Божественный кулак Масутацу Ояма — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Божественный кулак Масутацу Ояма

2022-09-11 32
Божественный кулак Масутацу Ояма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

«"Божественный кулак" Масутацу Ояма»: ООО "БУДО СПОРТ"; Москва; 2001

«БОЖЕСТВЕННЫЙ КУЛАК»

ОЯМА МАСУТАЦУ

 

Оглавление

 

1. Человек легенда

2. Будо–каратэ Оямы Масутацу

Встреча с Оямой

3. Осуществление мечты – Интервью с А. Нестеренко

Путь к «сильнейшему» каратэ

4. Истоки мастерства Ояма Масутацу

5. Вызов бросает Ояма (бои с боксерами и борцами)

6. Становление Кёкусинкай

7. Ояма Масутацу. «Смертельная коррида»

Боевое каратэ Оямы

8. Ученики Оямы вспоминают

9. Пять противников за 30 секунд!

10. Ясуда Хидэхара демонстрирует боевую технику додзё Оямы

11. Соэно Ёсидзи демонстрирует боевую технику додзё Оямы

12. Ямадзаки Тэрутомо демонстрирует боевую технику додзё Оямы

13. Рояма Хацуо демонстрирует боевую технику додзё Оямы

Испытания для сильнейших

14. Хякунин-кумитэ – испытание для сильнейших

15. Пятьдесят боёв Александра Нестеренко

 

Человек легенда

 

Ояма Масутацу (27.07.1923–24.04.1994) — человек–легенда и человек загадка. Хотя не прошло и десяти лет со дня его смерти, и в настоящее время живы его супруга, дочери, многочисленные ученики, хотя деятельность его на протяжении длительного времени проходила под вспышками фотоаппаратов, глазками кино- и видеокамер, мы знаем об Ояме не так уж много. Как признают сами последователи Кёкусинкай, «преобладают сведения внешнего характера с немалой долей преувеличений и мифологизации». Руку к этому приложил и сам Ояма, который не был чужд позерства и любви к саморекламе.

Кореец по национальности, Ояма был четвертым сыном в большой семье. Отца его звали Чой Хйонсынъ (ял. Сай Сёгэн), мать – Пу Ёнъ (Фу Ё). Где именно он появился на свет, точно неизвестно: по одним данным — в Сеуле, по другим — в Токио.

Неясен и путь Оямы в боевых искусствах. Приводят 3 разных даты его вступления в школу каратэ Сётокан: 1938, 1940 и 1942 г.! За очень короткий срок (в зависимости от начала занятий — от нескольких месяцев до трех с половиной лет) Ояма получил черный пояс. Объясняют столь быстрый прогресс, как его феноменальными способностями, так и тем, что еще в Корее он изучал какой-то стиль кэмпо и якобы даже получил по нему черный пояс. Во время второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю–дзюцу Дайто–рю у крупного мастера Ёсида Котаро, а также каратэ Годзю–рю под руководством корейца Со Нэйтю. ближайшего соратника знаменитого Ямагути Гогэна по прозвищу «Кот».

После окончания войны Ояма, переживая смутное время, поселился в храме на горе Минобэ, где усилению тренировался, благодаря чему в 1947 г., якобы, стал победителем первого послевоенного Всеяпонского чемпионата по каратэ. Правда, в настоящее время никто даже из ближайших учеников Оямы не может сообщить об этом турнире никаких подробностей. Неизвестно толком ни кто его организовал, ни насколько представительным был состав участников, ни по каким правилам проходили схватки.

В 1948 г. Ояма Масутацу на полтора года затворился на горе Киёсуми. Согласно легендам, жил он нам совершенным отшельником, не общался с людьми, питался «подножным кормом», сражался с дикими зверями. Удивительным диссонансом при этом звучат сведения о там, что Ояма периодически возвращался в цивилизованный мир: получал на почте деньги на расходы от своего спонсора Одзава Санситиро и письма от наставника Со Нэйтю, закупал провизию и т. д.

