Особенности становление государственности у различных народов мира — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности становление государственности у различных народов мира

2022-10-04 58
Особенности становление государственности у различных народов мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория получила распространение в трудах Аврелия Августина, Тертуллиана, в средневековье - Фомы Аквинского, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

 

Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства возникла в 17—18 вв.; и логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Луи де Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, Н. Радищева, Т. Джефферсона и др.

По данной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

А с другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.

Теория насилия

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государство возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие (Дюринг, К. Каутский) и внешнее насилие (Л. Гумплович). По мнению представителей данной теории, государство — возникшая путем насилия организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

Однако важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном второстепенную роль, уступая первенство социально-экономическим.

Кроме того, необходимо учитывать, что для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

Особенности становление государственности у различных народов мира

Формирование первых государственных образований в различных регионах и у разных народов происходило своими путями, обусловленными географическими, культурологическими, экономическими, политическими и иными факторами. По важнейшим характерным чертам, лежащим в основе становления государственности в том или ином обществе, различают западный (европейский), восточный (азиатский), германский способы возникновения государства.

Восточный путь или способ возникновения государства изначально связан с созданием Вавилона, Египта, Китая, Индии. Эти древнейшие государства возникли еще за три тысячелетия до нашей эры в процессе постепенного перехода родового строя в общество с государственной организацией. При этом в большинстве этих государств основной особенностью их становления явилась потребность в проведении постоянных ирригационных работ (поливное земледелие), необходимых для обеспечения населения продовольствием в условиях засушливого или неровного климата. Это привело к формированию аппарата разветвленного управления огромными территориями и массами людей (ведомства публичных работ, финансовое и военное).

Западный путь становления государственных институтов, связанный с появлением частной собственности и расколом общества на антагонистически настроенные классы, наиболее наглядно проявился в истории античных стран и, в какой-то мере в становлении германских государств (варварских королевств).

Афинская республика является самым классическим примером образования государства в процессе сглаживания внутренних противоречий внутри родового строя: VII до н.э. — реформы Драконта (урегулирование личных распрей и ограничение кровной мести, создание первых писаных законов, ограничение произвола правящей элиты, защита появляющейся частной собственности); 594 г. до н.э. — реформы Солона (разрыв кровно-родовых связей путем разделения всего населения на разряды в зависимости от имущественного положения); 509 г. до н.э. — реформы Клисфена (введение территориального деления Аттики вместо родоплеменного, политические преобразования).

Римская форма возникновения государства представляет собой концепцию возникновения государства, основывающуюся на превращении родового общества в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, победа которой и установление паритетных (равных) политических отношений с патрициями, в конце концов, уничтожает родоплеменной строй, на развалинах которого возникает государство.

Становление германских государств связано с процессом, который получил название «великого переселения народов», то есть массовых этнических перемещений в Европе IV—VII вв., главным образом с периферии Римской империи на ее территорию (и в ее пределах), начало которым было положено нашествием гуннов. Главной характерной чертой являлось завоевание и подчинение обширных территорий Римской империи варварами, которые обнаружили на местах еще функционирующие остатки некогда мощного римского государственного аппарата. В силу необходимости управления землями завоевателям пришлось воспринять многие органы и принципы государственного управления, а также со временем создать свои специальные публичные управленческие и иные государственные структуры. Так военный вождь сменился королем, возникла публичная власть с налогами, аппаратом принуждения и т.д.

Говоря об особенностях возникновения государства у восточных славян, следует подчеркнуть факторы особого географического расположения между западными (европейскими) и восточными (азиатскими) землями (культурами, цивилизациями), где проживающая на огромных пространствах масса разрозненных племен в V—X вв. постоянно испытывала угрозу внешних вторжений со стороны кочевников и варягов; неблагоприятных климатических условий, не позволявших широко развернуть сельскохозяйственную деятельность, которая то и дело прерывалась очередным набегом того или иного противника. Содержание первоначально профессиональных (наемных) военных дружин для отражения иноземной агрессии привело к появлению централизованного сбора налогов и иных обязательных платежей и т.п.

5) Основные теории происхождения государства:

Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государств:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.