Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательеых организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательеых организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

2022-09-11 71
Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательеых организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект урока истории  

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс  

Тема: «Кризис общества «благосостояния»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать представление о причинах и характере кризиса в обществе «благоденствия», о развитии в обществе оппозиционных настроений.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательеых организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет ресурсы:

1.Конспект урока "Кризис "общества всеобщего благосостояния"" https://videouroki.net/video/17-krizis-obshchestva-vseobshchego-blagosostoyaniya.html Дата обращения29.04.2020.

Презентация к уроку по теме:  «Кризис общества «благосостояния»

Ход урока.

  1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

 

Цель нашего урока: определить причины и характер кризиса в обществе «благоденствия»,  рассмотреть, как развивались  в обществе оппозиционные настроения.

 

.

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Политика создания «государства всеобщего благоденствия» привела к благоприятным переменам. Уровень жизни в западных странах значительно возрос. Две трети их населения уже относились к среднему классу. Это были не только предприниматели, менеджеры, специалисты, но и квалифицированные рабочие. Но любое благо имеет свою цену.

Социальные программы финансировались из бюджета. Для его пополнения увеличивались налоги: и с доходов граждан, и с прибылей предприятий. Рост налогового бремени сокращал возможности компаний вкладывать деньги в расширение производства, модернизацию оборудования, внедрение новых технологий.

Значительно возросли расходы и на содержание госаппарата. Если государство усиливало своё вмешательство в социально-экономические отношения, значит, создавались новые органы управления – министерства, комитеты, комиссии, росла армия чиновников.

К тому же оказалось, что накормить голодных, дать крышу над головой бездомным, обеспечить стабильность – ещё не значит сделать всех счастливыми. Для молодых людей, выросших в эпоху благополучия, оно (материальное благополучие) было вещью само собой разумеющейся. Они стремились к большей свободе, отказу от условностей, обязательных норм, которые навязывало им общество и государство.

В тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году по странам Европы и Америки прокатилась волна молодёжных бунтов. Эти события даже называют «революцией шестьдесят восьмого года». Но революция предполагает наличие конкретных целей, более или менее чётких планов переустройства общества. Были ли они у молодых бунтарей? Познакомимся более подробно с событиями, которые происходили в это время во Франции, США и Италии.

Майские события 1968 года во Франции часто называют «Красным маем». Это связано не только с широким распространением идеологии классического социализма, который тоже казался молодёжи устаревшим и скучным.

Пример СССР и стран Восточной Европы, где было создано жёстко регламентированное общество, не особенно вдохновлял. Более популярны были идеи анархизма, отрицавшего любое государство как инструмент насилия над личностью. Привлекали внимание троцкизм и маоизм с их идеей перманентной (непрерывной) революции. Вот некоторые из популярных лозунгов тех дней.

· Освобождение человечества будет всеобщим, либо его не будет.

· Запрещать запрещено.

· Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки.

Таким настроениям совсем не соответствовал авторитарный стиль руководства Шарля де Голля. С 1958 года он был президентом Франции. Конституция Пятой республики давала ему серьёзные полномочия: президенту подчинялась исполнительная власть.

Политика де Голля возвратила Франции статус великой державы – она стала государством с собственным ядерным оружием и космической программой. В течение десяти лет в стране происходил беспрецедентный экономический рост. Уровень жизни французов был одним из самых высоких в мире.

Но в то же время государство обладало монополией на телевидение и радио, свободными были лишь печатные СМИ. Отсутствовала автономия университетов, там действовали жёсткие внутренние уставы.

Послевоенный бум рождаемости к середине шестидесятых годов значительно увеличил число желающих поступить в вузы. Расходы государства на образование росли, но более медленными темпами. Аудитории университетов были переполнены, общежитий не хватало. Правительство решило ужесточить правила приёма в университеты. Всё это вместе взятое и вызвало взрыв недовольства студентов.

С февраля по апрель 1968 года во Франции произошло 49 крупных студенческих выступлений. Протесты перерастали в открытые столкновения с полицией. Национальный студенческий союз призвал к забастовке. 1 мая 100 тысяч человек вышли на улицы Парижа.

Кроме демократизации системы образования были выдвинуты требования возврата к сорокачасовой рабочей неделе (в это время она составляла 45 часов), расширения прав профсоюзов. Звучали также требования отменить постановление правительства о сокращении программы социального обеспечения.