По возвращению в мир в 1949 г. Ояма с цепью популяризации каратэ и саморекламы стал организовывать демонстрационные схватки с быками. Всего он провел 52 боя с быками, причем трех из них он убил ударами кулака. Эти «корриды» широко освещали средства массовой информации, а одна из кинокомпаний даже сняла о них документальный фильм. Благодаря этому, имя Оямы стало известно всей Японии.

В 1952–53 гг. Ояма совершил турне по США. Во время него он демонстрировал каратэ, участвовал в нескольких схватках с американскими боксерами и борцами (кэтчерами). Его выступления произвели настоящий фурор и явились мощнейшим толчком для начала победного шествия каратэ по всем континентам. Впоследствии он еще несколько раз выезжал заграницу для демонстрации каратэ.

Вернувшись на родину, в 1954 г. Ояма открыл свое первое додзё, которое превратилось в настоящую Мекку бойцов со всей страны. Ученики, пришедшие к Ояме в этот период, в дальнейшем составили когорту славы Кёкусин. став блестящими мастерами каратэ: Куросаки Кэндзи. Ясуда Эйдзи, Года Юдзо, Като Сигэо, Накамура Тадаси, Ояма Сигэру, Ояма Ясухико, Асихара Хидэюки, Соэно Ёсидзи, Рояма Хацуо и др. В их тренировках и спаррингах и рождался стиль Кёкусинкай. Однако в 50–х гг. самого этого названия еще не было, и называли этот стиль просто «каратэ додзё Оямы».

К середине 50–х гг. Ояма прочно утвердился среди элиты японского каратэ. В частности, в 1956 г. «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку между Оямой и главой японской школы Годзю–рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Ояме сертификат на обладание 7–м даном Годзю–рю и званием кёси.

В 1963 г. Ояма построил штаб–квартиру (хомбу) своей школы каратэ, которая в 1964 г. получила официальное название Кёкусин кайкан — «Дворец общества абсолютной истины».

В 1966 г. небольшая команда учеников Оямы в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры Акио приняла вызов, брошенный представителями таиландского бокса, и в матче с сильнейшими представителями муай–тай в Бангкоке одержала победу со счетом 2:1, поддержав репутацию каратэ.

С 1969 г., когда прошел первый Открытый всеяпонский турнир по каратэ-до, началось спортивное развитие стиля Кёкусин. В дальнейшем подобные чемпионаты проходили ежегодно. В 1975 г. прошел Первый открытый чемпионат мира по каратэ-до. Об этом турнире и подготовке к нему участников был снят документальный фильм «Сильнейшее каратэ на планете», который стал настоящим хитом. Одновременно на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Боевое каратэ Кулак абсолютной истины» (в отечественном прокате — «Поединок», «Обреченный на одиночество»), основанный на мифологизированной и героизированной биографии Оямы в изложении популярнейшей в Японии серии комиксов «Жизнь фаната каратэ», начавшей выходить в 1971 г. Блестящая игра актера Тиба Синъити, выступившего в роли Оямы, и его главного врага «Намбу», которого сыграл Исибаси Масаси, ближайший помощник Оямы в период становления Кёкусин (в настоящее время обладатель 8–го дана Годзю–рю и 7–го Кёкусинкай), появление в заставках самого Оямы и его учеников способствовали огромному успеху фильма у зрителей.

Благодаря незаурядной личности Оямы Масутацу, его фантастическому мастерству, усилиям его ближайших сподвижников, внесших колоссальный вклад в поддержание имиджа каратэ как сильнейшего боевого искусства и широкомасштабной рекламе, Кёкусинкай получил широчайшее распространение в мире. В настоящее время этим стилем занимается порядка 15 миллионов человек в 140 странах мира!

 

Будо–каратэ Оямы Масутацу

 

Воинская традиция Японии представлена обширным семейством искусств будо, которые объединяет универсальная философская идея «воинского пути».

«Воинский путь» — это жизнь на грани жизни и смерти, проникнутая пониманием того, что есть время жить и время умирать. Жить со смыслом и умирать с честью и достоинством. «Воинский путь» — это самоотверженный труд ради овладения воинским ремеслом, возвышения его до уровня искусства, ради духовного самопознания и постижения универсальных законов бытия.

