СРС № 12. Тема: Выполнить упражнения по теме «Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных». — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

СРС № 12. Тема: Выполнить упражнения по теме «Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных».

2022-10-11 55
СРС № 12. Тема: Выполнить упражнения по теме «Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СРС№ 11. Тема: Подготовка сообщения на тему «Основные выразительные средства морфологии».

Порядок выполнения работы:

1.Ознакомиться с учебным материалом:

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2.На основании, изученного материала, составить сообщение по теме.(материал возьми из лекции)

Форма контроля: устный ответ

СРС № 18. Тема: Составить высказывание по теме «Разряды имени числительного, правописание и склонение имён числительных».

Порядок выполнения работы:

1.Прочитать учебный материал:

А) Количественные числительные

1. Количественные числительные обозначают количество предметов при счёте (два стола, сто рублей) или отвлечённое число (два, сто) и отвечают на вопрос сколько?

2. Количественные числительные изменяются по падежам.

Падеж Вопросы
Именительный падеж сколько (книг)?
Родительный падеж скольких (книг)?
Дательный падеж скольким (книгам)?
Винительный падеж сколько (книг)?
Творительный падеж сколькими (книгами)?
Предложный падеж о скольких (книгах)?

Рода и числа у количественных числительных нет. Ср.: три человека, три окна, три банки.

Исключение составляют числительные один и два.

Числительное один изменяется по родам и числам, подобно прилагательному.

Одна груша, один лимон, одно яблоко, одни сливки.

Числительные два и полтора имеют две родовые формы: мужской и средний род – два, полтора;

два стола, два окна, полтора дня: женский род – две, полторы, две картины, полторы корзины.

3. Склонение числительных:

склонение числительных один, два, три, четыре напоминает склонение имён прилагательных;

числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные третьего склонения (например, как существительное степь);

числительные сорок, девяносто и сто при склонении имеют лишь две формы:

именительный падеж и винительный падеж – сорок, девяносто, сто,
остальные падежи – сорока, девяноста, ста;

при склонении сложных количественных числительных 5–80, 200–900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они в одно слово (пятьдесят – пятидесяти). При этом вторая часть числительных 200–900 имеет архаичные окончания, не совпадающие с окончаниями самостоятельного числительного сто;

Ср.: сто рублей – триста рублей; нет ста рублей – нет трёхсот□ рублей, к ста рублям – к трёмстам рублям.

в составных количественных числительных склоняются все слова и все части сложных слов.

Пятьсот сорок шесть – о пятистах сорока шести.

4. Образцы склонения числительных:

Числительное ОДИН

Падеж

Единственное число

Множественное число

М. р. Ср. р. Ж. р.
И. п. Один Одно Одна Одни
Р. п. Одного Одного Одной Одних
Д. п. Одному Одному Одной Одним
В. п. Как И. или Р. п. Как И. п. Одну Как И. или Р. п.
Т. п. Одним Одним Одной Одними
П. п. Об одном Об одном Об одной Об одних

Простые и сложные числительные

Падеж

 

И. п. Четыре Десять Восемьдесят Восемьсот
Р. п. Четырёх Десяти Восьмидесяти Восьмисот
Д. п. Четырём Десяти Восьмидесяти Восьмистам
В. п. Как И. или Р. п. Десять Восемьдесят Восемьсот
Т. п. Четырьмя Десятью Восьмьюдесятью Восьмьюстами
П. п. О четырёх О десяти О восьмидесяти О восьмистах

Обратите внимание!

1) В именительном и винительном падежах числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с ь на конце слова-пять, пятнадцать, тридцать.

Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 – с ь в середине слова.

Пятьдесят, шестьсот, девятьсот.

2) В середине числительных: пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать – ь не пишется.

3) Слово одиннадцать пишется с удвоенной согласной буквой.

5. При сочетании с существительными числительные либо управляют существительными, либо согласуются с существительными: если числительное стоит в именительном падеже (или в сходном с ним винительном падеже), то числительное управляет родительным падежом существительного (два стола, пять книг), причём при числительных два, три, четыре, а также составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное стоит в единственном числе (два окна, двадцать два окна), при всех остальных числительных – во множественном числе (пять окон, пятьдесят окон, пятьдесят пять окон);если числительное стоит в любом другом падеже, то главным словом является существительное, числительное согласуется с ним. Ср.: нет пяти окон; к пяти окнам, пятью окнами, о пяти окнах.

Обратите внимание!

1) Слова тысяча, миллион, миллиард по-разному классифицируются языковедами. Некоторые называют их числительными, другие – существительными со значением числа. В любом случае следует помнить, что данные слова по своим морфологическим и синтаксическим признакам совпадают с именами существительными. Тысяча – относится к женскому роду и склоняется как существительное 1-го склонения: нет тысячи, с тысячей. Миллион, миллиард – слова мужского рода и склоняются как существительные 2-го склонения: нет миллиона, с миллионом.