6 мая на улицах Парижа начали появляться баррикады.

В ночь с 10 на 11 мая происходили уже не просто отдельные столкновения, а настоящие бои между студентами и бойцами спецподразделений. 13 мая профсоюзы призвали рабочих поддержать студентов. Франция была парализована двадцатичетырёхчасовой всеобщей забастовкой. В ней приняло участие около 10 миллионов человек.

Лишь в июне властям удалось переломить ситуацию. Но они вынуждены были выполнить большую часть требований. Была начата реформа высшего образования, увеличены пособия по безработице, выросла зарплата. Последние меры подхлестнули инфляцию и съели значительную часть золотого запаса Франции. Это стало первой ласточкой грядущего экономического кризиса. Шарль де Голль держался стойко, смог сохранить свою власть и вернуть жизнь страны в нормальное русло.

Но в апреле 1969 года он подал в отставку после того, как проиграл референдум о реформе системы местного самоуправления.

Поводами для массовых выступлений молодёжи в США послужили расовая дискриминация и война во Вьетнаме. Первая общенациональная акция протеста против вьетнамской войны произошла в октябре 1967 года. Её участники отказывались от призыва в армию. Кульминацией этого события стал «поход на Пентагон».

В апреле 1968 года был убит Мартин Лютер Кинг, лидер движения за права чернокожих граждан США. По всей стране прокатилась волна массовых беспорядков. Волнения затронули, в том числе, такие крупные города, как Вашингтон, Чикаго, Балтимор.

В августе начались новые акции протеста в Чикаго. Они были приурочены к предвыборному съезду Демократической партии. Одним из главных организаторов этого выступления стало леворадикальное движение йиппи.

Йиппи призывали к переменам всех сторон жизни Соединённых Штатов. «Мы – это свободная Америка», – заявляли они в своём Манифесте. Первым пунктом их программы было прекращение войны во Вьетнаме, отмена воинской повинности и вывод всех военных баз из-за рубежа. Отметим и такие требования, как прекращение дискриминации меньшинств, легализация так называемых «лёгких» наркотиков, охрана окружающей среды, реформа системы образования, свобода СМИ и сексуальная свобода и даже отмена денег. Последний пункт программы показателен: «Каждый может вписать сюда, что хочет».

И здесь, как и во Франции, чётко прослеживалась одна вещь. У молодёжи были какие-то конкретные требования, но в целом движение 1968 года – «бунт ради бунта», недовольство сложившейся моделью общества в целом. Неслучайно именно в это время начали развиваться крупнейшие протестные субкультуры молодёжи, не имевшие прямого отношения к политике: хиппи, панки, рокеры.

Наивысший подъём забастовочной борьбы в Италии приходится на 1969 год – «Жаркая осень шестьдесят девятого года». Так, в ноябре в стачках приняло участие 20 миллионов человек: рабочих, студентов, фермеров. Речь шла не только о повышении зарплат (хотя удалось добиться её рекордной прибавки). Участники движения были готовы к захвату политической власти, но для этого недоставало организованности.

События, о которых мы говорили, свидетельствовали, скорее о политическом и духовном кризисе западного мира. Они происходили в относительно благополучной с материальной, финансовой точки зрения, ситуации. Но не за горами было и серьёзное экономическое потрясение. Начало ему положил энергетический (или нефтяной) кризис 1973 года.

После Второй мировой войны быстро росла зависимость развитых государств от ввоза нефти из стран «третьего мира». Все цифры, которые сейчас будут приводиться, не включают данные по социалистическим странам. Итак, в 1973 году 66 % мирового экспорта нефти приходилось на Ближний и Средний Восток. Чуть меньше 18 % – на Африку. 8 % – на Центральную и Южную Америку и 4,5 % – на Юго-Восточную Азию.

Почти половину продаваемой нефти покупали западноевропейские государства. До начала нефтедобычи на шельфе (со дна моря) собственных запасов этого важнейшего энергоресурса у них практически не было. Много нефти покупала Япония, которую природа также обделила полезными ископаемыми. Но более 10 % шло и в США, которые в общем-то могли обходиться и без импорта. Почему же не обходились?