Воинское ремесло рождено практическими потребностями ведения борьбы за существование. Воинское мастерство связано с «искусством убивать» и «искусством выживать». Воинская философия связывает понятие мастерства с духовным «искусством жить» и инициатическим «искусством умирать». Недаром мастера будо традиционно почитаются как «мастера жизни». Их понимание философского смысла самопожертвования порой знаменует высокий уровень воинского посвящения.

Еще античные мудрецы осознавали двойственность орудия убийства в руках человека. Они знали, что лук, как орудие охотничьего промысла, выступает одновременно носителем и жизни, и смерти. Лук несет жертве смерть, хотя его цель — добычей поддерживать человеческую жизнь. Философствовавшие мастера будо видели ту же двойственность воинской профессии. Рассуждая о зле и добре, они различали «меч, несущий смерть» и «меч, дарующий жизнь».

Посвященные войны знали также, что «по ту сторону добра и зла» (как говаривал Ф. Ницше) существует еще «духовный меч» или дзэнский, «меч справедливости». Этот «меч» был одним из символов дзэнского «пустого» сознания, которое созерцало истину и служило божественному правосудию. В среде воинской элиты стремление обладать таким просветленным сознанием вносило инициатический смысл в ратный труд и героические подвиги.

Одним из мастеров–подвижников и последователей философии будо был — Ояма Масутацу — основатель всемирно известной школы каратэ Кёкусинкай. Ояма видел высшую цель будо–каратэ в поиске «абсолютной истины» на пути воинского искусства, что превращало практику Кёкусинкай в своего рода религиозный ритуал, духовную йогу, путь самопознания. Ояма решительно отстаивал духовные ценности будо–каратэ, противопоставляя их преобладающей корыстной мотивации западного (особенно профессионального) спорта. Коммерческие приоритеты спорта были несовместимы с самурайской идеологией бусидо — «пути воина», который избрал Ояма. Утверждая духовные ценности будо и бусидо, Ояма бросал «вызов пределам» человеческих возможностей, увлекая личным примером. Его опыт и знания нашли выражение в традиционной по своей сути философии Кёкусин будо–каратэ.

Пропагандируя свое каратэ, Ояма стремился популяризовать идеалы будо. В данном отношении можно считать программным нашумевший в свое время художественный фильм «Поединок» («Обреченный на одиночество»). Он представлял собой сильно мифологизированную биографию мастера. С мифической победы Оямы на первом послевоенном Всеяпонском чемпионате, по бесконтактному каратэ в этом фильме начинается его борьба за возвращение каратэ в лоно традиции будо, ставшая смыслом жизни выдающегося мастера.

В поисках «сильнейшего каратэ» Ояма открыл для себя мир будо в длительном горном отшельничестве, в опасных поединках с профессиональными боксерами и борцами, в схватках с быками. В его додзё широко использовалась запрещенная в спортивных единоборствах техника, что привлекало сторонников реальной «драки» из числа не только новичков, но и мастеров традиционного каратэ.

В целях популяризации своего стиля Ояма был вынужден учредить состязания, ограниченные правилами. Однако поединки в Кёкусинкай были максимально приближены к реальности. Бои велись в полный контакт без защитного снаряжения до нокдауна или нокаута. Чемпионаты мира проводились без весовых категорий, что разительно отличалось от практики спортивных единоборств.

Для Оямы турниры по будо–каратэ в их глубинном содержании были своего рода тестами на выживание и особым видом духовной воинской практики. Мастер понимал опасный поединок как воинский ритуал на грани жизни и смерти. Экстремальные условия боя с полным контактом предъявляли особые требования к подготовке участников состязаний. Но они же способствовали раскрытию резервных возможностей бойцов — физических, технических и духовных. Это были в некотором смысле инициатические испытания на воинском пути.

Знаменательно, что идеальной моделью для Оямы в проведении состязаний по будо–каратэ служили древние Олимпийские игры. Последние же были не спортом, а ритуальной формой героического богослужения и богоуподобления. Герои–олимпионики в Древней Греции приравнивались к полубогам и удостаивались божественных почестей. К сожалению, глубина философских воззрений Оямы на природу будо–каратэ и постижение им универсальных принципов духовной воинской практики остались за пределами массового сознания, ориентированного на современный спорт.