2) Слова тысяча, миллион, миллиард, как и существительные, всегда управляют формой родительного падежа зависимого существительного, независимо от собственного падежа.

Ср.: тысяча рублей, нет тысячи рублей, с тысячей рублей, о тысяче рублей.

Однако если эти слова включены в состав составных числительных, то там действуют общие правила сочетаемости числительных с существительными.

Нет тысячи пяти рублей, к тысяче пяти рублям, с тысячей пятью рублями, о тысяче пяти рублях.

Б) Собирательные числительные

1. Собирательные числительные обозначают определённое количество предметов как одно целое.

Двое, трое, пятеро. В современном русском языке собирательные числительные могут обозначать количество предметов как целое в промежутке от двух до десяти. Образуются они от количественных числительных с помощью суффиксов -оj- (два → двое, три → трое) и -ер- (четыре → четверо, пять → пятеро, шесть → шестеро, семь → семеро, восемь → восьмеро, девять → девятеро, десять → десятеро). Слово оба (обе) по-разному характеризуется в разных пособиях. Одни лингвисты относят их к местоимениям-числительным; другие исследователи – к собирательным числительным.

2. Собирательные числительные (кроме слова оба) могут сочетаться с ограниченной группой слов:

с существительными, имеющими только форму множественного числа;

Двое щипцов, двое ножниц: с существительными дети, ребята, люди; двое детей, трое ребят.

с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей.

с существительными, обозначающими детёнышей животных: двое котят.

с личными местоимениями: нас было трое.

С существительными женского рода собирательные числительные не употребляются!

3. Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во множественном числе:

Падеж Вопросы
Именительный падеж пятеро
Родительный падеж пятерых (ср.: новых)
Дательный падеж пятерым (ср.: новым)
Винительный падеж как И. или Р. п.
Творительный падеж пятерыми (ср.: новыми)
Предложный падеж о пятерых (ср.: о новых)

4. Слово оба изменяется по родам: оба – мужской и средний род (нет формы обои!), обе – женский род. Склонение этого слова напоминает склонение прилагательных во множественном числе, причем формы мужского/среднего и женского рода имеют разную основу в косвенных падежах.

Падеж М. р./Ср. р. Ж. р.
И. п. Оба берега Обе реки
Р. п. Обоих берегов Обеих рек
Д. п. Обоим берегам Обеим рекам
В. п. Как И. или Р. п. Как И. или Р. п.
Т. п. Обоими берегами Обеими реками
П. п. Об обоих берегах Об обеих реках

В) Порядковые числительные

1. Порядковые числительные обозначают порядковый номер предметов при счёте, то есть порядковые числительные, указывая на порядковый номер предмета, обозначают один предмет.

Первый день, пятнадцатый день.

2. Порядковые числительные образуются от количественных числительных, кроме таких порядковых числительных, как первый, второй. Пять → пятый, тридцать → тридцатый.

3. Порядковые числительные, как и полные прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам. Первый, первая, первое, первые.Их склонение совпадает со склонением прилагательных. Именно поэтому некоторые лингвисты включают порядковые числительные в состав имён прилагательных. Ср.: первого – нового, первому – новому.

4. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (в отличие от склонения составных количественных числительных, где изменяется каждое слово).

Тысяча девятьсот сорок пятый год – в тысяча девятьсот сорок пятом; две тысячи третий год – с две тысячи третьего года.

Г) Дробные числительные

1. Дробные числительные называют не целые числа. Две третьих, пять десятых. По значению дробные числительные примыкают к количественным числительным.

2. По составу дробные числительные, кроме слов полтора, полтораста, состоят из количественного числительного (числитель дроби) и порядкового числительного во множественном числе (знаменатель дроби). Шесть семнадцатых, три пятых. В состав дробных числительных могут входить существительные ноль и целое. Это смешанные числительные. Ноль целых пять десятых.

3. Числительное полтора изменяется по родам:

полтора – мужской и средний род; полтора дня, полтора яблока, полторы – женский род, полторы бутылки. Числительные полтора (полторы), полтораста при склонении имеют только две падежные формы: именительный и винительный падежи – полтора, полторы, полтораста;
остальные падежи – полутора, полутораста.

2.Составить, на основании вышеизложенного материала, адресное развернутое высказывание.

Форма контроля: проверка созданного адресного развернутого устного высказывания

СРС№25.Тема: Самостоятельные части речи

Выполнить тесты по теме «Самостоятельные части речи»

1.В каком ряду существительных неправильно употреблена форма множественного числа родительного падежа?

А) абрикосов, якутов, армян Б) чулок, якутов, погонов В)помидоров, копий, болгаров

Г) носков, монголов, солдат

2.В каком ряду у существительных на месте пропуска пишется буква е?

