Готовим руку к чтению и письму по Брайлю — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Готовим руку к чтению и письму по Брайлю

2021-06-30 39
Готовим руку к чтению и письму по Брайлю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К освоению системы Брайля»

Обследование письменных принадлежностей

Прежде чем начинать какие-либо действия с прибором для письма по Брайлю, грифелем, и другими необходимыми приспособлениями, с ними нужно хорошо познакомиться. Для этого нужно посчитать, сколько строк имеет прибор, сколько клеток в строке, понять, как устроен прибор, как нужно будет на нем писать, как закладывается в него бумага.

Аналогичным образом знакомимся с прибором прямого чтения, “Брайлевской колодкой”, прибором “Брайлевское шеститочие”.

Особое внимание следует обратить на правильное положение рук и пальцев при пользовании грифелем.

При накалывании точек грифель надо держать строго вертикально. Указательный палец должен лежать в выемке на ручке грифеля. Большой и средний пальцы придерживают грифель с боков у шарика, находящихся над гвоздем-иглой.

Если прибор Брайля и грифель новые, то, как правило, грифель требуется поточить так, чтобы он хорошо попадал в дырочки на приборе, но не рвал бумагу. Что касается прибора, лучше всего использовать не новый, а уже подержанный прибор, так как в нем намного легче накалывать точки.

Далее выполняем вышеупомянутое упражнение – движение грифеля по дырочкам “Брайлевской колодки” справа налево по столбцам сверху вниз.

Затем продолжаем его выполнять, но уже на приборе “Брайлевское шеститочие”. Потом надо перейти к стандартному письменному прибору для слепых (прибору Брайля) и к прибору прямого чтения.

Именно на двух последних приборах нужно учить детей накалывать точки.

При письме всегда указательный палец левой руки должен находится на стенке клетки, являющейся противоположной той, вдоль которой осуществляется накалывание точки.

Например, если нужно накалывать первую точку, то указательный палец находится на стенке рядом с четвертой точкой, а при накалывании четвертой точки, переходит на стенку соседней клетки, которая находится рядом с первой точкой. Указательный палец, располагаясь на стенке клетки, служит ориентиром для положения грифеля при его движении сверху вниз. Кончик пальца – первая точка, чуть ниже – вторая, еще ниже – третья; четвертая, пятая и шестая точки располагаются аналогично. Ориентирование осуществляется путем прикосновения вертикальной части иглы грифеля к указательному пальцу в соответствующих местах.

Существует два варианта накалывания точек:

1. точки накалываются в клетке прибора Брайля по часовой стрелке, т.е. сначала вдоль правого края клетки сверху вниз накалываются 1-я, 2-я и 3-я точки, а затем снизу вверх вдоль левого края клетки – 6-ая, 5-ая и 4-ая точки. Этот вариант считается более рациональным для скорости письма, но нарушает порядок точек при запоминании обозначений букв при письме.

2. Последовательное накалывание точек от первой до шестой, т.е. сначала сверху вниз накалываются 1-я, 2-я и 3-я точки, а затем также сверху вниз – 4-я. 5-я и 6-я точки. Этот способ практически не замедляет письмо.

Добиться от ребенка усвоения расположения точек при письме можно, выполняя описанные выше упражнения, сопровождая процесс накалывания точек соответствующим им номерам.

Усвоение расположения точек при чтении

1. На листе картона строим шесть стоянок для машин (делим часть картона на шесть квадратов или прямоугольников). Можно использовать лист писчей бумаги для письма по системе Брайля, разделенный рельефными линиями из брайлевских точек на шесть прямоугольников (горизонтальные линии накалываются 2-й и 5-й точками, а вертикальные – 1-й, 2-й и 3-й).

Далее можно взять шесть маленьких одинаковых машинок и поиграть с ребенком в гараж, откуда выезжают машины. Каждому прямоугольнику присваивается номер в соответствии с расположением точек при чтении: слева сверху вниз – 1, 2, 3, справа – 4, 5, 6.