Дело в том, что покупка нефти по сложившимся мировым ценам была гораздо выгоднее с финансовой точки зрения. В 1960-е – начале 1970-х годов цена за баррель нефти колебалась в районе трёх с половиной – четырёх долларов.

Название меры объёма для сыпучих и жидких продуктов «баррель» происходит от английского слова «бочка». Бочки бывают разные. Нефтяной баррель – это приблизительно 159 литров.

На сентябрь 2017 года цена барреля нефти на мировом рынке превышала 50 долларов США. А исторический максимум приходится на начало июля 2008 года – 143 доллара 95 центов за баррель.

Большую часть выгод от продажи нефти получал Международный нефтяной картель. В начале 1970-х он контролировал половину её добычи и 85–90 % продаж. Мощи картеля вполне хватало, чтобы поддерживать низкие закупочные цены. Но нефтедобывающие страны такое положение не устраивало.

В 1960 году была создана Организация стран-экспортёров нефти – ОПЕК.

ОПЕК стала вести активную борьбу в защиту национальных интересов своих членов. В 1971 году был подготовлен договор о том, что в течение 5 лет цены на нефть будут ежегодно расти на 4,5 %.

Но в октябре 1973 года ситуация кардинально изменилась. Началась очередная арабо-израильская война (Октябрьская война или война Судного дня). Страны Запада, прежде всего США, поддержали Израиль. И ответ арабских стран не заставил себя долго ждать. Шесть нефтедобывающих стран Персидского залива заявили о повышении цен на нефть на 70 %.

А затем было введено эмбарго на поставки нефти в США, Великобританию, Канаду, Нидерланды, Японию. В декабре 1973 года цена барреля нефти превысила 9 долларов, а в январе – феврале 1974 года достигла 23 %.

Это был сокрушительный удар по экономике западных стран. Относительно дешёвая энергия позволяла обеспечивать прирост производства в значительной степени за счёт экстенсивных факторов. (Вспомните, чем отличаются экстенсивный и интенсивный типы экономического роста). Теперь же пришлось задуматься об экономии. Во многих странах ограничивалась скорость движения на автомобилях, вводились лимиты на продажу бензина, сокращалось уличное освещение.

В Италии, например, все бары и рестораны должны были закрываться до одиннадцати часов вечера. В Англии отменялись трансатлантические авиационные рейсы. А США перешли на круглогодичное «летнее время».

Но безусловно в наибольшей степени пострадало производство. Сократился выпуск продукции в автомобильной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности. Экономический кризис 1974–1975 годов – первое серьёзное потрясение, не связанное с войной, после Великой депрессии. Промышленное производство в капиталистических странах сократилось на 15 %, в 2–3 раза вырос уровень безработицы. Более всего пострадали Япония и ФРГ: спад в промышленности составил там 20 % и 22 % соответственно.

Особенностью этого кризиса была стагфляция – сочетание стагнации (застоя в производстве) и инфляции (роста цен). Раньше для рыночной экономики это было нехарактерно. Если спрос на продукцию ниже предложения, то и цены падают. Инфляция была обусловлена внешними причинами – ростом цен на нефть.

Ситуация, разумеется, была небезвыходной. Выход был найден – технологический переворот, широкое внедрение ресурсосберегающих технологий. Но экономическая политика, основанная на идеях Джона Кейнса (об активной регулирующей роли государства) затрещала по швам. Подтвердилась старая истина: когда государства в экономике слишком много, она становится менее поворотливой – слишком медленно реагирует на меняющуюся ситуацию.

Экономические потрясения середины 1970-х годов стали главной причиной неоконсервативных революций в странах Запада.

3.Домашнее задание.

1. Составить конспект урока, используя лекционный материал и презентацию. Параграф 40, стр 297-301     https://vklasse.vip/11-klass/uchebniki/vseobschaya-istoriya/nv-zagladinИстория. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.

2.Выполните контрольное задание.

Контрольное задание

Тест по теме: «Кризис общества «благосостояния»

1.Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) была создана...

1)в 1973 г.

2)в1968 г.

3)в 1957 г.

4)в 1960 г.

Верны ли утверждения?

1)Массовое движение протеста во Франции в 1968 г. вынудило правительство страны выполнить значительную часть требований его участников.

2)Синим цветом на карте обозначены страны-члены ОПЕК.

3)Молодёжные протестные движения 1968 г. часто называют «бунтом ради бунта», поскольку его участники не выдвигали каких-либо конкретных требований.

