Кратко:

Давид находит сына Ионафана – Мемфисея, который получил увечья после гибели своего отца. Он был хромым на обе ноги. Давид отдал Мемфивосфею всю собственность дома Саула, а ему самому оказал великие почести — сын Ионафана получал право всегда есть за царским столом (2Цар. 9). Управителем же хозяйства царь повелел быть рабу Саула Сиве.

Во время восстания Авессалома Мемфивосфей явно не поддержал Давида, что позволило Сиве обвинить своего хозяина в измене. Тогда царь отдал слуге всю собственность хозяина (2Цар. 16:1-4). После установления в стране порядка Давид встретился с Мемфивосфеем. Оказалось, что сын Ионафана всё время мятежа был в посте (не мыл ноги, одежды, не стриг бороду) (2Цар. 19:24), а участия в борьбе с узурпатором не принял по причине своего физического увечья. Давид прощает его, разделив имущество между Сивой и Мемфивосфеем поровну (2Цар. 19:29).

Развернуто:

Библейская эпоха Царств полна интриг и предательств, как, впрочем, и исторические хроники других народов. Лишь некоторые цари освятили эту эпоху своей любовью к Господу. Таких можно пересчитать по пальцам, и начинается пересчёт всегда с царя Давида, великого псалмопевца. Был у Давида верный друг, сын его врага, жестокого монарха Саула. И не просто сын, а наследник престола Ионафан. В их дружбе не было даже толики соперничества. Причём Ионафан сам признал, что Давид должен стать правителем страны: «Ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе» (1 Царств 23:17). Первая часть его слов сбылась, а вторая нет: Ионафан погиб в битве с филистимлянами вместе с отцом и двумя братьями.

Сыну Ионафана было тогда всего пять лет. Имя сына по-русски трудно выговорить – Мемфивосфей. На иврите полегче – Мефивошет («уничтожающий позор»). В 1 Паралипоменон 8:34 он назван Мерибаал («Ваал борется»). Возможно, повзрослевший юноша решил сменить языческое имя на Мефивошет, тем самым «уничтожив позор» имени, данного ему при рождении. Когда погибли отец и дед, с ним тоже произошло несчастье. Нянька, узнав о трагедии, в панике схватила мальчика в охапку, побежала и уронила его. Так Мемфивосфей стал хромым на обе ноги.

Семь с половиной лет спустя Давид, помазанник Божий, воцарился над Израилем. Он укрепился во власти, взял крепость Сион, сделал Иерусалим столицей государства, одержал важные победы над филистимлянами и другими неприятелями, после чего наконец-то исполнил давнюю просьбу друга позаботиться о его семье.

«И сказал Давид: не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость ради Ионафана. В доме Саула был раб, по имени Сива; и позвали его к Давиду, и сказал ему царь: ты ли Сива? И тот сказал: я, раб твой. И сказал царь: нет ли еще кого-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость Божию. И сказал Сива царю: есть сын Ионафана, хромой ногами. И сказал ему царь: где он? И сказал Сива царю: вот, он в доме Махира, сына Аммиэлова, в Лодеваре. И послал царь Давид, и взяли его из дома Махира, сына Аммиэлова, из Лодевара. И пришел Мемфивосфей, сын Ионафана, сына Саулова, к Давиду, и пал на лице свое, и поклонился царю. И сказал Давид: Мемфивосфей! И сказал тот: вот раб твой. И сказал ему Давид: не бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана и возвращу тебе все поля Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом. И поклонился Мемфивосфей и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?» (2 Царств 9:1-8).