А) по алле.., на свирел.., в забыть.. Б) у рощ.., к рябин.., о сочувствии..

В) на территории., во время метел.., в планетарии.. Г) к бабушк.., в сторожк.., в уль..

3.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

А) Во второй серии фильма зрители увидят новых персонажей. Б) Нам удалось увидеть поставленного на сцене «Ревизора». В) Первая книга романа «Тихого Дона» была закончена в 1927 году. Г) на охоте ему удалось подстрелить двух уток.

4.В каком ряду все прилагательные имеют краткие формы?

А) честный, кровный, здоровый Б) трагичный, достойный, цельный В) светлый, грустный, боевой Г) долгий, бедный, новый

5.В каких вариантах ответов в ряду слов на месте пропусков пишется нн?

А) дли..ые ресницы, совреме..ая живопись, серебря..ый кувшин, полотня..ый пиджак

Б) ветря..ая мельница, обветре..ые руки, ржа..ой хлеб, голуби..ая стая

В) деревя..ая посуда, родстве..ые души, соломе..ая шляпа, заветре..ая сторона.

Г) гости..ый двор, бузи..ая палочка, пря..ый аромат, багря..ый убор

Д) имени..ый пирог, овчи..ый тулуп, подли..ый холст, стекля..ый взгляд

Форма контроля: проверка тетради

 

СРС№ 11. Тема: Подготовка сообщения на тему «Основные выразительные средства морфологии».

Порядок выполнения работы:

1.Ознакомиться с учебным материалом:

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2.На основании, изученного материала, составить сообщение по теме.(материал возьми из лекции)

Форма контроля: устный ответ

СРС № 12. Тема: Выполнить упражнения по теме «Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных».

Порядок выполнения работы:

1.Ознакомиться с учебным материалом:

Постоянные -род, лицо, склонение, а непостоянные- число, падеж

Непостоянные грамматические признаки имен существительных Категория числа Категория числа – это словоизменительная категория имени существительного, находящая свое выражение в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа. Существительные, обозначающие один предмет в ряду однородных, употребляются в форме единственного числа, а существительные, обозначающие раздельное множество этих же предметов, употребляются в форме множественного числа (при этом раздельное множество представляют предметы в количестве два и более): табуретка – табуретки; лес – леса; стая – стаи. 2 Основное средство выражения числа – окончания имен существительных: дерево – деревья, кошка – кошки. дополнительным способам относятся: 1) перемещение ударения: дом – дома, весна – вёсны; 2) чередование суффиксов (ягнёнок – ягнята), а также усечение или наращение суффиксов (боярин – бояре, стул – стульj-а); 3) чередование фонем в основе (сторож – сторожа, пчела – пчёлы). Редко пары по числу образуются супплетивным способом (ребенок – дети). Форма числа может выражаться и синтагматически: умный ученик – умные ученики, теплое кашне – теплые кашне. Категория числа не является всеобщей: ряд существительных употребляется в форме только одного числа: Пермь, откровенность, листва, картофель, сливки, деньги, Чебоксары, перила и др. Как уже было указано выше, невозможность образовать форму другого числа объясняется, прежде всего, особенностями лексического значения слова и отнесенностью его к одному из лексико-грамматических разрядов: собственных, абстрактных, вещественных или собирательных существительных.

2.Выполнить упражнения:

Упражнение № 1. Поставить существительные в форму другого числа, указать, какими средствами выражается числовое противопоставление.

Адъютант, объявление, волчонок, друг, горожанин, человек, судно, корень, лист, дочь, озеро, сосед, козленок, росток, чудо, гнездо, семя, кашне, сын, обед, народ, кол, мать, время, берег, парад, парень.

Упражнение № 2. Выделить существительные, которые употребляются только в единственном числе, объяснить причину.

Агрессор, аист, актер, белье, белизна, брат, вино, виноград, город, красота, ерунда, скот, кислород, жир, крестьянство, окно, море, счастье, Одесса.

Упражнение №3. Выделить одушевленные и неодушевленные существительные. Доказать. Указать существительные, которые вне зависимости от оттенков своего значения могут выступать то как одушевленные, то как неодушевленные, а также существительные, которые в одном значении – одушевленные, в другом – неодушевленные(индивидуально ).( не делать)

Толпа, молодежь, покойник, учительство, народ, животное, бактерия, автомат, конь, отряд, табун, дыня, овца, огород, истребитель, лошадь, стадо, летчик, пиявка, родня, знакомый, человек, родные, молодняк, листва, девушка, агроном, кукла, бомбардировщик, камень, счетчик, существо, кулачье, гнев, ворона, ворон, Венера, воевода, микроб, разведчик, туз, кенгуру, пони, дворник

Форма контроля: проверка тетради


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.