4)Экономический кризис середины 1970-х гг. стал причиной неоконсервативных революций в западных странах.

5)Резкое повышение цен на нефть в 1973 г. было вызвано исключительно экономическими факторами.

Шкала ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

 

!!!! Ребята, конспект урока и тестовое задание   отправляете мне на почту [email protected] или выкладываете в ВК

 

 

Конспект урока истории  

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс  

Тема: «Кризис общества «благосостояния»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать представление о причинах и характере кризиса в обществе «благоденствия», о развитии в обществе оппозиционных настроений.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательеых организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет ресурсы:

1.Конспект урока "Кризис "общества всеобщего благосостояния"" https://videouroki.net/video/17-krizis-obshchestva-vseobshchego-blagosostoyaniya.html Дата обращения29.04.2020.

Презентация к уроку по теме:  «Кризис общества «благосостояния»

Ход урока.

  1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

 

Цель нашего урока: определить причины и характер кризиса в обществе «благоденствия»,  рассмотреть, как развивались  в обществе оппозиционные настроения.

 

.

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Политика создания «государства всеобщего благоденствия» привела к благоприятным переменам. Уровень жизни в западных странах значительно возрос. Две трети их населения уже относились к среднему классу. Это были не только предприниматели, менеджеры, специалисты, но и квалифицированные рабочие. Но любое благо имеет свою цену.

Социальные программы финансировались из бюджета. Для его пополнения увеличивались налоги: и с доходов граждан, и с прибылей предприятий. Рост налогового бремени сокращал возможности компаний вкладывать деньги в расширение производства, модернизацию оборудования, внедрение новых технологий.

Значительно возросли расходы и на содержание госаппарата. Если государство усиливало своё вмешательство в социально-экономические отношения, значит, создавались новые органы управления – министерства, комитеты, комиссии, росла армия чиновников.

К тому же оказалось, что накормить голодных, дать крышу над головой бездомным, обеспечить стабильность – ещё не значит сделать всех счастливыми. Для молодых людей, выросших в эпоху благополучия, оно (материальное благополучие) было вещью само собой разумеющейся. Они стремились к большей свободе, отказу от условностей, обязательных норм, которые навязывало им общество и государство.

В тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году по странам Европы и Америки прокатилась волна молодёжных бунтов. Эти события даже называют «революцией шестьдесят восьмого года». Но революция предполагает наличие конкретных целей, более или менее чётких планов переустройства общества. Были ли они у молодых бунтарей? Познакомимся более подробно с событиями, которые происходили в это время во Франции, США и Италии.

Майские события 1968 года во Франции часто называют «Красным маем». Это связано не только с широким распространением идеологии классического социализма, который тоже казался молодёжи устаревшим и скучным.

Пример СССР и стран Восточной Европы, где было создано жёстко регламентированное общество, не особенно вдохновлял. Более популярны были идеи анархизма, отрицавшего любое государство как инструмент насилия над личностью. Привлекали внимание троцкизм и маоизм с их идеей перманентной (непрерывной) революции. Вот некоторые из популярных лозунгов тех дней.

· Освобождение человечества будет всеобщим, либо его не будет.

· Запрещать запрещено.

· Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки.

Таким настроениям совсем не соответствовал авторитарный стиль руководства Шарля де Голля. С 1958 года он был президентом Франции. Конституция Пятой республики давала ему серьёзные полномочия: президенту подчинялась исполнительная власть.

Политика де Голля возвратила Франции статус великой державы – она стала государством с собственным ядерным оружием и космической программой. В течение десяти лет в стране происходил беспрецедентный экономический рост. Уровень жизни французов был одним из самых высоких в мире.

Но в то же время государство обладало монополией на телевидение и радио, свободными были лишь печатные СМИ. Отсутствовала автономия университетов, там действовали жёсткие внутренние уставы.

Послевоенный бум рождаемости к середине шестидесятых годов значительно увеличил число желающих поступить в вузы. Расходы государства на образование росли, но более медленными темпами. Аудитории университетов были переполнены, общежитий не хватало. Правительство решило ужесточить правила приёма в университеты. Всё это вместе взятое и вызвало взрыв недовольства студентов.