Из захолустного Лодевара, расположившегося на территории нынешней Иордании, инвалида Мемфивосфея привозят в Иерусалим. Давид восстанавливает его в правах и сверх того – даёт исключительную привилегию садиться за царский стол, причём подчёркивает, что эта привилегия закреплена за ним навсегда. Фактически правитель Израиля усыновляет наследника погибшего друга. Ответ Мемфивосфея – образец кротости. Он называет себя мёртвым псом. Ведь столько лет он жил в забвении. Вот уж, действительно, «из грязи в князи»! Тем более, он обрёл не только высочайшего покровителя, но и солидную челядь – Сиву, его потомков и рабов:

«И призвал царь Сиву, слугу Саула, и сказал ему: все, что принадлежало Саулу и всему дому его, я отдаю сыну господина твоего; итак, обрабатывай для него землю ты и сыновья твои и рабы твои, и доставляй плоды ее, чтобы у сына господина твоего был хлеб для пропитания; Мемфивосфей же, сын господина твоего, всегда будет есть за моим столом. У Сивы было пятнадцать сыновей и двадцать рабов. И сказал Сива царю: все, что приказывает господин мой царь рабу своему, исполнит раб твой. Мемфивосфей ел за столом Давида, как один из сыновей царя» (2 Царств 9:9-11).

Один комментатор назвал эту главу самым ярким примером милости во всём Ветхом Завете. Конечно же, наиболее яркие примеры милости показывает нам Господь, и таких примеров множество. Сколько раз Он спасал Израиль от полного уничтожения! Но, безусловно, своим отношением к Мемфивосфею Давид показывает, как мы должны относиться друг к другу. Правда, царь не сразу вспомнил о нём, но лучше поздно, чем никогда.

Миновали годы, и мятежный сын Давида Авессалом восстал против отца. Божьему помазаннику пришлось бежать из Иерусалима. Царь в отчаянии взывал к Вседержителю: «Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой!» (Псалом 3:8). (В мессианских общинах песню «Кума Адонай», написанную по третьему псалму, часто поют необычайно весело, не осознавая, что это плач Давида). Господь оказал политическую поддержку через Хусия, разрушившего совет Ахитофела, и не менее важную продовольственную помощь – через уже известного нам Сиву.

«Когда Давид немного сошел с вершины горы, вот встречается ему Сива, слуга Мемфивосфея, с парою навьюченных ослов, и на них двести хлебов, сто связок изюму, сто связок смокв и мех с вином. И сказал царь Сиве: для чего это у тебя? И отвечал Сива: ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне. И сказал царь: где сын господина твоего? И отвечал Сива царю: вот, он остался в Иерусалиме и говорит: теперь-то дом Израилев возвратит мне царство отца моего. И сказал царь Сиве: вот тебе все, что у Мемфивосфея. И отвечал Сива, поклонившись: да обрету милость в глазах господина моего царя!» (2 Царств 16:1-4).

Солдатам, сохранившим верность царю, необходимо было пропитание. Сива совершил богоугодный мужественный поступок, подарив Давиду ослов и снабдив провизией. Но при этом слуга доносит на своего господина Мемфивосфея. Донос выглядит достаточно правдоподобно. Мемфивосфей – прямой наследник престола в династии Саула. Он вполне мог смекнуть: «Когда враждует сын с отцом, народ может возмутиться. Дескать, что это за царь, у которого нет мира в семье. Вот тогда вспомнят о предыдущем царе и его законном наследнике». Хромой страдалец мог стать царём Израиля. Рассуждал ли так в действительности Мемфивосфей? У нас нет тому никаких свидетельств, кроме слов неверного Сивы. Однако Давид внял доносу и обещал слуге всю собственность, принадлежащую его господину.

Господь ответил на молитву царя: войско Авессалома повержено, Давид возвращается с победой. Не успевает он переправиться через Иордан, а к нему уже спешат на встречу вельможи. Одни – чтобы оправдаться, другие – чтобы получить обещанное. Всех опережает Семей, который поносил бранными словами убегающего правителя, швырял в него камни. Теперь Семей бросается в ноги царя с просьбой о прощении.

Приспевает и Сива с пятнадцатью сыновьями и двадцатью рабами. Спрашивается, зачем такой солидный эскорт? Ответ лежит на поверхности: Сива желает в торжественной обстановке получить подтверждение своих прав на имущество хозяина. Приезжает и сам Мемфивосфей.