Можно играть в такси. Ребенок при этом может выполнять роль диспетчера, который принимает заказы.

 

Игры, построенные на рассматривании

Прямых и ломаных линий

Храбрые зайцы”. На листе через строчку нанесены рельефом прямые линии. Зайцы (пальцы ребенка) хотели посмотреть, что интересного есть в лесу, но по одному бегать боялись; поэтому они решили, что будут бежать от начала каждой тропинки друг за другом.

Сколько кирпичиков на дорожке?”. Ребенку предлагается посчитать и ответить, сколько шеститочий находятся на строке.

Сколько на дорожке разбитых кирпичиков?”. Предлагается сосчитать и ответить, сколько неполных шеститочий имеется на строке.

Сколько ступенек у нарисованной кирпичиками (шеститочиями) лестницы и сколько всего кирпичиков нарисовано?”.

Обследование “ковриков”, изображенных с помощью различных комбинаций точек.

Вариант заданий: - На что похожи рисунки на ковриках?”

Коврики могут быть выполнены различными комбинациями точек: шеститочиями; точками 1, 2, 3; точками 2, 4, 6 и 1, 3, 5.

- Сравнение линий и определение самой длинной, самой короткой, самой тонкой и т.д.

- Сравнение точек и умение находить самую большую, маленькую, высокую и т.д.

 

Использование прибора “Брайлевская колодка”

Варианты заданий:

1. Посчитай клетки колодки (сначала пустые, потом заполненные);

2. Разбери колодочку (сначала допускается хаотичный разбор, а затем надо учить и требовать, чтобы штифты вынимались, т.е. задание выполнялось по порядку – слева направо и сверху вниз по столбцам).

3. Собери колодочку (сначала можно допускать хаотичную сборку, а затем надо учить собирать, т.е. вставлять штифты в отверстия, по порядку по столбцам слева направо, сверху вниз).

При работе с колодкой и выполнении данных заданий целесообразно употреблять слово "составь" (букву, слово). Многие дети сначала затрудняются вставлять штифты в отверстия колодки, поэтому нужно попросить их распознать (прочитать) какую-либо букву, когда играете в слова.

Впоследствии, когда у ребенка появляется навык сборки колодки, он сам составляет буквы без особых усилий, не теряя при этом интереса к обучению.

4. Счет отверстий в каждой клетке колодочки.

При счете называется номер точки в соответствии с ее положением в шеститочии.

5. Работа по образцу.

Все задания, выполняемые с использованием колодочки, естественно, тоже можно обыгрывать.

6. Упражнения с использованием пластилина. Наложение пластилина на различные сочетания точек в клетках прибора “Брайлевская колодка” и беседа о том, на что похож отпечаток; в дальнейшем учим детей анализу сочетания точек и лепке по образцу соответствующего знака системы Брайля.

Подготовка ребенка к накалыванию точек на приборе прямого чтения или стандартном приборе для письма.

С этой целью можно поупражнять детей в обкалывании грифелем маленьких предметов. Это можно сделать на брайлевской бумаге, если подложить под нее лист мягкой резины.

 

К освоению системы Брайля»

Готовим руку к чтению и письму по Брайлю

Знание Брайля – это рабочий инструмент незрячего ребенка. А письмо по Брайлю – это основа грамотности вашего малыша. Чтобы овладение письмом прошло легче, предлагаем Вам и вашему ребенку ряд упражнений, с помощью которых вы можете подготовить его руку к овладению этим важнейшим навыком.


1.Захват ладонью:

- сжимать резиновые игрушки;

- сжимать пластилин / глину;

- вынимать игрушки из коробки;

- рисовать;

- поднимать шипастые мячики;

- сыпать песок из кулачка;

- пользоваться формочками для печенья;

- собирать крупный конструктор.