С февраля по апрель 1968 года во Франции произошло 49 крупных студенческих выступлений. Протесты перерастали в открытые столкновения с полицией. Национальный студенческий союз призвал к забастовке. 1 мая 100 тысяч человек вышли на улицы Парижа.

Кроме демократизации системы образования были выдвинуты требования возврата к сорокачасовой рабочей неделе (в это время она составляла 45 часов), расширения прав профсоюзов. Звучали также требования отменить постановление правительства о сокращении программы социального обеспечения.

6 мая на улицах Парижа начали появляться баррикады.

В ночь с 10 на 11 мая происходили уже не просто отдельные столкновения, а настоящие бои между студентами и бойцами спецподразделений. 13 мая профсоюзы призвали рабочих поддержать студентов. Франция была парализована двадцатичетырёхчасовой всеобщей забастовкой. В ней приняло участие около 10 миллионов человек.

Лишь в июне властям удалось переломить ситуацию. Но они вынуждены были выполнить большую часть требований. Была начата реформа высшего образования, увеличены пособия по безработице, выросла зарплата. Последние меры подхлестнули инфляцию и съели значительную часть золотого запаса Франции. Это стало первой ласточкой грядущего экономического кризиса. Шарль де Голль держался стойко, смог сохранить свою власть и вернуть жизнь страны в нормальное русло.

Но в апреле 1969 года он подал в отставку после того, как проиграл референдум о реформе системы местного самоуправления.

Поводами для массовых выступлений молодёжи в США послужили расовая дискриминация и война во Вьетнаме. Первая общенациональная акция протеста против вьетнамской войны произошла в октябре 1967 года. Её участники отказывались от призыва в армию. Кульминацией этого события стал «поход на Пентагон».

В апреле 1968 года был убит Мартин Лютер Кинг, лидер движения за права чернокожих граждан США. По всей стране прокатилась волна массовых беспорядков. Волнения затронули, в том числе, такие крупные города, как Вашингтон, Чикаго, Балтимор.

В августе начались новые акции протеста в Чикаго. Они были приурочены к предвыборному съезду Демократической партии. Одним из главных организаторов этого выступления стало леворадикальное движение йиппи.

Йиппи призывали к переменам всех сторон жизни Соединённых Штатов. «Мы – это свободная Америка», – заявляли они в своём Манифесте. Первым пунктом их программы было прекращение войны во Вьетнаме, отмена воинской повинности и вывод всех военных баз из-за рубежа. Отметим и такие требования, как прекращение дискриминации меньшинств, легализация так называемых «лёгких» наркотиков, охрана окружающей среды, реформа системы образования, свобода СМИ и сексуальная свобода и даже отмена денег. Последний пункт программы показателен: «Каждый может вписать сюда, что хочет».

И здесь, как и во Франции, чётко прослеживалась одна вещь. У молодёжи были какие-то конкретные требования, но в целом движение 1968 года – «бунт ради бунта», недовольство сложившейся моделью общества в целом. Неслучайно именно в это время начали развиваться крупнейшие протестные субкультуры молодёжи, не имевшие прямого отношения к политике: хиппи, панки, рокеры.

Наивысший подъём забастовочной борьбы в Италии приходится на 1969 год – «Жаркая осень шестьдесят девятого года». Так, в ноябре в стачках приняло участие 20 миллионов человек: рабочих, студентов, фермеров. Речь шла не только о повышении зарплат (хотя удалось добиться её рекордной прибавки). Участники движения были готовы к захвату политической власти, но для этого недоставало организованности.

События, о которых мы говорили, свидетельствовали, скорее о политическом и духовном кризисе западного мира. Они происходили в относительно благополучной с материальной, финансовой точки зрения, ситуации. Но не за горами было и серьёзное экономическое потрясение. Начало ему положил энергетический (или нефтяной) кризис 1973 года.

После Второй мировой войны быстро росла зависимость развитых государств от ввоза нефти из стран «третьего мира». Все цифры, которые сейчас будут приводиться, не включают данные по социалистическим странам. Итак, в 1973 году 66 % мирового экспорта нефти приходилось на Ближний и Средний Восток. Чуть меньше 18 % – на Африку. 8 % – на Центральную и Южную Америку и 4,5 % – на Юго-Восточную Азию.