«И Мемфивосфей, сын Ионафана, сына Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, не обрезывал ногтей, не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром. Когда он вышел из Иерусалима навстречу царю, царь сказал ему: почему ты, Мемфивосфей, не пошел со мною? Тот отвечал: господин мой царь! слуга мой обманул меня; ибо я, раб твой, говорил: "оседлаю себе осла и сяду на нем и поеду с царем", так как раб твой хром. А он оклеветал раба твоего пред господином моим царем. Но господин мой царь, как Ангел Божий; делай, что тебе угодно; хотя весь дом отца моего был повинен смерти пред господином моим царем, но ты посадил раба твоего между ядущими за столом твоим; какое же имею я право жаловаться еще пред царем? И сказал ему царь: к чему ты говоришь все это? я сказал, чтобы ты и Сива разделили между собою поля. Но Мемфивосфей отвечал царю: пусть он возьмет даже все, после того как господин мой царь, с миром возвратился в дом свой» (2 Царств 19:24-30).

Мемфивосфей обвиняет Сиву в клевете. Что означает его фраза «слуга мой обманул меня»? Вероятно, Сива отговорил хозяина ехать к Давиду и сам отправился вместо него, а оставшийся в Иерусалиме Мемфивосфей так переживал за беглого царя, что даже не мыл ног и одежд. Период изгнания Давида он провёл в состоянии духовной тесноты, ведь друг отца оказал ему великую милость, а он в трудное время не смог поддержать благодетеля. Поэтому Мемфивосфей заслужил наказания, но не очень сурового. И Давид прерывает его речь, объявляя новое решение – разделить земли поровну между господином и слугой. У царя нет доказательств того, что Сива солгал. С другой стороны, именно Сива оказал ему неоценимую помощь. Отсюда столь разумное решение, которое в наши дни именуют Соломоновым.

Вполне возможно, Давид пошёл на уловку, подобную той, которую содеял Соломон в суде над двумя женщинами, называвшими себя матерями одного ребёнка. Сын Давида велел разрубить дитё, и истинная мать не допустила этого. В нашей истории сам Давид «рубит» пополам землю. Сива молчит, а Мемфивосфей совершает благородный поступок: отдаёт свою часть слуге. Он добровольно лишает себя богатства, потому что дружба с царём для него дороже всего. Мемфивосфей сравнивает Давида с Ангелом Божиим. Для него царь – Божий помазанник. Он желает только одного: чтобы Давид вновь стал хорошо к нему относиться.

Слуга предал хозяина, и как поступает с ним господин! Это замечательная иллюстрация слов Христа из Нагорной проповеди:

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу… Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:25, 43-44).

Мемфивосфей отдал противнику всё, что у него было. Он вновь стал таким же бедным дворянином, каким был до своего возвышения. Или всё-таки не совсем так?

Вы обратили внимание, сколько раз в 9-й главе сказано, что Мемфивосфей ел за царским столом? Целых четыре раза! Причём в последних четырёх стихах главы – трижды! Почему Господь делает особое ударение на этом факте? Наверное, потому что главным в жизни Мемфивосфея является не богатство, а великая милость – есть за царским столом. И этой милости Давид у него не отнял, так как она дана сыну Ионафана навсегда!

Мемфивосфей сравнил правителя Израиля с Малах Элоhим. Не раз в Ветхом Завете мы видим, что Ангела Господня называют Богом. Царский стол – символ Господнего стола, за которым все верующие воссядут с Христом. Мы будем приглашены на брачный пир Агнца не по нашим заслугам, а на основании веры и любви к Богу. Мемфивосфей радовался возвращению домой царя Давида, и придёт время радости в народе Израиля, когда воззрят на Того, Которого пронзили. Мемфивосфей жаждал царской милости, а наш Господь – Царь царей, Господь господствующих, и Его милость необъятна. Вот чему нас учит рассказ об увечном хозяине и его неверном слуге.

Внешняя политика.

Израильтяне и прежде не раз воевали с соседями. Но это были либо оборонительные войны, либо грабительские походы. Теперь Давид начал проводить политику подчинения окрестных народов и территорий, создавая своеобразную мини-империю. Давид подчинил царства моавитян, аммонитян, эдомлян и сирийцев.