 

2.Захват пальцами:

- нанизывать бусины;

- держать и резать бумагу ножницами;

- рисовать мелками или кисточкой;

- пользоваться клеем-карандашом;

- отщипывать кусочки пластилина;

- собирать мозаику из деталей-гвоздиков;

- строить башни из кубиков;

- подбирать мелкие предметы;

- переворачивать страницы в книге;

- пользоваться пинцетом;

- плести из бумажных полос;

- вкладывать фигурки в игрушку (т.е. сортировать предметы по какому-либо признаку);

- сортировать и перекладывать мелкие предметы

- застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки и молнии (на себе)


3. Захват большим и указательным пальцами:

- лопать пузырчатую упаковку;

- подбирать бусины;

- завязывать бантик;

- пользоваться канцелярскими кнопками;

- играть со шнуровками;

- нанизывать мелкие бусины:

- собирать мозаику;

- пользоваться прищепками;

- пользоваться пипеткой;

- заводить ключиком механические игрушки;

- проталкивать монетки в копилку;

 

4. Разжатие руки:

- отдавать игрушки по просьбе;

- собирать пирамидки, матрёшки, и т.д.;

- сортировать предметы;

- складывать игрушки в коробку. Все упражнения из секции «захват» подразумевают разжатие руки и отпускание предмета.


5. Вращательное движение запястья

- закручивать гайки;

- скручивать проволоку;

- крутить ручку настройки на радиоприёмнике;

- открывать банки и бутылки с завинчивающимися крышками;

- открывать и закрывать краны с водой;

- заводить механические игрушки, музыкальные шкатулки;

- поворачивать дверные ручки;

- зачерпывать совком песок, крупу, фасоль и т.д.;

- рисовать пальчиковыми красками;

- находить игрушки, закопанные в песке, в сухой фасоли, крупе и т.д.;

- разворачивать конфеты в фантиках;

- переливать воду из одной ёмкости в другую.


6. Изолированные движения пальцев:

- делать отпечатки пальцев в пластилине или глине;

- нажимать клавиши;

- нажимать кнопки на блендере, тостере и другой кухонной технике;

- играть на музыкальных инструментах;

- набирать номер на телефоне;

- прикалывать кнопки к пробковой доске;

- обводить трафареты пальцем.

 

7. Движения двумя руками
(почти все эти упражнения предполагают, что одной рукой ребёнок будет держать предмет, а другой что-то с ним делать, что особенно сложно для незрячих и слабовидящих детей):
- нанизывать бусины;

- отматывать липкую ленту;

- рвать бумагу;

- открывать и закрывать банки с завинчивающимися крышками;

- резать бумагу ножницами;

- пользоваться дыроколом;

- пользоваться наждачной бумагой;

- проводить прямые линии по линейке;

- одной рукой держать контейнер, а другой что-нибудь в него складывать;

- держать в одной руке куклу и причёсывать или кормить её другой рукой;

- собирать конструктор «Лего»;

- рисовать пальчиковыми красками (двумя руками);

- лепить из пластилина колбаски и шарики;

- пользоваться канцелярскими скрепками;

- обводить по трафарету;

- придерживать миску и размешивать содержимое ложкой.

8. Развитие силы рук и пальцев:

- мять бумагу;

- пользоваться прищепками;

- лепить из пластилина;

- выдавливать клей из бутылки;

- раскатывать тесто скалкой;

- пользоваться дыроколом;

- забивать гвозди;

- собирать и разбирать «Лего» и другие конструкторы такого типа;

- сжимать теннисный мяч;

- отжимать губку.

 

9. Правильное положение пальцев:

- понимать, что у каждого пальца своя роль - есть «главный» палец, а есть «помощники»;

- выставлять пальцы по краю карандаша или линейки.


10. Лёгкое прикосновение

- общая релаксация - если всё тело напряжено, ребёнок не научится легким прикосновениям;

- положить в ряд пуговицы или шашки, пусть ребёнок ведёт по ним пальцами, не сдвигая предметов;

- катать ватный шарик под пальцами;

- учиться «щекотать» брайлевские точки.