Почти половину продаваемой нефти покупали западноевропейские государства. До начала нефтедобычи на шельфе (со дна моря) собственных запасов этого важнейшего энергоресурса у них практически не было. Много нефти покупала Япония, которую природа также обделила полезными ископаемыми. Но более 10 % шло и в США, которые в общем-то могли обходиться и без импорта. Почему же не обходились?

Дело в том, что покупка нефти по сложившимся мировым ценам была гораздо выгоднее с финансовой точки зрения. В 1960-е – начале 1970-х годов цена за баррель нефти колебалась в районе трёх с половиной – четырёх долларов.

Название меры объёма для сыпучих и жидких продуктов «баррель» происходит от английского слова «бочка». Бочки бывают разные. Нефтяной баррель – это приблизительно 159 литров.

На сентябрь 2017 года цена барреля нефти на мировом рынке превышала 50 долларов США. А исторический максимум приходится на начало июля 2008 года – 143 доллара 95 центов за баррель.

Большую часть выгод от продажи нефти получал Международный нефтяной картель. В начале 1970-х он контролировал половину её добычи и 85–90 % продаж. Мощи картеля вполне хватало, чтобы поддерживать низкие закупочные цены. Но нефтедобывающие страны такое положение не устраивало.

В 1960 году была создана Организация стран-экспортёров нефти – ОПЕК.

ОПЕК стала вести активную борьбу в защиту национальных интересов своих членов. В 1971 году был подготовлен договор о том, что в течение 5 лет цены на нефть будут ежегодно расти на 4,5 %.

Но в октябре 1973 года ситуация кардинально изменилась. Началась очередная арабо-израильская война (Октябрьская война или война Судного дня). Страны Запада, прежде всего США, поддержали Израиль. И ответ арабских стран не заставил себя долго ждать. Шесть нефтедобывающих стран Персидского залива заявили о повышении цен на нефть на 70 %.

А затем было введено эмбарго на поставки нефти в США, Великобританию, Канаду, Нидерланды, Японию. В декабре 1973 года цена барреля нефти превысила 9 долларов, а в январе – феврале 1974 года достигла 23 %.

Это был сокрушительный удар по экономике западных стран. Относительно дешёвая энергия позволяла обеспечивать прирост производства в значительной степени за счёт экстенсивных факторов. (Вспомните, чем отличаются экстенсивный и интенсивный типы экономического роста). Теперь же пришлось задуматься об экономии. Во многих странах ограничивалась скорость движения на автомобилях, вводились лимиты на продажу бензина, сокращалось уличное освещение.

В Италии, например, все бары и рестораны должны были закрываться до одиннадцати часов вечера. В Англии отменялись трансатлантические авиационные рейсы. А США перешли на круглогодичное «летнее время».

Но безусловно в наибольшей степени пострадало производство. Сократился выпуск продукции в автомобильной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности. Экономический кризис 1974–1975 годов – первое серьёзное потрясение, не связанное с войной, после Великой депрессии. Промышленное производство в капиталистических странах сократилось на 15 %, в 2–3 раза вырос уровень безработицы. Более всего пострадали Япония и ФРГ: спад в промышленности составил там 20 % и 22 % соответственно.

Особенностью этого кризиса была стагфляция – сочетание стагнации (застоя в производстве) и инфляции (роста цен). Раньше для рыночной экономики это было нехарактерно. Если спрос на продукцию ниже предложения, то и цены падают. Инфляция была обусловлена внешними причинами – ростом цен на нефть.

Ситуация, разумеется, была небезвыходной. Выход был найден – технологический переворот, широкое внедрение ресурсосберегающих технологий. Но экономическая политика, основанная на идеях Джона Кейнса (об активной регулирующей роли государства) затрещала по швам. Подтвердилась старая истина: когда государства в экономике слишком много, она становится менее поворотливой – слишком медленно реагирует на меняющуюся ситуацию.

Экономические потрясения середины 1970-х годов стали главной причиной неоконсервативных революций в странах Запада.

3.Домашнее задание.

1. Составить конспект урока, используя лекционный материал и презентацию. Параграф 40, стр 297-301     https://vklasse.vip/11-klass/uchebniki/vseobschaya-istoriya/nv-zagladinИстория. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.

2.Выполните контрольное задание.

Контрольное задание

Тест по теме: «Кризис общества «благосостояния»

1.Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) была создана...

1)в 1973 г.

2)в1968 г.

3)в 1957 г.

4)в 1960 г.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.