Особое стратегическое значение имел захват Эдома, так как это дало Давиду ценнейший источник полезных ископаемых. Аравийская пустыня, которая простирается на юг от Мертвого моря до залива Акаба, была богата железом и медью, и овладение ею означало свободу от филистимской монополии. Чтобы эти месторождения не подвергались опасности, израильтяне расставили сторожевые гарнизоны по всему Едому (2 Цар. VIII, 14). Мы знаем, что филистимляне обладали монополией на производство изделий из железа в дни Саула (1 Цар. XIII, 19-20) и что Давид свободно пользовался им к концу своего царствования (1 Пар. XXII, 3); так что можно говорить о техническом прогрессе в Израиле. Несомненно, благодаря Давиду израильтяне овладели технологией производства оружия.

Таким образом, в эту эпоху царствоДавида распространило свой прямой или опосредствованный политический контроль и влияние на территории от Красного моря на юге до Евфрата на севере. Таким образом, Израиль стал одним из самых мощных и влиятельных государств Плодородного Полумесяца, да и всего Ближнего Востока. Однако следует отметить, что период наивысшего расцвета Израиля совпал с периодами кризиса Египта и Ассирии. В то же время не следует умалять заслуг и таланта самого Давида.

Завоевательную политику Давид дополнял умелой дипломатией. Уже его поведение по отношению к филистимлянам свидетельствует о его дипломатическом искусстве. Особое значение для экономики Израиля имел торговый союз с финикийским городом-государством Тир, заключенный, вероятно, в конце царствования Давида. По преимуществу земледельческий Израиль поставлял Тиру сельскохозяйственные продукты, получая взамен недостававший ему строевой лес (ливанские кедры, кипарисы), помощь искусных финикийских строителей, построивших, в частности, дворец Давида в Иерусалиме (2Цар. V,11).

Внутренняя политика

Как и все цари древности, Давид большое внимание уделял армии. Основу его войска составила личная дружина, с которой он пришел из Циклага в Хеврон. Позже, по-видимому, ее размеры были увеличены. С этим войском, зависевшим только от него, Давид захватил Иерусалим. Во главе его он поставил своего родственника Иоава. Наряду с дружиной существовало и старинное общеизраильское ополчение.

Во времена Давида существовал еще один вид войска: иностранные наемники. Это были критяне и филистимляне, среди которых выделяются жители Гата. Они не подчинялись Иоаву, а имели собственного командира -- Ванею (Бен-Ягу), уроженца Кавцеила, города в южной части Иудеи. Таким образом, наемники были поставлены под командование соплеменника Давида, но в то же время выведены из-под начала Иоава. Противопоставляя эти две части своей личной армии, царь обезопасил себя от возможной узурпации или вообще чрезмерного возвышения удачливого полководца.

Одновременно с армией происходит формирование и нового аппарата управления. Давид установил должности начальника над повинностями (или податями), письмоводителя, писца, т. е. создается царская канцелярия как важнейший элемент центрального бюрократического аппарата. Местом ее пребывания, естественно, становится Иерусалим, где она подчиняется только царю, а не каким-либо племенным органам, унаследованным от прежних времен. Возникает царский сектор в управлении государством. Он сосуществует со старым родо-общинным, который осуществляет управление на уровне племени или отдельной общины, а в случае необходимости может ему и противопоставляться. Вновь созданный государственный аппарат функционирует не только как необходимое орудие управления на уровне всего государства, но и как важный рычаг власти наряду с личной армией. По-видимому, именно эти люди и подразумевались под тридцатью семью «сильными» царя Давида, которые перечисляются в Библии. Среди них нет ни Ваней, командира наемников, ни Иоава, командующего личной армией царя, хотя числятся брат Иоава и его оруженосец. Видимо, речь идет о гражданских чиновниках, используемых в случае необходимости и на войне, как это сделал царь, послав Урию, одного из «сильных» на войну с Аммоном. Эти «сильные» происходили из разных еврейских племен, в том числе и из племени Вениамина, ранее связанного с Саулом. А были среди них и вообще не израильтяне, как тот же хетт Урия. Государственный аппарат явно создавался из людей, связанных только лично с царем, а не с каким-либо племенем.