11. Движение рук слева направо:

- вести руками вдоль выложенной по прямой дорожке из шерстяной нити, из палочек и т.д.;

- вести руками вдоль приклеенных на бумагу соломинок, проволоки и т.д.


12. Упражнения для подготовки к чтению по Брайлю:

- вести руками вдоль строки, состоящей из одинаковых брайлевских символов без пробелов;

- вести руками вдоль строки, состоящей из разных брайлевских символов без пробелов;

- вести руками вдоль строки, состоящей из одинаковых брайлевских символов, разделённых одной или двумя пустыми клетками;

- вести руками вдоль строки, состоящей из разных брайлевских символов, разделённых одной или двумя пустыми клетками;

- вести руками сверху вниз вдоль колонки, состоящей из одинаковых брайлевских символов без пустых строк;

- вести руками сверху вниз вдоль колонки, состоящей из разных брайлевских символов без пустых строк.

Положение рук при чтении и письме имеет очень большое значение. С одной стороны, нельзя допускать, чтобы ребенок сутулился, с другой, – он не должен, особенно при письме, слишком высоко поднимать плечи. В то же время необходимо найти такое положение для рук ребенка, чтобы его локти не терлись о стол, и ему было бы не слишком трудно удерживать кисти рук в нужном положении (пальцы полусогнуты и не растопырены, подушечки касаются поверхности книги или прибора).

Следует также отметить, что большое значение для обучения детей письму имеет прибор прямого письма и чтения. Этот прибор позволяет накалывать точки без больших усилий, что очень важно, если у ребенка слабые руки.

Как правило, у ребенка руки достаточно сильны, чтобы накалывать точки на бумаге. Проблема заключается в ловкости рук ребенка. Дело в том, что маленькие дети, а особенно незрячие, затрудняются выполнять мало или плохо усвоенные практически одновременные действия. Если к этому еще добавляется гипертонус мышц или еще что-либо подобное, руки ребенка становятся неловкими и напряженными уже при простом прикосновении к грифелю или прибору.

Пока у ребенка не выработалось стереотипное негативное эмоциональное отношение к процессу письма (а также и чтения), лучше отработать все движения, не торопясь, последовательно, а затем постепенно соединить их в единое целое.

 

Прибор прямого письма и чтения имеет несколько плюсов для ребенка:

- он устойчив на поверхности стола;

- дает возможность быстро удовлетворять интерес и потребность контролировать результат своих действий и сразу же исправлять ошибки;

- на нем легко накалывать точки;

- прибор нельзя переворачивать, дети учатся осторожному обращению с вещами и контролю над их правильным положением.

Минус прибора прямого чтения - мелкий шрифт при выкалывании точек. Это может являться затруднительным для его восприятия некоторыми детьми.

Наблюдения за детьми показали, что на начальном этапе те дети, которые предпочитают более мелкие предметы, очень хорошо выполняют задания, используя этот прибор. Те же, кто предпочитает игрушки и предметы большего размера, лучше работают с обычным письменным прибором и тонкой бумагой (например, для плоского письма), а иногда им нужно начинать накалывание точек на приборе “Брайлевское шеститочие”.

Перед накалыванием точек полезно проделать следующее:

1. выполнять упражнения на снятие напряжения с рук ребенка;

2. перемещать грифель по дырочкам прибора “Брайлевская колодка” по столбцам сверху вниз и справа налево;

3. выполнять вышеуказанные упражнения на обычном письменном приборе Брайля, что позволит перейти к ориентированию в более мелкой клетке.

После описанной предварительной работы можно перейти к непосредственному накалыванию точек на приборе прямого чтения. Работа на нем послужит переходом к накалыванию точек непосредственно на приборе Брайля, но с гораздо меньшими усилиями.

Если нет прибора прямого чтения, то используется письменный прибор и обычная бумага.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.