Приверженность Оямы к традиционным воинским идеалам отчасти объясняет и его равнодушие к так называемому «олимпийскому» движению, и его политические «ошибки», из-за которых в свое время был упущен реальный шанс превращения Кёкусинкай в олимпийский вид спорта. Политический просчет Оямы имел коммерческую подоплеку и, по всей вероятности, произошел по вине его советников. Но, как бы то ни было, мастер вполне сознавал опасность для будо–каратэ коммерциализации олимпийского спорта, которая ныне привела его к вполне очевидной духовно–нравственной деградации.

Преобладающему в западном спорте «духу самоутверждения» Ояма противопоставлял характерный для будо–каратэ «дух самоотрицания». Как религиозный философ, Ояма мечтал о мировом движении Кёкусинкай, которое видел «союзом искателей абсолютной истины». Он ратовал за стяжание подлинного воинского духа («духа Кёкусинкай»), который объединял бы людей вне зависимости от цвета их кожи, национальной принадлежности, вероисповедания и политических убеждений.

Во многом наивно, Ояма мечтал о братстве приверженцев будо–каратэ — тех, кто, исповедуя философию Кёкусинкай, мог бы наслаждаться тренировками в додзё, боями на татами, «школьным» общением с единомышленниками. И, как ни странно, кое-что из планов Оямы воплотилось в жизнь. Воплотилось вопреки обстоятельствам, благодаря крайней абмициозности мастера, его максимализму в отношении к себе и ученикам, благодаря вдохновляющему личному примеру.

«Сильнейшее каратэ» совершило победный «марш по земному шару» и завоевало мировое признание. Сложилась общность фанатичных приверженцев Оямы и его школы, готовых к конкурентной и идейной борьбе с теми традиционными школами, которые, по мнению наставника, изменяли принципам будо и утрачивали воинский дух.

Каратэ Оямы отличалось агрессивно–силовой манерой ведения боя и, соответственно, повышенными требованиями к атлетической подготовке, закалке тела, воли и духа бойцов, к умению терпеть боль и с предельной самоотдачей выдерживать сумасшедшие кондиционные нагрузки. По примеру наставника бойцы Кёкусинкай были готовы бросать «вызов пределам» в повседневных тренировках, в практике тамэсивари и в контактных поединках.

Отдельные «камикадзэ» сумели выдержать тест на выживание в 100 боях с постоянно меняющимися противниками. Согласно легенде (не имеющей, впрочем, документального подтверждения), сам Ояма в течение трех дней провел 300 таких боев. Удивительно, но мифологизация биографии основателя «сильнейшего каратэ» и истории школы существенно укрепляла «дух Кёкусинкай» и «братскую» солидарность тех, кто дорожил приобщенностью к его школе.

Правда, подобная мифологизация, подогреваемая еще при жизни Оямы активной пропагандой из токийского хомбу, имела и негативные последствия. Для массы приверженцев «сильнейшего каратэ» Ояма стал кумиром. Титул «божественный кулак» фактически удостоверял его непобедимость и «сверхчеловеческие» возможности. После кончины легендарного мастера и раскола мирового движения Кёкусинкай имя Оямы и его подвиги стали расхожей политической монетой и поводом для своекорыстных спекуляций тех, кто претендовал на знание «истинного» каратэ Кёкусин. Но это уже не имело ничего общего с традицией и философией будо–каратэ.

Существенно, что внешний радикализм реформы современного каратэ, выражавший бунтарский дух и максимализм Оямы, никоим образом не поколебал основ традиционной воинской подготовки и воспитания мастеров Кёкусинкай. Ведь главной целью было именно возрождение будо как полнокровной и полноценной традиции. Ояма вернул каратэ экстремальный режим тренировок и тестирования обретенной силы. Однако он стремился не к внешней «силе», а к той внутренней силе, которая именуется «мудростью». Ояма находил ее и в дзэнской философии, и в восточных практиках «воинской йоги». Ояма вновь обратил каратэ к реальности контактных боев и опасных поединков. Но не изменил при этом традиционным фундаментальным методам обучения.

 

Встреча с Оямой

 

Алексей Горбылев

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.