Третьим элементом царской власти становится культ. Уже сам факт переноса Ковчега Завета в Иерусалим делал Давида главным распорядителем различных культовых действий. Библейский автор, перечисляя приближенных Давида, которым он доверил ту или иную отрасль управления, называет первосвященников Цадока и Афиафара и некоего Иру, который был, видимо, личным жрецом царя. Верхушка жречества, таким образом, включается в бюрократическую систему управления государством. И никакого противодействия ему со стороны религиозных властей, как это было при Сауле, уже не было и не могло быть.

Восстание Савея (2Цар.20).

Последние строки главы 19 обращают нас к напряженным взаимоотношениям между Иудеей и северными племенами. Отношение северных племен к Давиду было весьма противоречивым, хотя они утверждали при этом, что они — большая часть у царя. Соперничество между ними и Иудеей в результате привело к новому мятежу против Давида, которым на этот раз руководил Савей.

По прибытии в Иерусалим, Давид поручил Амессаю собрать все колено Иудино в три дня, но как он не исполнил сего в назначенное время, то повелел Авессе преследовать бунтовщика с непременным войском. С Авессою соединился Иоав, убив при свидании на пути Амессая, в котором видел своего соперника.

Слабость мятежников проявилась в том, что Савей, так и не решившись на сражение, отступил в приграничный город Авел–Беф–Мааху, что на северной границе Израиля. Но даже здесь он не начал сражения, а ждал и медлил. По–видимому, Авел–Беф–Мааха была для мятежников не самым удачным выбором, потому что город славился своими мудрыми жителями и мирным характером. Жители быстро приняли решение и закончили спор выдачей Савея. И вновь смерть одного человека разрешила конфликт.

Последняя молитва Давида

Отличительная характеристика молитвы Давида (см. начало проповеди) – славословие. Давид возвеличивает и хвалит Бога. Он утверждает, что все - от Бога; Он – источник всяких духовных и материальных благ. Давид призывает всю славу воздать Господу. Даже за щедрость человека, за возможность жертвовать он славит Бога.

Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе (2 Пар. 29:14).

Последняя песня Давида

Главным действующим лицом песни становится Бог. Он исполнил обещания. Он избавил от руки всех врагов, даже Саула. Он услышал. Огнем поядающим поразил врагов. Возгремел с небес. Защитил от тех, кто сильнее Давида. Воздал. Вознаградил.

Это в прошлом. А в настоящем Он препоясует силой, поставляет на высоты, расширяет шаг, возвеличивает, низлагает восстающих, покоряет народы… Бога Давид называет скалой, крепостью, освободителем, защитником, высокой башней, убежищем, Спасителем, ограждением. И это не бессмысленное повторение. Он хочет сказать, что для каждой опасности, каждой проблемы Бог являет Себя особым образом. Он приписывает успехи не себе, не своим способностям, своей силе, а Богу. Он Ему воздает славу.

Цель написания

Главная цель написания книги – это легендарная история победы, передача из поколения в поколение потрясающей защиты Еврейского народа от злых врагов, установление ежегодного еврейского праздника – Пурим. Ключевой темой книги является искупление и суверенитет Бога в жизни Израильского народа при любых обстоятельствах. Ключевыми личностями являются царица Eсфирь, Мардохей, царь Артаксеркса I и Аман.

