ПРОБЛЕМА – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, ответить на который пытается автор. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ПРОБЛЕМА – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, ответить на который пытается автор.

2022-02-10 23
ПРОБЛЕМА – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, ответить на который пытается автор. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Критерий 1 (проблема) – 1 балл.

Это самый важный балл, его необходимо получить, чтобы зачли последующие три критерия, оценивающие содержание сочинения. То есть критерий 2 (комментарий) – 6 б.; критерий 3 (позиция автора) – 1 б.; критерий 4 (отношение к позиции автора) – 1 б.

АЛГОРИТМвыявления проблемы:

1. Проанализировать поступки, отношения, речь героев (если перед вами художественный текст).

2. Определить, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих взаимоотношениях.

3. Определить, какие абстрактные существительные называют эти качества (например, долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм).

4. Сформулировать проблему, используя ключевые слова, которые, возможно, будут встречаться в тексте несколько раз или в виде лексического повтора, или в виде однокоренных слов.

Например: В предложенном тексте автор поднимает острую проблему равнодушия к человеческой беде.

В центре внимания автора проблема духовного самосовершенствования человека (воспитания, образования, патриотизма, героизма, интеллигентности, смысла жизни, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека).

ПОМНИТЕ! Проблему можно сформулировать не только в виде словосочетания «проблема чего-то», но и в виде проблемных вопросов, ответом на которые и будет позиция автора (см.  информацию в 3 абзаце). Тогда работу над сочинением следует начать с выявления позиции автора = основной мысли = идеи предложенного отрывка. Подумайте, ЧЕМУ учит этот текст? Как НАДО или НЕ НАДО поступать, что хорошо и что плохо?

АЛГОРИТМ выявления проблемных вопросов:

1. Выявить основную мысль текста (= позицию автора) и записать ее в виде законченного предложения (это ваша «путеводная звезда»!)

2. Если ПОЗИЦИЯ – это ОТВЕТ, то можно подобрать ВОПРОС к уже готовому ответу. Это и будет формулировкой проблемы, то есть проблемным вопросом (вопросом к ответу: ДВАЖДЫ ДВА – ЧЕТЫРЕ будет СКОЛЬКО БУДЕТ ДВАЖДЫ ДВА?). Лучше, если таких вопросов будет два: один уточняет другой.

П римечание: вопрос следует составлять таким образом, чтобы на него нельзя было дать однозначный ответ ДА или НЕТ. Пользуйтесь вопросительными словами ПОЧЕМУ, КАК, ЗАЧЕМ, КОГДА и т.д.

Например: Мы выявили следующую позицию автора: Современной молодежи необходимо больше читать! Тогда проблемными вопросами будут: Что нам дает чтение? Почему современной молодежи стоит читать больше?

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ:

Автор размышляет над проблемой…

В центре внимания автора проблема…

В тексте (фамилия автора в Р.п.) поднимается проблема…

Предложенный для анализа текст (фамилия автора в Р.п.) посвящен проблеме…

(Фамилия автора в И.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Что такое долг (честь, благородство…)? Как (зачем, почему…)…?Именно такие проблемные вопросы привлекли внимание автора.

1 абзац можно начать со вступления (одно предложение о теме сочинения; общей проблематике текста; может быть, впечатление о прочитанном тексте или обращение к биографии автора текста). А можно начать сразу с формулировки проблемы или проблемных вопросов. Здесь же краткая (только необходимая, имеющая отношение к содержанию текста) информация об авторетекста (из подстрочника).

Указать ТИП проблемы:

- ФИЛОСОФСКИЕ (самые общие вопросы развития общества, природы, человека). Например: смысл жизни, познание и самопознание; свобода и ответственность; человек и история; человек и культура.

- СОЦИАЛЬНЫЕ (устройство жизни общества). Например: социальная справедливость ил несправедливость; создание правового государства; соблюдение прав человека; прогресс и общество; наука и общество.

- ПОЛИТИЧЕСКИЕ (деятельность государственной власти). Например: политика в жизни общества; гражданское общество; демократия; международные конфликты; разоружение; терроризм; национализм; шовинизм и т.д.

- НРАВСТВЕННЫЕ (духовная жизнь человека, взаимоотношения людей). Например: эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, духовность и бездуховность; честь и бесчестие; интеллигентность и хамство; дружба и предательство; любовь и ревность; конфликт поколений (отцы и дети(.

- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ (взаимодействие человека и окружающей среды). Например: взаимосвязь человека и природы; глобальная экологическая катастрофа; потребительское отношение к природе; экология культуры, языка, нравственности.

- ЭСТЕТИЧЕСКИЕ (восприятие человеком прекрасного). Например: восприятие искусства; воспитание эстетического вкуса; духовность в искусстве; чтение, роль книги в жизни человека; массовая культура. Телевидение, Интернет.

Например: Известный русский писатель публицист Даниил Гранин поднимает важную (сложную, глубокую, актуальную, злободневную, острую, нерешенную и т.д.) нравственную (нравственно-психологическую, нравственно-эстетическую и т.д.) проблему исторической памяти.

ЗАПОМНИТЬ: ПРОБЛЕМА (чего?) смысла жизни

                ВОПРОС (о чем?) о смысле жизни.

2 часть (может содержать от 1 до 3-х абзацев).

Комментарий – пояснительные замечания, рассуждения о том, как автору удалось раскрыть проблему, с помощью чего (сюжета, ярких образов персонажей, автобиографических сведений, размышлениями других авторитетных людей и т.д.).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.