Основные события книги

Основными событиями в книге являются избрание еврейской девушки, Есфирь, на место царицы, благодаря которой произошло чудесное избавление Израильского народа от злого указа Амана. Есфирь приобретает особое благоволение в глазах царя Артаксеркса I. Артаксеркс I был самолюбимым, богатым и испорченным царём. Под действием алкоголя, во время очереднего пиршества, ему вдруг вздумалось показать красоту своей прежней царицы Астинь, которая также пиршествовала с женщинами. Царица Астинь проигнорировала повеление царя и не захотела явиться. Артаксеркс I сильно прогневался на царицу Астинь, изгнал её и устроил конкурс красоты для новой царицы. Мардохей служил при царе и привёл дочь своего дяди по имени Есфирь участвовать в этом конкурсе. В это время Мардохей отказывается поклониться злобному Аману. Аман решает уничтожить весь Израильский народ, используя подготовленный им же, указ царя. Суверенный Бог защищает еврейский народ от уничтожения по указу Амана. В знак победы утверждается праздник – Пурим. Автор повествует о постоянном конфликте Израиля с Амалекитянами, который начался во время изгнания и продолжался через всю историю Израиля. Бог обещал Своему народу освободить его и дать отдохнуть (Второзаконие 25:17-19). Израиль был освобожден из плена. Злобный Аман использует последнюю попытку уничтожить Еврейский народ. Он не знал, что царица Есфирь была еврейкой. План Амана был разоблачён и уничтожен. Аман был повешен на виселице, которую сам приготовил для Мардохея. Бог был, есть и будет защищать Израильский народ. Он освободил Свой избранный народ от полного уничтожения и охранял приход Искупителя-Мессии.

Понятие об исторических книгах.

Кратко:

Следующие за Пятикнижием Священные ветхозаветные книги, помещаемые в греко-славянской Библии непосредственно за Пятикнижием и соединенно между собой, называются в православном катихизисе и русской богословской литературе, историческими, потому что они излагают преимущественно историю ветхозаветной церкви Божией и народа Божия. Обнимаемый каноническими историческими книгами период времени начинается с эпохи Иисуса Навина и оканчивается эпохою Ездры, Неемии и Есфири. К историческим каноническим книгам относятся книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. В еврейском каноне эти книги помещаются в иной группировке: И. Навина, Судей и Царств помещаются непосредственно за Пятикнижием, как «старшие пророки,» а остальные книги помещаются после наших учительных книг в третьем отделе – «писаниях,» причем Руфь и Есфирь, по синагогальному употреблению, еще в особом отделе иногда помещаются, в «пяти свитках.» В христианских западных переводах размещение Священных книг сходно с нашим.

Развернуто:

Необходимо заметить, что и в Пятикнижии содержится история, и в пророческих книгах есть исторические части, следовательно, это деление довольно условно, по преимущественному весу того или иного материала в этих книгах. Но тем не менее исторические книги Ветхого Завета не являются простой историей, летописью. Почему? Обратите внимание, что в древнееврейском разделении (Закон, Пророки, Писание) они не выделялись в отдельную группу. Большая их часть, такие, как Книга Иисуса Навина, Книга Судей, книги Царств, относились к пророческим. Этот отголосок древней традиции знаменателен и показывает нам, что тех, кто писал эти книги, конечно по указанию Духа Святаго, больше интересовали не сами по себе исторические события: перед ними не стояла задача систематического изложения истории народа израильского. Но их целью было показать через описание исторических событий, деяний ветхозаветных лиц, пути Промысла Божия в истории, то есть историю спасения; как, каким образом Господь готовил человечество к принятию Иисуса Христа.

В книгах Царств особенно заметно, что, после того как в деяниях того или иного царя рассказано о событиях, которые имеют особенную значимость в изображении взаимоотношений человека с Богом, автор добавляет, что прочие его деяния следует смотреть в книге царей израильских или в летописи царей иудейских. Если кому-то интересно, что он построил, что он купил, как он воевал, то об этом есть и другие книги, в которых об этом написано. Некоторые периоды правления, которые были отмечены с исторической точки зрения великими свершениями–расширением границ, расцветом экономики, торговли и т.д., обойдены вниманием на страницах Священного Писания именно потому, что не военная история и не состояние израильской экономики интересовало тех, кто это писал и для нас это хотел сохранить. Благодаря этому исторические книги Библии имеют большое назидательное значение. Они показывают разнообразные формы взаимоотношений человека с Богом. В них отражена не только историческая жизнь с Богом израильского народа, но и путь к Богу отдельной человеческой души.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.